СОВЕРШИТЬ НЕВОЗМОЖНОЕ

О известных и неизвестных героях
Великой Отечественной

Великая Отечественная война была, пожалуй, самой тяжёлой из всех войн, в которых пришлось сражаться нашим соотечественникам.
На фронте и в тылу они проявляли массовый героизм, который удивлял и продолжает удивлять многих. Особое уважение, любовь и признательность заслужили те, кого образно называли «талалихинцами», «гастелловцами», «матросовцами». В годы войны и в послевоенное время все знали об их подвигах, чего нельзя сказать о современной молодёжи. Теперь, спустя 60 лет после Победы, самое время вспомнить о полузабытых героях. Кто же они?

Побратимы Николая Гастелло

Н.В. Гастелло
Н.В. Гастелло

…Шёл пятый день войны. Даже ночью не спадала жара. Над аэродромом стояла непрочная тишина, и было трудно представить себе, что всего в 500 км на запад уже четверо суток не умолкают орудия. Тишину нарушил приказ из дивизии: «Двести седьмому полку в составе четырёх самолётов парами бомбардировать мотопехчасти противника, прорвавшиеся в район Молодечно-Радошковичи. Высота бомбометания 600—800 м. Маршрут: Смоленск, Борисов, Минск».
Между тем положение в полку сложилось тяжёлое — в нём оставалось всего несколько самолётов, поэтому решили использовать дальние бомбардировщики в роли ближних фронтовых без прикрытия истребителей. Иного выхода не было.
Вылет Гастелло вместе с напарником-заместителем, старшим лейтенантом Воробьёвым назначили после полудня. Обе машины, нагруженные боеприпасами, легко оторвались от земли. Видимость была прекрасной, и вот уже показался назначенный приказом район Радошковичи. Полотно шоссе, идущего на Минск, было заполнено непрерывным потоком автомашин и танков врага.
Самолёты Гастелло и Воробьёва пошли на снижение. Первая серия стокилограммовых бомб со свистом устремилась точно посреди скопления вражеской техники. Стрелки-радисты длинными очередями вели огонь из пулемётов, расстреливая пехоту, экипажи машин.
Задание было выполнено, но в эту минуту, словно опомнившись, загрохотали замаскированные вражеские зенитные пушки и крупнокалиберные пулемёты. И тогда произошло непоправимое — слишком небольшой была высота, на которой находился самолёт командира. Один из снарядов разорвался возле левого мотора. Стальные осколки насквозь пробили ничем не прикрытый бензобак. По плоскости стремительно потянулись серовато-чёрные полосы дыма. Мотор вспыхнул. Огонь мгновенно перебросился на крылья, начал приближаться к кабине. Все усилия Гастелло сбить пламя были тщетны. Самолёт запылал. Ещё можно было покинуть горящую машину — парашюты были у каждого. Но внизу, на земле — фашисты. И тогда плен…
Капитан Гастелло принял решение — погибнуть вместе с самолётом, нанеся им последний удар противнику.
Теперь уже не узнать, что сказал в то последнее мгновение Николай Францевич Гастелло. Но ясно одно — 19-летний штурман Анатолий Бурденюк, второй стрелок Григорий Скоробогатый и радист Алексей Калинин знали о решении командира. Оно стало и их решением.
Всё произошло на глазах командира второго самолёта — заместителя Гастелло старшего лейтенанта Фёдора Воробьёва и его штурмана Анатолия Рыбаса. Гастелло развернул охваченный пламенем бомбардщировщик и, резко снижаясь, пошёл вдоль шоссе. Дойдя почти до высоты бреющего полёта, самолёт летел над колонной. Калинин и Скоробогатый были ещё живы, их пулемёты в упор расстреливали вражескую пехоту. Бомбардировщик стремительно пронёсся от хвоста огромной колонны до её головы. Здесь он врезался в группу вражеских танков, стоявших у бензозаправщиков, раздался оглушительный взрыв, потом ещё несколько взрывов — по детонации рвались цистерны с бензином.
О подвиге Гастелло в полку узнали лишь рано утром 6 июля, когда на полевом аэродроме раздался голос московского диктора, читавшего сводку Совинформбюро. Месяц спустя, 26 июля 1941 г. вышел Указ о присвоении капитану Николаю Францевичу Гастелло звания Героя Советского Союза (посмертно). Те же, кто погиб вместе с ним, остались в тени — лейтенанты г.Н. Скоробогатый и А.А. Бурденюк лишь годы спустя были отмечены орденом Красного Знамени (посмертно), а старшего сержанта А.А. Калинина только в 1958 г. посмертно наградили орденом Отечественной войны I степени. Их имена до сих пор известны в основном военным историкам.
…Когда гитлеровские части покинули район Радошковичей, местные жители собрали обгорелые останки экипажа и, завернув их в парашютные купола, похоронили в братской могиле. Теперь на этом месте возвышается скромный обелиск.
Подвиг Гастелло и его экипажа повторили многие. Уже на второй день после тарана Николая Гастелло у польского города Грубещув воздух потряс мощный взрыв — это лётчик Д.З. Тарасов (с экипажем в три человека) направил свою горящую машину в фашистскую мотоколонну. В тот же день на территории Белоруссии в большой колонне гитлеровских танков взрывается бомбардировщик старшего лейтенанта И.З. Пресайзена. 4 июля 1941  г. у Пскова — капитан
А.В. Михайлов. 28 августа 1941 г. младший лейтенант И.Т. Вдовенко направил подожжённый самолёт на днепровскую переправу.
Всю войну и на протяжении многих послевоенных лет считалось, что первым таранил наземную цель экипаж бомбардировщика под командованием Гастелло. Но в результате поисков оказалось, что у них были предшественники. Ещё в первый день войны 22 июня 1941 г. старший лейтенант Пётр Степанович Чиркин, командир звена 62-го авиационного полка, через несколько часов после вторжения фашистов на нашу территорию таранил своим пылающим самолётом «Чайка» скопление неприятельских танков. Это же сделал капитан Григорий Храпай 24 июня 1941 г. в районе Броды на реке Шара, а 25 июня 1941 г. — лётчик А.И. Авдеев и штурман П.Стреленко.
«Гастелловский подвиг» совершили четыре женщины. Это Любовь Ольховская, лейтенант, командир эскадрильи бомбардировочного полка, Лидия Егорова и Александра Полякова, посмертно награждённые орденом Красной Звезды, и Екатерина Зеленко, сбившая тараном фашистский самолёт-разведчик, удостоенная звания Героя Советского Союза.
Но списку героев, которых мы сегодня называем гастелловцами, положили начало ещё предвоенные годы. Во время сражения с белофиннами таранили наземные цели К.Н. Орлов, И.Д. Борисов, А. Марков, удостоенные в 1940 г. звания Героев Советского Союза. В боях на Халкин Голе прославился военком 150-го бомбардировочного полка батальонный комиссар Михаил Анисимович Ююкин, направивший свой горящий бомбардировщик на склад боеприпасов. Именно он был инструктором и наставником у Николая Гастелло...
Всего за период Великой Отечественной войны было совершено 14 морских таранов, 52 танковых, 600 воздушных и 506 наземных.
Война подходила к концу. 8 апреля 1945 г. за месяц до Победы в польском порту Халь, забитом фашистскими судами, раздался взрыв. Это старший лейтенант А.А. Романов направил свой бомбардировщик на вражеский эсминец.
Огненные пилоты... Известно более 500 таких экипажей, в их состав входило свыше 800 человек самых разных национальностей. Их таранные взрывы раздавались не только на нашей территории, но и при освобождении Польши, Венгрии, Чехословакии, Румынии, на территории Германии, Восточной Пруссии, Финляндии. После совершения подвига, подобного Н. Гастелло, чудом остались в живых
16 человек. Среди них капитан М.Д. Гомон, старшие лейтенанты А.И. Гарбуз, А. Гатаулин, Н.П.Кочетков, лейтенанты С.И. Колыбин, Ю.А. Спицын, В.М. Трифонов, младший лейтенант К.Г. Киселёв, сержант Н.И. Дивиденко. После госпиталя они вернулись в строй.
К сожалению, из пятисот лётчиков и командиров экипажей за свой подвиг удостоены звания Героя Советского Союза лишь около 70 человек, 50 пилотов награждены орденом Красного Знамени, 6 — орденом Ленина, 40 — орденом Красной Звезды и орденом Отечественной войны, остальные не удостоены никаких наград…


