Винтовка и карандаш

Коллекция фронтового рисунка Центрального музея
Великой Отечественной войны 1941—1945 гг.

 

Вспомогательный материиал в помощь учителю при подготовке интегрированного урока по истории и МХК по теме: «Вторая мировая война». 9-й класс.

 

П.И. Баранов. Лейтенант А. Андреев. 1943 г.
П.И. Баранов.
Лейтенант А. Андреев.
1943 г.

С 1986 г. Центральный музей Великой Отечественной войны 1941—1945 гг. собирает коллекцию фронтового рисунка. Особое место в ней занимают зарисовки, переданные через сорок лет после окончания войны самими авторами. К документальным свидетельствам тех долгих пяти лет, полных героизма и самоотверженности, относятся работы художников-участников войны: П.И. Баранова, А.М. Лаптева, Б.В. Щербакова, К.И. Финогенова, П.М. Чернышева, С.С. Урановой; военных корреспондентов, командированных на фронт от Студии военных художников имени М.Б.Грекова: Н.Н. Жукова, П.Я. Кирпичева, Е.И. Комарова, С.И. Годыны, В.К. Дмитриевского. Эстетика этих работ сурова и воинственна, реализм прямолинеен и лаконичен, но благодаря этим качествам художественно-документальный материал, собранный на передовой, в тылу, в партизанских отрядах, стал памятью о подвиге нашего народа.

Сегодня в графической коллекции музея находится более 2 000 фронтовых зарисовок. Запечатленные на них события — объективный, очень живой и непосредственный источник для воссоздания подлинной истории Великой Отечественной войны. Эти рисунки, полные искреннего чувства, человеческого тепла, наблюдательности, можно сравнить с рассказом о людях, которые воевали и победили. Небольшие скромные карандашные портреты отличившихся бойцов, нарисованные в тесных блиндажах и окопах, печатались во фронтовых газетах, потом отсылались домой, где бережно хранились в альбомах как самые дорогие семейные реликвии.
После войны художник П.И. Баранов вспоминал: «У меня сохранился портрет фронтового друга лейтенанта Андреева. Он самый первый в части был награжден медалью “За отвагу”. Мы с Андреевым больше года проработали в части, где занимались в основном рекогносцировкой тех районов, где возводились наши оборонительные линии. <…> Позже для Андреева я нарисовал карандашом второй его портрет. Этот портрет Саша послал своей жене и написал, что “рисовался” он в блиндаже в двухстах метрах от немецких траншей.

Е.И. Комаров. На обороне переправы реки Жиздры. 1942 г.
Е.И. Комаров.
На обороне переправы реки Жиздры. 1942 г.

<…> Саша Андреев погиб при форсировании Днепра, а через некоторое время я получил от его жены письмо, где она просила сообщить подробности гибели Саши и писала, что его портрет семья хранит как самую дорогую память об отце и муже, и благодарила меня за этот карандашный рисунок» (Военные художники Студии имени М.Б.Грекова на фронтах Великой Отечественной войны. Л.: Художник РСФСР, 1962. С. 54). Автор этого рисунка Петр Иванович Баранов прошел боевой путь от Волги до Влтавы. Кроме портретов однополчан, рисовал он и эпизоды из повседневной армейской жизни.

Е.И. Комаров. Портрет В.Г. Зайцева. 1943 г.
Е.И. Комаров.
Портрет В.Г. Зайцева.
1943 г.

Фронтовые художники внимательно изучали поведение каждого отдельного человека, их рисунки сохранили для истории портреты не только всем известных героев, но и образы сотен обычных людей, волею обстоятельств оказавшихся на фронте. Они показали их душевную красоту, передали те качества русского характера, которые особенно ярко проявились во время войны: беззаветную храбрость, воинское умение, священную ненависть к врагу, любовь к Родине.
В напряженные дни боев под Москвой в столице было сформировано множество диверсионно-разведывательных групп. Далеко не всем их участникам довелось вернуться. Многие были схвачены фашистами и казнены. Этой теме посвящено немало графических работ. В коллекции музея есть рисунок «Перед казнью» художника А.М. Лаптева, который с 1942 г. часто ездил на фронт в действующую армию и к партизанам.

