| ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Цели урока Охарактеризовать русско-французские взаимоотношения в начале XIX в.; выявить предпосылки и причины Отечественной 1812 г. Сформировать представление учащихся о силах и планах сторон. План урока 1. Участие Poccии в антифранцузских коалициях. 2. Предпосылки и причины войны. 3. Подготовка к войне. 4. Расстановка сил, планы и намерения сторон. Проблемный вопрос Была ли война России с Францией неизбежной? Были ли неразрешимы противоречия (какие) между Францией и Россией? Оборудование урока Учебник: Данилов А.А., Косулина Л.Г. История России. XIX век. М., 2000; Градскова Е.П., Самсонов А.И. Школьный атлас по истории России. М., 1997; Карта «Внешняя политика России в начале XIX века»; Раздаточный материал: схемы и таблицы; гербы и флаги России и Франции начала XIX в. Видеоматериал: учебный фильм «Наполеон». ХОД УРОКА I. Вступительная часть Учитель. Россия расположена между Западом и Востоком, поэтому всегда существовали два направления внешней политики России: восточное и западное. В начале XIX в. сложилась непростая для России ситуация: неспокойные взаимоотношения на обоих направлениях. И всё же основные события, затронувшие судьбы многих стран и народов, развернулись на Западе, в Европе. Поэтому сегодня на уроке основной акцент мы сделаем на европейском направлении внешней политики России. Запишем тему сегодняшнего урока: «Внешняя политика России в начале XIX в.» С конца XVIII в. в Европе чрезвычайно тревожно: идут непрерывные войны, в которых коалиции европейских держав во главе с Англией противостоят республиканской Франции. Просмотр учебного фильма «Наполеон». Учитель. В 1796 г. молодой генерал Бонапарт одержал ряд блестящих побед над австрийцами, и его имя стало известно всему миру. К этому моменту стало ясно, что идеи Французской революции могут проникнуть в Европу с помощью французского оружия. «О, как шагает этот юный Бонапарт! Он герой, он чудо-богатырь, он колдун! Он побеждает и природу и людей. Не заботясь о числе, он всюду нападает на неприятеля и разбивает его начисто. Ему ведома неодолимая сила натиска – более не надобно. В действиях свободен он, как воздух, которым дышит; он движет полки свои, бьётся и побеждает по воле своей», – пишет А.В.Суворов. В 1799 г. Наполеон совершил государственный переворот во Франции и присвоил себе титул первого консула. В 1804 г. Наполеон провозгласил себя императором – начинаются войны за мировое господство. II. Основная часть 1. Участие России в антифранцузских коалициях Взаимоотношения России с Францией с начала XIX в. и до Отечественной войны 1812 г. Работа с таблицей 1 Приложения. А. Выявим периоды потепления и охлаждения взаимоотношений России и Франции накануне войны: 1) 1800–1803 – союз; 2) 1804–1807 – конфронтация; 3) 1807–1811 – союз. • Почему войны против Франции носили коалиционный характер? • Сколько существовало коалиций, какие страны в них входили? • В чём причины неудач военной кампании 1805–1807 гг.? • Почему союз России и Франции в 1807 г. многие сочли вынужденным? Какие события предшествовали ему? Выслушиваются ответы учащихся. Б. Определим, почему Россия оказалась вовлечённой в пожар европейских войн. Могла ли она не участвовать в них? • Могла ли Россия вести себя спокойно, оставаясь в стороне от европейских проблем? Учащиеся подводятся к выводу: Россия стремится к усилению своей роли и влияния в международных делах. 2. Предпосылки войны А. Какие противоречия между Россией и Францией привели к войне 1812 г.? Была ли война неизбежна? Учитель. Мы только что определили, что в 1807 г. был заключён союз России и Франции – Тильзитский мир. Однако вскоре начинается период охлаждения и взаимного недоверия. Почему это происходит? Для того чтобы это понять, нужно выявить причины, содержание и последствия заключения Тильзитского мира для России. Обратимся к документу «Условия Тильзитского мира» (см. Приложение). • Выгодны ли условия мира для России? Какие статьи противоречат её интересам? • Какая статья наиболее сильно ударила по экономике России, почему? • Что побудило Александра I заключить союз с Наполеоном? • Прокомментируйте высказывание М. Сперанского (см. Приложение). • Можно ли говорить о долговременности и прочности Тильзитского мира? Принёс ли он подлинный союз и мир? Учащиеся подводятся к выводам. 1. Мир вынужденный и непрочный, временный; 2. Новое столкновение в будущем становилось неизбежным. • Какие факты нарушения мира со стороны России и Франции можно привести? • Какие субъективные и объективные факторы разрыва отношений с Францией были у России? Учитель подытоживает ответы учащихся и делает выводы о предпосылках новой войны: 1) экономические: присоединение к континентальной блокаде; 2) внешние: обострение отношений с бывшими союзниками; 3) внутренние: опасность нового дворцового переворота в России. Война России и Франции была неизбежна. Б. Причины войны. Учитель. Император Франции мечтает о мировом господстве. Его задача – подчинить своему контролю все страны Европы. Планы Наполеона близки к осуществлению: к 1811 г. вся Европа у его ног. Захвачены Бельгия, Голландия, Швейцария, Северная Италия, Далмация. Разбиты Австрия и Пруссия. «От Пиренеев до Одера, от Зунда до Мессинского пролива всё сплошь – Франция», – пишет русский посол в Париже князь А.