Советуем прочитать

Акишин А.А. Командир голубой двойки. М., 1965.
Побратимы Николая Гастелло. М., 1995.
Щуцкий С. Герой Советского Союза Николай Гастелло. Минск, 1952.
Гастелло Н.Ф. Рассказ о брате. М., 1977.
Гастелло Ф.П. Герой Советского Союза капитан Н. Гастелло. М., 1941.
Коваленко А.П. Вершины мужества. М., 1995.

Таран — оружие отважных

В.В. Талалихин
В.В. Талалихин

1941 год. Враг усиливал натиск, стремясь прорваться к Москве.
В ночь с 6 на 7 августа 1941 г. в авиаполк передали сообщение, что в небе появились самолёты противника, которые надо немедленно перехватить и уничтожить.
«Ястребок» Виктора Талалихина взмыл в небо и атаковал двухместный бомбардировщик «Хейнкель». Правый мотор фашистской машины задымил, бомбардировщик резко изменил курс, стремясь уйти на запад. «Ястребок» преследовал врага, возобновляя атаки. «Беглец» был из опытных, он ловко увёртывался от пулемётного огня и шёл на снижение. После шестой по счёту атаки пулемёт «ястребка» замолчал. Все патроны были расстреляны, да и горючего в бензобаках оставалось мало. Тогда у Талалихина созрело решение: рассчитав скорость, подвести истребитель вплотную к бомбардировщику и ударом воздушного винта отрубить ему хвостовую часть. Во время манёвра из неприятельского самолёта раздалась пулемётная очередь и Виктору прострелило правую руку: «Сразу дал газ и уже не винтом, а всей своей машиной протаранил врага, — рассказывал он потом. — Послышался треск. Мой «ястребок» перевернулся вверх колёсами. Надо было поскорее выбрасываться с парашютом. Отстегнув ремень, я выбросился. Примерно 800 м летел затяжным прыжком, а потом я раскрыл парашют».
Не приземлившись, а приводнившись (лётчик опустился в неглубокое озеро на окраине деревни Мансурово в 40 км от Подольска), Талалихин с помощью крестьян деревни на следующий день возвратился в полк. Вскоре командир полка И.Д. Королёв и Талалихин выехали на место падения фашистского бомбардировщика.
Рядом с обломками «Хейнкеля» высилась горка зажигательных бомб и патронов. Тут же трупы лётчиков. На груди подполковника — командира экипажа — орден «Железный крест». Из обгоревшей кабины вынули объёмные портфели с вещами экипажа, документы, личное оружие, карту с нанесённой на ней красной линией — путь бомбардировщика к Москве.
В тот же день был подписан приказ Президиума Верховного Совета СССР о присвоении лётчику-истребителю младшему лейтенанту Виктору Васильевичу Талалихину звания Героя Советского Союза.
Первый в мире ночной таран, совершённый Талалихиным, вошёл в историю отечественной авиации как образец не только мужества и отваги, но и высокого мастерства.
В полку состоялся митинг личного состава. Был зачитан приказ командира части, Талалихину объявили благодарность и наградили именными часами.
Справедливости ради следует отметить, что первый такой таран был совершён 22 июня, в первые часы войны, лётчиком И.И. Ивановым (родом из деревни Чижово, которая находилась на месте современного г. Фрязино). Звание Героя Советского Союза ему было присвоено посмертно. В честь отважного героя во Фрязино воздвигнут мемориал.
В октябре 1941 г. началось генеральное наступление немцев на Москву. В эти дни, обороняя Ленинград, пилот Герой Советского Союза Алексей Севостьянов повторил подвиг И.И. Иванова.
Что же касается Виктора Талалихина, дальнейшая его судьба сложилась так… Октябрьским утром 1941  г. эскадрилья «ястребков» под его командованием вылетела на прикрытие наших войск в район подмосковной деревни Каменки, в 85 км от Москвы.
В небе завязался тяжёлый бой. Пуля попала Виктору в голову, он был убит. Машина Талалихина упала на нейтральную зону между нашими и гитлеровскими войсками, в полутора-двух километрах северо-западнее Каменки.
На место гибели лётчика вылетели начальник штаба полка и несколько командиров. В чаще леса они нашли останки лётчика и обломки самолёта. Тело 23-летнего героя доставили в полк. Похоронили В. Талалихина в Москве.
А через два дня лётчик Александр Печеневский, патрулируя под нижней кромкой облаков, обнаружил на высоте 500 м группу «Хейнкелей» и в составе четырёх самолётов их атаковал. «Ястребок» Печеневского устремился на головную машину. Однако та, маневрируя и уходя за облака, продолжала упорно вести свою группу на станцию Великие Луки. До неё оставались считанные километры, через одну-две минуты фашисты могли сбросить бомбы. Печеневский непрерывно атаковал противника, но боеприпасы иссякли. Тогда он принял решение — уничтожить врага тараном, как сделал это его друг В. Талалихин. Сблизившись с бомбардировщиком, Печеневский хотел винтом своего истребителя «отрубить» его хвостовую часть. Но фашист успел увернуться. Тогда Печеневский сделал вторую попытку. Он подлетел снизу под крыло и отрубил его винтом своего самолёта. Протараненная машина резко накренилась и в 15 км от вокзала Великие Луки свалилась на землю. Самолёт же Печеневского от удара потерял управляемость. На малой высоте лётчик сумел выпрыгнуть с парашютом.
О подвиге А.Д. Печеневского быстро узнали во всех воинских частях, о нём рассказали красноармейские газеты. Поэтесса Анна Херсонская посвятила его подвигу стихотворение (как и опубликованные в газетах стихи Ивана Шамова и французского поэта Жоржа Сориа).
Таран — оружие отважных, боевой приём, который ввели в практику и использовали советские лётчики. У него есть история — родоначальником таранного боя является замечательный русский военный лётчик Пётр Николаевич Нестеров. В воздушном бою 26 августа (8 сентября) 1914 г. он протаранил колёсами своего самолёта вражеский аэроплан «Альбатрос». Героизм Нестерова оставался непревзойдённым на протяжении всей Первой мировой войны. Ни один немецкий, французский или английский лётчик не рискнул повторить его подвиг.
Однако история Великой Отечественной войны хранит немало подобных примеров. Советское Информбюро часто сообщало о таранных ударах. Например, защитникам Москвы памятен ночной воздушный бой, в котором участвовал лётчик-истребитель лейтенант Виктор Киселёв. Подлетев к фашистскому бомбардировщику поближе, несмотря на непрерывный огонь врага, Киселёв дал пулемётную очередь по левому мотору противника. Из мотора повалил дым, вырвались языки пламени. Но бомбардировщик продолжал отстреливаться, маневрировал, пытаясь выскользнуть из луча нашего прожектора. Это ему на какое-то время удалось. Но Киселёв не отставал, хотя его машина была повреждена и теряла скорость. Лётчику обожгло лицо, патроны были израсходованы. Машина Киселёва врезалась в бомбардировщик, отважный лётчик выпрыгнул с парашютом. Вражеский бомбардировщик и наш «ястребок» рухнули на землю. Вскоре командир полка и лётчики поздравили В. Киселёва с победой.
Такой же подвиг совершил лётчик-истребитель Алексей Катрич. Это было недалеко от Москвы. Расстреляв все боеприпасы, Катрич сблизился с бомбардировщиком. Удар был точным. Потеряв управление, вражеский самолёт свалился на землю. Наш истребитель, протаранив врага, круто спикировал. Лопасти винта были повреждены, но Катрич не растерялся. Используя большой запас высоты, он мастерски направил «ястребок» на свой аэродром и благополучно совершил посадку. Через день последовал Указ Президиума Верховного Совета СССР о присвоении лейтенанту Алексею Николаевичу Катричу звания Героя Советского Союза.
В воздушных схватках под Москвой прославились таранными ударами лётчики-истребители: П.Г.Агеев, Н.М. Благодаренко, С.С. Гошко, Б.Г. Пирожков, М.А. Родионов, И.П. Шумилов и другие смельчаки. Всего лётчики-истребители Московской зоны противовоздушной обороны таранными ударами сокрушили 23 фашистских самолёта.
И в послевоенное время совершались подобные этим подвиги.
18 июля 1981 г. также при подобных обстоятельствах поступил капитан, заместитель командира эскадрильи истребителей-перехватчиков-ракетоносцев Валентин Алексеевич Куляпин. Невероятно, но он остался жив. Наградили Куляпина орденом Красного Знамени. Кстати, это — первый случай в истории мировой авиации, когда на реактивном истребителе был совершён воздушный таран и лётчик не погиб.
В начале 1973 г. капитан Геннадий Елисеев (Бакинский округ ПВО) совершил первый воздушный таран военного четырёхмоторного самолёта-нарушителя на реактивном истребителе. Лётчик при таране погиб. Посмертно ему присвоили звание Героя Советского Союза.


Советуем прочитать

Утехин С.Г. Во имя Родины. Герой первого в мире ночного тарана В.В. Талалихин. М., 1958.
Утехин С.Г. Виктор Талалихин. М., 1965.
Хайт Д.М. Подвиг В.В. Талалихина. М., 1942.
Чачко Д.М. Воздушный поединок. М., 1959.
Коваленко А.П. Вершины мужества. М., 1995.

