«У меня были чувства великие!»

Педагогические размышления
о духовном восхождении ребенка
Материал для урока по теме «Моя родословная», 5-й класс, и по теме «Российская цивилизация», 10-й класс. Статья прислана на фестиваль «Открытый урок».

Духовное восхождение ребенка начинается тогда, когда он соприкасается с общественными культурными ценностями. Это играет большую роль в развитии его нравственного начала и духовности. В условиях кризиса идеалов современного общества очень важно ориентировать ребенка на восприятие им традиционных для России культурных ценностей — в первую очередь семейных, родовых, которые связаны с особым отношением к старшим, являющимся носителями мудрости, с авторитетом предков и семьи. А это и есть элемент стабильности.
Органическое свойство человека — потребность в узнавании своего прошлого: откуда мы? кто мы? почему такие? в чем наши корни? какую дорогу мы прошли? Эта область интеллектуальной деятельности человека многообразна и состоит из различных направлений. Одним из них является исследовательская работа, успешно используемая мною на уроках истории Отечества в 5-х классах при изучении темы «Моя родословная» и в 10-х классах — «Российская цивилизация». Цель этой работы — воспитание гражданина своей страны и хорошего семьянина.

Исследовательская работа учащихся проходит в несколько этапов.

1. Дается объяснение новой темы «Моя родословная» и разъясняется принцип построения родословной (генеалогического древа).
2. Ученики, выполняя домашнее задание, чертят родословную своей семьи в виде генеалогического древа и обозначают на нем родовые корни и ветви.
3. Ученики описывают историю своей семьи, связанную с городом Ангарском «Моя семья и город Ангарск».
4. Дети оформляют свои творческие работы в альбомах и рефератах.
5. Они создают творческие работы: «Мои чувства и мысли о семье и о будущем Ангарска».
6. Желающие пишут стихи об Ангарске и рисуют свой город.
7. Это совместная конференция для учеников и родителей.
8. Выставка работ в библиотеке.

Новая тема вызвала живой интерес у ребят, и у многих возникло желание узнать историю своего рода и построить родословную. Ребят особенно поразили следующие исторические факты: в России до 1917 г. родословные составлялись в каждой дворянской семье, генеалогическое древо рода помещали на видном месте; каждая современная английская семья имеет свою родословную книгу и пополняет ее новыми данными.
Как ответная реакция у ребят возник естественный вопрос: «Почему этого нет у нас?» Так появился один из мотивов дальнейшей работы.
В связи с празднованием 50-летия Ангарска в своих работах ребята показали, как пересеклись судьбы членов их семьи с судьбой города: когда они приехали в город, где жили и работали, что строили, какими были люди и город в то время.
В ходе оформления родословных у многих учеников и родителей появилась мыль об использовании фотографий предков, что придало этим работам большую наглядность.
Изучая генеалогическое древо каждой семьи, я была потрясена тем, с какой любовью выполнены работы учащихся.
Для меня каждое исследование —это заочное знакомство с семьями ребят, это проникновение в их семейную атмосферу и взаимоотношения. Можно сказать, что появился еще один из педагогических приемов изучения семьи ребенка.
А творческие работы о будущем семьи и родного города — это глубокое осмысление своего «я» и иное отношение к своей семье. Примером этого являются высказанные на уроке размышления детей, их мысли и чувства:

— Я поняла, как важно знать историю своей семьи и рода.
— Бабушка плакала, когда рассказывала.
— Мой дед был строгим человеком, но нас любил!
— Я люблю свою семью.
— Я рада, что мой дед строил наш город!
— Я хочу быть хорошим человеком и хирургом.
— Мне было интересно искать фотографии и расспрашивать родителей.
— Учительница научила нас интересной и полезной истории.
— Я буду любить свих родителей и в старости куплю им домик в горах.
— Я хочу, чтобы у меня была моя семья!
— Город наш будет красивым, и никто в нем не будет ругаться и наркоманить.
— У меня были чувства великие!
— Маме и папе было интересно,
как и нам.
— Составляя свою родословную, я особенно думала о маме, которой нет уже пять лет, и о родном брате, который служит в Армии.

На совместной конференции для учеников 5-х и 10-х классов и их родителей желающие представляли творческие работы, рассказывали о своих семьях. Именно здесь произошло сближение родственных душ — детей и родителей, что было видно по особенному выражению их лиц. Участники этой встречи показывали рисунки, посвященные Ангарску, и читали свои стихи.
Вот одно стихотворение:

Мой Ангарск, моя Отчизна,
Святой землей живи всегда.
Живи всегда светло и чисто,
Любимый город мой Ангарск.
Люблю проспекты, освещенье,
Твои красивые дома,
Что строил люд трудом и верой.
Пусть будет сделан на века!

Оформленную в библиотеке выставку «Моя семья и мой город Ангарск» посетили все ученики школы. Почетными посетителями выставки стали участники областной конференции, посвященной гуманной педагогике Ш. Амонашвили, которая проходила в нашей школе.
Ребята выступили на городской исторической конференции и были награждены дипломами, а ученица 10-го класса Оля Макарычева заняла 2-е место.
Детские работы были использованы независимой телестудией Ангарска (НТА), готовившей фильм о городе.

В творческий процесс составления родословных естественным образом включились сначала учитель и ученики, затем родители и близкие родственники. Я составила свою родословную, и это дало мне ощущение духовного и нравственного обогащения.
Время показало результативность и значимость проделанной работы. Итогом ее стало духовное восхождение, единение учеников, родителей, учителя, осмысление собственного «я», развитие самосознания и самооценки, возникновение чувства причастности к истории своей страны, гордости за свой род, семью и фамилию.

 

ПРИЛОЖЕНИЕ

История семейной фотографии

Поисково-творческая работа учащихся
7-х классов в рамках внеклассных занятий

Цель. Показать ценность семьи, являющейся основой духовной жизни человека.

Задачи

  • Вызвать уважение к своей семье.
  • Развить навыки поисковой деятельности у учащихся.
  • Научить работать с дополнительной литературой.
  • Подготовить к выступлению на конференции по итогам своих работ.

Основные этапы поисково-творческой работы учащихся
1. Учащиеся из дополнительных источников узнают, какой была семья в прежние времена.
2. Подбирают афоризмы и пословицы о семье.
3. Вместе с родителями и другими членами семьи подбирают самые дорогие для сердца и памяти фотографии своих близких: бабушек, дедушек, родителей.
4. Узнают, когда и где был сделан этот фотоснимок, какие события проходили в данное время, чем дорога эта фотография, каким был человек на снимке, почему он так дорог семье.
5. Собранный материал ученики оформляют в виде реферата.
6. Готовят свои выступления на конференции. Конференция проводится в специально оформленном кабинете, на доске — афоризмы и пословицы о семье, организована выставка книг о семье, звучат классические музыкальные произведения. Юные фотокорреспонденты снимают выступающих ребят.
Такая конференция проводилась в нашей школе, на ней выступили 22 учащихся, а итоги подводились по номинациям:
1. Исторический аспект семейной фотографии.
2. Семья — исток прекрасного.
3. Семейный юмор.
4. Семейный отдых.
5. Своя фотография.
Победители в номинациях были отмечены благодарственными письмами.

Ирина СУРОВЦЕВА,
учитель истории, зам. директора школы по воспитательной работе,
СОШ № 24, г. Ангарск

TopList