17 мая исторический факультет МГУ праздновал
сразу три юбилея. Двести лет назад, в 1804 г.,
императором Александром I был дан Московскому
университету первый Устав, который
предусматривал его автономию, свободу выборов
деканов, профессоров и создавал благоприятные
условия для образования. В том же, 1804 г., указом
Александра I публикация древнейшей части русских
летописных сводов (так называемой «летописи
Нестора») была возложена на специально созданное
при Московском университете Общество истории и
древностей Российских. Наконец, 70 лет назад, в 1934
г., после длительного периода безвременья, были
воссозданы исторические факультеты в Московском
и Ленинградском университетах, ибо в те годы
Сталину стало очевидно, что от безжизненной
социологической схемы, уничтожавшей и
подменявшей историческую науку, необходимо
перейти к систематическому изучению и обучению
гражданской истории.
Это был настоящий праздник. Актовый зал
гуманитарных факультетов на Воробьевых горах в
Москве переполнен, прибыли не только официальные
лица, руководители образования, представители
Академии наук, высших органов законодательной
власти, но главное — пришли выпускники разных
лет, в том числе еще довоенного поколения.
Преподаватели встретили своих студентов,
которых они не видели многие годы, а те обняли
своих постаревших профессоров. Радостным,
приправленным грустью чувствам не было предела.
И мне, присутствующему на этом торжестве,
подумалось: а что вынес я, выпускник истфака
середины восьмидесятых, из стен alma mater? Что было
основным, определяющим в моем пребывании там?
Пожалуй, это можно обозначить двумя словами: свобода
и универсализм. Уважение и преклонение перед
свободной научной мыслью, перед не знающим
границ и условностей познанием и понимание того,
что в мире науки всё со всем связано, что нет ни
одного факта или концепции, которые бы жили своей
автономной жизнью и не входили бы составной
частью в общее, универсальное знание.
Но вот вопрос: такое понимание и мироощущение
есть ли достояние только выпускников
Московского университета? И не может ли (а
точнее, не должна ли) наша школа закладывать его
основы в умы и души наших детей? И не следует ли
учителям истории стать движущей силой этого
благородного стремления?
Алексей САВЕЛЬЕВ,
главный редактор |