Неразгаданный император
Тема урока
|
Ликвидация последствий
правления Павла I Возвращение репрессированных: Павлом I проведена амнистия 12 тыс. человек. Открыты границы. Разрешено ввозить товары и книги из Западной Европы. Восстановление Жалованных грамот дворянству и городам. Решение крестьянского вопроса 1803 г. — Указ о вольных хлебопашцах. 1808, 1809 гг. — Указы, ограничивающие произвол помещиков: запрет продавать крестьян на ярмарках и пр. 1801 г. — право недворян покупать землю. Усовершенствование государственного строя России 1802 г. — Сенат — высший судебный орган. Проведена реформа государственной власти: 1802—1811 гг. — созданы министерства, заменявшие коллегии. Установлено единоначалие. |
Учитель. Сравните планы и
их конкретную реализацию. Какой вывод
напрашивается из данного сравнения?
Учащиеся. Не удалось осуществить
отмену крепостного права, введение конституции и
парламента.
Учитель. Возникает вопрос: почему
царю, самодержцу российскому, не удалось
осуществить задуманное?
(Ситуация вызова состоялась, если учащиеся сами
формулируют данный вопрос.)
Учитель. Сегодня на уроке мы
попытаемся дать ответ на поставленный вопрос,
проанализировав еще одну попытку царя провести
реформы политического характера — ввести в
России конституцию и парламент. Постараемся
выяснить, почему так трудно шло осуществление
реформ в России начала XIX в.
Первая попытка введения представительного
органа в России связана с именем М.М.Сперанского.
Историческую справку — биографию М.М.
Сперанского — сообщает один из учащихся.
Учащимся предлагается проанализировать планы
Сперанского по реформированию сословного строя
России и государственного управления.
ЗАДАНИЯ ГРУППАМ
Группа 1
Ознакомьтесь с текстом учебника на с. 18.
Выполните следующее задание:
Проанализируйте планы Сперанского по изменению
сословного строя России:
а) какие сословия должны были быть созданы;
б) какие права получили бы эти сословия.
Подготовьте схему (на доске) и рассказ.
Группа 2
Ознакомьтесь с текстом учебника на с. 18.
Выполните следующее задание:
1. Проанализируйте планы Сперанского по
изменению сословного строя России.
2. Подготовьте и задайте группе 1 три вопроса по
изменению положения сословий в России.
Группа 3
Ознакомьтесь с текстом учебника на с. 18.
Выполните следующее задание:
Проанализируйте планы Сперанского по изменению
государственного устройства России:
а) организация государственной власти;
б) организация выборов.
Подготовьте схему (на доске) и рассказ.
Группа 4
Ознакомьтесь с текстом учебника на с. 18.
Выполните следующее задание:
1. Проанализируйте планы Сперанского по
изменению государственного устройства России.
2. Подготовьте и задайте группе 3 три вопроса по
данной теме.
Среди вопросов, подготовленных учащимися,
прозвучал и такой: «Кого не устраивал
предложенный вариант реформ?».
В ходе рассуждений учащиеся делают вывод, что данный
проект не устраивал дворянство, которое не
хотело ни с кем делиться своими привилегиями.
Учитель обращает внимание учащихся на
приведенный в учебнике (с. 21) отрывок из
воспоминаний Д.Н. Рунича:
«Даже самый недальновидный человек понимал, что
вскоре наступят новые порядки, которые
перевернут вверх дном весь существующий строй.
Об этом уже говорили открыто, не зная еще, в чем
состоит угрожающая опасность. Богатые помещики,
имеющие крепостных, теряли голову при мысли, что
конституция уничтожит крепостное право и что
дворянство должно будет уступить шаг перед
плебеями. Недовольство высшего сословия было
всеобъемлющим».
Учитель. В этих условиях многое
зависит от личности царя. Почему Александр I не
проявил политическую волю и не довел дело до
конца?
