Приключения Микитки
в Москве Ивана Грозного

Историко-познавательный cценарий театрализованной игры по
истории Отечества или по москвоведению для учеников 9–14 лет.

Ведущий. Сегодня мы совершим путешествие в Москву Ивана Грозного. В этом нам помогут ученики класса, подготовившего игру.
Остальные участники разбиваются на команды (можно по классам, можно по жребию). У каждой команды выбирается капитан, который поднимает флажок, когда команда готова ответить на вопрос. Вопросы звучат в конце каждой картины. Жюри опрашивает первого, поднявшего флажок. Если ответ принят, команда получает очко. В конце игры подводятся итоги, победителей ждет награда.

КАРТИНА 1

По дороге идет мальчик Микитка, вдалеке видна Москва, купола церквей,
слышится звон колоколов.

Микитка. Слава Богу, вот уж и Москва близко! Надо мне барина моего князюшку Никиту отыскать. Он в Кремле живет, в палатах Бориса Годунова. Отослали его учиться. Указ вышел: учиться боярским детям. Как матушка его убивалась! Да деваться некуда. Пришлось ему из имения в Москву ехать. Меня к Никитке послали, чтоб не скучал барин.

Появляется мужик с бородой.

Мужик. Ты куда это постреленок один идешь?
Микитка. В Москву калачей покушать, колокольного звона послушать.
Мужик. Так-то оно так. Да смотри, опричникам не попадайся.
Микитка. Не слыхал, кто такие?
Мужик. Любимцы царя. Сущая нечистая сила. У них метла на седле, это значит, что они выметают изменников царской воли. А еще к седлу привязана собачья голова, это значит, что они грызут, как собаки верные, всех врагов царских.
Микитка. Страшно… А царя ты видал? Сказывают грозный – злющий, наверное?
Мужик. Грозный, но народ его уважает как царя. Ведь он войско в поход водил. Добивали осколки Орды в Казани.
Микитка. Какой такой Орды?
Мужик. Спешу я, малец, в другой раз расскажу.

Оба уходят.

Ведущий. Внимание, вопросы!

1. Что такое Орда?
2. Когда Русь попала в зависимость от татаро-монголов?
3.  Назовите имя хана, приведшего полчища врагов на Русь в XIII в.?
4. Что осталось от Москвы после ухода Батыя?
5. Назовите имя первого московского князя?
6. Что означает слово «калита»?
7. Почему и татарам, и русским было выгодно, чтобы дань собирали москвичи?

КАРТИНА 2

У стены московского Кремля Микитка и два стражника.
Они толкают мальчика, грозят секирами.

1-й стражник. Пошел прочь! Ишь что удумал – в Кремль хотел пробраться как мышь!
Микитка. Меня барин мой князюшка Никита ждет. Живет он в Кремле, а учится в каком-то Китай-городе.
2-й стражник. Вот и ступай на Никольскую. Там школа рядом с Государевым печатным двором. Сюда, малец, больше не суйся!
Ведущий. Внимание, вопросы!

1. При каком князе построили кирпичный Кремль?
2. Откуда мастеров пригласили?
3. Почему Русь могла позволить себе таких мастеров?
4. Что такое иго?
5.  Сколько лет продолжалось татаро-монгольское иго на Руси?
6.  Назовите известные вам версии происхождения названия Китай-город?
7.  Почему возникла необходимость в новых оборонительных укреплениях?

КАРТИНА 3

Микитка собирается уходить. Появляется Иван Грозный со свитой.
Все падают на колени, лбом в землю. Микитка стоит ошарашенный.

Иван Грозный. Почто уставился? Али не ведаешь, как царя величают?
Микитка. Царя? Грозного?
Иван Грозный (с достоинством). Ивана Васильевича.
Микитка (бросается на колени). Помоги государь! Не пускают меня в Кремль, к князюшке. На какую-то Никольскую гонят, а я не ведаю, где это.
Иван Грозный. Ныне следую я, Иван Васильевич, на Государев печатный двор, на Никольскую. Ступай за мною!

Удаляется в сопровождении стражников под колокольный звон. Микитка идет за ними.

Ведущий. Внимание, вопросы!

1. Назовите версии происхождения прозвища Грозный.
2. Почему такой суровый характер был у этого царя? Как он сам говорил об этом?
3. Какие «осколки Орды» победил со своим войском Иван Грозный?
4.  Современницей какого сооружения можно считать Китайгородскую стену?
5.  Назовите три главные улицы Китай-города.