Е.И. Комаров. НП 120 гвардейского полка «Красный октябрь». 1943 г.
Е.И. Комаров.
НП 120 гвардейского полка «Красный октябрь».
1943 г.

Рисунок старшего сержанта, командира взвода связи П.М. Чернышева «Резервы под Дмитровом» (1941 г.) напоминает нам о переброске с восточных границ страны сибирских и уральских полков для защиты столицы.

Б.В. Щербаков. Старший лейтенант В.О. Комаров. 1942 г.
Б.В. Щербаков.
Старший лейтенант В.О. Комаров.
1942 г.

Живописец Б.В. Щербаков с первых дней войны был в рядах действующей армии, в качестве командира взвода саперов участвовал в подготовке обороны Москвы. Он сделал на фронте сотни рисунков, среди них портретные зарисовки участников боев на ближних подступах к Москве (старшего лейтенанта Комарова, ефрейтора Петряева). В этих работах он добивался не только внешнего сходства, но, скорее, исследовал характеры людей, сумевших одолеть сильного и безжалостного врага.

К.И. Финогенов. Герой Советского Союза А.П. Иванов. 1943 г.
К.И. Финогенов
Герой Советского Союза А.П. Иванов.
1943 г.

К таким работам можно отнести и портрет разведчика И.П. Хохлова, выполненный художником-грековцем Е.И. Комаровым, который по заданию командования весной 1942 г. отправился на Западный фронт. Свою работу на передовой Е.И. Комаров начал в отдельном мотострелковом батальоне, участвовавшем в обороне переправы через реку Жиздра, в полосе 16-й армии под командованием К.К. Рокоссовского («На обороне переправы реки Жиздры. Западный фронт, 1942 г.»). Позже художник вспоминал: «Хотелось передать все, как увиделось. И бойцов взвода боепитания, ремонтирующих здесь же, на передовой, поврежденное оружие, и их автомашину с дымящейся трубой от печки в машине, и рукомойник, повешенный на борт машины. И бойцов у повозки, чистящих оружие, и меж деревьев замаскированный танк.
(Комаров Е.И. «Листы фронтового альбома». М.: Советский художник, 1989. С. 4).

Е.И. Комаров. Сталинградские официантки. 1943 г.
Е.И. Комаров.
Сталинградские официантки.
1943 г.

В массе натурных зарисовок, хранящихся в нашем музее, при всем различии их содержания, документальной и художественной ценности можно выделить главные сюжетно-тематические линии, которые возникли и определились в ходе реальных событий и под их влиянием. Это боевые эпизоды, поведение человека на войне, самые многообразные проявления военного быта: жизнь людей на фронте, в партизанских отрядах, тылу, осажденных городах, освобожденных деревнях. Что же касается пейзажа, способного выразить самые тонкие переживания, то в нем, пожалуй, с особой пронзительностью выразился драматизм войны, ее жестокость. Природа, служившая фоном и ареной военных действий, изменила свой мирный облик. Вторжение врага на нашу землю, беспощадная борьба с ним, его изгнание — вся долгая эпопея войны оставила на ней уродливые отметины. Художники много рисовали на пленэре — в Москве и Ленинграде, в Севастополе, Новороссийске, Одессе, Керчи, Сталинграде, Мурманске, Курске, Киеве, в освобожденных городах Европы. Их работы фиксировали последствия ожесточенной борьбы за каждую улицу, каждый дом. Но среди страшных руин и пустынных развалин художники подмечали все, что указывало или хотя бы намекало на жизнь, ее возрождение. Контраст войны и мирной жизни стал одним из излюбленных мотивов жанра военного пейзажа.

В.С. Житенев. Степной фронт. Т.С. Кучеренко. 21 июля 1943 г.

В.С. Житенев
Степной фронт. Т.С. Кучеренко.
21 июля 1943 г.

 

С.С. Уранова. Землянка. 1943 г.

С.С. Уранова. Радист Колосов. Фрагмент. 4 июня 1943 г.

С.С. Уранова. Землянка. 1943 г.
С.С. Уранова. Радист Колосов. Фрагмент. 4 июня 1943 г.

 

Р.Ф. Житков. Лейтенант медицинской службы Л.И. Карпуха. 1943 г.

Р.Ф. Житков.
Лейтенант медицинской службы
Л.И. Карпуха.
1943 г.

