Эпопея орла и всадника

Государственные символы России
Проблемное изложение истории государственных символов. 9—11-й классы.

Формирование уважения к символам государства является важной составной частью воспитания гражданина России. Эта задача наиболее плодотворно может быть реализована на уроках истории, так как возникновение государственных символов России тесно переплетается с социальной и политической историей нашего государства. Данный урок предполагает проблемное изложение истории государственной символики. Его можно провести в 9-х, 10-х и 11-х классах при изучении отечественной истории, начиная с периода княжения Ивана III.

Цель урока. Расширить сведения учащихся о государственной символике, продолжить знакомство учащихся с правилами их использования; формирование у молодого поколения чувства патриотизма, уважения к родной стране, ее истории; развитие художественного и эстетического вкуса учащихся.
Оборудование. Магнитофон, записи фрагментов отечественного гимна, иллюстрации исторических и современного гербов; раздаточный материал: ксерокопии федерального закона о гимне, гербе и флаге, глоссарий (см. приложение) к данной теме (документы и глоссарий лежат на каждом ученическом столе); черный ящик.

ХОД УРОКА

I. Организационный момент

II. Вводное  слово учителя

Учитель. Ребята, сегодня у нас будет необычный урок истории. Чтобы его начать, вам необходимо отгадать содержимое черного ящика. Прослушайте загадку:

Черный ящик здесь стоит,
Думайте, что в нем лежит?
Хочется вам подсказать,
Но не знаю, как начать:
У каждой страны
Свой символ бывает,
И весь народ
Его отлично знает.
Итак: два висят, один звучит —
Что же в ящике лежит?
Что у каждой есть страны,
Догадаться вы должны!

Учащиеся отгадывают загадку, а учитель достает из ящика герб, флаг и аудиокассету с записью гимна.

III. Изучение темы

Учитель. Итак, тема нашего урока «Государственные символы России». Наша цель сегодня расширить знания об истории возникновения отечественных символов и более глубоко осознать их значимость для нашего государства и для нас.
Ваша задача — внимательно все выслушать, принять активное участие в обсуждении и к концу урока сформулировать вывод о значимости государственных символов.
Рабочими материалами урока будут являться ксерокопии федеральных законов о государственных символах и глоссарий (лежат у вас на столе).

На доске: план урока.

1. Государственный герб: геральдическая эпопея.
2. Эволюция государственного флага (сообщение ученика).
3. История гимна России.

Учитель. Согласно нашему плану начнем с герба.
Объясните мне, пожалуйста, что означает сам термин «герб».
(Значения терминов приводится в глоссарии. Приложение 1.)

Выслушиваются ответы учащихся.

Учитель. Молодцы, ребята! Теперь поговорим о его происхождении. Герб является предметом изучения геральдики. Обратимся к нашему глоссарию. Найдите определение геральдики.

Учащиеся зачитывают определение.

Учитель. Герб имеет несколько элементов. Основной его элемент — щит. Существует пять типов геральдических щитов. Посмотрите (демонстрация на доске): треугольный — это нормандский; квадратный, с округлением внизу — испанский; четырехугольный, с заострением внизу — французский; овальный — итальянский; фигурный, вырезанной формы — немецкий. Назовите тип нашего щита.

Выслушиваются ответы учащихся.

Учитель. Теперь разберем изображение на щите. Оно состоит из двух главных фигур: двуглавого орла и всадника с копьем.
Эти фигуры впервые были объединены на печати Ивана III в 1497 г. (Демонстрация наглядности. Рис. 1) Она была помещена на грамоте, жалованной великим московским князем своим племянникам — Федору Борисовичу и Ивану Борисовичу.
Выбор Иваном III эмблемы всадника для своей печати не был случайным. Так называемые «конные печати» были распространены на Руси еще в домонгольский период. Ряд исследователей склонны считать, что он заимствован из Европы.
В литературе и искусстве средневековой эпохи всадник, поражающий копьем дракона, предстает в образе святого Георгия Победоносца. В сознании русских людей того времени всадник ассоциировался с правителем Руси. Он символизировал князя, который всегда должен сражаться на коне, в противовес простолюдину, воевавшему в пешем строю.
Более спорным является вопрос, откуда взялся на Руси образ двуглавого орла?
Первым обратил внимание на эту печать Н.М. Карамзин в «Истории государства Российского». Он же предложил ее объяснение: в результате брака Ивана III с племянницей последнего византийского императора Софьей Палеолог произошло слияние эмблем Московского государства — всадника и Византийской империи — двуглавого орла.
Эта теория получила широкое распространение в XIX в. и часто повторяется до сих пор. Она господствует в научных кругах, ее разделяют многие любители-краеведы.
Уже в конце XIX в. византийское происхождение орла в России подверглось сомнению. Одна из гипотез была выдвинута российским историком, академиком Николаем Петровичем Лихачевым. Она сводилась к тому, что в конце XV в. активно развивались отношения Руси со странами Западной Европы, и Иван III принял новую символику, так как хотел во всем равняться с Европой. Были изменены церемониал посольских приемов, титул, внешний вид монет и многое другое. Лихачев приводит аргумент, что в геральдике двуглавый орел использовался в гербах империй, а одноглавый — как символ более низких по рангу государств.

