«Радуйтесь, мы победили!»

Методические рекомендации Г.И. Годера

 


УРОК 6

Победа греков над персами
в Марафонской битве

Олимпия. Проход на стадион
Олимпия. Проход на стадион

Вопросы и задания, часть которых может быть использована в начале урока.
1. Подсчитайте, сколько лет назад проводились I Олимпийские игры. Вызванный к доске ученик рисует «линию времени», обозначает на ней начало нашей эры, текущий год и год первых игр; вычисления желательно сделать столбиком. Выполнение задания проверяется в конце опроса.
Дополнительные вопросы (для развитых учащихся):
В каком веке были проведены I Олимпийские игры? В первой или во второй половине века? Мог ли Солон что-нибудь знать об Олимпийских играх?
2. Покажите на карте место Олимпийских игр. В какой части Греции находится Олимпия? (Если слово «Пелопоннес» не введено в курс, то требуемый ответ таков: «В Южной Греции».) Вы знаете, что знаменитые игры проводились в Олимпии. Какое похожее географическое название существует в Греции? Покажите гору Олимп на карте. Что рассказывали греки в своих мифах об этой горе?
3. Опишите, используя рисунок «На ипподроме...», конские бега в Олимпии. В чем состояли состязания? Какие опасности подстерегали участников состязаний? Как определяли победителя? Справедлив ли был такой порядок?
4. Расскажите о пятиборье. Почему оно так называется?
5. Что рассказывали греки о своих знаменитых атлетах?

Мальчик-жокей на коне
Мальчик-жокей на коне

При наличии времени предлагаются задачи.

За что наказали спартанцев?
Древний писатель рассказывает, что незадолго до начала Олимпийских игр спартанцы осадили враждебный им греческий город. Весть об этом разнеслась по Элладе, и спартанцам запретили целых двадцать лет появляться на Олимпийских играх. Чем это можно объяснить? Сколько Олимпийских игр спартанцам пришлось пропустить?
Задача закрепляет в сознании учащихся важный факт: Олимпийские игры носили миротворческий характер, объединяли эллинов, живущих в разных, зачастую воюющих между собой полисах.
Дополнительный вопрос: Что объединяло древних греков, помимо Олимпийских игр, и что было общего у всех греков? (Религиозные верования, язык, алфавит.)

Изображение атлета на греческом сосуде

Изображение атлета на греческом сосуде

Реконструкция

Три призовых места в одном и том же состязании.
Афинский полководец Алкивиад был очень богат. Однажды он принимал участие в Олимпийских играх. При этом ему так повезло, что он не только стал победителем в одном из состязаний, но единственный из всех эллинов занял в этом же состязании наряду с первым местом второе и третье места. Какое это было состязание? Объясните, как мог один и тот же человек занять одновременно несколько призовых мест в одном и том же олимпийском состязании.
Учащиеся охотно участвуют в решении задачи: в одних классах находятся ученики, дающие правильный ответ («Я думаю, что он выставил на состязании несколько колесниц, которые и обогнали всех остальных. А призы присуждали не возничему, а владельцу лошадей...»), в других — ответ дает сам учитель.
Учитель завершает беседу обобщением, в котором подчеркивает, что именно в Олимпии греки, прибывшие сюда из непрерывно враждующих между собой полисов, осознавали себя единым народом, говорящим на одном языке, верящим в одних и тех же богов. Олимпийские игры готовили юношей к защите Эллады от иноземных врагов.

Изучение нового материала

1. Угроза порабощения. Чтобы показать учащимся, насколько серьезной была угроза, нависшая над Грецией, учитель может провести повторение по карте «Персидское царство в VI в. до н.э.».
«В начале V в. до н.э. персидский царь Дарий I решил подчинить себе всю Грецию... Рассмотрите карту: на западе (не все помнят, что запад на карте слева) вы видите Грецию. Это небольшая горная страна, разделенная на десятки враждующих между собой государств. Зеленым цветом обозначена территория Персидского царства. Определите, до какой реки доходили владения персов на востоке и до каких морей на западе. Какие знакомые вам области и страны находились под властью персидского царя? Сравните размеры Греции с размерами Персидского царства и сделайте вывод из этого сравнения». Обобщая ответы, учитель напоминает, что персы подчинили себе Египет, Палестину, Финикию, Двуречье, Малую Азию, а также другие земли и страны. Царь Дарий I и его вельможи стремились к новым захватам, к установлению господства персов на Эгейском море.
Учитель может либо пересказать материал учебника, либо использовать прием громкого чтения (§ 34, п. 1). Если дети читают невыразительно, то приведенные в тексте наглые слова послов Дария может повторно, с металлическим оттенком в голосе, прочитать сам учитель.
Покажите на карте греческие города, отказавшиеся повиноваться Дарию I. Что сделали с персидскими послами спартанцы и афиняне? Как поступил, узнав об этом, царь Персии?

