|
В сентябре этого
года у Георгия Израилевича Годера юбилей – ему
исполняется 75 лет.
Огромного счастья Вам,
Георгий Израилевич, многих творческих идей и
начинаний,
успехов во всем и крепкого здоровья!
|
Преемственность в истории
Учебник «История древнего мира» для 5-го
класса, «Методическое пособие по истории
древнего мира», «Рабочие тетради по истории
древнего мира»… Эти издания объединяет не
только состоящий из них учебно-методический
комплект, выпущенный издательством
«Просвещение». Их автором (или участником
авторского коллектива) является человек, чье имя
хорошо известно в педагогическом мире —
Георгий Израилевич Годер.
Родился Г.И.Годер в Москве 3 сентября 1929 г.
Детство его пришлось на предвоенные годы,
которые для многих людей были полны драматизма.
Отца Георгия — инженера по профессии —
репрессировали: до Хрущевской реабилитации
отбывал срок в лагерях, а затем жил в ссылке.
Забота о семье всецело легла на плечи матери —
Елены Васильевны, женщины талантливой, мудрой и
сильной. Чтобы в годы войны прокормить двоих
детей, сына Георгия и дочь, матери — эстрадной
чтице — нередко приходилось работать сутками:
выступать на концертах в госпиталях, на вокзалах
перед отбывавшими на фронт солдатами. А потом
бежать домой, чтобы в затемненной и холодной
квартире накормить и согреть детей. Доброта,
любовь к чтению, грамотность и богатство речи —
все это Елена Васильевна передала детям.
Уже в школе Георгий выбрал главное для него —
профессию. Он решил стать учителем истории. После
войны Георгий Годер поступил на исторический
факультет Московского городского
педагогического института им. В.П.Потемкина. Этот
вуз, основанный в 1933 г., давал великолепное
образование. В послевоенные годы там работали
такие корифеи исторической науки, как П.П.Смирнов,
В.Н.Дьяков, П.И.Кабанов, М.Г.Рабинович, В.Н.Бочкарев,
И.И.Минц, Н.А.Гейнике и др. Кафедрой методики
истории руководил один из старейших сотрудников
института А.Н.Ильинский. Годер быстро
определился со специализацией, выбрав кафедру
истории древнего мира, которой заведовал в то
время доктор исторических наук, профессор В.Н.Дьяков.
О студенческих годах Георгий Израилевич
вспоминает с нескрываемым волнением, о своих
преподавателях и наставниках говорит с
восхищением и благодарностью: они передавали не
только знания, но и учили высокой культуре
общения. Несмотря на обстановку осторожности,
недоверия и страха в конце 40-х — начале 50-х годов,
преподаватели стремились быть искренними,
сохраняли свое профессиональное лицо. Учился
Георгий с удовольствием, при этом чувствовал
свою ответственность за мать и сестру:
полученную стипендию спешил нести домой — семье
без отца жилось очень трудно. На эти годы, как
известно, пришелся апогей сталинизма в стране,
проявившийся и в «закручивании гаек», и в
очередном витке репрессий. Георгий и его
однокурсники стали свидетелями проведенной в
институте «кадровой чистки», а также
развернувшейся кампании по борьбе с т.н.
космополитизмом.
В 1951 г. Годер весьма успешно окончил институт.
Однако в аспирантуру его не взяли. Более того, не
сразу, с большими перипетиями удалось устроиться
только учителем в московскую школу, но с тех пор
со школой Георгий Израилевич уже не расставался.
Для Годера учительский труд давно перестал быть
профессией — это призвание. Он не мыслит себя без
школы, служению которой отдал более 50 лет своей
жизни. И сегодня Георгий Израилевич по-прежнему
стоит у доски, терпеливо и настойчиво приобщая
учеников 5—7-х классов к основам научного знания.
Для него научить школьника — это прежде всего
развить и воспитать. Пробудить интерес к
изучению прошлого человечества, привить умение
мыслить, рассуждать, делать выводы, давать
нравственные оценки, постигать и ценить
культурные достижения и традиции народов мира,
быть толерантным в жизни. Именно в формировании
этих качеств у ребят видит Г.И.Годер свое
предназначение как учителя, как историка.
Через каждый урок Годера сквозной нитью проходит
идея преемственности в истории. Не назидания и
наставления, а только образные, западающие в души
учеников примеры, рассказы, объяснения, задания
дают им возможность понять и ответить на вопрос:
почему нельзя отказаться от прошлого, почему
современному человеку необходимо знание истории.
