
Красный лев и пальма на фоне небесной зари
Гербы Индии и Шри-Ланки
ИНДИЯ
Первые
сведения о какой-либо городской символике в
Индии можно отнести к последним векам до н.э.,
когда в некоторых городах когда-то раздробленной
страны в определённой мере сложилось
самоуправление. Их символами могло быть знамя с
изображением местночтимого божества или его
символа.
В Средние века дело обстояло примерно так же.
Хотя с этого времени известно использование
цветных знамён, особенно в мусульманских
государствах. Так, цветами Дели в XIV—XV вв.
можно считать жёлтый и белый. В целом
представляется правильным выделить
доколониальный период развития городской
символики. К началу Нового времени за
некоторыми городами закрепились символы,
существующие и в наши дни: у города Удайпур —
лик солнечного бога Сурьи, у Джодхпура —
священный сокол Гарур, знак местной династии
воинов-раджпутов (эмблема известна с 1364 г.).
Двуглавый Гарур (Берунда) стал знаком князей
Майсура. А вот магараджи Триванкора
использовали в качестве своего символа
священный рог. В Дхолпуре с конца XVIII в.
бытовало знамённое изображение мифического царя
обезьян Ханумана. Процветавший в период Великих
Моголов город Лакхнау имел эмблемой
изображения рыб и шаров. Все эти городские
символы одновременно были знаками правителей
местных княжеств, владения которых зачастую
состояли только из городской округи. Какой-либо
стройной системы геральдических фигур в
средневековой Индии не существовало, хотя
священные изображения имели своё традиционное
значение — солнце означает в индийской
традиции свет и добро, слон — выносливость,
силу и помощь, змея — мудрость, попугай —
учёность и красноречие, колесница — движение,
развитие и т.д. Эмблемы помещались на городских
воротах, воинских щитах, знамёнах — т.е., в
принципе, как и в Европе.

|

|

|
Удайпур
|
Джодхпур
|
Триванкор
|
Первым гербом колонии европейцев в
Индии стал герб португальского Гоа. С самого
начала колониальные власти пошли по пути
сочетания европейских и местных геральдических
элементов. Так, в Гоа в качестве основного
символа герба стало использоваться «колесо
жизни», дополненное изображением башни,
обозначающей крепость. В таком виде герб Гоа
просуществовал до воссоединения Португальской
Индии с Республикой Индия в 1961 г. С XVIII в.
известен герб французской колонии Пондишери на
юго-восточном побережье страны (сейчас — Путуччери).
Основные фигуры на французском щите — шесть
морских якорей, два из которых соединены в центре
серебряного креста, а четыре помещены в поля,
образованные крестом (цвета золота и лазури).
Якоря — символ мореплавания, их «узел» —
указание на особое значение порта Пондишери для
ост-индской морской торговли Франции.
К середине XIX в. большая часть Индии попала
под власть Великобритании. Власти последней
разделили страну на Британскую Индию —
территорию, непосредственно подчинённую
администрации в Калькутте, и Туземную Индию —
районы, где сохранялось (ограниченно) правление
местных владетельных князей. Соответственно, с
конца XIX в., когда стали целенаправленно
составляться гербы индийских городов и областей,
в Британской Индии они следовали скорее
традициям метрополии, а в Туземной в английские
геральдические каноны вписывалась местная, уже
существовавшая ранее, символика.
Примером герба города Британской Индии может
служить большой герб крупнейшего порта на
Аравийском море — Бомбея. В английском
щите в нижней, лазоревой части изображены три
традиционных восточных корабля с косыми
парусами. В верхнем, золотом поле — чёрные
столбы, обозначающие этот город как морские
ворота Индии; между ними — красный лев в короне.
Тот же лев изображён в навершии герба, золотые
леопарды — его щитодержатели. Внизу расположена
лента девиза: «Где царит Праведность, всегда
будет Победа».
Мы располагаем, кроме того, описанием
гербов ряда городов Туземной Индии. Например, Джайпура
(1877 г.). Щит представляет собой пятицветное
знамя раджпутов (красный, зелёный, белый, синий и
фиолетовый цвета). В верхнем углу — стебли
злаков. Щитодержатели — конь и лев (конь как
символ воинской доблести раджпутов, лев как
священное животное сикхов; один из их первых
правителей — Джая Сингх, основал город в начале
XVIII в.). В навершии герба — дерево «кучнар».
Девиз гласит: «Основа — закон, победа —
сладость».
