Презумпция несогласия
|
Ведущий рубрики
Анатолий БЕРШТЕЙН |
Бодлер писал в своем дневнике, что,
когда он приходил к Гюго, тот начинал один из
своих знаменитых монологов, который у него
назывался разговором. Подобным образом
разговаривают многие, стремясь лишь высказаться,
не умея слушать другого, не желая общаться в
принципе. А это значит: выйти за пределы своего
личного, услышать другого, вчувствоваться во
что-то еще, кроме собственных желаний, бед,
комплексов. Общение — это диалог, цель которого
услышать другого, понять чужие аргументы, выйти
за пределы своей самости. Это — ощущение родства,
то, что иногда называют радостью общения (или
«роскошью», потому что редкость). Общение — вещь
действительно редкая и ценная, не то, что
традиционное «поболтаем». Оно не может возникать
просто «по поводу», не может быть легкомысленным
и оставлять равнодушным и пустым.
Как-то во время передачи популярного ток-шоу я
обратил внимание на одного участника. Он сразу
поднял руку и терпеливо, внешне совершенно
отстранено, с упорством отличника, долго держал
ее, пока его наконец не спросили — что вы хотите
сказать? И он высказался, хотя разговор за это
время ушел далеко, далеко… Такое же «обсуждение»
проходит на большинстве «круглых столов», во
время сумбурных дискуссий и тому подобное:
беседы глухих, а точнее, разговор каждого
участника с самим собой.
Я уже не говорю о культуре спора. И не с точки
зрения полемической горячности или
«жириновщины». А с точки зрения цивилизованных
норм дискуссии, когда и сами участники, и их
слушатели должны, по крайней мере, понять, кто
оказался более убедительным в споре.
В античной риторической традиции считалось, что
тот, кто что-либо доказывает, должен оперировать
не фактами, а суждениями. При этом
противоположная сторона прежде, чем будет
построена цепочка логических умозаключений,
должна принимать и понимать, по крайне мере,
базовые тезисы своего оппонента, на основе
которых и строится доказательство. Как в теореме.
Но вот для того чтобы оспорить эту логику,
достаточно привести хотя бы пример, не
укладывающийся в базовый вывод, или, тем более,
опровергающий его. Тому, кто доказывает, всегда
трудней.
Учить культуре спора, цивилизованным нормам
беседы, терпимости во время дискуссии, уважению к
мнению другого, конечно, нужно со школы.
Но урок, который строго ограничен по времени,
уложен в прокрустово ложе программы, в течение
которого нужно и спросить, и рассказать, где
много разных учеников и могут случиться
непредвиденные воспитательные ситуации, которые
также потребуют времени, не совсем пригоден для
культурной беседы. Для этого существуют
внеурочные формы. В меньшей степени факультатив,
в большей — клуб. Клуб — место добровольной
встречи людей, объединенных единым интересом и
комфортной атмосферой общения. Клуб для многих
становится нечто большим, чем просто стоянка их
детства. Это своеобразное «масонство»: с
посвящением, с отличительными знаками. При этом
клуб — не секта со своим мирком и доморощенным
уставом. Напротив, это свободная ассоциация
личностей, индивидуальностей, но имеющих что-то
родственное друг с другом. Клуб — их каркас, где
все они, на первый взгляд, такие разные, находят
себя среди себе же подобных.
Мы
создали свой политклуб в 1988—1989 гг., в разгар
перестройки, когда интерес к истории, к политике
был огромен. В частности, приглашали известных
представителей неформальных общественных
организаций, задавали им вопросы, обсуждали их
ответы, пытались даже создать свой рейтинг
популярности и компетентности. Одно из памятных
событий того времени — приглашение на собрание
нашего политклуба Владимира Жириновского. На
дворе 1990 год. В только что создавшейся газете
«Коммерсант» появляется маленькая заметка об
образовании новой «Либерально-демократической
партии СССР». В ней сообщается и контактный номер
телефона. Я сразу позвонил по нему. По-моему, это
был еще домашний телефон председателя партии,
бывшего до недавнего времени юрисконсультом в
издательстве «Мир». И мы сразу договорились с
ним о встрече. Возможно, это было первое
приглашение для Владимира Вольфовича публично
выступить. Мы встретились у метро «Первомайская»
(лидер ЛДПР приехал на метро!), немного прошлись,
обговорили некоторые детали мероприятия.