Рис. 1. Печать Ивана III

Рис. 1

Печать Ивана III

Многие современные историки — В. Артамонов, Н. Соболева, А. Хорошкевич — считают, что двуглавый орел был принят в качестве герба по образцу Священной Римской империи, т.е. они соглашаются с теорией Лихачева. Существует по этому вопросу и еще одна, так называемая «южная теория», согласно которой знакомство с двуглавым орлом на Руси могло происходить при посредничестве южнославянских государств, например Сербии или Черногории, так как изображение орла было положено в основу их национальных гербов.
Таким образом, вопрос о происхождении орла на печати Ивана III пока остается открытым и, может быть, кто-нибудь из вас, став геральдистом, раскроет эту тайну.
В течение XVI—XVII вв. происходил динамичный процесс формирования государственного герба. Обратимся к иллюстрациям на доске.
1. Печать Ивана Грозного, относится к 1583 г. Здесь на груди орла помещается всадник — святой Георгий Победоносец, над головами одна корона, а по окружности с двух сторон — 24 эмблемы земель, которые входили в полный царский титул. (Рис. 2)

Рис. 2. Печать Ивана Грозного

Рис. 2

Печать Ивана Грозного

2. При Федоре Ивановиче изготавливается двухсторонняя печать, Георгий Победоносец помещается на обратной стороне печати. (Рис. 3)

Рис. 3. Печать Федора Ивановича

Рис. 3. Печать Федора Ивановича

Рис. 3

Печать Федора Ивановича

3. В период Смутного времени клюв орла приобретает грозный, воинствующий вид. На печати Бориса Годунова уже отсутствуют 24 эмблемы земель. (Рис. 4)

Рис. 4. Печать Бориса Годунова

Рис. 4

Печать Бориса Годунова

4. На первой печати Михаила Федоровича Романова крылья орла разворачиваются, удлиняется шея. (Рис. 5)

Рис. 5. Печать Михаила Федоровича Романова

Рис. 5. Печать Михаила Федоровича Романова

Рис. 5

Печать Михаила Федоровича Романова

5. А на печати Алексея Михайловича с 1654 г. крылья орла поднимаются вверх, в его лапах появляется скипетр и держава — символы самодержавной власти. (Рис. 6)

Рис. 6. Печать Алексея Михайловича Романова

Рис. 6

Печать Алексея Михайловича Романова

6. К концу XVII в. окончательно утверждается тип российского герба. На груди орла — всадник, святой Георгий Победоносец, на правом крыле знамена — Киевское, Новгородское и Астраханское, на левом — Владимирское, Казанское и Сибирское. Вокруг — 26 гербов областей и городов. Цветовое сочетание — красный — царский и золотой — символ вечности и постоянства. В эпоху Петра Великого меняется раскраска герба. Орел официально становится черным, а фон — желтым — официальные имперские цвета. (Рис. 7)

Рис. 7. Герб Российской империи при Петре I

Рис. 7

Герб Российской империи при Петре I

В XVIII—XIX вв. герб дополнялся новыми символами, а при Александре III утверждаются Большой, Средний и Малый гербы, составленные художником Борисом Васильевичем Кене, которые без особых изменений просуществовали до 1917 г.
7. Февральская революция привела к власти Временное правительство. К работе над созданием герба привлекли художника И.Л. Библина и геральдиста В.К. Лукомского. С птицы сняли короны, изъяли скипетр и державу. Ускакал с орлиной груди и Георгий Победоносец. (Рис. 8)

Рис. 8. Герб России после Февральской революции

Рис. 8

Герб России после Февральской революции

8. Герб новой, советской, власти должен был подчеркнуть радикальные изменения в государстве. Новый проект разрабатывался художниками В.Н. Адриановым и В.П. Корзуном. С 1924 по 1956 г. в гербе происходили небольшие изменения, в таком виде он просуществовал до 1991 г. Основа герба: серп и молот — союз рабочих и крестьян; земной шар и восходящее солнце — наступление новой эры; колосья, обвитые лентой — единство советских республик. (Рис. 9)

Рис. 9. Герб СССР

Рис. 9

Герб СССР

Завершилась геральдическая эпопея в 2000 г. 8 декабря, когда Дума окончательно утвердила новый герб. Рисунок выполнил художник Е.И. Ухналев. Двуглавый орел символизирует суверенитет и государственность, единение народов. Изображенный на красном щите всадник — символ борьбы добра со злом, защиты Отечества. Современный герб соответствует исторической действительности и олицетворяет силу, мощь, независимость, единство Российского государства.
К сегодняшнему уроку я попросила подготовить сообщение об истории возникновения российского флага. Давайте его послушаем.

