Замоскворечье и купцы-благотворители

Главное здание Третьяковской галереи. Современное фото
Главное здание Третьяковской галереи.

Современное фото

В первой половине XIX в. в России начала складываться элита торгово-промышленного мира, состоящая из купеческого сословия: династий Морозовых, Прохоровых, Рябушинских, Коноваловых, Третьяковых, Солдатенковых, Крестовниковых, Кокоревых, Губониных...
Именитое купечество, зарабатывая миллионы, передавало при жизни и завещало после смерти немалые средства на благотворительность. В этой среде с детства воспитывалось чувство долга – необходимость внести вклад в общественную и культурную жизнь Отечества, используя свое богатство. Василий Осипович Ключевский писал, что «благотворительность была … необходимым условием личного нравственного здоровья».
Дела милосердия московских благотворителей были чрезвычайно многообразны.

Материалы для проведения экскурсии учителя с учениками по Москве.

Московское замоскворецкое купечество внесло свой вклад в дело благотворительности и меценатства. (Замосковоречье — район, расположенный на правом пологом берегу Москвы-реки, напротив Кремля, здесь издавна селились купцы.)
Впрочем, возьмите любой город России, даже самый маленький, и в нем найдутся примеры купеческой благотворительности. В этой связи вспоминаю известный мне городок в Ивановской области под названием Кохма. В XIX в. владельцы ситценабивной фабрики братья Ясюнинские открыли там приходское училище, на проценты с их вклада содержались преподаватели, ими было построено здание театра, которое до сих пор является украшением города, правда, используется в других целях, а в их бывшем особняке ныне размещается музыкальная школа.
Но вернемся в Москву. Наш путь по Замоскворечью начинается с центральной улицы этого района — Пятницкой, от станции метро Новокузнецкая.
На месте вестибюля этой станции с XVI в. находилась церковь святой Параскевы Пятницы, почему улица и получила название Пятницкой. Параскева Пятница считалась покровительницей торговли, и поэтому церкви в ее честь частенько ставились на оживленных торговых местах. Здесь тоже издавна был торг. А вспомнили мы об этой церкви еще и потому, что в 1739 г. богатые прихожане, купцы Гаврила и Роман Журавлевы, пожертвовали немалые средства на постройку нового здания храма.

«…у них на первом месте общественное благо, забота о пользе всему народу». В.В. Стасов

Следует сказать, что одной из давних форм благотворительности была милостыня и призрение нищих, главным образом при церквях и монастырях. Поэтому и частная купеческая благотворительность была направлена не только на строительство храмов и их благоукрашение, но и на строительство при храмах богаделен, приютов.
В 1860-х гг. на обустройство Пятницкой церкви выделил деньги купец Петр Губонин. Церковь была красива и снаружи и внутри. В таком виде она простояла почти 200 лет, а в 1934 г. ее снесли.
Купец-богач Петр Ионович Губонин занимался казенными подрядами по строительству железных дорог в России, на этом он нажил огромное состояние. Прославился Губонин и в области благотворительности. Он пожертвовал громадные суммы на возведение храма Христа Спасителя, оказывал помощь храмам в других городах. На его средства было построено Комиссаровское техническое училище в Москве, которое готовило техников и инженеров, высоко ценившихся в промышленности. Он также выделил средства на строительство Политехнического музея в Москве. Петр Губонин — весьма заметная фигура в истории России. Выйдя из крепостных крестьян, он получил чин тайного советника и потомственное дворянство, которое было дано ему «в воздаяние пожертвований с 1870—1872 гг. на устройство и обеспечение бывшей в сем году политехнической выставки в Москве и во внимание к стремлению его своими трудами и достоянием содействовать общественной пользе». Жил Губонин неподалеку от церкви Параскевы Пятницы в Климентовском переулке (д. 1).

Храм Климента, папы Римского. Фото конца XIX в.
Храм Климента, папы Римского.

Фото конца XIX в.

