ХОЧЕШЬ ЖИТЬ ДОСТОЙНО?
Знай Конституцию!
Интегрированный урок истории и географии. 10-й
класс. |
|
Эпиграф на доске
Не в худой и не в
неведомой
земле владычествовали, но в
Русской, что ведома и слышима
есть во всех концах земли...Митрополит Иларион.
«Слово о законе и благодати» (XI в.) |
ЦЕЛИ УРОКА
Образовательные: привести
старшеклассников к новому уровню осмысления
основных положений Конституции РФ; рассмотреть
статьи Конституции РФ как основного Закона
государства; расширить знания о символике
России; максимально актуализировать имеющиеся у
учащихся знания по истории, политике и праву,
географии, экологии, МХК.
Развивающие: развивать навыки
групповой работы; учить анализировать
полученную информацию, видеть
причинно-следственные связи.
Воспитательные: содействовать
воспитанию чувства патриотизма и любви к своей
Родине; уважению к социальным нормам и ценностям,
отраженным в Конституции РФ, к законам и символам
государства.
Оборудование:
Политико-административная карта России,
физическая карта современной России;
изображение государственного герба и флага,
текст и аудио-запись гимна России, брошюры
Конституции РФ; иллюстрации памятников
архитектуры Золотого Кольца России; отрывки из
«Повести временных лет».
Урок проводится в старших классах, в виде
«круглого стола». Класс делится на группы:
• политики;
• географы;
• экологи;
• историки;
• культуроведы;
• геральдисты.
Урок начинается с прослушивания гимна РФ, при
этом класс встает. Учитель зачитывает эпиграф,
написанный на доске.
Учитель истории обращает внимание учащихся на
дату, написанную на доске
(12 декабря, 1993 год).
Учитель истории. О чем говорит эта
дата?
Ученики. Это день принятия Конституции
РФ.
Учитель истории. Тема сегодняшнего
занятия: «Хочешь жить хорошо? Знай Конституцию!»
Зачитывается отрывок из Конституции РФ.
Мы, многонациональный народ Российской
Федерации, соединенные общей судьбой на своей
земле, утверждая права и свободы человека,
гражданский мир и согласие, сохраняя исторически
сложившееся государственное единство, исходя из
общепризнанных принципов равноправия и
самоопределения народов, чтя память предков,
передавших нам любовь и уважение к Отечеству,
веру в добро и справедливость, возрождая
суверенную государственность России и утверждая
незыблемость ее демократической основы,
стремясь обеспечить благополучие и процветание
России, исходя из ответственности за свою Родину
перед нынешним и будущими поколениями, сознавая
себя частью мирового сообщества, принимаем
Конституцию Российской Федерации.
Учитель истории. Сегодня на заседании
круглого стола присутствуют группы «ученых»
разных направлений. Каждому из них есть что
сказать о Конституции.
Первое слово предоставляется политикам.
Политики
• Рассказывают, как принималась Конституция 1993
г.
• Предоставляют информацию о форме правления
в России, о правовом государстве и признаках
правового государства, ссылаясь на ст. 1—4
Конституции России.
• Рассматривают представительный и
законодательный орган РФ — Федеральное Собрание
(ст. 94—99 Конституции РФ.
• Рассматривают информацию о правительстве РФ
(ст. 110—117).
Класс работает с текстом Конституции РФ по
вышеуказанным статьям и доказывает, что Россия
по своему устройству демократическое, правовое
государство.
Учитель географии. В ст. 1 Конституции
РФ говорится, что Россия — государство
федеративное. Считаете ли вы, что Россия
действительно государство федеративное? Почему?
Учащиеся дают определение федеративного
государства, указывают сколько в России
субъектов Федерации, работают с
политико-административной картой России.
Учитель географии. Все субъекты
Федерации объединены в федеральные округа.
Сколько федеральных округов выделяют на
территории России? Назовите и покажите их.
Учащиеся называют и показывают федеральные
округа по карте «Россия и сопредельные
государства». Учитель зачитывает отрывок из
стихотворения.
Итак, мой (вот) сделан первый
шаг,
И первая статья написана....
...Ратификации трактату моему
Я с нетерпением жду. Доверься своему
Ты другу — подпиши статьи первоначальны;
Доволен будет он. Со временем ему
Осенни вечера, мечты, прогулки дальны —
Внушат важнейшие. Придет счастливый час —
И тайные статьи явятся на показ.Д. Давыдов. «Договоры»
(1807—1830 гг.) |
Слово предоставляется географам.
Географы
• Дают физико-географическую и
экономико-географическую характеристику России
(используют физическую карту России).
• Знакомят со ст. 5, 65, 68 Конституции РФ о
федеративном устройстве, равноправии всех
субъектов РФ, гарантии прав народов РФ.
• Определяют по политико-административной
карте РФ территорию государства, его границы.
• Рассматривают этнический состав населения,
государственный язык России.
• Знакомят со статьей 69 о гарантии прав
малочисленных народов в соответствии с
международными договорами.