Далее, Джаора (1895 г.). В центре эмблемы —
весы, символ правосудия. Справа и слева —
поднятые мечи, означающие воинское рвение.
Вверху — пятиконечная звезда, символ далёкой
цели (оставшийся ещё от мусульманских
правителей).
Город Барода (1924 г.). В красном фигурном
щите — скачущий всадник. В навершии герба — рука
с поднятым кинжалом. Щит поддерживают два слона.
Красный цвет щита обозначает цвет земли холмов
Махабалешвара, долины священного Ганга.
В английском щите Патиалы — сложенное
оружие. Навершие герба — рыцарский шлем, над
которым — идущий слон. Щитодержатели — лев и
конь.
В красном поле щита Удайпура —
восходящее солнце с ликом бога Сурьи. Щит держат
стрелок-бхил и раджпутский воин. Город Майсур.
В его красном щите — двуглавый Гарур. Щит
поддерживают тигры с хоботами слона. А вот Камбай
— старый морской порт Ахмадабада. В зелёном
поле щита — башня и два корабля. Щитодержатели —
два крылатых гения, навершие — рыцарский шлем,
символизирующий власть местного наваба. Девиз
города: «Врата Божьего могущества».
Теперь — Бхопал. В зелёном поле щита —
башня и двенадцать цветков лилии, заключённых в
круги. Навершие — стрелы и лилия. Девиз: «Победа
Аллаха» (отражает время побед мусульманских
войск). Щитодержатели — две рыбы-«щёголя».
И, наконец, Хайдарабад. Главный элемент щита
— амулет «чапати». Щитодержатели — два льва, в
навершии — тигр (символы победы). Девиз: «Место
поклонения Аллаху».
Европейская традиция в этих гербах сказывается
в наличии наверший (например, с изображением
рыцарского шлема, дерева), а также
щитодержателей, чаще всего в виде животных,
реальных или фантастических, реже — людей и
сверхъестественных существ. Обязательным
элементом герба стала лента с девизом на
английском языке или языках урду и хинди.
Cоединение местной традиции с британской
оказалось весьма эклектичным. Это во многом
определило отказ от ряда элементов колониальных
гербов после провозглашения независимости Индии
в 1947 г.
За почти 60 лет независимого существования
Республики Индии официально утверждены гербы
муниципальных городских корпораций
значительной части страны, хотя этот процесс не
завершён до сих пор. В первую очередь были
разработаны новые гербы для крупнейших
мегаполисов, промышленных и культурных центров,
вновь основанных административных городов. В
меньшей степени забота о современной геральдике
сказалась на исторических городах и
туристических центрах. Там власти зачастую
ограничивались использованием логотипа города
или изображения какой-то его
достопримечательности либо древнего
бога-покровителя.
География современной индийской
геральдики пока неравномерна. В наибольшей
степени «охвачены» гербами приморские штаты с их
международными контактами: Гуджарат, Махараштра,
Тамилнад, Карнатака, Андхра-Прадеш. Меньше
разработаны гербы городов штатов бассейна Ганга
и севера страны — Пенджаба, Джамму и Кашмира, ещё
меньше их в восточных штатах — Ассаме, Мегхалая,
Манипуре и др. По-видимому, пока совсем
отсутствуют городские гербы в Сиккиме,
Аруначал-Прадеше и на островах Индийского
океана — Никобарских, Андаманских и
Лаккадивских. Не так много современных гербов в
Раджастане, где, как уже было сказано, города
обзаводились символами ещё в XIV в.
Если определить стилевую особенность новых
гербов, то это, конечно, отражение национальной
специфики, исторического прошлого, а также
современных занятий населения, включая отрасли
местного хозяйства. Пожалуй, как нигде в мире
здесь популярны изображения
достопримечательностей городов и
административных зданий. Иногда встречаются
элементы пейзажа — вершины гор, священные рощи. В
то же время меньшее место, чем в колониальной
Индии, заняли мотивы, связанные с животными и
людьми.
Попробуем описать ряд современных городских
гербов Индии.
Дели. Для муниципальной корпорации столицы
Индии герб был составлен в 1950-е гг. В нём в
первую очередь были отражены черты нового
стилевого видения в индийской геральдике.
Заключённый в круг вырезной щит разделён по
горизонталям на два поля. В верхнем, зелёном —
изображения трёх основных
достопримечательностей Дели: минарета
Кутб-Минар (XII в.), Красного форта (XVII в.),
комплекса правительственных зданий (начало ХХ
в.). В нижнем, красном поле — раскрытая книга,
на страницах которой — традиционные символы
благополучия и развития.
