17 мая исторический факультет МГУ праздновал сразу три юбилея. Двести лет назад, в 1804 г., императором Александром I был дан Московскому университету первый Устав, который предусматривал его автономию, свободу выборов деканов, профессоров и создавал благоприятные условия для образования. В том же, 1804 г., указом Александра I публикация древнейшей части русских летописных сводов (так называемой «летописи Нестора») была возложена на специально созданное при Московском университете Общество истории и древностей Российских. Наконец, 70 лет назад, в 1934 г., после длительного периода безвременья, были воссозданы исторические факультеты в Московском и Ленинградском университетах, ибо в те годы Сталину стало очевидно, что от безжизненной социологической схемы, уничтожавшей и подменявшей историческую науку, необходимо перейти к систематическому изучению и обучению гражданской истории.
Это был настоящий праздник. Актовый зал гуманитарных факультетов на Воробьевых горах в Москве переполнен, прибыли не только официальные лица, руководители образования, представители Академии наук, высших органов законодательной власти, но главное — пришли выпускники разных лет, в том числе еще довоенного поколения. Преподаватели встретили своих студентов, которых они не видели многие годы, а те обняли своих постаревших профессоров. Радостным, приправленным грустью чувствам не было предела.
И мне, присутствующему на этом торжестве, подумалось: а что вынес я, выпускник истфака середины восьмидесятых, из стен alma mater? Что было основным, определяющим в моем пребывании там? Пожалуй, это можно обозначить двумя словами: свобода и универсализм. Уважение и преклонение перед свободной научной мыслью, перед не знающим границ и условностей познанием и понимание того, что в мире науки всё со всем связано, что нет ни одного факта или концепции, которые бы жили своей автономной жизнью и не входили бы составной частью в общее, универсальное знание.
Но вот вопрос: такое понимание и мироощущение есть ли достояние только выпускников Московского университета? И не может ли (а точнее, не должна ли) наша школа закладывать его основы в умы и души наших детей? И не следует ли учителям истории стать движущей силой этого благородного стремления?

Алексей САВЕЛЬЕВ,
главный редактор

TopList