Этот переулок получил свое название по имени церкви Климента, папы Римского, — одного из самых высоких и красивых зданий Замоскворечья. Впервые на этом месте церковь упоминается в 1612 г. В 1720 г. храм расширили на средства купца первой гильдии Ивана Комленихина. В середине 1740-х гг. в приходе церкви поселился купец первой гильдии Кузьма Матвеевич Матвеев (его дом был напротив церкви, на месте дома 31 по Пятницкой улице). Он дал средства на постройку каменной церкви, и к 1769 г. возникло существующее здание с главным престолом Спаса Преображения (в народе получило название по приделу Климента, папы Римского). В начале XX в. храм был богато украшен на средства Елизаветы Семеновны Ляминой, вдовы крупного фабриканта. Лямины — известные купцы-благотворители, на средства которых устраивались богадельни, строились храмы, и не только в Москве.
Пройдем по Климентовскому переулку и свернем на Малую Ордынку. В конце улицы — Дом-музей А.Н. Островского. Когда-то этот дом снимали родители будущего писателя, здесь он родился. Замоскворечье стало местом действия некоторых пьес Александра Николаевича. Надо заметить, что купечеству не всегда везло в русской литературе. Довольно нелицеприятно изображали купцов Н.В. Гоголь, А.П. Чехов, П.Д. Боборыкин, А.М. Горький. Они частенько представлялись плутами, мошенниками, деспотами. Конечно, была среди них и такая категория людей, впрочем, как и в любом сословии. С другой стороны, мотивы благотворительности тоже могли быть самыми разными: от показного расточительства до высокого движения души. И все же, вопреки традиционно сложившимся представлениям о морально-этическом образе русского купца, нашедшем отражение в русской литературе и драматургии, на самом деле все обстояло не совсем так. И мы приведем совсем другие примеры, к счастью, в наше время об этом можно рассказывать.

Храм Параскевы Пятницы. Вид с Пятницкой улицы. Фото 1920-х гг.

Храм Параскевы Пятницы.
Вид с Пятницкой улицы

Фото 1920-х гг.

На Малую Ордынку выходят ворота храма святителя Николая в Пыжах, так что через двор храма можно выйти на ул. Большая Ордынка. Однако ненадолго задержимся здесь. Этот дивный храм в стиле «русского узорочья» построен в 1670-х гг. в бывшей на этом месте Стрелецкой слободе на средства стрелецкого полка, которым командовал Богдан Пыжов.
В XVIII—XIX вв. купцы, жившие в приходе храма, принимали самое активное участие в его благоукрашении. А в 1858 и 1895 гг. храм обновлялся на средства уже упоминавшегося семейства Ляминых и купцов Рахманиных.
Дом № 22 на Большой Ордынке был передан в 1871 г. Московскому епархиальному ведомству купцом Давыдом Ивановичем Хлудовым. Купеческое семейство Хлудовых на свои деньги открывало клиники, богадельни, материально поддерживало учебные заведения. В этом доме после Московского епархиального училища иконописи и религии находилось Мариинское Ризоположенское училище, в котором получали образование дочки священнослужителей.
И, наконец, украшение Большой Ордынки — храм, посвященный иконе Божией Матери «Всех скорбящих Радость». В его строительстве в разное время принимали участие известные семьи Долговых и Куманиных. Усадьба Долговых расположена напротив храма, там сейчас находится Институт Латинской Америки. А усадьба Куманиных находилась ближе к центру (дом № 17). В 1836 г. храм после перестройки освящал знаменитый московский митрополит Филарет (Дроздов). В его речи, посвященной благотворителям, были такие слова: «Если верный подданный приносит Царю дар от своего усердия, и дар его приемлется: кто, думаете, — в сем случае одолжен и осчастливлен, приемлющий или приносящий? — Думаю, приносящий». Это понимали русские купцы, не только в Москве, но и во всей России, и приносили в дар своему городу храм, богадельню, больницу, приют... А иные и картинные галереи.

Храм иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость» Фото XX в.
Храм иконы Божией Матери
«Всех скорбящих Радость»

Фото XX в.

