© Данная статья была опубликована в № 40/1999 журнала "История" издательского дома "Первое сентября". Все права принадлежат автору и издателю и охраняются.
  •  Главная страница "Первого сентября"
  •  Главная страница журнала "История"
  •  Сайт "Я иду на урок истории"
  •  Содержание № 40/1999
  • Античность и Восток: эволюция цивилизаций<

    Александр АВДЕЕВ

    Античность и Восток:
    эволюция цивилизаций

    Вторая половина I тысячелетия до Р.Х.

    Великое брожение умов (VI—V вв. до Р.Х.)

    Этот текст — продолжение работы А.Г.Авдеева «Традиционные цивилизации Древнего Востока и Средиземноморья», опубликованной в № 39/1999.

    В VI в. до Р.Х. в духовной жизни человечества произошел величайший переворот, связанный с зарождением новой системы представлений о мире. Составной его частью было появление в Индии и Персии первых религий спасения, указывавших путь избавления от грехов. В Китае и Греции возникли первые философские школы. Религиозно-этические учения появились в Египте, Вавилонии и Палестине.

    Для учений Востока характерен повышенный интерес к самосовершенствованию человека. Оно начинается с соблюдения общечеловеческих норм морали и через отрешение от земных страстей и мирских дел позволяет сосредоточить все психические и физические силы на углубленном самосозерцании, что воспринимается как единение с Истиной.

    Греческая философия более деятельна. Ее цель — найти первооснову мира и объяснить смысл жизни человека.

     

    Даосизм

    В Китае время разрушения традиционных стереотипов, связывавших богатство со знатностью, стало эпохой осмысления перемен, что дало почву для формирования философских учений.

    Около VI в. до Р.Х. полулегендарный Лао-цзы (Старый мудрец) создал учение о пути — дао, позже изложенное в книге Дао дэ цзин (Книга пути). Под дао мудрец понимал всеобщий закон возникновения, развития и исчезновения Вселенной и человека. Главный мировоззренческий принцип дао — равенство противоположностей и особождение от земных забот — обосновывал возможность гармонии человека с космосом — вне государства и общества.

    Так как всякое действие противоречит дао, путь к полной свободе и процветанию лежит через бездействие. Мудрец, идущий по этому пути, свободен от пристрастий, одинаково смотрит на раба и господина, не печалится о жизни и смерти, достигая таким образом полноты свободы и счастья. Мудрый правитель, следующий дао, почти не управляет страной, чтобы та, пребывая в спокойствии и гармонии, могла достичь процветания.

     

    Конфуций

    Учитель Кун (Кун Фу-цзы) — Конфуций (551—479 гг. до Р.Х.) — сыграл исключительную роль в формировании самосознания китайцев. Конфуцианский канон состоит из Пятикнижия (У-цзин) и Четверокнижия (Сы-шу). В Пятикнижие, собранное и отредактированное Конфуцием, входят Ши-цзин (Книги песен) — антология древнекитайской поэзии; Шу-цзин (Книги историй) — хроники Китая в эпоху Инь и Чжоу; И-цзин (Книги перемен), где объяснялись способы гадания; Ли-цзы (Книги ритуала) и Чунь-цю (Весны и осени) — хроники княжества Лу, откуда был родом Конфуций.

    В Четверокнижие включены трактаты Да-сюэ (Великое учение) — учение о самосовершенствовании человека; Чжун-юн (Книга о середине) — учение о гармонии; Лун-юй (Беседы и суждения) — изречения Конфуция, собранные его учениками, и Мэн-цзы — учение самого талантливого ученика Конфуция, Мэн-цзы.

    Конфуций считал, что Небо — верховное божество — определяет место человека в мире. Власть вана — Сына Неба — является опорой общества. По воле Неба социум неизменен и разделен на управляющих благородных мужей (цзюнь-цзи) и управляемых простолюдинов, призванных содержать благородных. Золотым веком Конфуций считал древность, связанную с деятельностью совершенномудрых людей. Цель существования человечества мыслитель видел в наилучшем усвоении уроков прошлого и в следовании уже явленным образцам.

    Созданный Конфуцием идеал цзюнь-цзи был связан не с происхождением человека, а с моральными нормами. Это совершенный человек, честный, прямодушный, бесстрашный, знающий истину, безразличный к материальной выгоде и личному благополучию. Он соблюдает нормы поведения в обществе (ли), выполняет долг (чжэн), гуманен (жэнь) и почтителен к старшим (сяо). Последний принцип был стержнем, скрепляющим, как считал Конфуций, общество — большую семью.

