Историко-географический
|
|
Конкурс знатоков истории и географии
«Историко-географический калейдоскоп» может
проводиться в классах среднего и старшего звена
в качестве закрепления изученного материала,
повторения общей большой темы в рамках
интеграции предметов. Он также может быть
организован как самостоятельное мероприятие во
время проведения Недели обществоведческих
дисциплин в школе.
Предварительно (за 1—2 недели) учащиеся получают
задания по различным конкурсным вопросам либо
просто повторяют определенную тему или раздел.
Одновременно ученики и преподаватели создают
команды для проведения конкурса.
В конкурсе участвуют команды по 5 человек от 2—4-х
классов учебной параллели. Выбирается капитан
команды. Зрителями и вместе с тем участниками
конкурса являются соученики соревнующихся
команд.
Конкурс проводит учитель истории или географии.
Для подведения итогов выбирается жюри из
преподавателей или подготовленных учеников
старших классов.
Конкурсное время — 2 урока по 40 мин.
Этапы конкурса
1. Вступительная часть. Ведущий
разъясняет цели, последовательность и формы
проведения конкурса, представляет команды.
2. Основная (игровая) часть. Конкурс
состоит из нескольких туров. Участники и
болельщики выполняют различные задания, а жюри
оценивает, начисляя баллы.
3. Заключительная часть. Подведение
итогов, награждение команд-победительниц.
Цель проведения конкурса
В игровой форме проверить знания по истории и географии; дать возможность учащимся проявить находчивость, чувство юмора, творческую активность; заинтересовать школьников изучением дополнительной литературы; воспитывать интерес к истории и географии; способствовать укреплению классного коллектива на основе совместной деятельности и сопереживания за свою команду.
Оборудование
Конкурс проводится в большом кабинете или в актовом зале, которые оформляются атрибутами исторической и географической тематики. Потребуются также большой глобус или физическая карта, портреты исторических деятелей и путешественников, исторические карты, карточки с заданиями, хронометр, при возможности желательно использовать компьютер и видеоаппаратуру.
Название тура, время |
Содержание | Критерии выставления оценки | Кол-во баллов |
---|---|---|---|
1. Разминка (30 сек для ответа на один вопрос) |
Капитаны или представители команд поочередно получают карточки с вопросами и после обсуждения отвечают на них | 1 балл за правильный ответ. Возможна помощь болельщиков, тогда за правильный ответ начисляется 0,5 балла | |
2. Конкурс знатоков истории и географии (30 сек для ответа на один вопрос) | Участники команд отвечают на вопросы ведущего о биографиях историков и географов | Максимальное количество баллов — 10, которое умень-шается, если ответы даются с помощью болельщиков или наводящих вопросов | |
3. Конкурс-пантомима (на подготовку — 5 мин) | С помощью мимики и жестов команды изображают природное или историко-культурное явление | По 2 балла за каждое задание | |
4. Конкурс болельщиков команд (проводится во время подготовки команд к выполнению заданий 3 тура) | Болельщики должны написать фамилии известных историков и географов | Побеждают болельщики той команды, которые назовут большее число деятелей. В копилку команды за победу вносится 2 балла | |
5. Конкурс капитанов (на подготовку — 5 мин) | Капитаны получают одинаковое задание и выполняют его. Ответы подают в письменном виде жюри, а затем комментируют свой ответ | За правильный
ответ — 3 балла |
|
6. Историко-экономический
конкурс (проводится во время конкурса капитанов — 3 мин на выполнение задания) |
Команды получают одинаковое задание и выполняют его | За абсолютно
правильный ответ — 5 баллов, если его нет, то победителем считается та команда, ответ которой наиболее близок к истине (2 балла) |
|
7. Конкурс исторического и географического анекдота (проводится среди болельщиков команд во время проведения 5 и 6 туров) | Ведущий предлагает болельщикам команд рассказать анекдот исторической или географической тематики и проанализировать его как источник знаний по истории и географии | Жюри оценивает возможности учащихся проводить анализ источников на основе анекдота. Максимальная оценка — 3 балла | |
8. Блиц-турнир (2 мин для каждой команды) |
Команда за отведенное время должна дать как можно больше правильных ответов на вопросы ведущего | За каждый правильный ответ — 1 балл | |
Общее количество баллов: |
ХОД КОНКУРСА
Вопросы для команд
1. Вспомните подвиги Геракла. Каких
животных царь Авгий держал в своих конюшнях? (Быков)
2. Какое море в средневековой Европе
называли Янтарным? (Балтийское)
3. На каком материке нет рек? (Антарктида)
4. В какой стране в Средние века впервые
состоялись Олимпийские игры? (Не было)
5. Какая часть света омывается морями
всех океанов? (Азия)
6. Об этой битве Наполеон сказал: «Из
всех моих сражений это самое страшное». Где и
когда оно произошло? (Бородино; 1812 г.)