В конце 1942 г. художники-грековцы подали рапорт с просьбой о командировке в Сталинград. Их зарисовки 1942—1943 гг. запечатлели перерытые траншеями улицы, проволочные заграждения, снующие фигурки бойцов, доставляющих боеприпасы, санитаров, склоняющихся над ранеными, пушки противотанковой обороны на боевой позиции. О том, как в ожесточенных схватках метр за метром очищалась от гитлеровцев территория завода «Красный Октябрь», рассказывает рисунок Е.И. Комарова «Наблюдательный пункт 120-го гвардейского полка на фермах завода “Красный Октябрь”», сделанный в Сталинграде в январе 1943 г. Из фронтовых портретов-зарисовок санитарок, связисток — всех тех незаметных ангелов-хранителей города, женщин-солдат, переживших его оборону, помогавших раненым, несших бойцам душевное тепло, горячую пищу и «положенные сто граммов» — художник после войны создает графическую работу «Сталинградские официантки» (1943 г.) — как выражение признательности и любви. В той же поездке Е.И.Комаров пишет портрет Героя Советского Союза младшего лейтенанта В.Г.Зайцева — легендарного снайпера, которому солдатская молва приписывает ставшие историческими слова: «За Волгой для нас земли нет!».

Н.Н. Жуков. Атака. 27 июля 1943 г.

Б.Е. Ефимов. Битые звери. 1943 г.

Н.Н. Жуков.
Атака. 27 июля 1943 г.
Б.Е. Ефимов.
Битые звери. 1943 г.

Наиболее яркие фронтовые эпизоды надолго остались в памяти художников. Они нашли свое творческое выражение в их дальнейшей работе. Так художник П.Я. Кирпичев обязан своим воспоминаниям циклом работ о битве на Волге. Участник обороны Сталинграда П.М.Чернышев запечатлел свое военное прошлое в работе «В стенах Сталинграда». Все эти авторы стали потом заслуженными художниками России.

Н.А. Соколов. Бойницы в Курске после отступления фашистов. 1943 г.

Н.А. Соколов.
Бойницы в Курске после
отступления фашистов.
1943 г.

 

Н.А. Соколов. П. Крылов в землянке пишет дневник. 1943 г.
Н.А. Соколов.
П. Крылов в землянке пишет дневник.
1943 г.

Фронтовые зарисовки часто подтверждали конкретные факты и служили точными документами для сводок и очерков о происходящем на фронте. Так, например, когда грековец Б.В. Преображенский в 1943 г. был командирован на Юго-Западный фронт, ему пришлось по просьбе артиллеристов-разведчиков изобразить панораму противоположного берега, где расположился противник. Он писал после войны: «Я забирался на деревья и с помощью бинокля старался подробно рисовать. Потом все склеил, и получилась лента метра в два. Все увидели, что работа художника нужна и в военном деле. Я был очень рад, что мои рисунки помогли артиллеристам уничтожать врага».

Н.И. Орыньба. Бой за Пышно. 1943 г.
Н.И. Орыньба. Бой за Пышно. 1943 г.

 

С.Б. Телингатер. Герой Советского Союза А.И. Висящев. 1944 г.

С.Б. Телингатер.
Герой Советского Союза
А.И. Висящев.
1944 г.

 

С.С. Уранова. Ранен в боях за Днепр. 1943 г.
С.С. Уранова. Ранен в боях за Днепр. 1943 г.

Фронтовые рисунки, созданные художниками во время этой грандиозной эпопеи, фиксировали события как при документальной съемке — в момент их свершения. Среди них можно назвать работы Н.Н. Жукова, К.И. Финогенова, С.С. Урановой, Н.М. Мацедонского, В.С. Житенева, Н.И. Осенева, А.М. Лаптева, рисовавших в районах боевых действий и в только что освобожденных городах. Живя среди солдат в окопах и землянках, разъезжая по фронтовым дорогам, художники имели возможность не только видеть самых различных людей, но понять и пережить то, что волновало каждого. Война стала проверкой людей. Перед лицом смертельной опасности обнажалась их психология, проявлялись подлинные качества личности — воля, разум, нравственное начало — все, что в совокупности составляет моральный дух армии. Многие рисунки, датированные 1943 г., позволяют увидеть главные черты солдат переломного момента войны — собранность, сдержанность, уверенность, возникших от осознания своей силы и одержанных побед.