Куракин. • Какие страны остались не завоеванными Францией и разрушали идею о мировом господстве? (Россия и Англия.) • Почему Британские острова были в то время недоступны для Франции? (У Франции отсутствует мощный флот.) • Была ли неизбежна война России и Франции? (Да. Россия осталась единственным препятствием на пути к господству в Европе. Только уничтожив русскую армию, отделив от России большие территории и поставив её под свой контроль, Наполеон мог рассчитывать на то, что ему удастся поставить на колени Англию и стать полновластным хозяином Европы.) Учащиеся подводятся к выводу: Рассматриваются причины войны. 1. Стремление Наполеона к мировому господству, агрессивная внешняя политика Франции; 2. Неразрешимые противоречия между Россией и Францией. Учитель. В 1811 г. произошёл разрыв франко-русского союза и началась усиленная подготовка обеих стран к войне. 3. Расстановка сил. Подготовка сторон к войне А. Подготовка России к войне Учитель. Обратимся к схеме 1 Приложения. • Какие рода войск существовали в русской армии в начале XIX в.? • Какие реформы в армии разработало военное министерство во главе с Барклаем-де-Толли? Выслушиваются ответы учащихся. Б. Подготовка Франции к войне Учитель. Ни к одной войне Наполеон не готовился так тщательно, как к походу на Россию. Этот поход должен был стать самым грандиозным из всех его начинаний. Как Франция готовилась к войне? • разработан единый стратегический план; • созданы запасы боеприпасов; • увеличена численность армии до 1,2 млн человек (дополнительная мобилизация); • заключён союз с Австрией и Пруссией; • введена всеобщая воинская повинность; • введено единое командование. Учитель. Обратимся к соответствующему пункту Приложения. Почему армию Наполеона называли армией «двунадесяти языков»? Выслушиваются ответы учеников. Планы, цели и намерения сторон: • Каково было отношение Наполеона к России? • Охарактеризуйте его планы по отношении к России. • Какие цели в войне с Россией преследовал Наполеон? • Какие планы были у России накануне войны 1812 года? • Какой из планов мог принести России наибольший успех? Почему? Какие непредвиденные Наполеоном обстоятельства появились в России? (Погодные условия, бездорожье, партизаны.) Учитель. Обратимся к таблице 2 Приложения. • Сделайте вывод о степени подготовленности сторон к войне. Выслушиваются ответы учеников. III. Заключительная часть Учитель. Накануне войны Франция заключила союз с Австрией и Пруссией, а Россия – с Турцией и Швецией. Вскоре русский посол был отозван из Парижа, a 10 июня 1812 г. французский посол уведомил о прекращении своей миссии. Над Россией нависла грозная опасность. Армия знала, что в войне будет решаться судьба России, и готовилась к жестоким боям. 12 июня 1812 г. войска Наполеона перешли реку Неман и вторглись на территорию России. Началась Отечественная война 1812 г.
Русская армия с честью выполнила свой долг и показала всему миру пример мужества и доблести, достойный восхищения. Приложение (раздаточный материал)Таблица 1
Схема 1 Предпосылки войны 1. Условия Тильзитского мира: A. Россия признала все завоевания Наполеона. Б. Присоединение России к континентальной блокаде против Англии (секретное соглашение). Россия должна полностью отказаться от торговли со своим главным партнёром. В. Военный союз России с Францией. Враги Франции – враги России. Г. На территории польских владений Пруссии образовано герцогство Варшавское, зависимое от Франции. Д. Значительно урезалась территория Пруссии (отторгались польские области), хотя она была сохранена в качестве самостоятельного государства («из уважения к русскому императору») и превращалась в зависимое от Франции государство. Е. Россия выводила свои войска из Молдавии и Валахии, завоёванных у Турции. Подготовка Франции к войне А. Из донесения русского представителя во Франции князя А.Чернышёва 5 августа 1811 г.: «Приготовления к войне не только не уменьшились, но увеличились. Император сделал большие производства по армии. Большинство генералов назначены начальниками крепостей в империи, вакантных бригад и на другие должности в северной армии. Маршалы Удино и Ней уже 8 дней получают жалованье генералов над корпусами большой армии. Устройство администрации большой армии окончено, лица назначены, многие части уже отправлены, другие получили наказание быть готовыми. Устроены огромные магазины с запасами. Наблюдается увеличение сил внутри империи». Б. Количество французов, призванных в армию Наполеона:
К 1812 г. вооружённые силы Франции и подвластных ей стран составляли 1 187 000 человек. К 1 июня 1812 г. французская армия была развёрнута на фронте от Варшавы до Кенигсберга. Она состояла из 3 группировок: правое крыло – под командованием Ж.Бонапарта, центр – под командованием Е.Богарне, левым крылом командовал Наполеон. Таблица 2 Сравнительная характеристика.
В. Армия Наполеона насчитывала 12 корпусов: Императорская гвардия – 47 000 чел.
Г. Численность неприятельских войск, вступивших в Россию в 1812 – 608 000 человек;
ЛИТЕРАТУРАКиняпина Н.С. Внешняя политика России первой половины XIX в. М., 1963. Ульянов Н.И. Адександр I – император, актер, человек. Родина. 1993. № 1. Анисимов Е.В., Каменский А.Б. Россия в 1-й первой половине XIX в. М., 1994. Троицкий Н.А. 1812. Великий год России. М., 1988. 1812 год в русской поэзии и воспоминаниях современников. М., 1987. Жилин П.А. Кутузов. М., 1978. Богданов Л.П. Русская армия в 1812 г. М., 1979. Глинка Ф.Н. Письма русского офицера. М., 1990. Глинка Ф.Н. Сочинения. М., 1986. Муравьев Н.Н. Русские мемуары: избранные страницы 1800–1825 гг. М., 1989. Мишле Ж. История XIX в. Т. 3. Спб., 1884. Родина. 1992. № 6–7. Оксана СОБОЛЕВА, |