7. Моряки древности не имели надежного
навигационного оборудования. Что делали
суеверные японцы, чтобы корабль лучше
ориентировался в плавании? (Рисовали на носу
огромные глаза)
8. Более 2 тыс. лет назад китайский
император Цинь Ши Хуанди приказал поставить у
входа во дворец ворота, изготовленные из
цельного куска магнитного железняка. Для чего? (Чтобы
выявлять спрятанное у входящих оружие)
9. Назовите не менее четырех «цветных»
морей. (Черное, Белое, Красное, Желтое)
10. На каком материке находится самая
высокая точка Земли? (Евразия)
Капитаны команд вытягивают карточку с номером одного из двух заданий, посвященных жизни и деятельности той или иной исторической личности. Участники конкурса должны по наводящим вопросам ведущего определить, о ком идет речь. По мере постановки уточняющих вопросов цена ответов снижается на 1 балл, так же, как и при подсказке болельщиков.
Карточка 1
1. В годы Великой Французской
революции толпа разбила гробницу, где был
захоронен его прах, бальзамированная мумия была
растерзана, а парижские мальчишки, словно мяч,
гоняли по улицам его голову. (10 баллов, при
помощи болельщиков — 9 баллов)
2. Перед самой своей смертью он
сказал: «У меня не было других врагов, кроме
врагов государства». (8—7 баллов)
3. Его деятельность описана во многих
литературных произведениях: пьесе Альфреда де
Виньи «Сен-Map»; драме Виктора Гюго «Марион
Делорм»; романе А. Дюма «Три мушкетера». (6—5
баллов)
4. Он был современником французского
короля Генриха IV и всевластным министром
Людовика XIII. (4—3 балла)
5. Жизнь сама сделала выбор: ему
пришлось сменить военный мундир на
кардинальскую мантию. (2—1 балл)
Ответ: Арман Жан дю Плесси (кардинал
Ришелье).
Карточка 2
1. В своих воспоминаниях он писал:
«Цель моей жизни — польза и успех науки и благо
человечества». (10—9 баллов)
2. Он женился на австралийке, для чего
потребовалось разрешение императора Александра
III на брак по протестантскому обряду. (8—7
баллов)
3. Он совершил множество путешествий,
а самое известное из них на корабле «Витязь». (6—5
баллов)
4. Представители обнаруженного им
народа называли его каарам-тамо — человек с
Луны.
(4—3 балла)
5. За годы своих путешествий он стал
забывать русский язык и себя называл белым
папуасом.
(2—1 балл)
Ответ: Н.Н. Миклухо-Маклай.
Командам раздаются одинаковые задания на историко-культурную тематику. С помощью жестов, мимики, движений участники должны представить на суд жюри данное явление. Побеждает команда, которая правильно и более выразительно выполнила задание. Максимальная оценка за каждое задание — 2 балла.
Задания для команд
1. Представьте и изобразите жестами,
мимикой, действиями церемонию приветствия
мусульманином равного ему по положению человека.
Правильные действия: полупоклон с прижатием
правой руки к сердцу, груди.
2. Представьте и изобразите церемонию
благодарения русского правителя за помощь или
действия при обращении к нему с какой-либо
просьбой.
Правильные действия: бить челом — кланяться.
Пока команды готовятся к выполнению конкурса
пантомимы, болельщики команд получают листы с
одинаковым заданием — написать как можно больше
фамилий: 1) военных деятелей отечественной
истории; 2) путешественников и первооткрывателей.
Листы по истечении времени (3 мин) сдаются жюри,
которое подводит итог по каждому заданию.
Победителем оказываются болельщики команды,
назвавшие правильно большее число деятелей
военной истории (2 балла) и географии (2 балла).
Военной отечественной истории |
Географов, путешественников, первооткрывателей |
Итого: | Итого: |
Капитаны получают географические задания. Затем работают у географической настенной карты или большого глобуса. Свой ответ записывают на листе и подают жюри, потом комментируют его. Победитель получает 3 балла. Время на подготовку — 5 мин.
Задания для капитанов
1. Вы — капитан А. Вы выходите из
точки с координатами 60° з.д. и 20° ю.ш. и двигаетесь
строго на северо-восток. Капитан противоположной
команды — капитан Б — выходит одновременно с
вами из точки с координатами 120° в.д. и 40° с.ш. и
двигается строго на северо-запад.
Где состоится в конечном итоге ваша встреча с
капитаном Б, если вы будете двигаться с разной с
ним скоростью по своим направлениям, преодолевая
все препятствия?
2. Вы — капитан Б. Вы выходите из точки
с координатами 120° в.д. и 40° с.ш. и двигаетесь
строго на северо-запад. Капитан противоположной
команды — капитан А — выходит одновременно с
вами из точки с координатами 60° з.д. и 20° ю.ш. и
двигается строго на северо-восток.
Где состоится в конечном итоге ваша встреча с
капитаном А, если вы будете двигаться с разной с
ним скоростью по своим направлениям, преодолевая
все препятствия?
Правильный ответ: на Северном полюсе.
Проводится во время выполнения задания капитанами команд. Командам дается одинаковое задание, требующее не только исторических знаний, но и математических навыков. Команды ведут расчеты и подводят их итоги на листе, который сдают жюри. Если команде удается привести абсолютно правильный ответ, то она получит максимальное количество баллов — 5; в том случае, когда верный ответ отсутствует, побеждает коллектив, который дает более близкий к истине вариант, но тогда команда получит только 2 балла.
