© Данная статья была опубликована в № 08/2001 журнала "История" издательского дома "Первое сентября". Все права принадлежат автору и издателю и охраняются.
  •  Главная страница "Первого сентября"
  •  Главная страница журнала "История"
  •  Сайт "Я иду на урок истории"
  •  Содержание № 08/2001
  • Солдаты Красной Армии на польских земля

    осмысление истории

    Елена СЕНЯВСКАЯ*

    Солдаты Красной Армии на польских землях

    Психологические аспекты отношений с
    польским гражданским населением


    *Елена Спартаковна Сенявская — доктор исторических наук, ведущий научный сотрудник
    Института российской истории РАН, наш постоянный автор.
    В числе ее научных интересов — история Второй мировой войны и
    советско-польских взаимоотношений

    Вход для поляков воспрещен. Парково-садовая служба бургомистра
    Вход для поляков
    воспрещен.
    Парково-садовая
    служба бургомистра

    Проблема взаимоотношений народов всегда считалась и остается сложной. Складываются они чаще всего по психологической схеме «мы—они» («свои—чужие»). Разумеется, при наличии некоего третьего компонента «чужие» могут стать «своими», а «они» — «нами». Так, достаточно далекие от русских якуты или буряты становятся за границей своими и близкими «россиянами», а для иностранцев и просто «русскими».
    Если же речь идет именно о двух этносах, то важно, каким именно содержанием наполняется понятие «они» — дружеским, нейтральным или враждебным. Зависит это от многих обстоятельств. Здесь и историческая память, и конкретно-историческая ситуация, и жизненный опыт, и мировоззрение отдельных людей, которые являются субъектами взаимоотношений. Как правило, особенно непросты взаимоотношения соседних народов, накопивших многовековой груз взаимных претензий и обид, не исключающих, впрочем, позитивного опыта контактов и сотрудничества.
    Такова и ситуация со взаимоотношениями русских и поляков. В них переплелись этническая близость славянских народов, этнокультурные и религиозные различия, военные противостояния и длительное существование в рамках общих государств (Речи Посполитой и Российской империи). Не менее мощный фактор — совместная борьба с общими внешними врагами (татарами, турками, немцами и др.).
    Ближайшее прошлое России и Польши — последнее столетие — также насыщено событиями и противоречиями. Польские территории стали одной из основных арен боевых действий первой мировой войны, а проживавшие на них поляки воевали в противоборствующих армиях России, Германии, Австро-Венгрии. Возрождение независимого польского государства в результате распада Российской империи не устранило прежних трений между народами.
    Вместе с тем появились и новые, связанные с идеологическим противостоянием, прямым столкновением в польско-советской войне 1920 г., многолетними территориальными претензиями обеих сторон и их далеко не дружественными взаимоотношениями в сложном контексте мировой политики 1920—1930 гг. Но, пожалуй, самым драматичным фактором стал новый раздел Речи Посполитой в результате «пакта Молотова—Риббентропа» и начала второй мировой войны.
    К 1944 г., которым ограничиваются хронологические рамки данной работы, сформировался запутанный узел общественно-политических проблем, предопределивший еще более сложный комплекс факторов в отношениях русских и поляков. Сложность исторической ситуации состояла прежде всего в том, что на коротком отрезке времени СССР и Польша выступали сначала как противники (1939), а затем, после нападения фашистской Германии на СССР, превратились в союзников. При этом с необходимостью поднимался вопрос о польском правительстве в Лондоне, которое не могло смириться
    с переходом восточных областей страны под власть СССР.
    Оно придерживалось принципа «двух врагов» — Советского Союза и Германии — и рассчитывало на победу повстанческой Армии Крайовой под руководством своих эмиссаров до прихода Красной армии. В свою очередь, СССР был заинтересован в установлении в Польше лояльного, а в идеале — коммунистического режима. Сложившееся с июля 1941 г. сотрудничество СССР с «лондонским правительством» было с обеих сторон
    вынужденным, зыбким и неискренним. Особенно ярко проявились эти черты в сфере военного союза. Созданная на советской территории по соглашению между правительством СССР и эмигрантским правительством Польши от 30 июля 1941 г. польская армия под командованием генерала В.Андерса отказалась от участия в боевых действиях на советско-германском фронте. К 1 сентября 1942 г. она была переброшена на Ближний Восток. А 25 апреля 1943 г., после того как польским эмигрантским правительством был поставлен вопрос о трагических событиях в Катыни, советская сторона разорвала с ним дипломатические отношения.
    Не в силах опровергнуть факт массового уничтожения польских офицеров, Сталин обвинил бывших союзников в «поддержке клеветнической нацистской пропаганды» и перешел к созданию альтернативных законным польских государственных структур, сделав ставку на просоветские круги польской эмиграции в Советском Союзе, равно как и на советских граждан польского происхождения.
    8 мая 1943 г. началось также формирование первых польских регулярных частей, лояльных СССР, которые впоследствии (по декрету Крайовой рады народовой от 21 июля 1944 г.) вместе с партизанской Армией Людовой были объединены в Войско Польское.
    Политические процессы за пределами Польши неизбежно отражались на ситуации в самой стране, оккупированной германскими войсками. Польский народ вел борьбу за свое освобождение в условиях раскола, инициируемого извне. С февраля 1942 г. разрозненные партизанские отряды были объединены в Армию Крайову, подчинявшуюся Лондону. Несколько позже — с мая 1942 г. — под руководством Польской рабочей партии начали формироваться отряды Гвардии Людовой. Впоследствии (конец 1943 г.) они были преобразованы в Армию Людову. У двух направлений польского сопротивления был единый враг — оккупационные силы Германии, но и взаимное соперничество в области идеологии и политики.
    По мере продвижения Красной армии к границе ситуация идеологически и психологически только обострялась. Вставал вопрос о том, кем станут для Польши советские войска, как поведут они себя на польской земле и как к ним относиться.
    Нельзя сбрасывать со счетов и немецкую пропаганду, которая не без оснований (события на «освобожденных» Красной армией в 1939 г. территориях были известны) формировала образ советской стороны как «большевистских варваров», готовых «растоптать» просвещенную Европу, загнать крестьян в колхозы, а всех недовольных уничтожить либо «отправить в Сибирь».
    В проблеме взаимоотношений советских войск с польским гражданским населением существует две стороны. Мы уже рассмотрели исторический контекст, обусловивший психологию взаимовосприятия, усложнявшийся идеологическими мотивами, массированным пропагандистским воздействием, личностными мировоззренческими, биографическими и бытовыми факторами. Был сделан акцент на факторы, влиявшие прежде всего на польскую сторону. Они же, хотя и по-другому, влияли на мировоззрение бойцов и офицеров Красной армии. В их сознании доминировал образ славянского — близкого в противостоянии германцам — польского народа. Но это положительное восприятие переплеталось с идеологическим стереотипом буржуазной «панской» Польши, враждебной советскому государству. Двойственным было и отношение к Польше как союзнику, считавшемуся весьма капризным и ненадежным. Население также во многом рассматривалось с классовой точки зрения: симпатию вызывали рабоче-крестьянские «бедняцкие» слои и негативное отношение — зажиточные и «классово чуждые».
    Таким образом, взаимовосприятие во многом обуславливалось политическими и идеологическими фильтрами, через которые обе стороны смотрели друг на друга. Здесь социальная реальность была перемешана с мифами и пропагандистскими штампами.
    Взаимные психологические ожидания частично подтвердились, но при этом подверглись существенной корректировке, когда два народа пришли в непосредственное соприкосновение.