Мумбай (Бомбей). Герб, появившийся в первые
годы независимости, включил в себя некоторые
элементы прежнего, колониального, но был
значительно обновлён. Фигурный щит рассечён на
четыре части — красные и лазоревые. В лазоревых
полях — три корабля, рисунок которых стал более
современным, и стилизованное изображение завода
внутри зубчатого колеса (символы промышленности
города). В красных полях — условные рисунки, т.н.
Ворот Индии (построены в 1924 г.) и Дома
правительства. В навершии — красный лев
(без короны). Вместо щитодержателей — орнамент с
коробочками хлопка (через город идёт мировой
хлопчатобумажный экспорт). Внизу, на ленте,
прежний девиз на языке маратхи.
 |
Мумбай (Бомбей)
|
Колката (Калькутта). Герб представляет
собой сложную композицию на прямоугольном щите.
Центральное изображение — рука с горящим камнем.
Это символ покровительницы города, богини Кали.
Плывущая фелюга и рыбы напоминают о расположении
города в дельте Ганга, а также являются знаком
быстротекущего времени. Колосья и цветы
обозначают, соответственно, плодородие земли
Бенгалии и здешние сады.
Ченнай
(Мадрас). Эмблема города 1950—1960-х гг. включала
в себя изображение храма XVII в. и львиной
капители царя Ашоки — символа единства
Индии, ставшего современным государственным
гербом страны. Новый герб, применяемый в наши дни,
решён более многообразно. На внутреннем щите
изображены золотые тигр и рыбы — символы жизни
на суше и в море. Здесь же — изображение лодки на
волнах и гор. В навершии — крепость с башнями и
воротами, означающая форт, построенный здесь
англичанами в 1639 г. и положивший основание
городу. В большой герб входят также красный
колчан и стрела.
Бангалор (Бенгалуру). Главным элементом
герба является изображение башни
административного здания — Видхана Судха,
построенного в неодравидском стиле. Под ним —
стилизованная латинская буква «В» и обвивающая
её змея.
Хайдарабад. В центре эмблемы города — его
главная достопримечательность, Красные ворота.
Красный цвет в восточной традиции означает также
юг, в данном случае Южную Индию.
Мадурай. Символ города — индуистский храм
XIV в.
Ранчи. В многоцветной композиции герба
круглой формы — восходящее солнце, горные
отроги, поле спелой пшеницы, зелёный холм и
дорога.
Вадодара. В синем прямоугольном щите —
стрельчатое «окно» в стиле национальной
архитектуры, в котором изображено «мировое
древо» — символ древнейшей индийской культуры, а
также связи различных стихий и сил.
Ахмадабад. В центре круглого герба —
средневековые городские стены с мостом,
переброшенным через реку Сабармати. Это до сих
пор одна из главных достопримечательностей
города, основанного в XV в. Внизу — факел и глаз,
имеющие сакральное значение.
Панаджи. Главный город территории Гоа
теперь имеет многофигурный герб с фигурным
щитом, не имеющий ничего общего с гербом Гоа
колониальных времён. В рассечённом на четыре
части щите (два белых и два чёрных поля — знаки
дня и ночи) изображены дерево, фигура в лодке и
плотина. Внизу — лента девиза: «Руки, которые
заботятся».
Амритсар. Символ города — Золотой храм,
главная святыня сикхов.
Лудхияна. В навершии круглого щита —
стилизованное изображение ткацкой бобины. Две
круговые линии, идущие от него, — спряденные
нити. Этот город в Пенджабе является одним из
центров текстильной промышленности страны.
Чандигарх. Город был основан в 1951 г. как
административный центр двух штатов: Харьяна и
Пенджаба. «Город-сад» спроектирован Ле Корбюзье.
Герб Чандигарха представляет собой
стилизованный силуэт летящей священной птицы,
крыло которой имеет очертания Башни теней —
архитектурного символа города. Силуэт птицы
соответствует городской планировке, поэтому в
него включён рисунок улиц и площадей. Пожалуй,
это — наиболее «концептуалистски» решённый
городской герб в Индии.
Гувахати. Герб крупнейшего города штата
Ассам соответствует его титулу — «город
восточного света». Серебряный круг с зубцами
одновременно означает и солнце, и
шестерёнку — символ промышленности города.