КАРТИНА 4

На торгу. Иван Грозный и Микитка идут по площади.
Слышны выкрики торговцев. Пары детей несут корзины и выкрикивают:

1-я пара. Пирожки, купите пирожки. С пылу с жару, пятачок за пару!
2-я пара. Хлеб на стол, так и стол престол. А хлеба ни куска, так и стол – доска!
3-я пара. Хорош квасок – шибает в носок!
4-я пара. Щи капустные – жирные да вкусные!
5-я пара. Лук-лук! От семи недуг!
Иван Грозный.
Любят в праздники рядиться
Наши русские девицы:
Ожерелья, серьги, бусы,
Ленты в косах до земли.
Микитка.
И бояре, и дворяне,
Горожане и крестьяне –
Кто в сорочках и штанах,
Кто в коротких зипунах.
А вон двое-то пошли –
Рукавами до земли
Пыль по улице мели.
А зимой в мороз в Москве
Надевают шубы две?
Иван Грозный.
Да, боярыня бывало
По три шубы надевала.
Ведущий. Внимание, вопросы!

1. Объясните выражения «работать засучив рукава», «работать спустя рукава».
2. Для чего орнаментный узор клали на ворот, рукава, подол? (Оберег от злых сил.)
3. Назовите, что нельзя есть в постные дни. (Масло, мясо, молоко.)

На столике лежат: капуста, свекла, лук, картошка,
масло, хлеб, мясо, молоко, кофе, чай.

КАРТИНА 5

Иван Васильевич и Микитка проходят мимо двора, где идет сватовство.

Микитка. Гляди, государь, гляди! Что это происходит?

Мальчики и девочки стоят в две цепочки. Идет игра «Бояре, а мы к вам пришли»
(последние слова: «Бояре, не валяйте дурака, отдавайте нам невесту навсегда»).

Иван Грозный. Красну девицу засватали, скоро, видно, свадьбу играть будут.

Опять проходят торговые пары:

1-я пара. Эх, топни нога! Лапоть легче сапога!
2-я пара. Топай, лапоть, чаще, чтоб плясалось слаще!
3-я пара. Не все плясать – пора бросать!
4-я пара. Долго пляска тянется – пяток не останется!
Микитка. А далеко еще до Китай-города?
Иван Грозный. Вон уж Никольская видна, улица просвещения русского. Все врут про меня, будто только суд да расправу чиню. Я о государстве пекусь (ударяет посохом). Краса воина – меч острый, корабля – ветрило, а мужа государственного – знание книжное. Иван Федоров у меня на государевом Печатном дворе трудится.
Я к нему частенько заглядываю, по душе мне видеть, как дело печатное продвигается, да много у него врагов… Вот и школа. Прощай, пострел.
Микитка. Спасибо тебе, царь-батюшка.

Кланяется царю в ноги.

Ведущий. Внимание, вопросы!

1. Почему у Ивана Федорова было много врагов? (Печатный двор заменял труд сотен писцов.)
2. Чем печатные книги лучше рукописных? (Дело пошло быстрее; книги стали дешевле; меньше ошибок.)
3. Зачем нужны были книги в те времена? (Учить детей; справлять церковную службу; передавать знания от поколения к поколению.)

КАРТИНА 6

В школе. На сцене длинный стол. За столом с одной стороны сидят несколько мальчиков.
Во главе стола «Мастер» – учитель. У него в руке розга. Розги висят на стене у окна.
Микитка притаился у двери.

Мастер (держит в руках папку, на обложке которой с одной стороны крупно написано «аз», а с другой – «буки»; в папку вложены слова Мастера). Книжицы ваши добре храните. Напрасно листов не перегибайте. Книгу аще кто не бережет, таковой души своей не стережет.
Если в приказаниях моих пребудете, то от меня никогда биты не будете.
Наставив ко вниманию ухо, сиди тихо, как муха.
Да не смейтесь и глазами не поводите, точно зачумленные. (Показывает обложку с буквой «аз».) Как называется сей зримый знак?
Мальчики. Аз.
Мастер (переворачивает папку). А этот зримый знак?
Мальчики. Буки.
Мастер. Ну-ка громогласно: буки и аз изрекаются «ба»!
Мальчики. Буки и аз изрекаются «ба»!

Никитка зевает во весь рот. Он начинает засыпать.
Сосед щиплет его, когда он клюет носом.
Никитка подскакивает и пихает соседа в бок.

Мастер. Слышу я шум неполезный! А за сие будет вам плач слезный. Кто урока не изучит, свободного выхода из школы не получит. Кто упирается во зле, тот на школьном полежит козле.

Никитка. А где он?

Мастер встает, берет Никитку за ухо и ведет к скамейке.

Мастер. Сядь вершком, спустя ноги в обе стороны. Руки тоже спусти и обхвати скамейку.