    Польские дети-сироты в СССР
    Польские дети-сироты в СССР

    Официальная позиция советского руководства по отношению к Польше и в связи со вступлением войск на ее территорию нашла отражение в Постановлении Государственного Комитета Обороны от 31 июля 1944 г. и в директиве Генерального штаба Красной армии командующим войсками 1, 2, 3-го Белорусских и 1-го Украинского фронтов от 1 августа 1944 г. В них, в частности, говорилось, что «вступление советских войск в Польшу диктуется исключительно военной необходимостью и не преследует иных целей, кроме как сломить и ликвидировать продолжающееся сопротивление войск противника и помочь польскому народу в деле освобождения его Родины от ига немецко-фашистских оккупантов». В связи с этим предписывалось «в районах, занятых Красной армией, советов и иных органов советской власти не создавать и советских порядков не вводить»; «исполнению религиозных обрядов не препятствовать, костелов, церквей и молитвенных домов не трогать»; гарантировать польским гражданам охрану принадлежащей им частной собственности и личных имущественных прав. Вместе с тем постановление предписывало советскому военному командованию «установить дружеские отношения с органами власти, которые будут созданы на освобожденной территории Польским комитетом национального освобождения», при этом «никаких других органов власти и в том числе органов польского эмигрантского “правительства“ в Лондоне ... не признавать», а их представителей «рассматривать как самозванцев» и «поступать с ними, как с авантюристами».
    Еще до вступления на территорию Польши среди личного состава советских войск была проведена основательная политико-идеологическая подготовка к этому событию. Ее вели военные советы, политорганы и партийные организации всех уровней. Так, военный совет и политуправление 1-го Белорусского фронта разослали по всем политотделам фронта справку по истории польского государства, характеризовавшую его устройство, политико-экономическое положение, культуру, быт и нравы населения и т.д. Были прочитаны лекции, доклады, проведены беседы на темы: «Задачи личного состава в связи с вступлением Красной армии на территорию Польши», «Победа над германским фашизмом лежит через освобождение народов Европы», «Воин Красной армии — представитель самой сильной и культурной армии в мире», «Железная воинская дисциплина и высокая бдительность — залог победы над врагом», «Красная армия выполняет историческую роль — освобождает народы Европы от фашистского рабства».
    Вот как описывает лекцию о международном положении, прочитанную советским бойцам агитатором полка сразу после вступления на территорию Польши, в своей автобиографической повести «Три круга войны» писатель-фронтовик Михаил Колосов:
    «— Хочу остановиться на положении в стране, на территории которой мы находимся. Это вам важно знать ... ибо вы являетесь непосредственными проводниками нашей государственной политики на чужой территории. Положение в Польше, товарищи, сложное...
    И он рассказал, что в Польше еще в июле месяце создан Польский комитет национального освобождения — ПКНО. С этим Комитетом советское правительство заключило соглашение о том, что, как только зона освобождается от военных действий, руководство на этой территории передается в руки ПКНО.
    — Отсюда наша задача — уважать местные власти Комитета, помогать ему. И быть бдительными: здесь действуют банды террористов, они нападают на комитеты, убивают коммунистов, совершают диверсии и против Красной армии... Как нам вести себя на территории Польши? Как на земле дружественной страны. Помните: вы не дома, но и не в гостях. Без спроса ничего не берите, лес не рубите, местному населению не предлагайте советских денег. Здесь свое государство и свои деньги...
    Многое солдатам было непонятно...
    — Что же это получается? — возмущенно спрашивали они. — Мы освобождаем их территорию, а лесину не сруби, солому не тронь и даже кувшин молока не купи? А кто нам заплатит за тех солдат, которые полегли здесь?.. И еще ляжет сколько!..