К.И. Финогенов. Командир артизанской бригады В.Г. Бойко. 1944 г.

Н.Г. Гутиев. Рельсовая война. 1943 г.

К.И. Финогенов.
Командир артизанской бригады
В.Г. Бойко. 1944 г.
Н.Г. Гутиев.
Рельсовая война.
1943 г.

Таких портретов коллекции нашего музея немало. Например, художник К.И. Финогенов, командированный на Орловско-Курское направление, в графической работе «Они развеяли миф о непобедимости фашизма» (1943 г.) запечатлел командира взвода противотанковых пушек А.П.Иванова, удостоенного за подвиг на Курской дуге звания Героя Советского Союза. Художнику-грековцу В.С. Житеневу, работавшему в Степном военном округе (преобразованном в Степной фронт, перешедшем 9 июля в наступление и отбросившем врага на прежние позиции), обязаны мы портретами героев этой операции: майора П.М. Гришкова, гвардии капитана А.С.Лукаша и помогавшего отвоевывать захваченные фашистами территории местного жителя Т.С.Кучеренко, лишившегося во время оккупации крова и близких (два сына Кучеренко воевали в Красной Армии).

А.В. Кокорин. В бригаде «Буревестник». 1944 г.
А.В. Кокорин.
В бригаде «Буревестник».
1944 г.

Задушевность интонации, благородная тонкость характеристик отличают портреты художника Студии им. М.Б. Грекова Р.Ф. Житкова. Среди них — безымянный боец-разведчик Центрального фронта и лейтенант медицинской службы Л.И. Карпуха (1943 г.). Житкову удалось передать общность судеб своих героев — перед нами люди, для которых война стала неизбежным, ответственным и трудным делом, не терпящим ничего показного.
«Боец-казах» (1943 г.) — бывалый солдат с широкоскулым лицом и взглядом, полным достоинства воина. Автор этого рисунка — художник армейской газеты Центрального фронта «За Советскую Родину» С.Б. Телингатер, прошедший боевой путь от Москвы до Берлина и награжденный орденами Красной Звезды и Отечественной войны I-й и II-й степеней.
Фронтовые рисунки С.С. Урановой, гвардии рядовой 31-го артиллерийского полка 2-й гвардейской дивизии, сделанные на огневых позициях Центрального фронта, выделяются среди других работ особой правдивостью, мягкостью и добротой. Полные тепла «Землянка», «Связист Забродин», «Радист Колосов» резко отличаются по тональности от некоторых других ее листов, на которых художница изобразила военную технику — «Батарея на марше», «Орудие немцев, выведенное из строя нашей авиацией». Рисунки Урановой стали летописью боевых действий лета 1943 г. В нее вошла и графика Н.И. Осенева, который обеспечивал тогда переправы через реки. Используя накопленный материал, он создал серию зарисовок «По дорогам войны». Лист с названием «“Катюши” на фронтовых дорогах», например, рассказывает о применении реактивной артиллерии для отражения массированных танковых атак противника на Курском выступе. Напряженную жизнь переднего края обороны на берегу Северского Донца запечатлел волгоградский художник А.И. Бородин в своем рисунке «НП Юго-Западного фронта» (1943 г.). В годы войны он был командиром танка, потом командиром 3-го танкового взвода, а после ранения — помощником начальника штаба по оперативной работе.

В.В. Богаткин. Так вот она, Тисса! 1945 г.
В.В. Богаткин. Так вот она, Тисса! 1945 г.