Владимир Вольфович понравился школьникам: он
говорил интересно, грамотно, артистично, с
умеренным юмором. Когда его попросили
идентифицировать свою партию с какой-либо их тех,
что родились в России после Манифеста 17 октября
1905 г., он назвал партию октябристов. Крайне
критически отозвался об обществе «Память»,
клеймил антисемитизм, одновременно «прошелся»
по Турции, рассказав байку о том, как его там
арестовали за значок Пушкина, которого приняли
за Карла Маркса, и хотели инкриминировать ему
коммунистическую пропаганду. Пожалуй, уже тогда
он не чурался некоторой националистической
риторики. Уходя, расписался в нашем клубном
«Судовом журнале», добавив, что надеется на
правильный политический выбор молодых людей в
будущем. В конце года Жириновский занял почетное
третье место в нашем итоговом рейтинге,
пропустив вперед только писателя Александра
Кабакова и мемориальца Виктора Булгакова. (Думаю,
что сегодня Владимир Вольфович вряд ли бы
согласился приехать в обыкновенную школу. Хотя и
ребята могли бы теперь сделать «правильный
выбор» и не послать ему приглашение.)
Но на наших клубных заседаниях были не только,
что называется, встречи с интересными людьми.
Ребята делали свои доклады, выступали по той или
иной объявленной теме, в связи с происходившими
политическими событиями, и, следовательно,
возникали дискуссии. А памятуя время, можно себе
представить, что эти дискуссии были жаркими.
Спорили порой до крика и обид. В разных амплуа
выступали участники полемики: для одних спор был
ради спора, этакая разновидность спорта; под
стать им, спорили другие, для которых он
оборачивался игрой; но большинство было
настроено на спор-поединок, где надо привести
аргументы, отстоять свою позицию и низвергнуть
соперника. Одним словом — победить. Но какой
ценой? Все эти формы ведения дискуссии в
учебно-тренировочном режиме, конечно, хороши как
риторическое упражнение. Кроме, назовем его,
нецивилизованного вида спора —
неконструктивное соперничество, скандал, раздор.
Неслучайно богиня Эрида, дочь Ночи и внучка
Хаоса, которую считают покровительницей спора,
стала зачинательницей ссоры трех олимпийских
богинь, что послужило поводом к Троянской войне
(пресловутое «яблоко раздора» — ее рук дело).
Итак,
победа не должна быть нахрапистой и аморальной, а
ее цена — пирровой. Более того, в споре важнее
всего не победить, а достойно проиграть. Даже не
столько «имиджно» — выдержать удар — а в самом
деле почувствовать себя побежденным. То есть
суметь признать свое поражение, когда аргументы
другого оказались по-гамбургскому счету весомее.
Во-первых, это придает чистоту вступившим в
дискуссию. А во-вторых, означает расставание с
ложными представлениями, дает новый импульс
приобретению новых знаний и реально приближает к
той самой пресловутой цели — истине. И если
она вряд ли может проявиться во вселенском
масштабе, то локально, как победа над
невежественной амбицией, вполне видима. При
таком понимании дискуссии — поиске истины —
воспитывается, в первую очередь, культура спора,
то есть умение слушать, понять и принять другую
точку зрения, думать, сравнивать, признавать свою
неправоту. Воспитывается та самая толерантность,
которой так не хватает в нашем обществе. В то же
время важнейшим правом любого участвующего в
разговоре остается презумпция несогласия. Не на
словах, а по существу: когда спор не выливается на
личности, когда, что называется, — истина
дороже, а дружба при этом незыблема.
Иллюстрации Г. Доре к роману Ф. Рабле
«Гаргантюа и Пантагрюэль»
Если вы хотите высказать свое мнение
или поспорить с автором этой статьи, направляйте
свои письма и реплики по адресу: 121165, Москва,
Киевская ул., 24. Редакция «История», или по
электронной почте Hisred@yandex.ru |