Матросов и матросовцы

А.М. Матросов. Художник В. Шульженко
А.М. Матросов

Художник В. Шульженко

Имя Героя Советского Союза автоматчика 2-го отдельного стрелкового батальона 91-й отдельной стрелковой бригады рядового Александра Матросова, так же как и название безвестной дотоле маленькой деревни Чернушки, за которую он погиб в бою как герой, во время войны было известно повсюду. В Центральном музее Вооружённых Сил России хранится комсомольский билет Матросова с лаконичной, сделанной после сражения надписью: «Лёг на боевую точку противника и заглушил её, проявил геройство».
Многие считали, что в 1943 г. Александр Матросов первым закрыл в бою своим телом амбразуру вражеского дзота и тем самым дал возможность своему подразделению выполнить приказ. Но когда подняли документы архивов, перечитали фронтовые газеты, политдонесения, связались с местными следопытами, то выяснилось, что уже в 1941 г. подобный подвиг совершили 17 воинов, в 1942 г. — 50, в 1943 г. — 36, в 1944 — 6.
Первым в списке героев по праву стоит имя политрука танковой роты Александра Константиновича Панкратова. В конце лета 1941 г.
125-й танковый полк 28-й танковой дивизии вёл тяжёлые оборонительные бои в районе Новгорода. В Кирилловском монастыре, расположенном на одном из островов, фашисты устроили наблюдательный пункт, откуда корректировали огонь своих батарей. Необходимо было его уничтожить. 24 августа отряд лейтенанта Платонова высадился незамеченным на остров и начал штурм. В ответ противник открыл шквальный огонь, мешавший группе храбрецов во главе с А. Панкратовым проникнуть на территорию монастыря. Политрук вырвался вперёд и бросил гранату. Пулемёт на время замолчал, затем заработал снова. Тогда Панкратов, у которого не осталось патронов и гранат, бросился на вражеский пулемёт и закрыл его грудью. Бойцы, вдохновлённые подвигом политрука, смело поднялись в атаку и уничтожили наблюдательный пункт. Указом Президиума Верховного Совета СССР от 16 марта 1942 г. А.К. Панкратову было присвоено звание Героя Советского Союза.
В суровые дни обороны Москвы подобные подвиги совершили: воин 1319-го стрелкового полка 185-й стрелковой дивизии сержант Вячеслав Викторович Васильковский, командир взвода 1174-го стрелкового полка 348-й стрелковой дивизии младший лейтенант Николай Степанович Шевляков и рядовой Н. Сосновский.
Но если А. Матросов не был первым, почему же тогда возникло выражение «матросовцы»? Дело в том, что о его подвиге в силу обстоятельств раньше, чем о героизме других, стало известно всей стране. Он оказал огромное влияние на формирование боевого духа, готовности к самопожертвованию героев. Поэтому неудивительно, что у него было так много последователей. Необходимо оговориться, что все они — совсем не камикадзе и сражались до тех пор, пока не оставалось иного выбора, как закрыть вражескую амбразуру своим телом.
Сегодня мы знаем имена 403 бойцов и командиров, политработников и партизан, повторивших подвиг Матросова. 167 из них посмертно присвоено звание Героя Советского Союза, остальные награждены различными государственными наградами. Известны случаи, когда не один, а двое, трое, четверо воинов вместе прекращали огонь противника.
Об одном таком подвиге, совершённом на Могилёвщине в 1944 г., рассказала фронтовая листовка: «Навстречу тысячам смертей, нёсшимся из амбразуры вражеского дзота, шли гвардии лейтенант Иван Ильченко и гвардии младший сержант Барий Шавалиев. Первым на вражеский пулемёт упал Ильченко. К нему <…> припал Шавалиев. В последний раз яростно затрясся немецкий пулемёт и умолк».
Подобный подвиг совершили 29 января 1942 г. воины 299-го стрелкового полка 225-й стрелковой дивизии 52-й армии Ленинградского фронта сержант Иван Саввич Герасименко, рядовые Александр Семёнович Красилов и Леонтий Арсентьевич Черенков (указом Президиума Верховного Совета СССР им было присвоено звание Героя Советского Союза), в битве на Волге в районе станции Клетская — заместитель политрука 93-го стрелкового полка
76-й стрелковой дивизии Пётр Лаврентьевич Гутченко и командир взвода младший лейтенант Александр Антонович Покальчук.
Хочется хотя бы кратко сказать и о других «матросовцах». 22 января 1944 г. в районе деревни Ошмары Калининской области свой подвиг совершил сержант Авраинов; в боях за освобождение Советской Прибалтики в конце ноября 1944 г. — ефрейтор Пётр Иванович Куприянов; на Керченском полуострове — украинец Павел Косменко (его подвигу была посвящена листовка, выпущенная политическим управлением Черноморского флота).
«Матросовцем» стал и гвардии лейтенант Николай Степанович Доровский, сын железнодорожника из Горченского района Курской области. На правом берегу Западной Двины огонь вражеского дзота не давал нашим солдатам форсировать реку. Тогда Доровский, перебравшись через неё вплавь, подполз к вражескому дзоту и своим телом закрыл амбразуру, то же сделал в бою на подступах к Тамани младший сержант эстонец Иозеп Лаар (навечно зачислен в списки Таманской дивизии); 18 марта 1945  г. на полях Курляндии — командир взвода, лейтенант эстонец Яков Кундер. На комсомольском билете, принадлежащем ефрейтору Василию Яковлеву, павшему смертью героя на западном берегу реки Одер, написано: «Повторил подвиг Александра Матросова». Повторили его и командир стрелкового отделения младший сержант Александр Евсеевич Шевченко в Румынии, а на Польской земле в июле 1944 г. в боях за деревню Герасимовичи Белостокского воеводства — помощник командира взвода Григорий Павлович Кунавин. Поляки помнят и Николая Косулю, погибшего в бою за польскую деревню Коло подобно Матросову в январе 1945 г.