Задание
Представьте московский базар XVII в. Какую сумму выручил купец в привычных нам рублях и копейках, продав следующие товары:
Наименование товара, объем |
Цена | Расчеты, |
---|---|---|
10 пудов масла | 60 коп. за пуд | 10 x 60 = 6 руб. |
20 пудов соленой рыбы | 37 коп. за пуд | 20 x 37 = 7,4 руб. |
2 воза семги | 10 руб. 25 алтын за воз |
2 x 10,75 = 21,5 руб. |
20 голов сахара | 4 гривны за голову | 20 x 40 = 8 руб. |
100 лимонов | 3 полушки за лимон | 3 x 0,25 x 100 = 0,75 руб. |
200 куриц | 2 деньги за курицу | 2 x 0,5 x 200 = 2 руб. |
1000 шт. яиц | 1 коп. за десяток | 100 x 1 = 1 руб. |
10 шуб из овчины | 1 полуполтина за шубу |
25 x 10 = 2,5 руб. |
2 бархатные шубы, подбитые соболем |
70 руб. за шубу | 2 x 70 = 140 руб. |
5 пар штанов из сукна | 40 алтын за пару | 5 x 1,2 = 6 руб. |
Итого: | 195 руб. 15 коп. |
Для правильного подсчета учащимся
нужно помнить, что 1 руб. = 2 полтины = 10 гривен =
100 коп. = 200 денег = 400 полушек; 1 алтын = 3 коп.
Расчеты, которые должны быть выполнены
участниками команд, представлены в 3-й колонке.
Проводится среди болельщиков команд во время подготовки к ответам на задания 5 и 6 туров. Один представитель от каждой группы поддержки рассказывает свой анекдот, который проанализирует как источник знаний. Максимальная оценка — 3 балла.
Команда должна за 2 мин дать как можно больше правильных ответов на вопросы ведущего. Жюри начисляет по 1 баллу за каждый правильный ответ.
Вопросы
1. Столица Древнерусского государства.
(Киев)
2. Как называли европейцы коренных
жителей Америки? (Индейцами)
3. Воздушная оболочка Земли. (Атмосфера)
4. Гигантские волны. (Цунами)
5. Научное название желтой расы. (Монголоиды)
6. Кто разрубил гордиев узел? (А. Македонский)
7. В какое время года произошло Ледовое
побоище? (Весной)
8. Где изобрели арабские цифры? (В
Индии)
9. Основатель ислама. (Мухаммед)
10. Высшее воинское звание. (Генералиссимус)
11. Где холоднее — на Северном или на
Южном полюсе? (Южном)
12. Прозвище Ивана IV. (Грозный)
13. Порядок построения рыцарей в битве на
Чудском озере. («Свинья», клин)
14. Самый большой остров на Земле. (Гренландия)
15. Основной закон государства. (Конституция)
16. Самая полноводная река на Земле. (Амазонка)
17. Самый маленький океан. (Северный
Ледовитый)
18. Кто объединил Германию «железом и
кровью»? (Бисмарк)
19. Столица Индии. (Дели)
20. Первый президент США. (Вашингтон)
21. Как греки называли свою страну? (Эллада)
22. Кто сказал: «Воюют не числом, а
уменьем»? (Суворов)
23. Священная книга мусульман. (Коран)
24. Современное название Персии. (Иран)
25. Сколько подвигов совершил Геракл? (12)
26. Первый российский император. (Петр I)
27. Мифический крылатый конь. (Пегас)
28. Водная оболочка Земли. (Гидросфера)
29. Состязание рыцарей. (Турнир)
30. Какие животные спасли Рим? (Гуси)
31. Кто совершил первое кругосветное
путешествие? (Магеллан)
32. Священное животное Индии. (Корова)
33. Общее название зависимого
крестьянина в России. (Крепостной)
34. Что означает выражение ахиллесова
пята? (Уязвимое место)
35. Какую страну в XVIII—XIX вв. называли
владычицей морей? (Великобританию)
36. Как назывался первый паровоз? («Ракета»)
37. Какую страну в XIX в. называли
мастерской мира? (Великобританию)
38. В какой стране велась война Белой и
Алой Роз? (В Англии)
39. О ком сказано: «Всю жизнь провел в
дороге, а умер в Таганроге»? (Об александре I)
40. Кто отменил крепостное право в
России? (Александр II)
41. Его убили народовольцы 1 марта 1881 г. (Александра
II)
42. Столица Турции. (Анкара)
43. Настоящая фамилия Сталина. (Джугашвили)
44. Последний президент СССР. (Горбачев)
45. Что длилось дольше — Первая или
Вторая мировая война? (Вторая)
ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ
Награждение по номинациям: «Лучшая команда», «Лучший игрок», «Самый активный болельщик».
Алексей МЕЛЬНИКОВ,
учитель высшей категории,
ср. школа № 1
им. Н.М. Максимова,
г. Нижнекамск
Фото А. Степанова