Мастер политического плаката и военного рисунка Н.Н. Жуков с любовью вспоминал фронтовые дороги, русских солдат, их мужество, силу и скромность. Его «Атака» (1943 г.) передает то состояние человека в бою, которое трудно выразить словами, ярость битвы, которую ощущает зритель. В своих работах Н.Н. Жуков рассказывает не только о хладнокровии и выдержке советских бойцов, подчеркивает их деловитость, но и раскрывает войну как тяжелый каждодневный труд, требующий воинского мастерства. Мы видим не просто героев, перед нами — опытные солдаты, прекрасно владеющие оружием, специалисты своего дела.
Спецкор «Красной Звезды» Б.Е. Ефимов был одним из самых оперативных газетных карикатуристов. Свойственная ему прозорливость, наблюдательность и тонкое чувство юмора ценили в тылу и на фронте. Ефимов, например, метко осмеял новую технику вермахта в газетном рисунке 1943 г. «Битые звери» (танки «тигры» и «пантеры»). Его товарищи по жанру политической сатиры — Кукрыниксы (М.В. Куприянов, П.Н. Крылов, Н.А. Соколов) — также день за днем высмеивали хвастливые планы гитлеровцев и их фюрера. 5 сентября 1943 г. в газете «Правда» появился их известный рисунок «Ни сна, ни отдыха». Тройка сатириков побывала и на фронтах Курской битвы. В коллекции музея хранятся рисунки Н.А. Соколова «П. Крылов в землянке пишет дневник» и «Бойницы в Курске после отступления фашистов».
9 сентября 1943 г. Ставка Верховного Главнокомандования издала директиву «О быстром и решительном форсировании рек…». В ней, кроме всего прочего, указывалось, что за подобные подвиги советские воины должны представляться к высшим правительственным наградам. Например, за форсирование Днепра к званию Героя Советского союза было представлено 2 605 человек.
В музейной коллекции фронтового рисунка есть портреты восьми участников этой стратегической операции, из которых трое — Герои Советского Союза. Остановимся на одном из них.
Висящев Александр Иванович — рядовой телефонист 1266-го стрелкового полка (385-я стрелковая дивизия, 50-я армия, 2-й Белорусский фронт). В составе десантной групы Висящев 27 июня 1944 г. переправился через Днепр в районе деревни Дашковка Могилевской области и в течение дня отражал многочисленные контратаки противника, помогая батальону форсировать реку. Рисунок создан в 1944 г. художником армейской газеты «За Советскую Родину» С.Б.Телингатером, которому, кстати, тоже приходилось преодолевать реку под огнем противника.
Скромных внешне участников этой операции изобразили и другие военные художники: И.М.Ильин — «Сержант Салов (обеспечивал переправу через Днепр)», Л.Г. Ройтер — «Санинструктор старшина Кулагина» и «Красноармеец Стоянов», В.С. Житенев — «Гвардии капитан Лифшиц. Начальник разведки 93-ей гвардейской дивизии (Воронежский фронт)», С.С. Уранова — «Ранен в боях за Днепр» (1943 г.).
Партизанское движение — особая глава в истории Великой Отечественной войны. Возникнув стихийно в первые дни вражеского вторжения, оно вскоре стало сплоченной управляемой силой, наносящей ощутимые удары оккупантам.
Несмотря на фрагментарность комплекса работ, посвященных партизанам, музейная коллекция дает возможность представить особенность их боевых действий и военного быта. Некоторые из художников, рисовавших партизан, были членами отрядов, другие командировались Студией военных художников им. М. Б. Грекова и редакциями газет.

В.В. Богаткин. Унтер дер Линден. 1945 г.
В.В. Богаткин. Унтер дер Линден. 1945 г.

