«У меня были чувства великие!»Педагогические размышления
|
|
Духовное восхождение ребенка
начинается тогда, когда он соприкасается с
общественными культурными ценностями. Это
играет большую роль в развитии его нравственного
начала и духовности. В условиях кризиса идеалов
современного общества очень важно ориентировать
ребенка на восприятие им традиционных для России
культурных ценностей — в первую очередь
семейных, родовых, которые связаны с особым
отношением к старшим, являющимся носителями
мудрости, с авторитетом предков и семьи. А это и
есть элемент стабильности.
Органическое свойство человека — потребность в
узнавании своего прошлого: откуда мы? кто мы?
почему такие? в чем наши корни? какую дорогу мы
прошли? Эта область интеллектуальной
деятельности человека многообразна и состоит из
различных направлений. Одним из них является
исследовательская работа, успешно используемая
мною на уроках истории Отечества в 5-х классах при
изучении темы «Моя родословная» и в 10-х классах —
«Российская цивилизация». Цель этой работы —
воспитание гражданина своей страны и хорошего
семьянина.
Исследовательская работа учащихся проходит в несколько этапов.
1. Дается объяснение новой темы «Моя
родословная» и разъясняется принцип построения
родословной (генеалогического древа).
2. Ученики, выполняя домашнее задание,
чертят родословную своей семьи в виде
генеалогического древа и обозначают на нем
родовые корни и ветви.
3. Ученики описывают историю своей
семьи, связанную с городом Ангарском «Моя семья и
город Ангарск».
4. Дети оформляют свои творческие работы
в альбомах и рефератах.
5. Они создают творческие работы: «Мои
чувства и мысли о семье и о будущем Ангарска».
6. Желающие пишут стихи об Ангарске и
рисуют свой город.
7. Это совместная конференция для
учеников и родителей.
8. Выставка работ в библиотеке.
Новая тема вызвала живой интерес у ребят, и у
многих возникло желание узнать историю своего
рода и построить родословную. Ребят особенно
поразили следующие исторические факты: в России
до 1917 г. родословные составлялись в каждой
дворянской семье, генеалогическое древо рода
помещали на видном месте; каждая современная
английская семья имеет свою родословную книгу и
пополняет ее новыми данными.
Как ответная реакция у ребят возник естественный
вопрос: «Почему этого нет у нас?» Так появился
один из мотивов дальнейшей работы.
В связи с празднованием 50-летия Ангарска в своих
работах ребята показали, как пересеклись судьбы
членов их семьи с судьбой города: когда они
приехали в город, где жили и работали, что
строили, какими были люди и город в то время.
В ходе оформления родословных у многих учеников
и родителей появилась мыль об использовании
фотографий предков, что придало этим работам
большую наглядность.
Изучая генеалогическое древо каждой семьи, я
была потрясена тем, с какой любовью выполнены
работы учащихся.
Для меня каждое исследование —это заочное
знакомство с семьями ребят, это проникновение в
их семейную атмосферу и взаимоотношения. Можно
сказать, что появился еще один из педагогических
приемов изучения семьи ребенка.
А творческие работы о будущем семьи и родного
города — это глубокое осмысление своего «я» и
иное отношение к своей семье. Примером этого
являются высказанные на уроке размышления детей,
их мысли и чувства:
— Я поняла, как важно знать историю своей
семьи и рода.
— Бабушка плакала, когда рассказывала.
— Мой дед был строгим человеком, но нас любил!
— Я люблю свою семью.
— Я рада, что мой дед строил наш город!
— Я хочу быть хорошим человеком и хирургом.
— Мне было интересно искать фотографии и
расспрашивать родителей.
— Учительница научила нас интересной и
полезной истории.
— Я буду любить свих родителей и в старости
куплю им домик в горах.
— Я хочу, чтобы у меня была моя семья!
— Город наш будет красивым, и никто в нем не
будет ругаться и наркоманить.
— У меня были чувства великие!
— Маме и папе было интересно,
как и нам.
— Составляя свою родословную, я особенно
думала о маме, которой нет уже пять лет, и о родном
брате, который служит в Армии.
На совместной конференции для учеников 5-х и 10-х
классов и их родителей желающие представляли
творческие работы, рассказывали о своих семьях.
Именно здесь произошло сближение родственных
душ — детей и родителей, что было видно по
особенному выражению их лиц. Участники этой
встречи показывали рисунки, посвященные
Ангарску, и читали свои стихи.
Вот одно стихотворение:
Мой Ангарск, моя Отчизна, Святой землей живи всегда. Живи всегда светло и чисто, Любимый город мой Ангарск. Люблю проспекты, освещенье, Твои красивые дома, Что строил люд трудом и верой. Пусть будет сделан на века! |
Оформленную в библиотеке выставку «Моя
семья и мой город Ангарск» посетили все ученики
школы. Почетными посетителями выставки стали
участники областной конференции, посвященной
гуманной педагогике Ш. Амонашвили, которая
проходила в нашей школе.
Ребята выступили на городской исторической
конференции и были награждены дипломами, а
ученица 10-го класса Оля Макарычева заняла 2-е
место.
Детские работы были использованы независимой
телестудией Ангарска (НТА), готовившей фильм о
городе.
В творческий процесс составления
родословных естественным образом включились
сначала учитель и ученики, затем родители и
близкие родственники. Я составила свою
родословную, и это дало мне ощущение духовного и
нравственного обогащения.
Время показало результативность и значимость
проделанной работы. Итогом ее стало духовное
восхождение, единение учеников, родителей,
учителя, осмысление собственного «я», развитие
самосознания и самооценки, возникновение
чувства причастности к истории своей страны,
гордости за свой род, семью и фамилию.
ПРИЛОЖЕНИЕ История семейной фотографииПоисково-творческая работа
учащихся
|
Ирина СУРОВЦЕВА,
учитель истории, зам. директора школы по
воспитательной работе,
СОШ № 24, г. Ангарск