В Берлине на стенах рейхстага начертано много имён советских воинов-победителей. Среди них и фамилия Героя Советского Союза комсомольца Унана Аветисяна, ставшего героем в дни стремительного наступления наших войск на Кубани. Подразделение, в котором служил старший сержант Унан Аветисян, вело бои за высоту Долгая в Верхне-Бакинском районе Краснодарского края. Трижды шли бойцы на её штурм, но безуспешно — мешал хорошо замаскированный немецкий дзот. Аветисян своим телом закрыл его амбразуру.
Когда закончилась война на Западе, сражения развернулись на Востоке. 17 августа 1945 г. корабли Тихоокеанского флота совместно с частями Красной Армии вели бои по освобождению Курильских островов от японских захватчиков. В течение этого дня в сражении за остров Шумушу два моряка — старшина 1-й статьи Николай Волков и матрос Пётр Ильичёв — стали «матросовцами».
На самопожертвование шли не только солдаты и офицеры из строевых частей Советской Армии, но и партизаны (например, белорусский комсомолец из отряда «Октябрь» Михаил Белуш), а также те наши граждане, которые оказались за пределами Родины и вступили в ряды Сопротивления.
В итальянской партизанской бригаде «Гуидо Боскалья» сражался гражданин Советского Союза Георгий Колозян, геройски погибший летом 1944 г. Правительство Италии посмертно наградило его «Бронзовой медалью за военную доблесть».
Среди известных нам героев — представители разных национальностей, разных возрастов. Два воина — Кириченко и Кондратьев — совершили подвиг в возрасте 50 лет, в возрасте от 18 до 25 лет — 340 человек. В списке матросовцев — два подростка: украинец Толя Комар — 15 лет и 16-летний белорус Миша Белуш. Только при защите и прорыве блокады Ленинграда более 50 воинов легли на вражескую амбразуру, 11 человек совершили этот подвиг в войне с милитаристской Японией, во время освобождения народов Восточной Европы — 75: в Польше — 27, в Венгрии — 8, в Чехословакии —6, в Югославии — 3, в Румынии — 6, в Германии — 25.
Невероятно, но несколько «матросовцев» остались в живых — 6 человек. Среди них русские А.А. Удодов и С.И. Кочнев, украинец В.П. Майборский, казах С.О. Оразаминов, еврей Т.Х.Райз.
Интересно одно историческое свидетельство. Оказывается, у подвига А. Матросова «биография» более длинная, чем думают многие. Впервые его совершил в июне 1919 г. в боях против генерала Юденича (на подступах к Петрограду у деревушки Керестенёво) красноармеец Пелевин.
В заключение — новые сведения о Матросове. Долгое время его подвиг датировался 23 февраля 1943  г. (по приказу наркома обороны И. Сталина № 269 от 8 сентября 1943 г.). Эта дата вошла в школьные учебники, академические труды, энциклопедии, экспозиции музеев. Однако она была умышленно приурочена в целях пропаганды к 25-летию Красной Армии. На самом деле в политдонесениях, в списке безвозвратных потерь и других документах стоит другая дата — 27 февраля 1943 г., а в наградном листе сказано, что на Калининский фронт А. Матросов прибыл только 25 февраля.
Теперь о биографии Матросова. Родом он был из Башкирии, его настоящее имя — Шакирьян Мухамедьянов. Недавно была опубликована истинная биография Матросова, отличающаяся от официальной версии, созданной советскими исследователями.
Шакирьян родился в 1924 г. в маленькой деревушке Кунакбаево. Когда умерла мать, ему было не больше семи лет. Семья жила очень бедно, и после того, как отец женился в третий раз, мальчик ушёл из дома. Как предполагают, он попал в детприёмник-распределитель по линии НКВД, откуда его направили в Мелекесс (ныне Димитровград) Ульяновской области. Там он назвался Сашей Матросовым, потому что среди беспризорников существовал закон: если ты не русский, тебя будут сторониться.
Позже, уже будучи в Ивановской режимной колонии, Саша откровенничал, как, устраиваясь в детдом, называл своим родным местом город, в котором ни разу не был. Возможно, именно поэтому во всех справочниках и энциклопедиях город Днепропетровск называется местом его рождения.
Следы Матросова затем находятся осенью 1940 г. в Саратове. Как свидетельствуют сохранившиеся до наших дней документы, народный суд 3-го участка Фрунзенского района осудил его 8 октября по статье 192 УК РСФСР к двум годам лишения свободы. Матросов был признан виновным в том, что, несмотря на подписку о выезде в течение 24 часов из Саратова, продолжал там оставаться. Срок Матросов отбывал в трудовой колонии в Уфе, а в конце сентября 1942 г. в группе других новобранцев оказался в Краснохолмском военно-пехотном училище под Оренбургом.
В январе 1943 г. весь курсантский состав училища был направлен рядовыми на пополнение фронтовых частей. Матросов был зачислен в списки 91-й Тихоокеанской добровольческой морской бригады имени Сталина. В феврале при взятии деревни Чернушки он совершил свой подвиг.


