«При нем неловко было отдаваться повседневной пошлости»В этой игре нужно отгадать имя
|
|
Подобная форма работы
может быть использована и на
повторительно-обобщающем уроке в профильном
классе, и при проведении школьной командной
олимпиады или внеклассной встречи. Она не только
позволяет проверить знания ребят, не только дает
им возможность проявить свою эрудицию в
гуманитарной области, но и открывает учителю
широкое поле для расширения и углубления этих
знаний. При разработке сценария использованы
материалы «Энциклопедии для детей» издательства
«Аванта +».
ХОД ИГРЫ
Помощник ведущего. Время первой печати!
Ведущий. Когда в 1856 г. наш сегодняшний герой
скончался, в редакции газеты «Московские
ведомости» попали в затруднительное положение,
подыскивая подобающие слова к его некрологу.
Здесь было невозможно написать например: «С
прискорбием извещаем о смерти действительного
статского советника X.» или «Нас покинул
доблестный генерал от инфантерии У.». Как
высказать, что человек без должностей, званий и
наград занимал такое место в жизни общества, что
с его уходом все это остро ощутили? Проходят годы,
а об этой личности по-прежнему и спорят, и
размышляют.
Родился наш герой 27 мая 1794 г. в дворянской семье.
Его мать была дочерью известного историка и
публициста XVIII в. Михаила Михайловича Щербатова.
Князь Щербатов был автором сочинений
«Рассмотрение о пороках и самовластии Петра
Великого», «Размышления о дворянстве»,
«Путешествие в землю Офирскую» и, наконец,
потаенной истории своего времени — «О
повреждении нравов в России». Если он пытался
как-то оправдать Петра I, то его преемников не
щадил. В памфлете перед читателями проходит не
только галерея временщиков — честолюбцев и
расточителей, но и ничтожные наследники Петра
Великого.
П.Я. Чаадаев |
Вопрос игрокам: Назовите
последовательность царствований преемников
императора Петра I в XVII в.
(Екатерина I; Петр II; Анна Иоанновна; Анна
Леопольдовна — правительница при Иоанне V
Антоновиче; Елизавета Петровна; Петр III;
Екатерина II; Павел I)
Помощник ведущего. Время второй печати!
Ведущий. В 1808—1811 гг. наш герой учился в
Московском университете. Как известно, он
старейший в России. Хотя инициатива его создания
принадлежала выдающемуся ученому, поэту и
просветителю М.В. Ломоносову, этот проект едва
ли удалось бы осуществить без поддержки Ивана
Ивановича Шувалова, одного из самых ярких
деятелей елизаветинского царствования. В
последние годы правления Елизаветы Петровны он
фактически держал в своих руках все нити
управления империей. Без его одобрения не
принималось ни одного сколько-нибудь важного
решения, касавшегося внешней и внутренней
политики России. Иван Иванович был первым
куратором университета: добился для него статуса
автономии, решал вопросы, связанные с
организацией учебы и быта студентов, основал
библиотеку, существующую до сих пор.
А торжество по случаю открытия университета
Шувалов приурочил ко дню именин своей матушки.
Вопрос второй печати: как звали мать Ивана
Шувалова?
(Татьяна.)
Ведущий. Матушка могущественного фаворита
императрицы Елизаветы носила имя Татьяна. Оттого
и сложилась традиция отмечать Татьянин день как
студенческий праздник.
Помощник ведущего. Время третьей печати!
Ведущий. В годы учебы о герое нашем говорили
как об известном всем букинистам книжнике,
обладателе редчайших изданий и как о «лучшем
танцовальщике» города. В Семеновском полку, где
он начинал военную службу в мае 1812 г., офицеры
долго относились к нему как к чудаку, этакому
московскому щеголю, в разговоре резкому и
небрежному. Только после Бородина и штыковых
атак под Кульмом мнение изменилось. «Храбрый,
обстрелянный офицер ... безукоризненно
благородный, честный и любезный в частных
отношениях, он не имел причины не пользоваться
глубоким, безусловным уважением и
привязанностью товарищей и начальства», — писал
один из современников. В Париж наш герой вошел с
орденом Святой Анны. Вспомните, уважаемые игроки,
в честь какой женщины был учрежден этот орден. В
качестве подсказки предлагаю несколько
вариантов ответа.
Вывешивается плакат:
а) дочери Ярослава Мудрого — королевы Франции;
б) дочери Петра I;
в) императрицы Анны Иоанновны;
г) библейской пророчицы Анны).
(В честь дочери Петра I Анны.)
Ведущий. Орден Святой Анны учредил в 1735 г. в
честь своей покойной супруги, дочери Петра I,
голштейн-готторпский герцог Карл Фридрих. В
России им стали награждать с 1742 г.
Помощник ведущего. Время четвертой печати!
Ведущий. Когда во второй половине 1812 г. в ходе
Отечественной войны наступил перелом, в обществе
возникла идея увековечить это событие —
возвести памятник-мемориал. В конкурсе проектов
участвовали ведущие зодчие, но победу одержал
архитектор-любитель Витберг. 12 октября 1817 г., в
пятую годовщину освобождения Москвы от
французов, состоялась церемония закладки
сооружения на Воробьевых горах, и затем работы
велись до 1825 г. После смерти Александра I новый
император приказал прекратить строительство и
заказал проект архитектору Константину
Андреевичу Тону. На набережной, недалеко от
Кремля появилось здание, своей архитектурой и
содержанием связанное со средневековыми
постройками исторического центра города. Оно
воплотило в себе представления эпохи Николая I о
национальной самобытности России. Разрушенное
большевистскими властями в 1931 г. творение Тона
было восстановлено лишь недавно, с возрождением
суверенитета нашей страны. Прошу участников игры
назвать этот памятник героям Отечественной
войны 1812 г.