Царь Дарий I

Царь Дарий I

2. Победа греков в Марафонском сражении. В основу изучения вопроса может быть положен рассказ учителя. Перед глазами учащихся(наряду с настенной картой) должна быть карта «Греко-персидские войны в V в. до н.э.».
Шел 490-й г. до н.э. Население Афин было охвачено тревогой и смятением. Гонец из прибрежного селения принес в город страшную весть: «В Марафонской бухте высадились персы. Готовьтесь к бою!» (Учащиеся находят на карте, с. 157, Афины и к северо-востоку от них Марафон.) В Народном собрании избрали военачальником (по-гречески он назывался стратег) афинянина Мильтиада — непримиримого врага Дария I. Некогда он служил по принуждению в персидских войсках и хорошо знал их военные приемы.
Все способные носить оружие встали в строй. В Афинах остались лишь женщины, дети и старики. Десятитысячное пешее войско двинулось по горным дорогам навстречу врагу (от Афин до Марафона около сорока километров). Быть может, по пути молодые воины вспоминали данную ими при поступлении на военную службу клятву: «Я не опозорю это священное оружие и никогда не покину своего товарища в битве...» (Учитель может прочитать полностью отрывок из этой клятвы, с. 158.)
Через несколько часов пути греки достигли холмов, окружающих Марафонскую бухту. С этих холмов они увидели вытащенные на берег корабли и вражеский лагерь. Было слышно ржание коней, а временами даже смех и звуки речи чужеземцев. Мильтиад поостерегся спускаться на равнину: персы превосходили греков численностью и у них была конница. К тому же афиняне поджидали спартанцев, обещавших прийти на помощь, выступив из Спарты в полнолуние (старинный обычай запрещал им до того начинать поход).

Кулачный боец. Аполлоний, сын Нестора. I в. до н.э.

Кулачный боец

Аполлоний, сын Нестора. I в. до н.э.

«Дадим бой здесь, на холмах, преградим врагам путь на Афины», — говорил Мильтиад на военном совете. Ему возражали остальные военачальники: «А если персы посадят конницу на корабли и с моря нападут на Афины?» — «Не тревожьтесь, — ответил Мильтиад, — наши разведчики вовремя сообщат об этом».
Целых семь дней персы безуспешно пытались выманить греков на равнину. Персидский военачальник негодовал: «Пусть эти трусы стерегут свои холмы! Завтра Афины будут наши!» Он приказал коннице сесть на корабли, с тем чтобы обогнуть Аттику и захватить безоружный город.
Почему персы считали, что это им удастся? Мог ли кто-нибудь в Афинах оказать им сопротивление?
Но разведчики Мильтиада недаром прятались на берегу моря. Едва рассвело, как они повернули свои бронзовые щиты навстречу солнцу и солнечными зайчиками подали Мильтиаду условный знак. Узнав, что конница посажена на корабли, греки немедленно спустились на равнину и построились тесными, сомкнутыми рядами (такое построение называется фалангой).

Рассматривается план сражения. По длине фаланга была равна боевой линии персов. Но как мало воинов в середине! Сильные отряды — лишь на краях фаланги. По команде воины Мильтиада устремились на персов. Они бежали под стрелами врагов, и персам казалось, что афиняне обезумели, так как их было немного и они решились на атаку, не имея ни конницы, ни лучников.
Завязалось сражение — и вскоре персы прорвали в центре боевую линию греков. Самые отважные из них удерживали воинов от беспорядочного отступления.

Первый марафонский бегун

Первый марафонский бегун

Учащимся можно предложить описать рисунок «Марафонская битва».
Как вооружены греки и их противники? Как художник передал ожесточенный характер боя? Если бы рисунок наполнился звуками, что бы мы услышали?
Его может описать и сам учитель: «Слева — тяжеловооруженные греческие воины с копьями и круглыми щитами в руках. Их тела защищены панцирями, поножами и шлемами. Они бьются насмерть, за их спиной Афины, в которых остались беззащитные старики, женщины и дети. Справа — персы, они стреляют из луков, в ближнем бою действуют копьями. Видны всадники, хотя большая часть конницы в сражении не участвует. Под ногами бойцов раненые и убитые...».

Итак, персы думали, что победили... Но в это время на краях фаланги в ожесточенной схватке афиняне обратили врагов в бегство, погнали их к морю и захватили семь кораблей. Оставшиеся в живых персидские воины, сев на корабли, спешно покинули Марафонскую бухту.
Еще не перевязали раненых, как Мильтиад приказал самому быстроногому из воинов: «Сообщи в Афины о великой победе. Торопись, ибо наши матери и жены не знают покоя!» — «Стратег, — отвечал юноша, — я буду бежать без отдыха и остановок!» В Афинах гонца окружила взволнованная толпа. «Радуйтесь, мы победили!» — чуть слышно произнес он и пал мертвым. Сердце воина не выдержало огромного напряжения.
По всем городам Греции пронеслась весть о поражении персов. И если прежде борьба с могущественной Персией казалась многим безнадежной, то теперь победа воодушевила всю Элладу.
Каковы причины победы греков на Марафонской равнине? За что они боролись? Сколько километров пробежал юноша, доставивший в Афины весть о победе? Какое спортивное состязание проводится в наши дни в память о подвиге афинского юноши1.