Советуем прочитать

Шкадаревич И.И. Подвиг Матросова. М., 1961.
Военно-исторический журнал. Май. 1965.
«Аргументы и факты». 1990. № 17.
«Неделя». 1965. № 17.
«Московский комсомолец». 7.02.03.
Коваленко А.П. Вершины мужества. М., 1995.

Сусанины Великой Отечественной

М.К. Кузьмин. Московское метро. Станция «Измайловская»

М.К. Кузьмин

Московское метро.
Станция «Измайловская»

…Известно, что поступки героев воодушевляют. Так, в годы Великой Отечественной войны более ста советских людей совершили подвиг, подобный тому, которым в начале марта 1613 г. прославился костромской крестьянин Иван Сусанин (осенью 1967 г. в Костроме на Молочной горе ему открыли памятник). Первым в этом ряду стоит имя Матвея Кузьмича Кузьмина. 26 августа 1941 г. гитлеровцы на танках, автомашинах и мотоциклах ворвались в деревню Куракино, расположенную близ Великих Лук. В школе разместилась гитлеровская комендатура. В доме Матвея Кузьмича поселился комендант, выгнав хозяев дома в сарай. 14 февраля 1942 г. фашисты потребовали, чтобы Матвей Кузьмич провёл их отряд в тыл советских войск в деревню Першино. Кузьмин шепнул сыну Василию, чтобы тот пробрался к своим и предупредил, что утром у их позиций будет вражеский отряд.
…До Першина по прямой дороге было меньше часа ходьбы. Но Матвей Кузьмич избрал другой путь: он круто повернул в сторону, на юго-запад, поэтому маршрут многократно удлинился. Вёл он их ночью и вывел на поляну, где в окопах немцев уже ждали наши солдаты. Сюда несколько часов назад, в боевое охранение 2-го батальона 31-й курсантской стрелковой бригады (занимавшей оборону в районе деревень Макаедово, Малкино и Першино) прибежал Василий Кузьмин и передал слова отца. Вскоре автоматчики увидели вражеский отряд. Приближавшиеся гитлеровцы были замечены и другими подразделениями. На них обрушился шквальный огонь.
Проваливаясь в снегу, Матвей Кузьмич сделал несколько шагов вперёд — к нашим солдатам. Немцы поняли, что проводник умышленно привёл их на эту поляну, — затрещали вражеские автоматы, широко раскинув руки, Кузьмин упал...
Свыше 50 солдат потеряли враги, около 20 сдались в плен. Кончился короткий бой. Бойцы из охраны штаба похоронили патриота в деревне Куракино, на берегу маленькой речки…
О подвиге Кузьмина узнали все. О нём рассказал в «Правде» Борис Полевой, 24 февраля 1942 г. — сообщило Советское Информбюро. Для фронта были выпущены специальные листовки, в газетах и журналах о М.К. Кузьмине печатались очерки, рассказы, стихи. Ему посвящали свои произведения писатели, поэты, скульпторы (например, в годы войны почти на всех концертах звучала баллада Е. Петунина). Впоследствии на станции Московского метро «Измайловский парк» установили скульптуру Кузьмина. 9 мая 1965 г., в день празднования 20-й годовщины окончания Великой Отечественной войны, Матвею Кузьмичу Кузьмину было присвоено звание Героя Советского Союза.
Кратко о некоторых других подвигах «сусанинцев»…
В ноябре 1941 г. партизанский связной С.П.Покиньборода, схваченный по доносу предателя, завёл гитлеровский отряд в лесные болота урочища Орешня и был расстрелян.
Зимой 1941/42 гг. перед наступлением на Москву гитлеровское командование решило очистить Бельские леса от партизан. Для этого был послан карательный отряд. Выступив на рассвете, он спешил к началу общего наступления выйти к предполагаемому месту расположения партизан, чтобы отрезать им возможность отступления, а затем нанести удар с тыла.
Путь лежал через обширные заболоченные места — Горелые болота, поэтому гитлеровцам нужен был опытный проводник. Лесник Савелий Угольников завёл их на минное поле, под огонь партизан. Каратели были разгромлены. 5 декабря 1941 г. такой же подвиг совершил житель деревни Мухарёво Псковской области Михаил Семёнов.
10 февраля 1942 г. Совинформбюро сообщило о подвиге колхозника Ивана Петровича Иванова из Серебряно-Прудского района Московской области. В переданной по радио сводке говорилось: «Гитлеровцы предложили товарищу Иванову проводить их в соседнее село Похожее. Колхозник Иванов отказался выполнить приказ. Избив старика, немцы силой заставили показывать дорогу. Тогда Иванов завёл немцев в глухой лес… Взбешённые гитлеровцы расстреляли славного патриота. Однако сами немцы из леса выйти не могли. Большинство немецких солдат и офицеров заблудились в лесу и замёрзли». И.П. Иванов посмертно награждён орденом Отечественной войны II степени.
Осташковский район Калининской области помнит подвиг Никиты Александровича Александрова в морозном феврале 1942 г., который был зарезан немцами за то, что повёл их не той дорогой, — вражеский отряд в 300 человек заблудился.
9 июня 1942 г. переодетые в гражданскую одежду и советские гимнастёрки фашистские каратели приказали Тимофею Афанасьевичу Дмитриеву вести их в одну из деревень Курско-Лужского района Ленинградской области — в сторону партизанской базы. Проводник вывел их на поляну, где до этого отдыхали партизаны. Поняв, что Дмитриев умышленно тянет время, каратели повесили его, предварительно зверски избив и вырезав пятиконечную звезду на спине.
В июне 1942 г. жителю села Ольшаницы (на Брянщине) Дмитрию Ивановичу Уваренкову фашисты также приказали показать дорогу на базу партизан. Лесник три раза водил вражеских солдат с автоматами и обозом по ложному следу, пока фашисты не распознали хитрость проводника. Они повесили патриота на сосне в центре села.