    Польские военнопленные в СССР
    Польские военнопленные в СССР

    Майор обернулся к замполиту, улыбнулся снисходительно:
    — Везде один и тот же вопрос... Товарищи, всё это надо понимать так: мы используем польскую территорию для преследования врага, чтобы сокрушить его окончательно. Ну а попутно освобождаем и саму Польшу. Кроме того, с нами бок о бок борется и польская армия, которая с каждым днем наращивает свою мощь...
    — Кто сейчас не понял этой сложной обстановки, — добавил замполит, — поймет со временем. Усвойте одно: должна быть дисциплина! На чужой территории — дисциплина вдвойне! На вас смотрят как на освободителей, как на представителей великого народа — так вы и ведите здесь себя соответственно».
    Как пишет М.Колосов, разъяснениями слушатели остались недовольны — «что-то тут не так, как понималось солдату, слишком все усложнено. Вопросов лектору больше не задавали, но между собой спорили». Однако командование настойчиво проводило свою линию, утверждая в сознании военнослужащих необходимую модель поведения. Тот же автор вспоминает, как личному составу батальона был зачитан приказ по армии с соответствующими комментариями комбата.
    «— Мы на чужой территории, но здесь мы не как завоеватели, а как освободители, мы преследуем врага и освобождаем польский народ от ига гитлеровских оккупантов. Здесь свое государство, здесь свои порядки. Здесь для нас всё чужое, поэтому без разрешения не брать ни палки, ни доски. Деревья рубить категорически запрещается. Для землянок, для дров ищите поваленные, сухие. Лес — это собственность польского народа, и за каждое срубленное дерево нашему государству придется расплачиваться валютой, золотом. Солома нужна? Будем добывать организованно. Поедет старшина к старосте и скажет ему: “Пан староста, чтобы не стеснять гражданское население, мы остановились в лесу. Солдатам для постелей нужна солома. Не могли бы вы нам помочь?” Только так, дипломатическим путем. Думаю, не откажет. Всякие... шалости в отношении местного населения будут строго наказываться...
    В приказе говорилось о том же, о чем сказал комбат, но кроме того сообщалось, что какой-то ротный старшина украл у поляка овцу для кухни, за что был предан суду военного трибунала.
    — Вот это да! — загудели возмущенно бойцы. — За овцу! А он, может, от Сталинграда прошел и хотел солдат подкормить...»
    Реакция бойцов была сложной, они долго и возбужденно обсуждали услышанное. «В конце концов согласились, что вести тут себя надо осторожно, с населением — особенно, но за овцу под трибунал — это уж слишком», а в заключении сделали вывод, что все это — политика, «а там, где политика, любые средства применяются».

    Генерал Андерс посещает своих будущих солдат
    Генерал Андерс посещает
    своих будущих солдат