Нетрудно заметить, что часть материала учебника осталась за пределами изложения учителя (помощь, оказанная афинянам городом Платеи, появление спартанцев после сражения на месте битвы, попытка персов завладеть Афинами уже после Марафонской битвы). Учитель запомнит это и на следующем уроке проверит, знают ли учащиеся названные факты.

Вариант урока: работа с цветным диафильмом «Греко-персидские войны».
По ходу урока делаются записи на доске и в тетради.
Греко-персидские войны
Мильтиад — афинский стратег
Марафонская битва — 490 г. до н.э.
Домашнее задание.

 Борьба в вертикальной стойке. Изображение на греческой вазе

Борьба в вертикальной стойке

Изображение на греческой вазе

В свободную минуту на уроке...
Учитель может рассказать о дельфийском оракуле.
Оракул
— это место, где можно было получить предсказание. В древности самым известным оракулом был расположенный в Средней Греции дельфийский оракул.
В городе Дельфы существовал храм бога Аполлона. Внутри храма в земле находилась глубокая трещина, из которой шли дурманящие пары, и человек, подышав ими, делался как безумный, речь его становилась бессмысленной. Раз в месяц на треножник в этом месте храма садилась предсказательница — пифия. Все, желавшие узнать свою судьбу и будущие события, задавали ей вопросы. Пифия отвечала на них несвязными криками, а жрецы перекладывали ее слова благозвучными стихами и передавали спрашивающим. Считалось, что таков ответ бога-прорицателя Аполлона.

Дельфы. Храм Аполлона. 370—340 гг. до н.э.
Дельфы. Храм Аполлона

370—340 гг. до н.э.

Дельфы были священным городом под покровительством Аполлона — без стен, без войска. Все окрестные государства заключили друг с другом договор: защищать Дельфы от любого нападения общими силами. Со всей Греции стекались в Дельфы просители с подарками; храм процветал и богател с каждым годом.
Однако предсказать будущее, да так, чтобы оно сбылось, никому не под силу. Поэтому жрецы отвечали таким образом, чтобы их нельзя было ни в чем упрекнуть. Например, Аполлона спрашивали: «Что сделать, чтобы мне удалось...» Оракул отвечал: «Принеси жертвы богам» или «Заручись поддержкой надежных людей», и спрашивающие оставались довольны. Если дело все же не удавалось, это значило, что или боги остались недовольны жертвами, или люди оказались недостаточно надежными, а оракул ни при чем. Широко известно данное лидийскому царю Крезу предсказание...2 (С последним учащиеся знакомятся либо путем громкого чтения, либо дома по учебнику.)

ИЗ ДНЕВНИКА УЧИТЕЛЯ

Вновь в этих записях возвращаюсь к той мысли, что часть материала темы (несложного для усвоения, хотя, безусловно, важного) может быть задана на дом по учебнику без предварительного разбора его на уроке. Мне кажется, причины для этого две:
1. Учитель стремится по возможности избежать конспективного изложения, поэтому дать весь материал с одинаковой полнотой не удается, часть его в любом случае остается неизученной на уроке.
2. Пятиклассников надо приучать не только пересказывать услышанное на уроке, но и самостоятельно работать с учебной книгой, ее текстами, картами и иллюстрациями.
Исходя из сказанного, предложил учащимся самостоятельно познакомиться со спартанским воспитанием (урок «Древняя Спарта»), историей скифского царя Скила (урок «Греческие колонии...»), знаменитыми атлетами и их достижениями (урок «Олимпийские игры в древности»). Проверял на соответствующих уроках выполнение задания, в целом остался им доволен: учащиеся пересказывали материал, более того, оперировали им (например, давали оценку дурному и хорошему в спартанском воспитании мальчиков). Конечно, предлагая домашнее задание, надо предупредить учащихся, что кое-что важное в теме урока за недостатком времени не было объяснено; называю этот материал и предлагаю выучить его самостоятельно.

СПРАВКА ДЛЯ УЧИТЕЛЯ

1 Марафонским бегом в легкой атлетике наших дней называется бег на 42 км 195 м (в программе Олимпийских игр с 1896 г.).
2 См.: Гаспаров М.Л. Занимательная Греция. — М., 2000. — С. 37—41. Тем учителям, кто заинтересуется одним из наиболее ярких явлений в религиозной жизни Древней Греции — оракулом Аполлона в Дельфах, рекомендуем познакомиться с монографией: Кулишова О.В. Дельфийский оракул в системе античных межгосударственных отношений (VII—V вв. до н.э.). — СПб., 2001.

Из: Г.И. ГОДЕР.
«Методическое пособие по истории
Древнего мира»
(М., Просвещение, 2003)

TopList