В 1942 г. фашистские каратели намеревались уничтожить партизанский госпиталь, расположенный в Липичанской пуще. О нём они узнали от предателя. Фашисты взяли в проводники Иосифа Юрьевича Филидовича, который повёл врагов к лесным топям. Один за другим фашисты начали проваливаться в болотную трясину. Оставшиеся в живых каратели убили своего проводника.
Партизаны нашли его тело 26 марта 1943 г. в лесной чаще, когда начал таять снег. Теперь в сквере посёлка Дятлово воздвигнут памятник И.Ю. Филидовичу, как говорят в народе — липичанскому Сусанину.
Подвигу Филидовича посвятил своё стихотворение поэт Андрей Вознесенский, а в Музее народной славы посёлка Дятлово экспонируется картина «Подвиг Филидовича» художника П.Светоховского. О нём же рассказывает баллада «Пущанский Сусанин», которую написал местный поэт Н. Янушкевич.
Колхозник Яков Евсеевич Доровских из села Вязноватовка Воронежской области в феврале 1943 г. направил отступавший немецкий полк с дальнобойными орудиями и тягачами по непроезжей дороге. В результате фашисты вынуждены были бросить 18 тяжёлых пушек и около 30 автомашин в оврагах и в болотах. Во время налёта наших бомбардировщиков патриоту удалось скрыться.
В середине февраля 1943 г. в Брестской области гитлеровцы начали наступление на партизан — в операции участвовали три фашистские дивизии, вооружённые танками, пушками, самолётами. Партизаны оказались в окружении. Фашисты схватили Ивана и Михаила Цубов — двух братьев, колхозников деревни Новина и приказали показать дорогу.
Михаил Самуилович отказался быть проводником, его расстреляли. Иван Цуба повёл фашистов в противоположном направлении, к незамерзающим болотам, откуда гитлеровцы не смогли выбраться. Они начали пускать сигнальные ракеты, по которым партизаны определили их местонахождение. На следующий день гитлеровцев уничтожили.
Через три дня нашли истерзанный труп героя. Партизаны с почестями похоронили Ивана Цубу и его брата Михаила. В 1964-м деревню Новина переименовали в деревню Цуба.
Осенью 1943 г. за голову отважного разведчика Олега Антоновича Лукомского фашистские захватчики назначили вознаграждение в несколько тысяч оккупационных марок.
…На станции Головки Лукомский узнал о прибытии большого карательного отряда из Житомира. Олег выдал себя за немецкого колониста (он в совершенстве знал немецкий язык) и предложил гитлеровцам свои услуги, обещая тайными тропами провести их в стан партизан, через связного предупредив последних. Партизаны, занявшие перед боем выгодные позиции, в коротком бою уничтожили карателей. Проводник остался жив и вскоре появился в партизанском отряде. О.А.Лукомский награждён орденом Отечественной войны I степени.
Неоценимый вклад в дело разгрома врага внесли юные патриоты временно оккупированных районов. Они сражались с оружием в руках, ходили в разведку и на выполнение боевых заданий, поддерживая связь между партизанскими отрядами и штабами Красной Армии.
8 октября 1941 г. Настю Дроздову немцы уговаривали показать им дорогу на хутор Быково — партизанскую базу. Настя пыталась отказаться, ссылаясь на то, что не знает дороги. Тогда гитлеровцы избили её, а затем, поставив к дереву, инсценировали расстрел. Понимая безвыходность своего положения, девушка решила вести вражеский отряд, но не в Быково, а в противоположном направлении, в непроходимые топи. Когда каратели поняли, что девушка их обманула, они расстреляли её, а потом и её родителей.
Партизанка Мария Глыбина раненой попала в руки врагов. Под угрозой смерти фашисты требовали, чтобы она показала им дорогу к лагерю. Девушка повела врагов в противоположную сторону и погибла мученической смертью.
Ученик 5-го класса Миша Куприн в мае 1942 г. завёл карателей в болота Брянской области, где они и погибли, предварительно с ним расправившись.
Школьник Черниговской области Коля Молчанов направил немецкий отряд в болота урочища Царёво в сентябре 1943 г., сам же, воспользовавшись темнотой, скрылся в кустарнике. Вышедшие из болота немцы сдались в плен, остальные утонули в трясине. 8 июня 1970 г. Николай Николаевич Молчанов был награждён за свой подвиг медалью «За отвагу». О его подвиге украинским драматургом В. Шевченко написана пьеса и поставлен спектакль «Таинственный знак» в Нежинском государственном драматическом театре им. М. Коцюбинского.
Юный Ваня Фролов тоже стал «сусанинцем» — на Калужской земле. Увидев, как фашисты, стремясь узнать, где находится база партизан, избивали пионервожатого Александра Козлова, вызвался сам показать фашистам дорогу. Целый день водил он фашистов по снежному лесу, а потом сказал офицеру: «Я не знаю, где находятся партизаны. Отпустите меня». Обозлённые фашисты тут же повесили Ваню на сосне.
16 октября 1941 г. советские войска оставили Одессу. В отличие от северных районов страны с обширными лесами, где могли укрыться подпольщики и партизаны, вокруг степного города не было естественных укрытий. Поэтому главной базой одесских антифашистов стали знаменитые катакомбы. В 1941 г., когда Одесса оказалась в руках фашистов, они сразу поняли эту опасность.
Семиклассник Трофим Прушинский завёл фашистский отряд в 50 человек в лабиринт катакомб, водил их по заброшенным штольням, где, он знал точно, не было ни единого партизана. И выходов тоже не было… Наконец немцам стало ясно, что к партизанам их не приведут, а штольни грозят обвалом. Они потребовали, чтобы Трофим вывел их на поверхность. Он отказался. Разъярённые фашисты закололи его штыками…