    Мыслитель различал три вида почтительности: сына — к отцу, жены — к мужу, подданных — к вану. Сяо лежала в основе традиционного уклада жизни, строившегося на пяти отношениях — между ваном и чиновниками, родителями и детьми, мужем и женою, старшими и младшими братьями, друзьями. Если нормы поведения соблюдались и каждый был тем, кто он есть, не стремясь изменить существующее положение дел, в Поднебесной царила гармония.

    Конфуцианство стало основой китайской цивилизации.

     

    Культурный переворот
    в Индии. Буддизм

    Буддийский период, начавшийся в середине I тысячелетия до Р.Х., стал временем величайшего культурного переворота в истории Индии.

    В Северной Индии возникли эпические сказания — Рамаяна (Сказание о царевиче Раме) и Махабхарата (Сказание о битве потомков Бхараты). Создателем первого считают мудреца Вальмики, второго — мудреца Вьясу. На Севере Индии родились и две религии спасения — буддизм и джайнизм.

    Важнейшим событием в истории Индии VI в. до Р.Х. стало появление буддизма — первой мировой (т.е. не ограниченной региональными и национальными рамками) религии. Ее основатель — Гаутама Сиддхартха Шакьямуни (Мудрец Гаутама из рода Шакья) — родился между 566 и 563 гг. до Р.Х. в городе Канилавасту на Севере Индии и принадлежал к кшатрийскому роду. Сын царя, он жил в роскоши и был счастлив, пока не увидел три знамения — старика, больного и труп. Узнав о существовании болезней, старости и смерти, Шакьямуни понял, что жизнь
    неустойчива. Четвертое знамение — монах — показало ему путь к освобождению от страданий.

    В 29 лет Гаутама ушел странствовать, чтобы раскрыть причину людских страданий. Через семь лет в городе Магадхе на Шакьямуни снизошло прозрение, и он стал ПросветленнымБуддой. После первой проповеди в городе Варанаси Будда с учениками распространял учение около 40 лет и умер между 486 и 483 гг. до Р.Х.

    Он учил, что все люди равны и, вне зависимости от племени и варны, должны знать четыре благородные истины. Первую — что жизнь есть страдание. Вторую — что причина страдания — жажда жизни и земных благ. Согласно третьей, страдание уничтожимо путем отказа от жажды жизни. Четвертая истина указывает восьмеричный путь освобождения от страданий:

    — правильные взгляды (осознание четырех истин);

    — правильные намерения (стремление освободиться от страданий);

    — правильная речь (в том числе отказ от лжи и сквернословия);

    — правильные действия (отказ от воровства, прелюбодеяния, убийства живых существ и пьянства);

    — правильный образ жизни (постоянное преодоление дурных помыслов);

    — правильные усилия (направленные на истинные цели);

    — правильное осознание (память о том, что жизненные страсти мешают освобождению);

    — правильное сосредоточение (самоуглубление, достижение внутреннего спокойствия).

    Этот путь не нуждается в обрядах, аскетизме, обращении за помощью к богам и Будде, что отличает его учение от других религий.

    Человек — это постоянно меняющееся сочетание элементов — дхарм. Из них состоит и окружающий мир. Незнание его истинной природы ведет к бесконечной цепи перерождений после смерти и к продлению страданий. Высшая цель человека — нирвана (угасание, контроль над духом и телом и освобождение от земных привязанностей и страстей). Впавший в нее человек избавлен от бесконечных перевоплощений — и, значит, от вечной жизни и вечной смерти.

    Это отличает буддизм от других религий, говорящих о достижении счастливой вечной жизни после смерти.

    Подготовку к переходу в нирвану, по представлениям буддистов, осуществляла сангха — община монахов. Вступая в нее, люди отрешались от всех земных связей — семьи, собственности, варны. В сезон дождей монахи жили в монастыре, в прочие времена года — путешествовали, распространяя учение Будды.