Ученица рассказывает об эволюции флага (2—3 минуты).

Учитель. Помимо герба и флага, высшим символом государства является гимн.
Зарождение гимнов теряется в глубокой древности человечества. Ныне они разветвились на религиозные, государственные, военные, революционные, партийные.
Первый официальный гимн появился в нашей стране в годы правления Александра II после Отечественной войны 1812 г. Он был написан поэтом В.А. Жуковским на английскую мелодию и назывался «Молитва русских». А окончательный вид гимн приобрел в 1833 г. благодаря офицеру и композитору А.Ф. Львову. Он написал музыку к гимну Жуковского «Боже, царя храни».

Прослушивается фрагмент гимна.

В феврале 1917 г. вместе с монархией этот гимн ушел в прошлое. До 1944 г. звучал «Интернационал». Музыка была написана во Франции Пьером Дегейтером, а русский перевод осуществил поэт А.Я. Коц.

Прослушивается фрагмент.

В 1944 г. была утверждена мелодия А.В. Александрова. Слова нового гимна написали С.В. Михалков и Г.А. Эль-Регистан. В 1977 г., когда страна принимала новую Конституцию, Михалков внес соответствующие поправки в текст гимна.
Распад СССР и провозглашение независимости России привели к тому, что гимном России стала «Патриотическая песня» М.И. Глинки. Текст на эту музыку так и не написали, и в 2001 г. утвержден обновленный вариант гимна на музыку 1944 г. Новый текст написан также С.В. Михалковым.
А теперь, ребята, давайте поработаем с документами. Почитайте федеральный закон о флаге, гербе и гимне.

Рис. 10. Современный герб России

Рис. 10

Современный герб России

Вопросы к учащимся

1. На каких зданиях флаг должен быть поднят постоянно?
2. На каких документах воспроизводится герб?
3. В каких случаях исполняется гимн?
4. В какое время гимн транслируется государственными телевизионными и радиовещательными компаниями?
5. К каким последствиям ведет надругательство над государственными символами?

Работа в группах. Учащиеся отвечают на вопросы.

Учитель. Молодцы, ребята! Вот наш урок подходит к концу. Какое же значение для нашего государства имеют символы?

Выслушиваются ответы учащихся.

IV. Творческое домашнее задание

Учитель. Ребята, такой символ, как герб, имеется в каждом российском городе. Наш город пока не принял новый герб. Вашим домашним заданием будет — нарисовать герб города Бугуруслана, а ваши проекты мы обсудим на следующем уроке. Спасибо за внимание, до свидания!

ПРИЛОЖЕНИЕ

Глоссарий

(словарик пояснения слов по данной теме)

Геральдика (от лат. heraldus — герольд) — гербоведение — составление, истолкование и изучение гербов и иных геральдических знаков; вспомогательная историческая дисциплина, изучающая историю гербов, правила их построения и использования.
Геральдист специалист в области геральдики.
Герб отличительный знак государства, города, сословия, рода, изображаемый на флагах, печатях, денежных знаках и т.п.
Гимн Hymnos — слово греческого происхождения. Торжественная песня, принятая как символ государственного или социального единства; хвалебная песня, музыкальное произведение.
Двуглавый орел мифическая птица, посвященная Солнцу, божественной силе. В древности считался царской птицей. В России — основная фигура Государственного герба. Впервые использован на печати великого князя Ивана III в 1497 г.
Корона (от лат. corona — венец, венок) — головной убор (венец) из драгоценных металлов с богатыми украшениями, являющийся символом монархической власти. В современной символике — символ государственного суверенитета.
Символ предмет или действие, служащее условным знаком какого-нибудь понятия.
Флаг Flagg — слово немецкого происхождения. Прикрепленное к дереву или шнуру полотнище определенного цвета или нескольких цветов, часто с эмблемой.
Эмблема условное или символическое изображение какого-либо понятия, идеи.
ЛИТЕРАТУРА

Дягтеров А.Я. История российского флага. М., 2000.
Крутов В.В., Крутова Л.В. Боже, царя храни...: История первого российского гимна. М., 1998.
Соболева Н.А. Русские печати. М., 1992.
Соболева Н.А. Российская государственная символика: история и современность. М., Гуманит. изд. центр «ВЛАДОС», 2002.
Соболева Н.А., Можейко И.В., Сивова Н.А. Государственная символика России. История и современность: Наглядное пособие. М., ЦНСО, 2003.

Ольга НИКУЛИНА,
учитель истории, с. Пилюгино Оренбургской обл.

TopList