    Во всех частях проводились красноармейские и специальные партийные и комсомольские собрания, на которых принимались решения «вести беспощадную борьбу с мародерством, своевременно пресекать плохое поведение бойцов по отношению к местному населению».
    Такая целенаправленная работа с личным составом и жесткие дисциплинарные меры, конечно, не могли полностью устранить негативные явления в Красной армии, но всё же резко ограничили масштабы стихийных реквизиций и произвола по отношению к польским гражданским лицам. Это подтверждают и воспоминания фронтовиков. Так, по свидетельству поэта Давида Самойлова: «В Польше держали нас в строгости. Из расположения улизнуть было сложно. А шалости сурово наказывались».
    Какой же увидели Польшу вступившие на ее территорию советские бойцы?
    В январе 1945 г. военный журналист Дмитрий Дажин писал жене: «Я видел то, как ограбили немцы Польшу. Целые деревни сожжены. Города разрушены. Люди живут бедно. Вокруг пески, пески... Хвойные леса — и опять пески, и снова убогие деревушки. С убогой, обездоленной жизнью. Фашисты тут так же грабили народ, как и у нас в России. Трудовой народ Польши радуется нашему приходу.
    — Бардзо добже, что вы пришли, пан-туварищ, — говорят они.
    ...Поляков немцы мучили не меньше, чем наших людей. Поляки ненавидят фашистов. Многие из них говорят, что они хотели бы быть с нами, воевать вместе... Есть, конечно, и такие, что смотрят исподлобья. Немцы тут вели ярую пропаганду, говорили, что большевики — людоеды и прочее. Вот почему в селах люди вначале боятся, а потом ничего, как в родном доме».
    Это очень противоречивое взаимовосприятие подтверждают и воспоминания Давида Самойлова. «Не могу сказать, что Польша сильно понравилась нам, — писал он. — Тогда в ней не встречалось мне ничего шляхетского и рыцарского. Напротив, всё было мещанским, хуторянским — и понятия, и интересы. Да и на нас в восточной Польше смотрели настороженно и полувраждебно, стараясь содрать с освободителей что только возможно. Впрочем, женщины были утешительно красивы и кокетливы, они пленяли нас обхождением, воркующей речью, где всё вдруг становилось понятно, и сами пленялись порой грубоватой мужской силой или солдатским мундиром. И бледные отощавшие их прежние поклонники, скрипя зубами, до времени уходили в тень...»
    Как видим, во взаимоотношениях советских бойцов и местного населения переплелось немало аспектов: идеологических, экономических, бытовых, личностно-эмоциональных.
    Непосредственное соприкосновение советских войск с польским населением размывало укоренившиеся взаимные психологические стереотипы. Есть немало свидетельств, отразивших как эти перемены, так и противоречия, связанные с различным индивидуальным опытом контактов с другим народом и личностными взглядами, преломлявшими его в сознании. Приведу четыре письма, перлюстрированные военной цензурой, которые относятся к одному и тому же времени (концу февраля 1945 г.) и месту (позициям 19-й армии 2-го Белорусского фронта). Так, военнослужащая Лидия Шахпаронова писала 22 февраля подруге: «Польша мне нравится, и народ здесь приветливый. К нам относятся очень хорошо, как к своим освободителям. Они понимают, что если бы не мы, то никогда бы полякам не сбросить ярмо немцев. А немцы здесь действительно были господами. У нас в СССР они еще не успели развернуться во всей возможной полноте. Полякам нельзя было жениться, есть масло, мясо, хлеб белый, пить молоко и т.д. Им выдавали немного хлеба из отрубей и черного кофе (суррогаты). Вот и всё. Специальные нюхачи рыскали по домам и узнавали, не едят ли поляки, что им не положено. Перед пацаном-немцем поляк обязан был снимать шапку и кланяться, иначе тот его бил по щекам. А если бы поляк дал ему сдачи или отпихнул, его бы повесили. Словом, настоящее рабство. Все поляки от старого до малого были работниками у немцев. Всё было немецкое — и заводы, и земля, и магазины. Потому так поляки и ненавидят немцев, проклинают их. Потому они так хорошо встречают нас».

    Кладбище польских военнопленных в СССР
    Кладбище польских военнопленных в СССР

    Совсем иной акцент мы видим в письме М.П.Анненковой к подруге от 19 февраля: «Прошли все польские города (Торн, Бромберг и т.д.), побывали у поляков. Поляки — народ не совсем дружелюбный. Некоторые приветствуют хорошо, а некоторые смотрят косо на нас. Немцев ненавидят они крепко, потому что у них деревни и города все разрушены».
    Это мнение разделяет и Вера Герасимова: «Проезжали деревни, села, города, — пишет она родным 23 февраля — Дороги хорошие, местами взорваны и побиты при отступлении фрицев... Всё это была Польша. Деревни грязные, люди не привыкли, видно, мыться в банях, так как их нет, что нам не очень понравилось, какая-то брезгливость... Внешний лоск и внутренняя грязь. В городах немного получше одеты, с шиком, видимо привыкли жить с немцем (с 39 г.), то есть нет здесь уже той приветливости [как в деревня и селах], и мне кажется, что многие в этих городах — это фрицы, замаскированные поляками. Где нас много, они не появляются, своих действий не проявляют, а где идешь одна, можешь напасть на неприятность».
    И, наконец, последнее письмо, в какой-то мере обобщающее отношения советских солдат к местному польскому и другому населению освобождаемой Европы: «Проехала Эстонию, Литву, Латвию и Польшу, теперь где-то на границе Германии... — сообщает 24 февраля подруге Галина Ярцева. — Какие города я видела, каких мужчин и женщин. И глядя на них, тобой овладевает такое зло, такая ненависть! Гуляют, любят, живут, а их идешь и освобождаешь. Они же смеются над русскими... Да, да! Сволочи... Не люблю никого, кроме СССР, кроме тех народов, кои живут у нас. Не верю ни в какие дружбы с поляками и прочими литовцами!»
    В этих письмах зафиксировано несколько явлений, которые представляют для нас интерес.
    Во-первых, жизнь польского населения, представшая перед глазами советских солдат, в сравнении с жизнью в собственной стране. Здесь констатация относительного богатства городов и бедности польских сел, унизительности и тягот немецкого оккупационного порядка.
    Во-вторых, крайняя противоречивость отношения поляков к наступавшим советским войскам, где местами присутствует приветливость, а порой настороженность и даже враждебность.
    Наконец, в-третьих, собственное противоречивое отношение к польскому населению, в котором есть и сочувствие, и недоверие, и отторжение как инородного, чуждого, внутренне враждебного.
    Последний оттенок был замечен советской военной цензурой и зафиксирован в донесении Политотдела 19-й армии об организации воспитательной работы в войсках в ходе наступления 17 марта 1945 г. как «факт непонимания великой
    освободительной миссии Красной армии». Но для нас важны не официозные позиции чиновников, а реальные массовые настроения рядовых бойцов и граждан.