     

    Джайнизм

    Современником Будды был основатель джайнизма царевич Вардхамана Махавира из кшатрийского рода Джнятрипутра (ум. ок. 477—476 гг. до Р.Х.), живший в Бихаре (в Северо-Западной Индии). После двенадцати лет отшельничества он достиг просветления, т.е. стал Джиной — победителем кармы, материи, которая творит тело и, связывая душу (дживу) с миром, препятствует ее спасению.

    Джина не признавал основ брахманизма — святости Вед, необходимости почитания богов, жертвоприношений животных и деления на варны. Он учил, что душа, свободная от тела и дхармы, впадает в нирвану и становится богом. Путь спасения состоит из трех драгоценностей (триратна) — совершенной веры, совершенного знания учения и совершенной жизни в соответствии с ним.

    Для этого нужно соблюдать пять обетов:

    — не убивать любых живых существ;

    — не воровать;

    — не быть привязанным к мирским вещам;

    — говорить правду;

    — соблюдать целомудрие.

    Джайнская община состояла из мирян и отшельников. Миряне жили в отказе от жизненных наслаждений, храня пять обетов и супружескую верность. Отшельники обитали в лесах и пещерах рядом с общиной, показывая пример полного целомудрия.

     

    Зороастризм

    При Дарии I государственной религией Персии стал зороастризм. Его основатель — Заратуштра — жил не позднее VI в. до Р.Х.

    Он создал нетипичное для Древнего Востока учение о борьбе двух начал. Творцом светлого начала — света и добра, мудрости и правды, возделанной земли и домашних животных — был бог Ахурамазда. Творцом темного — тьмы и зла, лжи и смерти, пустыни и диких зверей — злой дух Ангра-Майнью, вечный противник Ахурамазды.

    Заратуштра учил, что после смерти душа попадет на суд за свои дела, а затем будет пребывать в раю или аду до победы Ахурамазды над Ангра-Майнью. Тогда души соединятся с телами и придут на Последний суд, где праведников отделят от грешников. Под предводительством Сайошьянты — Спасителя — начнется последний бой с силами зла, и на последнем жертвоприношении после победы люди выпьют священный напиток и станут, подобно богам, бессмертными, а на земле воцарится рай.

    Учение Заратуштры записано в Гатах — древнейшей части священной книги персов, Авесты.

     

    Культурный переворот

    в Греции

    Переворот в мышлении греков был составной частью архаической революции. Его опорой стал алфавит, созданный на основе финикийского письма. В него греки ввели знаки для обозначения гласных звуков. Простой способ записи информации обеспечил почти полную грамотность.

    Первыми произведениями, записанными при тиране Афин Писистрате, стали поэмы Гомера, до того передававшиеся изустно.

    Рождение новой личности — гражданина полиса — породило интерес к его внутреннему миру, что отразила лирическая поэзия. Ее расцвет в конце VII — VI в. до Р.Х. связан с именами Архилоха, Сафо, Алкея, Анакреонта и других поэтов, воспевавших мир чувств — любви и вражды, горя и радости.

    Осознание самоценности человека проникло в изобразительное искусство. Скульпторы архаической поры увековечили идеал эпохи в статуях победителей Олимпийских игр — прекрасных, физически сильных, жизнерадостных людей. Первый памятник, установленный в Афинах, изображал граждан Гармодия и Аристогитона, освободивших полис от сына Писистрата, тирана Гиппарха.

    В земледельческих полисах Балканской Греции преодоление мифологического сознания шло медленно. Тем не менее младший современник Гомера, поэт Гесиод в поэме «Труды и дни» впервые в истории европейской общественной мысли дал периодизацию развития человеческого общества. По его мнению, она делилась на золотой век — время всеобщего изобилия и равенства, серебряный век — век упадка благочестия, медный век — эпоху всеобщей вражды и героический век — эпоху Троянской войны и великих героев Греции. Свое время Гесиод назвал железным веком — эпохой полного упадка нравов.

    В полисах Малой Азии и Великой Греции, где бурно развивались ремесла и торговля, граждане быстрее преодолели мифологичность сознания, ощутив изменчивость мира и общества. Там зародилась натурфилософия — наука, познающая мудрость природы.

    Мыслители той поры (греки называли их мудрецами) пытались объяснить развитие мира и общества на основе естественных причин, которые они познавали с помощью разума, не порывая и с верой в богов.