Выдающийся художественный и музыкальный критик Владимир Васильевич Стасов так характеризовал представителей купеческого сословия: «...выросла иная порода людей купеческой семьи, с иными потребностями, иными стремлениями, людей, у которых, невзирая на богатство, было мало охоты до пиров, прожигания жизни, до всякого рода жуирства, но у которых была великая потребность в жизни интеллектуальной, было влечение ко всему научному и художественному. ... И всегда, во всем стоит у них на первом месте общественное благо, забота о пользе всему народу...».
От Скорбященского храма переулком пройдем до известной на весь мир Третьяковской картинной галереи. Впереди, за зданием Третьяковской галереи видны купола храма Николы в Толмачах. В середине XVII в. этот храм построил гость (так в старину называли заезжих купцов) Лонгин Добрынин. В 1830-х гг. церковь перестраивалась, и главными жертвователями были московские купцы Алексей Семенович Медынцев, семья Шестовых, братья Чижовы и другие.
По пути задержимся у здания Государственной научной педагогической библиотеки им. К.Д. Ушинского (Б.Толмачёвский пер.,  3). Это бывшая усадьба заводчика А.Д. Демидова, тоже, кстати, известного благотворителя.
Напротив библиотеки установлен бюст И.С. Шмелеву. Иван Сергеевич родился в Замоскворечье в Кадашевской слободе. В особняке, ныне занимаемом библиотекой, в 1882—1917 гг. находилась 6-я мужская московская гимназия, в которой учился Иван Шмелев. По этому поводу в «Лете Господнем» в главе «Святая радость» можно прочитать, как Ваня размышляет, что он будет носить кожаный пояс с медяшкой и картузик, на котором «листочки будут … серебряные, и шнурок на картузике будет белый … и буковки …— М.:.Г. — Московская 6-я гимназия. Говорят, мальчишки будут дразнить: “Моська шестиголовая”». Купеческий сын Иван Шмелев стал писателем, и среди его произведений особое место занимает знаменитый роман «Лето Господне», в котором описывается жизнь Замоскворечья времен его детства. В 1930 г. Шмелев в статье «Душа Москвы», вспоминая вклад представителей «темного царства» в дары городу, писал: «Не только дело “богоугодное” нашло в московском купечестве силу великого размаха: российское просвещение в науках и искусствах также многим ему обязано».
Если говорить «об искусствах», яркая иллюстрация — Государственная Третьяковская галерея. Ее основатели Павел Михайлович и Сергей Михайлович Третьяковы были потомственными купцами. Их родовой дом сохранился и до сих пор (правда, в неважном состоянии) в Замоскворечье в 1-м Голутвинском переулке (д. 12/16). Третьяковы торговали льняным полотном. Успешное ведение дел позволило им тратить немалые средства на благотворительные цели, а также на собирание художественных коллекций. Дом в Лаврушинском переулке принадлежал братьям Третьяковым с середины XIX в., его несколько раз перестраивали, чтобы приспособить для размещения коллекций — оба брата были увлечены собиранием картин.
Павел Михайлович Третьяков начал собирать художественную коллекцию в 1854 г. с 10 полотен старых голландских мастеров. Но его целью было создание национальной художественной галереи. И такая галерея была основана им в 1856 г.
С 1881 г. его галерея стала общедоступной. Когда в 1892 г. умер Сергей Михайлович Третьяков, Павел Михайлович унаследовал собрание картин своего брата и разместил их в Лаврушинском переулке. Безвременная смерть младшего брата подвигла Павла Михайловича сделать подарок городу и увековечить имя брата. В том же году он передал всю коллекцию в дар Москве. До 1918 г. она называлась Московская городская художественная галерея Павла и Сергея Третьяковых. Тогда в ней находилось 1287 картин, 518 рисунков и 9 скульптур.
После смерти П.М. Третьякова в 1900—1905 гг. фасад здания был перестроен в новом русском стиле по эскизу Васнецова.

Дом Третьяковых в Толмачах. Фотография 1890-х гг. Сергей Михайлович Третьяков и саратовский купец Тимофей Ефимович Жегин. Фото начала XX в.
Дом Третьяковых в Толмачах.

Фотография 1890-х гг.

Сергей Михайлович Третьяков и
саратовский купец Тимофей Ефимович Жегин.

Фото начала XX в.

