ХОЧЕШЬ ЖИТЬ ДОСТОЙНО?

Знай Конституцию!
Интегрированный урок истории и географии. 10-й класс.

Эпиграф на доске

Не в худой и не в неведомой
земле владычествовали, но в
Русской, что ведома и слышима
есть во всех концах земли...

Митрополит Иларион.
«Слово о законе и благодати» (XI в.)

ЦЕЛИ УРОКА

Образовательные: привести старшеклассников к новому уровню осмысления основных положений Конституции РФ; рассмотреть статьи Конституции РФ как основного Закона государства; расширить знания о символике России; максимально актуализировать имеющиеся у учащихся знания по истории, политике и праву, географии, экологии, МХК.
Развивающие: развивать навыки групповой работы; учить анализировать полученную информацию, видеть причинно-следственные связи.
Воспитательные: содействовать воспитанию чувства патриотизма и любви к своей Родине; уважению к социальным нормам и ценностям, отраженным в Конституции РФ, к законам и символам государства.
Оборудование: Политико-административная карта России, физическая карта современной России; изображение государственного герба и флага, текст и аудио-запись гимна России, брошюры Конституции РФ; иллюстрации памятников архитектуры Золотого Кольца России; отрывки из «Повести временных лет».
Урок проводится в старших классах, в виде «круглого стола». Класс делится на группы:
• политики;
• географы;
• экологи;
• историки;
• культуроведы;
• геральдисты.

Урок начинается с прослушивания гимна РФ, при этом класс встает. Учитель зачитывает эпиграф, написанный на доске.
Учитель истории обращает внимание учащихся на дату, написанную на доске
(12 декабря, 1993 год).

Учитель истории. О чем говорит эта дата?
Ученики. Это день принятия Конституции РФ.
Учитель истории. Тема сегодняшнего занятия: «Хочешь жить хорошо? Знай Конституцию!»

Зачитывается отрывок из Конституции РФ.

Мы, многонациональный народ Российской Федерации, соединенные общей судьбой на своей земле, утверждая права и свободы человека, гражданский мир и согласие, сохраняя исторически сложившееся государственное единство, исходя из общепризнанных принципов равноправия и самоопределения народов, чтя память предков, передавших нам любовь и уважение к Отечеству, веру в добро и справедливость, возрождая суверенную государственность России и утверждая незыблемость ее демократической основы, стремясь обеспечить благополучие и процветание России, исходя из ответственности за свою Родину перед нынешним и будущими поколениями, сознавая себя частью мирового сообщества, принимаем Конституцию Российской Федерации.

Учитель истории. Сегодня на заседании круглого стола присутствуют группы «ученых» разных направлений. Каждому из них есть что сказать о Конституции.

Первое слово предоставляется политикам.

Политики
• Рассказывают, как принималась Конституция 1993 г.
• Предоставляют информацию о форме правления в России, о правовом государстве и признаках правового государства, ссылаясь на ст. 1—4 Конституции России.
• Рассматривают представительный и законодательный орган РФ — Федеральное Собрание (ст. 94—99 Конституции РФ.
• Рассматривают информацию о правительстве РФ (ст. 110—117).

Класс работает с текстом Конституции РФ по вышеуказанным статьям и доказывает, что Россия по своему устройству демократическое, правовое государство.

Учитель географии. В ст. 1 Конституции РФ говорится, что Россия — государство федеративное. Считаете ли вы, что Россия действительно государство федеративное? Почему?

Учащиеся дают определение федеративного государства, указывают сколько в России субъектов Федерации, работают с политико-административной картой России.

Учитель географии. Все субъекты Федерации объединены в федеральные округа. Сколько федеральных округов выделяют на территории России? Назовите и покажите их.

Учащиеся называют и показывают федеральные округа по карте «Россия и сопредельные государства». Учитель зачитывает отрывок из стихотворения.

Итак, мой (вот) сделан первый шаг,
И первая статья написана....
...Ратификации трактату моему
Я с нетерпением жду. Доверься своему
Ты другу — подпиши статьи первоначальны;
Доволен будет он. Со временем ему
Осенни вечера, мечты, прогулки дальны —
Внушат важнейшие. Придет счастливый час —
И тайные статьи явятся на показ.

Д. Давыдов. «Договоры»
(1807—1830 гг.)

Слово предоставляется географам.

Географы
• Дают физико-географическую и экономико-географическую характеристику России (используют физическую карту России).
• Знакомят со ст. 5, 65, 68 Конституции РФ о федеративном устройстве, равноправии всех субъектов РФ, гарантии прав народов РФ.
• Определяют по политико-административной карте РФ территорию государства, его границы.
• Рассматривают этнический состав населения, государственный язык России.
• Знакомят со статьей 69 о гарантии прав малочисленных народов в соответствии с международными договорами.