Учитель предлагает познакомиться с
характеристикой Александра. При чтении учащиеся
используют маркировочные значки:
Знаю «»; новое
знание «+»; непонятно «?».
Въезд Александра I в Париж |
Старший сын императора Павла Александр был
человеком нового века. Во всяком случае, он живо
интересовался идеями своего времени, примеряя их
к российской действительности. Эти идеи
являлись, с одной стороны, наследством его бабки
Екатерины II, с другой — он впитывал их во время
занятий со своим воспитателем Ф.Лагарпом. Учеба у
знаменитого швейцарца заставила великого князя
относиться к крепостничеству и грубому
деспотизму с брезгливостью просвещенного
европейца. Именно поэтому Александр I пытался
бороться с ними на протяжении почти всего своего
царствования. Правда, об истинных намерениях
императора судить очень трудно, так как он с
детства отличался великолепными актерскими
способностями, замешанными на изрядном
лицемерии.
Иного поведения от него трудно было ожидать,
поскольку с раннего возраста Александр вращался
между Екатериной II, Павлом Петровичем и Лагарпом,
нигде не смея быть самим собой и так и не выбрав
того, с кем он мог бы откровенно разговаривать.
После воцарения отца он вынужден был лицемерить
еще больше, делая вид, что полностью разделяет
идеи и методы императора.
В заговор против Павла Александр был втянут
обстоятельствами — подозрительность императора
привела к тому, что его старшим сыновьям реально
стала угрожать тюрьма или Сибирь. Больше всего
Александра потрясло не убийство отца само по
себе, а та легкость, с которой оно было совершено.
Именно с этих пор он ощущал себя в безопасности
только вне столицы, а еще лучше — вне России.
Александр неплохо разбирался в людях, но видел в
них лишь инструмент для достижения собственных
целей. Желание оставить свой след в истории,
подозрительность, актерство, может быть, и
необходимые для политика временами принимали у
императора такие размеры, что отталкивали от
него серьезных реформаторов. К тому же на
протяжении всего царствования у Александра не
обнаружилось программы преобразований.
П.А. Строганов отмечал: «Император взошел на трон
с наилучшими намерениями — утвердить порядок на
возможно наилучших основаниях; но его связывают
личная неопытность и вялая, ленивая натура…»
А. Чарторыйский, друг царя, писал: «Император
любил внешние формы свободы, как можно любить
представление… Он охотно согласился бы, чтобы
каждый был свободен, лишь бы все добровольно
исполняли бы его волю».
Со временем Александр все больше входил во вкус
самодержавного правления. Однажды он накричал на
Г.Р. Державина: «Ты все хочешь учить, а я —
самодержавный царь и хочу, чтобы было так, а не
иначе».
В его деятельности всегда преобладали красивые
слова, за которыми трудно разглядеть реальные
дела. Современники называли его сфинксом, не
разгаданным до гроба.
Учащиеся делают вывод, что многие личностные
качества Александра I являлись препятствием в
осуществлении предложенных проектов — нет
опыта, нет настойчивости, двойственность натуры,
желание произвести впечатление, скрытность,
желание сохранить власть, царь лишь на словах
республиканец, а на деле — самодержец и т.д.
Проводится в виде написания синквейна. (О
создании синквейна см. «История», 2004, № 9.)
Вот примеры синквейнов, подготовленных
учащимися:
АЛЕКСАНДР
Мыслящий, наивный.
Мечтает, планирует, но не осуществляет.
Он — сфинкс, не понятый до гроба.
Он самодержец.
РОССИЯ
Огромная, сильная,
Создает, трудится, развивается.
Она достойна счастья.
Надеюсь.
СПЕРАНСКИЙ
Умный, мечтающий.
Планирует, разрабатывает, стремится.
Он мечтает о свободе в России.
Напрасно.
Наталья ЛОКТИНА,
учитель, МОУ «СОШ №1», г. Омутнинск