Братья Третьяковы были известны в Москве как щедрые благотворители. Они жертвовали деньги на приюты, училища, больницы. Половину своих средств Павел Михайлович завещал на благотворительные цели. На его деньги в 1912 г. был построен приют для вдов, малолетних детей и незамужних дочерей художников, носящий имя Третьякова. Это здание в несколько перестроенном виде находится в начале Лаврушенского переулка (д. № 3).
Следует заметить, что Лаврушенский переулок получил свое наименование от фамилии купеческой вдовы Лаврушиной, некогда проживавшей здесь.
На этом можно закончить первую часть нашей прогулки и Кадашевскими переулками выйти к станции метро Третьяковская. Путь наш будет проходить мимо еще одной жемчужины Замоскворечья — храма Воскресенья Христова в Кадашах. Построен он в середине XVII в. на средства гостей Кондрата и Лонгина Добрыниных. Замечательная по красоте колокольня храма, воздвигнутая в конце XVII в., прежде была доминантой Замоскворечья. На ней находился колокол весом более 6 тыс. кг, отлитый на деньги владельца шелковой фабрики Ивана Никитича Садовникова.
А если найдутся силы продолжить дальше наше путешествие, то по мостику перейдем через Водоотводный канал на Болотную площадь. Это место стало так именоваться с конца XIX в., а до этого его называли просто Болото, а еще раньше — Царицын луг. В старину здесь располагалось место зимнего торга, неподалеку от которого устраивались кулачные бои.
В XVIII в. здесь возник Болотный рынок, и на средства купцов была сооружена дамба, защищавшая его от наводнений. Во 2-й половине XVIII—XIX вв. на этом месте стояли каменные и деревянные лавки и лабазы купцов (здания кирпичных лабазов частично еще сохранились), в которых торговали пшеницей, овсом, крупой, со второй половины XIX в. — фруктами. Вспомним опять «Лето Господне», как Ваня приезжал сюда с Горкиным перед праздником Преображения: «Мы подъезжаем к лабазам, в яблочном сладком духе…», а дальше перечисляются всевозможные сорта яблок, какие мы теперь и не знаем.
От Болотной площади к набережной идет Фалеевский переулок — здесь был двор купца Д.Ф. Фалеева. В 1898—1900 гг. на месте этого двора было построено громадное здание на средства купцов братьев Василия Алексеевича и Александра Алексеевича Бахрушиных Дом бесплатных квартир на Софийской набережной им. Бахрушиных, или, как в народе говорили, Бахрушинка, другое название Вдовий дом. Он предназначался для бедных вдов с детьми. В доме в 1912 г. имелись 456 квартир, в которых проживало более 2 тыс. человек. При доме имелось начальное училище для детей, два детских сада и две учебные ремесленные мастерские — для мальчиков и для девочек, общежитие для курсисток, при нем столовая. Все это было бесплатно.

Дом бесплатных квартир имени братьев В.А. и А.А. Бахрушиных на Софийской набережной, ныне «Роснефть» Современное фото

Дом бесплатных квартир имени братьев
В.А. и А.А. Бахрушиных на Софийской набережной,
ныне «Роснефть»