В 1943 г. партизанки Надя Костюченко и Нина Флиговская участвовали в бою за поселок Пышно в Белоруссии. Вместе с командиром взвода Алексеем Карабицким они прикрывали отход отряда. Когда кончились патроны, Надя Костюченко бросилась под танк со связкой гранат. Медсестра Нина Флиговская во время боя перевязала пять ран Алексею Карабицкому и отстреливалась из его винтовки, пока их не настиг немецкий танк. Рисунки товарища по оружию, художника Николая Обрыньбы — «Здесь отстреливалась Нина Флиговская», «Окоп Нади Костюченко», «Бой за Пышно» — теперь единственное свидетельство их подвига. Сам художник попал к партизанам, когда, будучи военнопленным, сбежал из концлагеря. Он сражался вместе с ними с августа 1942 по октябрь 1943 г., в свободное время рисовал, раздобыв в разведке краски. Благодаря этому мы сегодня можем увидеть лагерь бригады Дубова, в котором жил и даже устроил выставку своих работ, посвященных партизанской жизни, художник. Его графика самобытна, выполнена в реалистической манере и с большой любовью к своим товарищам.
В том же партизанском отряде находился сбежавший из плена Н.Т. Гутиев. После войны он создал иллюстрации к книгам своих друзей-партизан. Они рассказывают об основной их боевой операции — «Рельсовая война» (1943 г.).
В белорусских лесах сражалось много партизанских соединений: групп, отрядов, бригад. Бригада «Буревестник» была создана в декабре 1943 г. в Минской области. В ней сражалось 537 человек. На счету бригады — уничтожение высших немецких чинов, диверсии, открытые боевые действия. Художник-грековец А.В. Кокорин создал на основе фронтовых впечатлений, полученных в этой партизанской бригаде, серию рисунков: «Партизан Воропаев», «Партизанское хозяйство», «У партизан в бригаде “Буревестник”».
Во время оккупации на территории Брянской области развернулось активное партизанское движение. Там воевали около 60 тыс. человек. В конце лета 1943 г. художник К.И. Финогенов поехал на Орловско-Курскую дугу, где шли упорнейшие бои, а затем отправился в брянские леса, вслед за наступающей армией. Там Константин Иванович был свидетелем того, как навстречу нашим наступающим частям, из густых чащоб выходили партизаны. Армия соединялась с их отрядами, но базы оставались еще в глубине лесов. Финогенову удалось побывать на партизанских стоянках, поэтому среди его рисунков и можно видеть портреты красноармейцев, и народных мстителей.
Однажды он попал в бригаду В.Г. Бойко. С ноября 1941 по сентябрь 1943 г. в поселке из землянок и шалашей жили старики, женщины и дети. Они выращивали хлеб, собирали урожай, здесь действовали советские законы, хотя совсем рядом находились фашисты. Константин Иванович, сколько успел, зарисовал сцены из жизни этих отважных людей — походную типографию, освобожденные деревни и их жителей.
Портретируя партизан в короткие передышки между боями, Финогенов старался работать как можно быстрее. Несколько минут ему напряженно позировал сам Бойко. Художнику удалось точно передать его настороженный взгляд, худое лицо, твердо очерченные сомкнутые губы, движение рук, но линии фигуры говорят о том, что рисунок пришлось заканчивать наспех. И все же этот небольшой портрет — удача Финогенова. В нем раскрыто психологическое состояние человека, которого, как и многих других, стихийно начавшееся партизанское движение постепенно превратило в профессионального военного.
Когда окончилась упорная битва за Берлин (В.В. Богаткин. «Унтер ден Линден». 1945 г.) и над рейхстагом водрузили знамена Победы, художники, естественно, хотели запечатлеть и поверженного врага, и радость победителей. К.И. Финогенов, например, зарисовал поверженный Берлин с купола рейхстага.
В те весенние месяцы все художники стремились передать впечатляющие итоги войны. В их работах часто встречаются солдаты, стоящие на набережной, советские танки, проходящие по берлинскому мосту. Полон сдержанной гордости и чувства выполненного долга солдат, изображенный художником В.В. Богаткиным на рисунке «Так вот она, Тисса» (1945 г.). Л. Сойфертис изобразил торжественную и радостную процессию освобожденных французских рабочих, направляющихся на родину, — они впряглись в повозку, находящаяся в которой женщина держит развивающийся флаг Франции. Художник-грековец С.М. Годына подарил нашему музею свои зарисовки 1945 г., среди них: «После уличных боев», «У Бранденбургских ворот. Берлин. 5 мая 1945 года». Его товарищ В.К. Дмитриевский, встретивший победу в Праге, тоже передал работы фронтовых лет: «В словацкой деревне», «Народный театр в Праге» и др.
Фронтовые рисунки — уникальные в своей искренности и достоверности произведения искусства. Они обладают магической способностью возвращать нас в прошлое — к трудным для страны военным годам, героическому сопротивлению и небывалым победам. Постепенно уходят люди, творившие нашу историю и художественную память о ней. Но в музейных залах и под стеклами экспозиционных витрин и в папках для хранения графики они остались навсегда, в любую минуту готовые шагнуть из прошлого в будущее.

Тамара ДЬЯЧЕНКО,
зав. отделом диарам
и передвижных выставок
Центрального музея
Великой Отечественной войны 1941—1945 гг.

TopList