Советуем прочитать

Борисов Н.В. Они повторили подвиг Сусанина. М., 1987.
Коваленко А.П. Вершины мужества. М., 1995.

О настоящем человеке и его последователях

А.П. Маресьев
А.П. Маресьев

В 1946 г. широкую известность в нашей стране и за рубежом получила книга Бориса Полевого «Повесть о настоящем человеке» (через два года вышел одноимённый фильм), в основе которой — реальный подвиг 27-летнего лётчика, вынужденного посадить истребитель в прифронтовом лесу. 18 дней он в одиночку боролся за жизнь, а позже безногим инвалидом снова встал в боевой строй.
Прототипом героя этих двух произведений стал Алексей Петрович Маресьев, командир звена истребительного авиационного полка.
В одном из воздушных боёв 4 апреля 1942 г. в районе так называемого «Демяновского котла» (Новгородская область) самолёт А.П. Маресьева был подбит. Совершив вынужденную посадку, раненый лётчик ползком, голодный, добирался к линии фронта. Полуживого, его обнаружили мальчики из деревни Плав Кисловского сельсовета Валдайского района Серёжа Малин и Саша Вихров. Отец Саши отвёз Маресьева на подводе в свой дом. Это было 22 апреля 1942 г.
Больше недели жители деревни ухаживали за раненым. Нужна была медицинская помощь, но в селе не было врача. Наконец в первых числах мая вблизи деревни приземлился самолёт, на котором А.П.Маресьева отправили в Москву, в госпиталь. Там ему ампутировали обе ноги (нижнюю треть).
Алексей Петрович тяжело переживал несчастье, но его не покидала мысль о том, чтобы снова вернуться в истребительную авиацию. Ещё в госпитале он начал тренироваться, готовясь к тому, чтобы управлять самолётом с протезами на ногах.
Тренировки увенчались успехом: в начале 1943 г. Маресьев прошёл медкомиссию и был направлен в авиационную часть. В феврале 1943 г. он совершил свой первый после ранения пробный вылет, а в июле — оказался снова на передовой, участвуя в битве на Курской дуге.
20 июля 1943 г. старший лейтенант Маресьев сбил два фашистских бомбардировщика (после он собьёт ещё 5). В августе 1943 г. Указом Президиума Верховного Совета СССР А.П.Маресьеву за образцовое выполнение задания командования и проявленное при этом мужество было присвоено звание Героя Советского Союза (ранее он был награждён орденом Красного Знамени).
В ВВС А.П. Маресьев прослужил в общей сложности 12 лет. За время войны совершил 86 боевых вылетов, лично сбил 11 самолётов противника, из них 7 после тяжёлого ранения.
После войны первые 4 года А.П. Маресьев работал начальником авиационной подготовки в московской спецшколе, затем успешно закончил аспирантуру при Академии общественных наук, защитил диссертацию, получил учёную степень кандидата исторических наук. В 1956 г. после создания Советского комитета ветеранов войны Маресьев становится его ответственным секретарём, а с апреля 1983 г. — заместителем председателя.
В 1999 г. первый зам. председателя Российского комитета ветеранов войны и военной службы А.П. Маресьев был удостоен общероссийской премии «Российский национальный Олимп». Ему присуждён почётный титул «Национальный герой».
18 мая 2001 г. полковник в отставке А.П. Маресьев ушёл из жизни. За два дня до своего 85-летия и за 20 минут до начала торжественного вечера по случаю его юбилея в Центральном театре Российской армии.
Имя легендарного лётчика присвоено московской школе № 760, а в школе № 89 Северо-Западного Округа  г. Москвы создан музей 63-го гвардейского истребительного авиационного полка, в котором служил А.П. Маресьев.
Сегодня нам известно о 16 «маресьевцах», после тяжёлых ранений вернувшихся в боевой строй: Л.Г. Белоусове — гвардии майоре, командире звена истребительного авиационного полка Балтийского флота, в декабре 1941 г. в воздушном бою получившего тяжёлое ранение (герой Советского Союза); Г.П. Кузьмине — гвардии капитане, командире эскадрильи, раненном в 1941 г. в воздушном бою на Южном фронте и с ампутированными ногами совершившим воздушный таран с четвёртого захода (Герой Советского Союза); З.А. Сорокине — гвардии лейтенанте, штурмане, по возвращении из госпиталя сбившего 12 фашистских самолётов (Герой Советского Союза); В.Н. Асине — старшем лейтенанте; А.И. Белецком — гвардии майоре; А.П.Грисенко — подполковнике, командире авиаполка; И.М. Киселёве — старшем лейтенанте, командире звена (Герой Советского Союза); Г.А. Литвиненко — майоре, штурмане (Герой Советского Союза); И.С. Любимове — гвардии капитане, командире эскадрильи (Герой Советского Союза); И.А. Маликове — старшем лейтенанте, командире звена (Герой Советского Союза); В.Д. Стрелкове — гвардии старшем лейтенанте, командире звена (Герой Советского Союза); Н.М. Искрине — гвардии старшем лейтенанте, зам. командира эскадрильи (к концу мая 1943 г. совершил 218 боевых вылетов, провёл 58 воздушных боёв, сбил лично 10 самолётов противника, в том числе после ранения — 79 боевых вылетов, 22 воздушных боя, 6 фашистских самолётов, удостоен звания Героя Советского Союза); И.А. Леонове — лейтенанте, после ампутации руки сделавшем ещё 50 боевых вылетов; П.С. Шемендюке — старшем лейтенанте, зам. командира эскадрильи; Б.И. Ковзане и И.Г. Драченко, в результате ранения потерявших по одному глазу (Герои Советского Союза).
Более подробно о некоторых поединках «маресьевцев»…
Войну Захар Артёмович Сорокин встретил лётчиком-истребителем на одном из черноморских аэродромов. Но вскоре его откомандировали на север.