    Польские дети-сироты в Англии
    Польские дети-сироты в Англии

    Советские официальные органы тщательно и достаточно объективно отслеживали реальную ситуацию: как поведение собственных войск на польской территории, так и отношение польского населения к Красной армии. Весьма ценными для нашего анализа являются донесения и доклады дивизионных и армейских политотделов, обобщавших стекавшуюся к ним информацию. Именно политорганы, а также органы контрразведки «Смерш» и военные коменданты проводили основную работу по изучению настроений польского населения, применяя для этого различные формы и методы. В освобожденных населенных пунктах представителями Польского комитета национального освобождения с активным участием советских политработников проводились собрания и митинги, на которых разъяснялись цели прихода Красной армии в Польшу и суть новых советско-польских отношений. Широко практиковались индивидуальные и групповые беседы советских бойцов и офицеров с местным населением.
    Собранный различными способами материал позволял политорганам делать определенные выводы о поведении поляков, их отношении к Красной армии и различным вопросам внутренней жизни Польши. Характерно в этом отношении политдонесение начальника политотдела 175-й стрелковой дивизии начальнику политотдела 47-й армии о помощи польского населения войскам Красной армии от 29 июля 1944 г. В нем говорится: «Население Польши проявляет большой интерес к Красной армии. Много случаев, когда женщины выносят навстречу бойцам передовых подразделений молоко и фрукты. На привалах польские девушки под гармошку танцевали с нашими бойцами. Мужское население больше всего интересуется положением на фронтах. Пожилые мужчины, служившие раньше в царской армии, интересуются порядками в Красной армии, введением погон. Большая часть населения осведомлена о политических вопросах, о наших взаимоотношениях с польским правительством в Лондоне, создании и боевых действиях польской армии в СССР. Симпатии населения на стороне армии [просоветской — Е.С.] Берлинга. Мужское население заявляет о своей готовности идти в армию Берлинга. В одном из хуторов при прохождении с полковым знаменем все мужчины сняли головные уборы и с обнаженными головами пропустили наши знамена. С особым интересом гражданское население слушало сообщения наших политработников о создании Польского комитета национального освобождения, декретах Крайовой Рады Народовой, заявлении Наркоминдела об отношении Советского Союза к Польше и о соглашении, заключенном между СССР и Польшей». В донесении делается вывод о том, что гражданское население готово содействовать успехам Красной армии, и приводится ряд подтверждающих это конкретных фактов.