Мастер, кряхтя, принимается стегать Никитку розгой.
Никитка, перепуганный, долго молчит, извивается, наконец кричит.

Никитка. Ой, маменька!
Мастер. Внимайте, отроки, как школьный козел блеет! Заблеял раз, заблеял два – просветлела голова. А коли молчит на козле — значит упорствует во зле. Хотя знаю я вас за боярских сынков, а выдеру всех, как щенков. Будете блеять и рыдать и маменьку призывать. Старые люди мудро учили: за битого двух небитых дают, да и то не берут.

Мастер опять замахивается.

Микитка. Не надо бить, не надо бить князеньку.
Мастер. А ты кто таков?
Микитка. Холоп князя Никиты Петровича.
Мастер. Я тебя давно приметил, у двери притаился, как таракан. (К Никитке.) Ну, вставай, передохни. Да помни: раны, мною нанесенные, добро детям приносят, кротости и мудрости вас научая. (Ко всем.) Теперь свершите молитву и ступайте домой обедать. Да остерегайтесь рассказывать, что здесь видели и слышали. Сору из избы не выносите, иначе все на школьном козле полежите. Пообедайте, часок отдохните, да опять учиться приходите.

Ведущий. Внимание, вопрос родителям!
Выскажите ваше отношение к методам обучения в Москве XVI в.

КАРТИНА 7

Никитка подбегает к Микитке.

Никитка. Где же ты пропадал? Я думал, ты затерялся, до Москвы не дошел.
Микитка. Да в лесах-то я все тропочки знаю, и дошел без беды. А вот в Москве чуть не затерялся – это точно. В Кремль-то меня не пустили. Спасибо царю-батюшке, выручил.
Никитка. Ты что, царя видел? Злющий такой, глазищами так и зыркает, был он у нас в школе.
Микитка. Ничего не злющий. На Никольскую направлялся и твою школу изволил показать.
Никитка. Тоже доброго нашел. Ты собор на площади видал? Недавно построили. О нем такое рассказывают. Побежали, послушаешь.

Дети читают по ролям отрывок из поэмы Д. Кедрина:

Можете ль церкву сложить,
Иноземных пригожей?
Чтобы была благолепней
Заморских церквей, говорю?
И, тряхнув волосами,
Ответили зодчие: – Можем!
Прикажи, государь!
И ударились в ноги царю…
А как храм освятили,
То с посохом, в шапке монашьей,
Обошел его царь –
От подвалов и служб до креста.
И, окинувши взором его
узорчатые башни
– Лепота! – молвил царь.
И ответили все: – Лепота!
И спросил благодетель:
– А можете ль сделать пригожей,
Благолепнее этого храма другой,
говорю?
И, тряхнув волосами,
Ответили зодчие: – Можем!
Прикажи, государь!
И ударились в ноги царю…
И тогда государь повелел ослепить
этих зодчих,
Чтоб в земле его церковь стояла
одна такова,
Чтобы в суздальских землях,
И в землях рязанских, и прочих
Не поставили лучшего храма,
Чем храм Покрова.

Ведущий. Внимание, вопросы!

1. Как еще называется храм Покрова?
2. В честь какого события построен храм Покрова, что на Рву?
3. Что вы можете рассказать о Василии Блаженном?
4. Почему храм освящен в честь Покрова Божьей Матери?

Никитка. Слышал? Я и не такое о нем знаю. А ты говоришь: зря Грозным прозвали. А теперь пойдем в Кремль, нянюшка обедом вкусным покормит. Вот обрадуется, что ты отыскался цел и невредим.
Микитка. До чего же Москва хороша! И всякий, глядя на нее, чувствует, что она мать, что это не простая груда домов, что у нее душа есть.

Выходят дети и читают по четверостишию стихотворение Федора Глинки:

Город чудный, город древний!
Ты вместил в свои концы
И посады, и деревни,
И палаты, и дворцы.
Опоясан лентой пашен,
Весь пестреешь ты в садах.
Сколько храмов, сколько башен
На семи твоих холмах!
Кто, силач, возмет в охапку
Холм Кремля-богатыря?
Кто собьет златую шапку
У Ивана-звонаря?
Кто Царь-колокол подымет?
Кто Царь-пушку повернет?
Шапку, кто, гордец, не снимет
У святых в Кремле ворот?

Ведущий. Внимание вопрос:
Назовите пять достопримечательностей, указанных Ф. Глинкой в стихотворении о Москве.

Елена ГЛАДЫШЕВА,
учитель НОУ «Гулливер»,
Москва

Рис. Т. Прибыловской

TopList