Вопросы к классу:
1. Какова численность населения России?
2. Какова протяженность государственной границы
РФ?
3. Сколько стран граничит с Россией?
Учитель географии. Нас в стране 146 млн
человек. Вся наша жизнь тесно связана с
окружающей средой. Вокруг нас много городов,
фабрик, заводов, сельскохозяйственных угодий.
Все это влияет на природу, загрязняет ее,
видоизменяет. Эти вопросы также освещены в
Конституции РФ.
Слово предоставляется экологам.
Экологи
• Рассказывают об экологическом состоянии
России, экологических проблемах, источниках
загрязнения окружающей среды.
• Знакомят со статьями 9 и 42 Конституции РФ об
использовании и охране природных ресурсов и
праве каждого человека на благоприятную
окружающую среду.
Учитель географии. Ст. 9 и 58
Конституции РФ — обязанности и права каждого
человека сохранять природу, бережно относиться к
ее богатствам.
Всего несколько строк, но как много они говорят...
В наш век индустрии, НТР — это особенно
актуально.
От того, как мы будем заботиться о нашей планете,
зависит наша жизнь, наше будущее.
Учитель истории. Отрицательные
результаты человеческой деятельности к началу
XX в. явно прослеживаются: загрязнена
окружающая среда, природные и земельные ресурсы.
И все это произошло не за один день, а в течение
длительного исторического развития человека.
Слово предоставляется историкам.
Историки
• Рассказывают об этапах формирования
Российского государства, восточнославянских
племенах и о древнем государстве — Киевской
Руси.
• Предоставляют информацию о феодальной
раздробленности, монголо-татарском нашествии и
борьбе с иноземными захватчиками в XIII в.
• Рассказывают о событиях, связных с именем
Петра Великого в России.
• Информируют о событиях 1812 г., революциях 1905
г., 1917 г., Гражданской войне, образовании РСФСР и
принятии первой Конституции 1918 г.
• Рассказывают о Конституциях нашего
государства в ХХ в.
Учитель истории. История и культура
неразделимы.
Вспомните знаменитые строки стихотворения
Ф.И. Тютчева:
Умом Россию не понять,
Аршином общим не измерить,
У ней особенная стать,
В Россию можно только верить... |
Культура — результат человеческой
цивилизации.
Слово предоставляется культуроведам.
Культуроведы
• Рассказывают о богатой российской
культуре (архитектуре, деревянном зодчестве,
иконописи и т.д.), используя отрывки из
произведений русских поэтов и писателей.
Учитель истории. Российская символика
— это тоже достижение российской культуры — она
складывалась на протяжении столетий. Но надо
учесть и тот факт, что на русскую культуру
оказывали влияние другие восточнославянские
народы — украинцы, белорусы.
Символы государства — это и история страны, и ее
культура. Они отражают особенности
исторического пути в развитии страны. Например,
изображение Святого Георгия на коне (в гербе),
поражающего змия-дракона, рассматривалось как
образец великокняжеской геральдики. Ведь святой
Георгий издавна считался покровителем русских
князей.
Слово предоставляется геральдистам.
Геральдисты
• Предоставляют информацию о государственном
гербе, флаге РФ и гимне.
Подведение итогов
Учитель истории. Заседание круглого
стола подходит к концу. Мы выслушали
высказывания группы «ученых» о Конституции,
выслушали ваше мнение, но Конституция не
ограничивается этими вопросами, она
рассматривает и другие вопросы государственного
устройства, прав и обязанностей каждого
гражданина России. О родине, о верности ей есть
прекрасные строки в стихотворении Сергея
Есенина:
Если крикнет рать святая:
«Кинь ты Русь, живи в раю!»
Я скажу: «Не надо рая,
Дайте родину мою». |
Учитель обращает внимание учащихся на
доску, где написаны строки из стихотворения
Н.А. Некрасова «Поэт и гражданин»:
Поэтом можешь ты не быть,
Но гражданином быть обязан. |
Учитель истории. Что значит
жить достойно?
Учащиеся отвечают на заданный вопрос и
приходят к выводу: хочешь жить достойно — знай
Конституцию.
ЛИТЕРАТУРА
Клоков В.А. Государственные символы России.
Изд-во «Новый учебник», 2002.
Козленко С.И. Государственная символика
России. Изд-во МИОО, 2002.
Оceтpoв Е. Живaя Древняя Русь. М., Просвещение,
1984.
Пчелов Е.В. Государственные символы
Российской Федерации. Герб. Гимн. Флаг. Изд-во
«Русское слово», 2002.
Герб, гимн, флаг моего Отечества. Плакат. Изд-во
Просвещение, 2002.
Конституция РФ. М., Изд-во «Кодекс», 2002.
«Моя Родина — Россия». Учебное пособие для
основной школы. Изд-во «Триада Ф», 2002.
Надежда ПЕТРОВА,
учитель истории,
пос. Игрим, Тюменская обл. |