    Офицеры Войска польского
    Офицеры Войска польского

    О той же тенденции свидетельствует и другой документ — доклад политотдела 28-й армии 1-го Белорусского фронта о работе политорганов среди польского населения и его отношении к Красной армии за конец августа 1944 г., обобщивший материалы, собранные за более длительный срок в районе боевых действий и дислокации целой армии. В нем говорится: «Подавляющее большинство населения встречает Красную армию не только лояльно, но и дружелюбно. Сдержанность, наблюдавшаяся в первые дни по отношению к Красной армии, постепенно сменяется пониманием великой освободительной роли, которую выполняет армия Советского Союза.
    Многочисленные высказывания поляков в беседах с нашими бойцами и офицерами свидетельствуют о том, что польский народ ждал своего освобождения от немецкого ига и все свои надежды возлагал на Красную армию. Поляки заявляют: “Мы могли ждать помощи только от русских, от Советов, и вы пришли”; “Немцы принесли польскому народу полное рабство. Теперь, когда Красная армия освобождает из-под гнета немецких захватчиков польский народ, мы будем всемерно помогать Красной армии, чтобы как можно скорее разгромить ненавистного врага”.
    Нередко поляки, обращаясь к воинам Красной армии, говорят: «Спасибо, родные, что освободили нас. Всем, чем только можем, мы будем помогать бить проклятых немцев». «Пришла сильная Красная армия, и мы теперь можем свободно жить» и т.д.
    Во многих населенных пунктах население встречает входящие туда части с цветами, хлебом-солью, целует бойцов и офицеров».
    В том же докладе приводятся многочисленные факты дружественного по отношению к Красной армии поведения польского населения и проявляемого им по собственной инициативе сотрудничества: внимания к памяти погибших советских воинов, ухода за ранеными, помощи в быту, в снабжении продовольствием, в предоставлении транспорта для перевозки военных грузов, в ремонте мостов и дорог. Имели место даже молебны с призывом католических священников к верующим оказывать помощь Красной армии.
    Особо подчеркивалось, что «очень многие поляки, желая с оружием в руках бороться против немцев, спрашивают, когда их призовут в польскую армию, которая пользуется у населения большим авторитетом. Особенное желание пойти в польскую армию изъявляет молодежь, в том числе и девушки». Этот факт считался безусловным доказательством лояльного отношения к советским войскам и их союзнику — Войску Польскому. Но в гораздо большей степени он свидетельствовал о другой мотивации, которая отражена практически во всех документах того времени — как официальных, так и личного происхождения, — о ненависти поляков к гитлеровским оккупантам и желании отомстить за страдания своего народа. Так, в одном из политдонесений было сказано: «Что же касается отношения поляков к Германии, то все слои польского населения ненавидят немцев, охотно рассказывают факты о чудовищных зверствах фашистских мерзавцев по отношению к полякам и пленным красноармейцам... Нередки случаи, когда население, желая излить свою ненависть на немцев, пыталось избить военнопленных солдат и офицеров... Красноармейцам с большим трудом удалось защитить пленных и установить порядок».

    Польские части на параде победы

    Характерно и такое явление, как интерес польских граждан к жизни в Советском Союзе, о которой оно многие годы получало только одностороннюю и весьма искаженную информацию. Так, в политдонесениях отмечается, что «гражданское население с большим желанием и интересом читает наши газеты и смотрит наши кинофильмы». Вот как описывает подобную ситуацию в городе Ченстохов
    19 января 1945 г., на второй день после его освобождения, в своем фронтовом дневнике Дмитрий Дажин: «Сохранилось два кинотеатра, где уже показывают наши фильмы: “Сталинград”, “Большая жизнь”, “Чапаев”, “Веселые ребята” (“Весь свит смиетца”). Все они вызывают исключительный интерес у поляков. Польские девушки поют на улицах наши песни. Особенно полюбилась им песня “С берез неслышим, невесом, слетает желтый лист...”. На улицах — ватаги молодежи. Встречают радушно: зазывают в гости, угощают вином. Везде флаги польские и наши, советские. Прошла сегодня демонстрация, были митинги и богослужение. Ксендз перед большой толпой благодарил Россию и молился за победу Красной армии».
    Особенно тепло встречали советские войска в рабочих городах и районах. 30 января 1945 г. тот же участник событий записал свои впечатления о пребывании в только что освобожденном городе Катовице — шахтерской столице Польши: «Шахтеры приветствуют своих освободителей, в их честь вывешивают наше знамя, транспаранты с благодарственными надписями. То и дело встречаю наших солдат, по-братски толкующих с жителями шахтерского города... Они стосковались по труду, по своим шахтам, по миру. И потому так тепло, радушно, дружески трогательно встречают советских воинов, пожимают им руки, обнимают, зазывают в гости. В особом почете у горожан наши танкисты...»
    Однако не везде были такие радужные картины. Почти во всех свидетельствах упоминаются факты нелояльного и даже враждебного отношения некоторых поляков к Красной армии. Причем очень часто в таких случаях прослеживается влияние «классового фактора» и «большой политики». Не случайно, в уже цитировавшемся докладе политотдела 28-й армии 1-го Белорусского фронта за конец августа 1944 г. большое внимание уделено анализу информации о противоречивости отношения польского населения к советским войскам и СССР в целом. Там, в частности, говорится: «Имеются определенные лица среди польского населения, которые проявляют сдержанное и даже враждебное отношение к Красной армии. В селе Сухожабры во время сильного дождя хозяева в одном доме грубо заявили нашим бойцам, желавшим укрыться в хате: “Вам в доме делать нечего, можете найти себе сарай и там дожидаться погоды”. В другом доме на просьбу дать напиться воды ответили: “Для вас здесь воды нет, можете убираться отсюда”. Имеются и другие факты, когда население отказывается давать бойцам на временное пользование косы, ведра, кружки и т.п.
    Ксендз села Кременув-Ковецкий неоднократно говорил полякам, чтобы они не помогали и ничего не давали Красной армии. В беседе с крестьянами он говорил: “Пусть Советы поскорее ослабнут, проливая кровь за Польшу. Тогда, после разгрома Германии, Англия и Америка могут быстрее установить в Польше правительство Миколайчика”. И не случайно жители этого села не приветствуют и не отвечают на приветствия наших офицеров. Отдельные поляки пытались купить у наших бойцов оружие, обещая за него водку и продукты.