Георгий Израилевич с любовью и уважением
относится к каждому ученику, никогда не позволяя
себе кого-то обидеть или унизить. Все отметки
обязательно обосновывает, все ошибки —
разбирает. И школьники справедливо платят ему
любовью и уважением. Уроки Годера для учащихся
среднего звена московской школы № 20 (в которой,
кстати, он преподает с 1968 г.) — любимые. В чем же
профессиональный секрет мастера? Думается, что
прежде всего в колоссальной ответственности и
требовательности к себе.
Ни много ни мало, но уже полвека Георгий
Израилевич не заканчивает рабочий день не
разобрав, не проанализировав проведенные по
расписанию уроки. Все свои впечатления,
размышления, выводы он заносит в педагогический
дневник (да-да, именно в дневник, который сегодня
молодые учителя так избегают вести). Соображений
за прожитые годы накопилось множество. Они
получили обобщение в выпущенном издательством
«Просвещение» в 2003 г. методическом пособии. Это —
настоящая кладезь педагогической мудрости, как
для молодых специалистов, так и для опытных
учителей истории. Разработки и сценарии уроков,
примеры использования приемов наглядности,
организация проверки домашнего задания,
повторение и обобщение пройденного, игровые
моменты, заполнение оставшегося на уроке времени
— это и еще много-много полезного на страницах
небольшой по объему, но удивительно емкой по
содержанию методички. Кроме того, в соавторстве с
Г.А. Ртищевой им выпущен учебник «История средних
веков». За свой учительский труд и методическую
поддержку не одного поколения учителей истории Г.И.
Годер был награжден нагрудным знаком «Отличник
народного просвещения» и званием Заслуженный
учитель. Но главная награда — это широкое
признание. Учебники, рабочие тетради,
методические пособия, подготовленные им, стали
неотъемлемым атрибутом преподавателей истории
во всех регионах нашей страны, они постоянно
востребованы, а значит — нужны.
При всей своей известности Георгий Израилевич
остается удивительно скромным и застенчивым
человеком. Его тон никогда не повышается, резких
интонаций он избегает, глаза излучают тепло, а
улыбка полна добротой к окружающим. Рядом с ним —
уютно и надежно. Наверное, эти качества
способствуют и его семейному счастью: он любящий
и любимый муж, отец и дед. Его избранницей стала
выпускница Ленинградского государственного
университета Ира Свенцицкая. Познакомились
молодые люди в начале 50-х годов на
археологических раскопках в Ольвии. Там Георгий
понял, что влюблен. Но любовь должна была пройти
через серьезные испытания: после экспедиции
Ирина вернулась в Ленинград, где училась в
аспирантуре, а Георгий — в Москву. Лишь в 1954 г.,
уже после защиты Ириной кандидатской
диссертации, влюбленные смогли пожениться. Ирина
переехала в Москву. Для нее, оставшейся без
родителей (отец был репрессирован и расстрелян,
мать умерла в годы войны), второй матерью стала
свекровь, а дом мужа — родным домом. Начало
совместной жизни было и началом жизни трудовой.
Георгий работал в школе, Ирина преподавала в
Московском государственном заочном
пединституте. У супругов были общие интересы,
близкие специальности, и у обоих на тот момент —
небольшой опыт работы. Друг другу помогали
всегда. Ирина консультировала мужа по научным
проблемам (с 1973 г. Ирина Сергеевна Свенцицкая —
доктор исторических наук), а он помогал ей
разрабатывать методически лекционные и
семинарские занятия для студентов. Жили дружно,
но поначалу очень трудно: много лет семья ютилась
в комнатке густонаселенной коммуналки,
расположенной в уцелевшем после пожара 1812 г.
флигеле в Староконюшенном переулке. Поднимались
туда по лестнице без перил, постоянно держа
равновесие, чтобы не упасть.
Рождение двух сыновей для Георгия и Ирины стало
счастьем, придавшим жизни особый смысл. Сейчас
дети уже самостоятельны и в родительской опеке
не нуждаются: сами беспокоятся о них, как бы
возвращая полученные заботу и любовь.
Продолжением стали внуки. В 2004 г. Георгий
Израилевич и Ирина Сергеевна отпраздновали
золотую свадьбу. Этот семейный тандем — еще и
творческий союз: уже одиннадцать изданий
претерпел известный в школьной среде учебник
«История древнего мира», написанный коллективом
авторов в составе А.А. Вигасина, И.С. Свенцицкой,
Г.И. Годера.
Марина ЧЕРНОВА,
учитель истории
лицея № 1560 г. Москвы,
заслуженный учитель РФ |