В центре чёрного круга — пейзаж: вершины гор и
разлив в долине реки Брахмапутры.
Нагпур. Герб в виде шестиугольной розетки
появился совсем недавно, в 2002 г. — в
ознаменование 300-летия города. Рядом с надписями
«Нагпур» (латиницей и на языке маратхи) и датой
«1702» изображён плод манго, являющийся одним из
символов Индии.
ШРИ-ЛАНКА
Тот, кто увидит белую ворону, гнездо
рисовой птицы,
прямую кокосовую пальму или мёртвую обезьяну,
будет жить вечно.
Пословица
 |
Флаг и герб Шри-Ланки
|
Старейшим городским символом на этом
острове в Индийском океане можно считать знамя
Канди. Уже в XV—XVI вв., в период роста могущества
правителей этого древнего местного внутреннего
царства использовались знамёна тёмно-красного
цвета с изображением золотого льва с поднятой в
правой передней лапе саблей (мечом). Лев («сингх»)
символически связан с наименованием жителей
острова, имевшими североиндийское
происхождение. Согласно легенде, Сингхатой звали
принца, который утвердил здесь власть
сингальской династии ещё в начале I в. до н.э.
Символ Канди применялся до завоевания царства
Англией в 1815 г., а с 1948 г. он лёг в основу
флага независимого Цейлона (ныне — Шри-Ланка).
Другие городские гербы были заведены на
Зелёном острове европейцами по образцу своих
метрополий. В 1517 г. появившиеся у берегов Ланки
португальцы захватили небольшой порт Кулам
(Коломбо) и построили там мощную крепость.
По-видимому, именно португальского
происхождения первый герб Коломбо,
встречающийся в источниках XVII в., когда
прибрежная часть острова была уже отобрана у
португальцев голландцами, вступившими в союз с
правителями Канди. Впрочем, боевой слон и
скрещённое оружие (изображённые на гербе) могли
существовать и ранее как эмблема правителей
прежнего приморского княжества Котте (ныне
Котте — район Коломбо).
Утвердившись на значительной части острова,
владельцы нидерландской Ост-Индской компании,
между прочим, составили гербы для городов на
юго-западном и северо-восточном побережьях
Цейлона, как официально стала называться страна
в колониальный период. Гербы датируются 1720 г.
Их основой стали щиты немецкого или французского
типа. Герб Коломбо как административного центра
получил в навершии корону, а герб северного
тамильского порта Джафна, ставшего центром
комендантства, — красный рыцарский шлем.
Символом Коломбо теперь стало изображение
храмового дерева (ранее присутствовавшего в
малом гербе на спине слона). Джафну же стала
символизировать пальмирная пальма, единственное
дерево, растущее на известняковом полуострове.
Интересен принцип составления герба города Галле.
Это — типичный для ряда стран Европы
«мнимоговорящий» герб. В названии города
европейцам слышалось латинское «галлис» —
«петух», и не ранее, чем к началу XVIII в.,
утвердилась легенда о том, что именно петух на
высоком морском утёсе спас первых португальцев
от шторма, указав своим пением направление
берега. Этот петух с ярким оперением на скале над
морскими волнами и был изображён на гербовом
щите. На самом деле название города —
сингальское и означает «постоялый двор».
Символом Тринкомали стал
кандийский воин с копьём — именно таких воинов
прислали (по договору с Голландией) для
совместного строительства крепости. В гербе Баттикалоа
изображены морская лагуна и камыши, на щите Негомбо
— сосуд, Матара — крепостная башня и мост
через залив.
В 1795—1802 гг. прибрежный Цейлон был захвачен
Англией. Британские власти очевидно, оставили в
силе голландские городские гербы острова (как
это, например, произошло в Капской колонии в
Южной Африке).

|

|

|
Негомбо
|
Баттикалоа
|
Коломбо
|
В новейший, независимый период истории
Шри-Ланки широко применяется лишь новый герб
Коломбо. В нём (овальной формы) достойное место
заняла кокосовая пальма, веками «кормившая»
город и являющаяся предметом многовекового
поклонения в стране. Пальма изображена на берегу
морской бухты, на фоне белых известняковых гор и
небесной зари. По нимбу надпись на английском
языке: «Муниципальный совет Коломбо». В других
регионах острова чаще, чем городские символы,
используются земельные флаги с изображением
львов, обезьян, буйволов, цветов и деревьев, в
основе которых — ещё доколониальные местные
знамёна.
Аркадий КУЗНЕЦОВ |