Современное искусство
|
В Государственном историческом музее с
3 апреля по 14 июня проходит выставка «Москва-Берлин/Берлин-Москва.
1950—2000. Современный взгляд». Она во многом
необычна. Впервые выставка современного
искусства проводится в музее на Красной площади,
экспозиционное решение у многих вызывает
сомнения — хронологические рамки в названии
определены, а вот хронологическая
последовательность в залах не соблюдается.
Пожалуй, «Москва-Берлин» действительно по подаче
материала сильно отличается от постоянной
экспозиции музея. Посетителю приходится
осваивать полвека русско-германских отношений,
глядя на произведения искусства самих наций.
На мой взгляд, «Москва-Берлин» — выставка,
экспонаты которой, прежде всего, символы. А
символы тем и хороши, что каждый может толковать
их по-своему. Да и новейшая история еще слишком
жива в памяти, чтобы в ближайшее время превратить
ее лишь в достояние специалистов. В музее
выставлены картины и инсталляции, каждая из
которых — повод для целой череды ассоциаций.
Быть может, поэтому экспозиционеры открылись от
сухого хронологического принципа размещения
экспонатов в пользу тематического.
Первый зал называется «Возвышенное». Здесь
оказались картины Виталия Комара и Александра
Меламида (начала 1980-х гг.), одна из которых —
«Рождение социалистического реализма» —
изображает Сталина с музами, другая —
геометрическая абстракция Йозефа Альберса —
посвящена «Квадрату» Казимира Малевича (1950-е гг.),
и третья — представляет собой групповой портрет
советской сборной по гимнастике (1965 г.) Дмитрия
Жилинского. Да, авторы к возвышенному стремились,
однако совершенно по-разному его понимали и
раскрывали. Здесь же начинается кино,
сопровождающее посетителя по всему ходу
выставки. Да, немецкое и советское возвышенное
едва ли имеют между собой что-то общее, хотя
картины художников весьма гармонично смотрятся
вместе.
Раздел «Старые раны» посвящен травмам,
нанесенным войной. Здесь гигантские портреты
советских вдов и израненных ветеранов
соседствуют с инсталляцией немецкого классика
Виа Левандовски. Зал этот, вероятно, более всех
похож на констатацию фактов.
Следующие залы — «Гибель богов», «Массы и
символы», «Идеологическая комедия» — пронизаны
политикой и идеологией. Хотя организаторы
заявляли об аполитичности выставки, невозможно
было бы уйти от столь актуальных проблем.
Идеология разъединяла людей, и не оставить ей
места в искусстве было бы как минимум странно.
Далее — тема космической мечты. В разделе
«Проекты одинокого человека» мы видим
инсталляцию «Человек, улетевший в космос из
своей комнаты», герой которой построил механизм,
позволивший ему взмыть к звездам.
В разделе «Зола памяти» нас встречает черно-белая
реальность: здесь старая фотография, черно-белая
куча пепла (Райнер Рутенбек) и полотна,
написанные пеплом сожженных картин (Юрий Альберт).
И, конечно, кинофильмы Тарковского и Фасбиндера.
Московская версия выставки по сравнению с
берлинской уменьшилась на треть. В Берлине было
выставлено около 500 экспонатов, в Москве же —
примерно 300. Но это не в ущерб качеству экспозиции,
а, возможно, даже к лучшему — слишком уж она
наполнена символами и метафорами.
И, наконец, последний штрих — выставка
открывается видеопроекцией «Герой» Марины
Абрамович — всадницей с белым флагом, а
завершается легендарной картиной Дмитрия
Врубеля и Виктории Тимофеевой, изображающей
поцелуй Брежнева и Хонеккера, переместившийся с
Берлинской стены на стены кремлевские.
Анастасия ГОЛОВАТЕНКО