25 октября 1941 г. несколько раз в течение суток поднимались в воздух по тревоге истребители. На этот раз они взлетели на встречу с четвёркой лёгких бомбардировщиков Ме-110, которые держали курс на Мурманск. Сорокин атаковал ведущего вражеского звена. «Мессершмитт» загорелся. Но из-за облаков вынырнул ещё один. Вражеский свинец хлестнул по плоскости и кабине самолёта Сорокина. Лётчик был ранен в правое бедро, у него кончились патроны, тогда он пошёл на таран. Резкий толчок чуть не выбросил Сорокина из сиденья. «Мессер», оставляя чадящий след, пошёл к земле. Но и винт «ястребка» тоже получил повреждение: машина затряслась, сорвалась в штопор. С большим трудом удалось её выровнять и посадить на замёрзшее озеро в узком ущелье. Из подбитого вражеского самолёта, проваливаясь в снегу, двигались двое фашистов. Началась перестрелка. Первого Сорокин сразил наповал. У второго кончились патроны, а у Захара дал осечку пистолет. Противники пошли в рукопашную…. И тут Сорокин увидел рукоятку своего пистолета, валявшегося в снегу. Быстро перезарядив пистолет, он почти в упор выстрелил в фашиста.
Превозмогая боль, с рассечённым лицом, еле-еле ступая на раненую ногу, шёл он через сопки по глубокому снегу, полз, катился. Боясь замёрзнуть, не спал. Только на шестые сутки добрался до своих. Дополз и потерял сознание.
Потом был госпиталь и ампутация ступней обеих ног. Научившись немного ходить, он написал письмо наркому ВМФ СССР с просьбой разрешить вернуться в строй. В порядке исключения разрешили пройти медкомиссию… Сорокин снова летал, участвовал во многих боях, сбил ещё 12 вражеских самолётов.
Командир звена старший лейтенант Киселёв в начале августа 1944 г. вылетел на задание со своим звеном, встретившим превосходящие силы противника. Завязался тяжёлый бой.
Киселёву удалось сбить бомбардировщик, но при выходе из атаки его самолёт сам получил две большие пробоины. Киселёву оторвало ногу — истекающий кровью, он посадил свой «Як» и потерял сознание.
Иван Михайлович не только вернулся в строй, научился летать с протезом, но и совершил 156 боевых вылетов, принял участие в 25 воздушных боях, сбил 14 самолётов противника, стал Героем Советского Союза, воевал до конца войны.
…1938 г. В непогожий февральский день на аэродроме, где дежурило звено старшего лейтенанта Белоусова, раздался сигнал боевой тревоги — чужой военный самолёт пересёк границу. Леонид Георгиевич первым поднялся на перехват нарушителя. Выполнив поставленную задачу, он взял курс на свой аэродром. Но когда погода резко ухудшилась, пришлось производить посадку в густом снегопаде, почти не различая земли.
Самолёт потерпел аварию — вспыхнул бензин. Белоусов получил тяжёлые ожоги лица, груди, рук и ног… Едва живого его привезли в госпиталь. Лётчик перенёс более 30 пластических операций, но начались бои с белофиннами и Белоусов снова попросился в авиаполк. Вскоре он был награждён орденом Красного Знамени.
Великую Отечественную войну капитан Белоусов встретил на Ханко командиром эскадрильи в своём родном истребительном полку. Защищая Ленинград на дальних подступах, лётчики уничтожили 52 вражеских самолёта. Три из них значилось на боевом счету Белоусова.
Но болезнь прогрессировала. Началась гангрена ног. Снова госпиталь — на этот раз долго и основательно. Как врачи ни старались спасти ноги, пришлось ампутировать правую (выше колена), а спустя некоторое время и левую. Так лётчик остался без ног, но летать хотел.
Пролежал в госпиталях больше года, а весной 1944  г. уже вернулся в свою часть. Белоусов совершил более 30 успешных боевых вылетов, был награждён орденом Отечественной войны I степени, а в апреле 1957 г. получил звание Героя Советского Союза.
…Звено лётчика Маликова Ильи Антоновича участвовало в боях за Берлин. Не успели вернуться с очередного задания, как его позвали к командиру эскадрильи. Приказ командующего фронтом маршала  г.К. Жукова был таков: нанести снайперский прицельный удар — чтобы не угодить по своим, находящимся в Берлине. Дело в том, что 29 апреля 1945  г., когда наши вступили уже в его пригороды, надо было как можно скорее разбомбить Зигес-аллее и Унтер-ден-Линден, чтобы исключить возможность взлёта самолёта с Гитлером.
На задание отправилось звено штурмовиков Пе-2 И.А. Маликова. А за штурвалом командного штурмовика находился сам старший лейтенант Маликов — без правой ноги до колена и искалеченной левой ногой. Два года он воевал на протезах… Случилось это так.
29 августа 1942 г., совершая уже четвёртый боевой вылет на станцию Виев, Маликов был сбит и тяжело ранен. Зенитный снаряд попал в мотор и кабину. Протянув через линию фронта, ему удалось посадить машину на своей территории. Боясь, что не долетит до своих, Маликов приказал экипажу покинуть самолёт. Но штурман Бобылёв и стрелок-радист Токарев отказались покинуть раненого командира. Когда он произвёл вынужденную посадку, сразу потерял сознание. Бобылёв и Токарев оказали первую помощь. Уже позже, в госпитале хирурги ампутировали только правую ногу, левую загипсовали. Комиссия через несколько месяцев объявила: «Не годен для авиации!».
Но Илья Антонович стал упорно тренироваться ходить, вскоре начал бегать и в конце концов забросил свой костыль-помощник. После долгих настойчивых просьб ему разрешили снова летать на боевой машине Пе-2. Он вернулся в свой штурмовой полк. На счету его — 196 боевых вылетов, из них более ста — уже с протезами! 15 мая 1946 г. И.А.Маликову было присвоено звание Героя Советского Союза.


Советуем прочитать

«Труд». 4.08.84.
«Ветеран войны». 2001. № 1, 3.
Коваленко А.П. Вершины мужества. М., 1995.

Рассказывая в этих очерках о людях, которые подчас совершали невозможное, считаю справедливым вспомнить о них в дни празднования 60-летия Великой Победы над фашизмом, причём не только о тех, чьи подвиги стали легендой и вошли в историю нашей Родины, но и о многих безымянных патриотах, героизм которых не зафиксирован документально, но не стал от этого менее значительным….

TopList