(Храм Христа Спасителя.)
Помощник ведущего. Время пятой печати!
Ведущий. После окончания войны перед нашим
героем, адъютантом командира гвардейского
корпуса, любимцем петербургского света,
открывалась блестящая карьера. Но он умел ценить
и «жажду размышлений», и «вниманье долгих дум», а
в начале 1821 г. был приглашен своим другом Иваном
Якушкиным в тайное общество, ставившее целью
введение конституции и уничтожение крепостного
права в России. Его руководители уже тогда хотели
приступить к подготовке восстания, которое через
несколько лет все-таки подняли. Внимание, вопрос:
в какую же организацию пытались вовлечь нашего
героя?
(В тайное общество декабристов.)
Ведущий. Да, это была организация тех, кого
впоследствии стали называть декабристами. Но
участвовать в восстании нашему герою не
пришлось. Он ушел в отставку и надолго уехал в
Европу.
Помощник ведущего. Время шестой печати!
Ведущий. Вернулся он уже совсем в другую
страну — в Россию жандармов Бенкендорфа,
«чугунного» цензурного устава и теории
«официальной народности». Герой наш отправился в
имение тетки под Дмитровом. Четыре проведенных
там года были временем напряженной духовной
работы. Тогда окончательно сложилось его
мировоззрение — негодование по поводу
отлученности нашей родины от «всемирного
воспитания человеческого рода» и критика
национального самодовольства, духовного застоя,
мешающих осознанию и выполнению предначертанной
ей свыше миссии. Период затворничества
закончился в 1831 г. Теперь его жизнь шла в
размеренном кругу однообразных интересов,
привычек и дел. Все те же споры в салонах
Свербеевых, Елагиной, Орловой, обеды в ресторане
Шевалье, ежедневные посещения Английского
клуба... Число членов Английского клуба было
ограничено, и далеко не всякий, даже
принадлежащий к знатнейшей фамилии, мог быть в
оные принят. Каждая кандидатура рассматривалась
особо и утверждалась тайным голосованием.
Очередь ожидающих возможности занять
освободившееся место доходила до 2000 человек и
растягивалась на годы. Подчас заботливые
родители записывали дитя в очередь еще в
младенчестве. Дитя росло, очередь подвигалась. А
куда еще российское дворянство стремилось с
пеленок записывать своих сыновей, как, бывало, в
Английский клуб? Предлагаю игрокам указать свои
версии в послужных формулярах.
(На службу в гвардейские полки.)
Ведущий. Именно так обстояло дело с военной
службой гвардейцев. Вспомните хотя бы
пушкинского Гринева: «Матушка была еще мною
брюхата, как уже я был записан в Семеновский полк
сержантом... Если бы паче всякого чаяния матушка
родила дочь, то батюшка объявил бы куда следовало
о смерти неявившегося сержанта, и дело тем бы и
кончилось... Я числился в отпуску до окончания
наук».
Помощник ведущего. Время седьмой печати!
Ведущий. Став желанным гостем салонов и
гостиных, наш герой начал опубликовывать свои
взгляды на путь развития России, а в октябре 1836 г.
в журнале «Телескоп» была напечатана первая
часть самого известного его сочинения, вызвавшая
в обществе громкий резонанс. Высочайшим
повелением философа объявили сумасшедшим, ему
запретили печатать свои произведения, а бумаги
конфисковали. Между тем статья его стала
известна широким кругам и послужила сильнейшим
толчком к формированию лагерей западников и
славянофилов. Итак, последний вопрос сегодняшней
игры: как называлась главная работа нашего героя?
(«Философическое письмо».)
Храм Христа Спасителя |
В случае равенства количества печатей у победителей:
Ведущий. Лидеров в нашей игре выявилось двое (трое), но победитель может быть только один. И потому мы должны прибегнуть к дополнительному испытанию. Сейчас перед вами предстанет галерея портретов современников нашего героя. Вы должны вписать в свои добавочные формуляры их имена.
Демонстрируются репродукции портретов А.С. Грибоедова, М.М. Сперанского, М.Б. Барклая де Толли, Николая I, В.Г. Белинского, Н.В. Гоголя.
Если к заключительному вопросу игры выявится единственный лидер, задание дополнительного испытания можно использовать для игры со зрителями.
Ведущий. Нашим сегодняшним героем был выдающийся русский мыслитель Петр Яковлевич Чаадаев. Он не занимал видного поста, был беден, являлся лицом сугубо партикулярным, но знаменитый философ Шеллинг отзывался о нем как о «самой замечательной личности из всех, кого он знал». Чаадаев имел исключительное влияние на окружающих его людей: «его разговор и даже одно его присутствие действовали на других, как действует шпора на благородную лошадь. При нем как-то нельзя, неловко было отдаваться ежедневной пошлости». Это он постоянно напоминает нам, что нужно любить Родину «в ее интересах, а не в своих собственных» и что истинный патриотизм проявляется в деятельном стремлении изменить в ней жизнь к лучшему.
Лариса САПОЖНИКОВА,
учитель СОШ № 6,
г. Благодарный,
Ставропольский край