Современное фото

Бахрушины — предприниматели, благотворители, меценаты, коллекционеры — владели кожевенной и суконной фабриками. В 1875 г. сыновья Алексея Федоровича Бахрушина — Петр, Василий и Александр — образовали «Товарищество кожевенной и суконной мануфактуры Бахрушин и сыновья». Они значительно обогатились на казенных заказах во время русско-турецкой войны 1877—1878 гг. и в Первую мировую войну. Бахрушины входили в пятерку самых знаменитых московских купеческих семей и особое уважение заслужили благодаря щедрой благотворительной деятельности. На средства братьев Бахрушиных в Москве, кроме Дома бесплатных квартир, были построены и оборудованы Бахрушинская больница, Дом призрения для неизлечимых больных. Здесь нельзя не сказать и о крупнейшем в мире Театральном музее, основанном представителем следующего поколения этой семьи — Алексеем Александровичем Бахрушиным, и носящем его имя. Музей был создан на основе бахрушинской коллекции, посвященной русскому и западно-европейскому театру.
Если отсюда пойти по набережной Москвы-реки по направлению к ул. Серафимовича, то путь будет лежать мимо Английского посольства. Это бывший дом купца и мецената Павла Ивановича Харитоненко. Он коллекционировал французскую живопись, а под конец жизни собирал древнерусские иконы.
Но мы повернем в сторону Москворецкого моста и познакомимся поближе с другим колоритным представителем русского купечества — Василием Александровичем Кокоревым.
Путь наш лежит мимо церкви Софии Премудрости Божией в Средних Садовниках (Софийская наб., 32). По церкви названа и набережная — Софийская.
Рядом с храмом — бывшее Кокоревское подворье (д. 34). На церковный двор выходит одна из сторон подворья и отсюда его можно хорошо рассмотреть: эти здания с элементами старорусского зодчества были построены в 1862—1865 гг. по заказу В.А. Кокорева. Они представляли собой гостиничный и торгово-складской комплекс. Сооружение, обошедшееся Кокореву в 2,5 млн. руб., являлось уникальным для своего времени в техническом отношении. Здесь останавливались в основном купцы, потому что было, где разместить товары. Купцы заключали здесь сделки, а в соседнюю Софийскую церковь ходили молиться за успех дела. Это место привлекало и представителей русской культуры, таких как художники Крамской, Верещагин, Репин, Поленов, Васнецов, композиторы — Чайковский, Аренский, писатели — Мельников-Печерский, Мамин-Сибиряк.
После революции на гостинице Кокоревского подворья было надстроено несколько этажей, и ее передали под общежитие военнослужащим.
В.А. Кокорев был одним из пионеров русской нефтяной промышленности, занимал видное место в русском финансовом мире, организовал Волжско-Камский банк. Он был творческим, энергичным человеком, щедрым благотворителем. Кокорев платил стипендии студентам из славянских стран, на свои средства устраивал юбилеи сотрудников, торжественные встречи.
Правда, так получилось, что дела его пошатнулись. После выплаты всех долгов Кокорев не разорился совсем, но прежних возможностей у него уже не было. Кстати, он был меценатом и собирателем произведений живописи. Его картинная галерея насчитывала свыше 500 картин, из которых половина принадлежала русской школе. Просуществовала кокоревская галерея около 10 лет. Ее, как и подворье, Василию Александровичу пришлось продать, чтобы расплатиться с долгами. Часть картин купил П.М. Третьяков. Так что ряд замечательных работ Брюллова, Айвазовского, Федотова и других художников из коллекции Кокорева находятся сейчас в Третьяковской галерее.

Реконструкция Кокоревского подворья на Софийской набережной
Реконструкция Кокоревского подворья
на Софийской набережной

В 1856 г. по случаю окончания Крымской войны в Москве встречали делегацию севастопольских моряков. От имени московского купечества Кокоревым был устроен торжественный обед, на котором русский историк М.П. Погодин в своей речи так сказал о купечестве: «…наши купцы не охотники до истории: они не считают своих пожертвований и лишают народную летопись прекрасных страниц. Если бы счесть все их пожертвования за только нынешнее столетие, то они составили бы такую цифру, которой должна бы поклониться Европа».
Этими проникновенными словами мы и закончим наш рассказ об удивительном районе Москвы — старинном Замоскворечье, где проживали когда-то щедрые благотворители-купцы, оставившие нам прекрасные здания, храмы, музеи...

ЛИТЕРАТУРА

1. Москва: Энциклопедия/Гл.ред. С.О.Шмидт. М.: Большая Российская энциклопедия. 1997.
2. Памятники архитектуры Москвы. Замоскворечье.
3. Ю. Федосюк. Москва в кольце Садовых. М., Моск. рабочий, 1991.
4. П.А. Бурышкин. Москва купеческая. М., «Высшая школа», 1991.
5. С. Романюк. Из истории московских переулков: Путеводитель. М., Моск. рабочий, 1988.
6. С. Романюк. Москва. Утраты. М., Изд-во ПТО «Центр», 1992.

Валентина ШАРОВА

TopList