Вопросы к классу:

1. Какова численность населения России?
2. Какова протяженность государственной границы РФ?
3. Сколько стран граничит с Россией?

Учитель географии. Нас в стране 146 млн человек. Вся наша жизнь тесно связана с окружающей средой. Вокруг нас много городов, фабрик, заводов, сельскохозяйственных угодий. Все это влияет на природу, загрязняет ее, видоизменяет. Эти вопросы также освещены в Конституции РФ.

Слово предоставляется экологам.

Экологи
• Рассказывают об экологическом состоянии России, экологических проблемах, источниках загрязнения окружающей среды.
• Знакомят со статьями 9 и 42 Конституции РФ об использовании и охране природных ресурсов и праве каждого человека на благоприятную окружающую среду.

Учитель географии. Ст. 9 и 58 Конституции РФ — обязанности и права каждого человека сохранять природу, бережно относиться к ее богатствам.
Всего несколько строк, но как много они говорят...
В наш век индустрии, НТР — это особенно актуально.
От того, как мы будем заботиться о нашей планете, зависит наша жизнь, наше будущее.
Учитель истории. Отрицательные результаты человеческой деятельности к началу XX в. явно прослеживаются: загрязнена окружающая среда, природные и земельные ресурсы. И все это произошло не за один день, а в течение длительного исторического развития человека.

Слово предоставляется историкам.

Историки
• Рассказывают об этапах формирования Российского государства, восточнославянских племенах и о древнем государстве — Киевской Руси.
• Предоставляют информацию о феодальной раздробленности, монголо-татарском нашествии и борьбе с иноземными захватчиками в XIII в.
• Рассказывают о событиях, связных с именем Петра Великого в России.
• Информируют о событиях 1812 г., революциях 1905 г., 1917 г., Гражданской войне, образовании РСФСР и принятии первой Конституции 1918 г.
• Рассказывают о Конституциях нашего государства в ХХ в.

Учитель истории. История и культура неразделимы.
Вспомните знаменитые строки стихотворения Ф.И. Тютчева:

Умом Россию не понять,
Аршином общим не измерить,
У ней особенная стать,
В Россию можно только верить...

Культура — результат человеческой цивилизации.

Слово предоставляется культуроведам.

Культуроведы

• Рассказывают о богатой российской культуре (архитектуре, деревянном зодчестве, иконописи и т.д.), используя отрывки из произведений русских поэтов и писателей.
Учитель истории. Российская символика — это тоже достижение российской культуры — она складывалась на протяжении столетий. Но надо учесть и тот факт, что на русскую культуру оказывали влияние другие восточнославянские народы — украинцы, белорусы.
Символы государства — это и история страны, и ее культура. Они отражают особенности исторического пути в развитии страны. Например, изображение Святого Георгия на коне (в гербе), поражающего змия-дракона, рассматривалось как образец великокняжеской геральдики. Ведь святой Георгий издавна считался покровителем русских князей.

Слово предоставляется геральдистам.

Геральдисты
• Предоставляют информацию о государственном гербе, флаге РФ и гимне.

Подведение итогов

Учитель истории. Заседание круглого стола подходит к концу. Мы выслушали высказывания группы «ученых» о Конституции, выслушали ваше мнение, но Конституция не ограничивается этими вопросами, она рассматривает и другие вопросы государственного устройства, прав и обязанностей каждого гражданина России. О родине, о верности ей есть прекрасные строки в стихотворении Сергея Есенина:

Если крикнет рать святая:
«Кинь ты Русь, живи в раю!»
Я скажу: «Не надо рая,
Дайте родину мою».

Учитель обращает внимание учащихся на доску, где написаны строки из стихотворения Н.А. Некрасова «Поэт и гражданин»:

Поэтом можешь ты не быть,
Но гражданином быть обязан.

Учитель истории. Что значит жить достойно?

Учащиеся отвечают на заданный вопрос и приходят к выводу: хочешь жить достойно — знай Конституцию.

ЛИТЕРАТУРА

Клоков В.А. Государственные символы России. Изд-во «Новый учебник», 2002.
Козленко С.И. Государственная символика России. Изд-во МИОО, 2002.
Оceтpoв Е. Живaя Древняя Русь. М., Просвещение, 1984.
Пчелов Е.В. Государственные символы Российской Федерации. Герб. Гимн. Флаг. Изд-во «Русское слово», 2002.
Герб, гимн, флаг моего Отечества. Плакат. Изд-во Просвещение, 2002.
Конституция РФ. М., Изд-во «Кодекс», 2002.
«Моя Родина — Россия». Учебное пособие для основной школы. Изд-во «Триада Ф», 2002.

Надежда ПЕТРОВА,
учитель истории,
пос. Игрим, Тюменская обл.

TopList