    Немецкий солдат снимает польский герб
    Немецкий солдат снимает
    польский герб

    В селе Пшесмыки отдельные крестьяне не выполняют задание солтыса [старосты — Е.С.] по ремонту дорог, по мясопоставкам и другие. Там же зажиточный крестьянин Филипский избил солтыса за то, что тот требовал у него мяса для Красной армии.
    До сего времени во всех деревнях и городах плохо выполняются приказы Военного совета о сдаче населением оружия и радиоаппаратуры... Многие поляки скрывают оружие и радиоприемники, что является весьма подозрительным и требует срочных мер со стороны командования и политотдела армии».
    Особенно острыми и запутанными в сознании большинства гражданского населения были политические проблемы, связанные с межгосударственными отношениями СССР и Польши, с вопросами о будущих границах, об общественно-политическом устройстве страны, о том, какая власть установится в ней после войны.
    В том же докладе политотдела 28-й армии отмечалось: «Среди населения существуют самые разнообразные толкования вопросов советско-польских отношений и границ между Польшей и Советским Союзом. Большинство населения, преимущественно средние и бедняцкие слои города и деревни, считают границы 1939 г. справедливыми. Зажиточные и часть средней группы населения мечтают о восстановлении прежних границ с Советским Союзом. На них заметно влияние лондонского эмигрантского правительства.
    Известная часть населения, особенно старые солдаты, служившие в русской армии, и поляки из бедняцких слоев высказывают мысли о присоединении Польши к Советскому Союзу. Только в этом они видят гарантии военной безопасности польского народа. Среди этой части населения характерны выражения «наша армия”, «наш самолет” по отношению к Красной армии. Когда им делают замечания, что это не польская, а русская армия, они отвечают: “Это всё равно”. В деревне Крыница один поляк, в прошлом солдат русской армии, заявил: “Мы долго жили с русскими, и нас никто не трогал. Мы снова хотим быть вместе, только тогда можно быть сильными”. Крестьяне-бедняки в селе Свитер заявили: “Польшу надо присоединить к Советскому Союзу, чтобы потрясти шляхту, иначе все будет по-старому”. Этой части населения мы разъясняем, что Красная армия не вмешивается во внутренние дела Польши, что польский народ сам установит у себя власть и что Польский комитет национального освобождения признает его авторитет».
    Политику ПКНО поддерживали прежде всего средние и бедняцкие слои населения, рассчитывавшие на то, что «теперь крестьянин не будет жить в нужде». Вместе с тем, в аналитическом документе политотдела армии отмечалось, что среди поляков «немало и сторонников лондонского правительства». «Эти лица, — говорилось в нем, — преимущественно из помещичьих, зажиточных слоев и частично из польской интеллигенции. В связи с отъездом Миколайчика из Москвы учитель из деревни Головчинцы заявил: “Плохо, что Советы не признают Миколайчика, Польша пойдет за ним”.

    Растоптанный оккупантами польский орел на мостовой
    Растоптанный оккупантами
    польский орел на мостовой

    Среди этой части населения орудуют представители лондонского эмигрантского правительства. Выявлены некоторые подпольные националистические формирования. В одном населенном пункте Ягодне-Пенки Седлецкого уезда значительная часть населения недовольна приходом Красной армии. Здесь активную работу проводит подпольная националистическая организация “Партизанка”, куда входят помещики, зажиточные крестьяне и духовенство. Эта организация поддерживается лондонским правительством. Ее члены ведут среди населения агитацию о необходимости восстановления Польши в прежних границах... Организация подбивает местное население на вооруженную борьбу против Красной армии...
    В деревне Струсы Седлецкого уезда орудуют члены подпольной организации “Польские паны”, преимущественно из реакционно настроенных кулаков. В период немецкой оккупации они помогали немцам расстреливать еврейское население и военнопленных красноармейцев. Эта организация призывает поляков к борьбе с Красной армией, выдвигая программу: “Зачем нам в Польше Красная армия и коммуна? Нас Англия вооружит, тогда мы возьмемся за Россию. Польша будет великой империей от Балтийского до Черного моря”.
    11 августа в город Венгрув приезжал представитель лондонского правительства для установления связи и дачи указаний своим единомышленникам... И, как предполагают, выехал в город Седлец с той же целью.
    В ряде населенных пунктов отмечены факты срывов приказов командования Красной армии и плакатов Национального Комитета, вывешенных на стенах. Ряд офицеров и солдат Армии Крайовой угрожает населению репрессиями за лояльное отношение к Красной армии».
    Таким образом, польское население оказывалось на распутье. Эту ситуацию достаточно точно отразила докладная записка Военного совета 47-й армии в Военный совет 1-го Белорусского фронта об отношении отрядов Армии Крайовой к Красной армии от 30 июля 1944 г. В ней говорилось о том, что «население тепло относится к частям Красной армии, но в то же время исключительно хорошо относится и к отрядам так называемых польских партизанских частей и подразделений».