    Крупнейшие полисы спорили о том, кого включить в число семи лучших мудрецов. Чаще всего называли милетянина Фалеса, афинянина Солона, коринфянина Периандра, Клеобула из Линда, спартанца Хилона, мителенянина Питтака и Бианта из Приены. Иногда в их число включали скифа Анахарсиса.

    Крупнейшим научным центром архаической Греции был Милет, находившийся в малоазиатской области Ионии. Там появилась первая философская школа, названная ионической. Ее основатель, Фалес (640—546 гг. до Р.Х.), поставив вопрос «Что есть всё?», первым выразил цель философского знания. Первовеществом, из которого произошел мир, он считал воду.

    Ученик Фалеса Анаксимандр (ок. 610 — после 547 г. до Р.Х.) называл первоначалом апейрон — безграничную, бесконечную и неуничтожимую одухотворенную субстанцию, из которой произошли все явления природы. Анаксимандр создал первый глобус и первую географическую карту. Переработав ее, милетянин Гекатей (ок. 546 — 480 г. до Р.Х.) написал первое историческое произведение — «Землеописание».

    Из спора с Анаксимандром его соотечественник Анаксимен (ок. 585 — 525 г. до Р.Х.) вывел, что первовеществом был воздух, являющийся живой душой. Из сгущения или разрежения воздуха образовались огонь, ветер, облака, вода, земля и камни.

    Гераклит, живший в конце VI — начале V вв. до Р.Х. в соседнем Эфесе, первым вывел основные принципы диалектики. Он считал, что миром управляет всеобщий закон — Логос. Он наполняет мир постоянно меняющимися противоположностями, которые находятся в необходимом единстве и взаимно переходят друг в друга. Это определяет бесконечное развитие и изменчивость всего сущего и ведет ко всеобщей относительности всего в мире.

    После завоевания Малой Азии персами центр философии переместился в Великую Грецию. Уроженец малоазийского полиса Колофона Ксенофан (ок. 570 — 480 г. до Р.Х.), обосновавшись в Элее, основал элейскую школу. Его идеи совершили переворот в традиционных представлениях о богах. Полагая, что люди не располагают достоверными знаниями о божественном, Ксенофан вывел, что бог — это вечный мировой дух, который занимает всю Вселенную и правит ею силой своего разума.

    Другой представитель элейской школы, Парменид (ок. 540 — 480 г. до Р.Х.) первым сформулировал основной вопрос философии о взаимоотношении бытия и сознания, материального и духовного.

    В конце VI в. до Р.Х. в южноиталийском полисе Кротоне возникла пифагорейская школа. Ее основатель, Пифагор (ок. 540 — 500 г. до Р.Х.), первым назвал себя любителем мудрости философом. Цель философии он видел в поиске гармонии мира — в соединении противоположностей в закономерное целое.

    Пифагор думал, что космос — воплощение гармонии — состоит из беспредельного апейрона и предельной пневмы — пространства, ограничивающего мир и отделяющего одни вещи от других. Философ полагал, что гармонию космоса можно найти, если выразить все явления в числах — универсальной мере всех вещей.

    Исследуя движение небесных тел, Пифагор первым определил, что земля имеет форму шара и открыл закономерности передвижения планет и их взаимодействия.

     

    Рим

    Сознание римлян — народа более сурового, чем греки, — в царскую эпоху было мифологическим. Латиняне считали, что боги безлики и существуют каждый сам по себе, у каждого — множество имен, неведомых людям. Безликость богов не позволила римлянам создать стройную мифологию. Фантазия, поэзия, вольность духа, наполнявшие греческую религию, отсутствовали.

    Взаимоотношения людей и богов регулировал Небесный Закон и обряды. Молитвы состояли из четких, неизменных формул — неточность в их произнесении считалась святотатством. Религия была практичной. Гражданин обладал свободой совести — он мог почитать тех богов, каких захочет, или не верить в их существование, но был обязан посещать храмы и участвовать в обрядах, дабы боги не отвернулись от всех граждан.

    В VIII в. до Р.Х. римляне заимствовали греческий алфавит — либо от пользовавшихся им этрусков, либо из греческих колоний на юге Италии.

    Великое брожение умов, определившее переход от мифологического сознания к мировоззрению, основанному на добытом в интеллектуальном поиске знании, завершило эпоху становления древних цивилизаций.

    Эту эпоху, в ходе которой, по мнению многих ученых, сформировался человек современного типа, обычно называют осевым временем.

    TopList