    Подводя итоги краткого анализа проблемы, можно сделать следующие выводы.
    В 1944 г. произошла встреча двух народов — непосредственное соприкосновение больших масс советских людей, одетых в солдатские шинели, и польского населения. Такие встречи в истории бывают относительно редки и, как правило, связаны с особыми ситуациями, а именно — с войнами.
    Польша с нетерпением ждала освобождения от немецко-фашистской оккупации и осознавала как наиболее вероятный, реальный вариант, что это освобождение придет с Востока. Однако польское общество не было единым, и ожидание это было разным.
    Основная масса польского, преимущественно крестьянского населения была аполитична, нейтральна или политически дезориентирована. Для нее были важны прежде всего гарантии жизни и собственности, сохранение или упрочение имущественного положения, возможность ведения самостоятельного хозяйства, налаживание нормальной мирной жизни и бытовых условий.
    Эти слои стали — после устранения немецких оккупантов — основой для формирования антисоветских настроений, так как именно советские войска установили режим, их ожиданий не оправдавший.

    Богоматерь Козельская — покровительница польской армии
    Богоматерь Козельская —
    покровительница
    польской армии

    Советские войска перед вступлением в Польшу также имели целый комплекс политико-идеологических и социокультурных установок и стереотипов в отношении этой страны и ее населения, которые частью были сформированы до войны средствами государственной пропаганды и системы образования (образы «панской Польши», «белополяков», «угнетателей братского белорусского и украинского народов» и др.), частью — в ходе самой войны (как «жертвы немецкого фашизма — братского славянского народа, который нужно освободить»), частью — в результате разъяснения директив командования о вступлении Красной армии на территорию Польши (о «Великой освободительной миссии», поведении советских войск за границей, об отношении к польскому населению и др.).
    Весьма неожиданными для солдатской массы были установки уважать частную собственность местного населения, «не лезть в чужой монастырь со своим уставом», в том числе не мешать деятельности католической церкви и даже не трогать «классово чуждые элементы» (помещиков, крупных хозяев и т.п.), если они не проявляли открытых враждебных действий против Красной армии и утверждавшихся при ее поддержке властных структур Польского комитета национального освобождения.
    Вероятно, солдатам и офицерам было трудно понять, почему они должны относиться к полякам лучше, нежели к своему собственному населению во время боевых действий на территории СССР.
    Отношение поляков к Красной армии отнюдь не было однозначным. Разные люди в разных местах встречали ее по-разному, нередко отношение было двойственным. С одной стороны, большинство поляков приветствовало советских солдат как освободителей, высказывало желание и готовность продолжать борьбу с общим врагом — Германией, оказывало помощь и содействие войскам, нередко проявляя в этом добровольную инициативу. Особенно искренними были живые человеческие контакты на бытовом уровне. Почти все группы населения, независимо от своих политических пристрастий, проявляли неподдельный интерес к советским воинам как носителям иной культуры, обычаев, взглядов, образа жизни, бытовых привычек и т.д. И интерес этот был взаимным.
    С другой стороны, значительная часть польского населения воспринимала Красную армию как носителя чужой идеологии, источник установления нежелательного общественно-политического режима, как недавнего противника, расчленившего довоенную Речь Посполитую и явно не собирающегося возвращать ей отторгнутые в 1939 г. земли, а потому — как временного и весьма сомнительного союзника, к которому нужно относиться недоверчиво и осторожно. Поэтому не столь уж редки были случаи проявления недружелюбия и актов откровенной враждебности, а порой и прямые столкновения (в первую очередь с отрядами Армии Крайовой), в результате которых в различных обстоятельствах с конца июля по конец декабря 1944 г., по неполным данным, были убиты 227 и ранены 94 офицера и бойца Красной армии.
    Не случайно противоречивость и двойственность отношения со стороны местного населения фиксируется во многих советских источниках того времени — не только в аналитических документах политорганов и материалах контрразведки, но и в солдатских письмах и дневниках: «поляки — народ не совсем дружелюбный», «смотрят косо», «вечером опасно показываться на улице», «нельзя ходить по одному — можно напасть на неприятности» и т.п. Причем, эта настороженность и враждебность «освобождаемых братьев-славян» была для советских солдат обидна и непонятна, а потому они наивно пытались объяснить ее тем, что здесь еще «прячутся фашисты и их прихвостни» и действуют «фрицы, замаскированные поляками».
    Обида психологически была вызвана тем, что советский солдат с полным основанием воспринимал себя как освободителя, который готов был пожертвовать и жертвовал своей жизнью для освобождения чужой страны. Это не пустые слова: 600 тыс. советских воинов погибли ради того, чтобы не только могло существовать самостоятельное польское государство, но и выжила сама польская нация. Более 1 млн 400 тыс. были ранено и искалечено в боях на польской земле.

    TopList