Кода урока

Субъективные мысли вслух

После выступления Игоря Карачевцева
После выступления
Игоря Карачевцева

Свой отрезок марафона достойно преодолела и «История».
Ее день оказался насыщенным, разнообразным и, что отрадно, многолюдным.
Когда я шел на «гвоздь» программы — мастер-класс учителя года России — 2003 Игоря Карачевцева, немного волновался: а вдруг... Не скрою, мое отношение к «Учителю года» скептическое: разве возможно в результате субъективного конкурса выбрать лучшего из учителей?! Каково ему самому носить потом это звание? Но дело не во внутренних переживаниях: порой в результате замысловатых обстоятельств «лучшим» становится, мягко говоря, не образец для подражания…
На этот раз все обошлось как нельзя лучше. Питерский учитель истории, а ныне еще и директор гимназии № 166 Игорь Карачевцев оказался человеком достойным во всех отношениях. Его профессионализм, эрудиция, речь, умение найти общий язык и с детьми, и с учителями с самого начала не вызвали никаких сомнений в заслуженности носимого им высокого титула. Что ж, тем интереснее было наблюдать, как он проходил свою часть марафонского пути вместе с многочисленными коллегами, собравшимися в Большом зале гостеприимного Дома учителя.
Пересказывать весь сценарий «открытого урока», наверное, не имеет смысла. Вернее, не моя это задача. Обращу лишь внимание на несколько, на мой взгляд, принципиальных и знаменательных моментов. Во-первых, неординарна заявленная тема — «Образы человека в революционную эпоху 1917—1920 гг.». Во-вторых, на то, что аудитория учителей зааплодировала Мастеру дважды — в начале, когда он сказал, что его коллеги еще удерживают у себя, в Санкт-Петербурге, оборону линейного метода преподавания истории, хотя и посетовал, что долго не продержатся и перейдут все-таки на концентрическое преподавание — т.е. галопом по Европам; и в самом конце, когда одна из приглашенных для участия в уроке десятиклассниц сказала, что, вот, мол, подлинность исторического факта — это, конечно, замечательно, но, наверное, как и во времена «Кубанских казаков», хорошо бы нам больше позитивного и поменьше ужасов всяких смотреть по телевизору.
…От «Кубанских казаков» ведущий сделал неожиданный разворот в сторону Бородино — это была наша победа или «их»? Кажется, наша (ведь стратегически армию спасли, чтобы потом французов переморозить и гнать до самого Парижа); с другой стороны, отступили, Москву отдали, на пожар обрекли. Итак, вопрос был задан. «Конечно, наша», — послышались голоса из зала. Ну да: попробуй сейчас скажи, что это не совсем так — по крайней мере, спорно: рушится вся патриотическая концепция воспитания. И ведущий мягко закругляет дискуссию: мол, можно по-разному трактовать, но для истории страны такие «мифы» нужны, так как на них воспитываются поколения, держится дух… Наверное, И. Карачевцев говорил дословно не совсем так, но по существу передаю его слова верно. На протяжении всего урока Мастер «вбрасывал» детям и в зал провокативные вопросы, получал разные ответы и закруглял дискуссию — с одной стороны, с другой стороны… все время оговариваясь, что не хочет навязывать свою точку зрения, которая так и оставалась неизвестной (хотя, честно говоря, «между строк» она все же читалась).
Конечно, я понимаю, что И. Карачевцев был осторожен и аккуратен, не считая нужным откровенничать в чужой аудитории, возможно, справедливо полагая, что это не входит в круг его задач. У себя на уроках, «в интимной» обстановке со своими детьми, он, наверняка, ведет себя доверительнее… Так что я обращаю внимание на данный эпизод только для того, чтобы у кого-то не сложилось превратного впечатления, что миссия учителя истории — это всего лишь урок-плюрализм. Она более ответственная и мужественная. Позиционная, если угодно. И нельзя превращать урок в интересный, интригующий процесс, не резюмируя тему.
Вот неполный перечень вопросов, прозвучавших на «уроке». Зачем менять идеалы? Можно ли навязывать их?
А какой ценой? Что важнее — правда исторического факта или мифологическое умиротворение народа?
Вопросы, оставленные, увы, без ответов…
Думается, что профессиональная позиция учителя истории состоит не только в том, чтобы более или менее равноценно изложить все точки зрения, быть объективным, корректным и неизбирательным при изложении фактов и дать возможность ученикам самим выбирать, где правда, а где ее имитация. Как говорил Мастер, «с помощью ассоциации прийти к целостному и ценностному знанию, научить его (ученика) самостоятельно искать…». Мне думается, что учитель обязан высказывать и свою точку зрения — ясно и понятно. Не навязать (этого «греха», даже несколько кокетливо, сторонился ведущий), а довести до сведения учеников свою позицию. Ведь наши подопечные говорят же о своей, не стесняются. Более того, от них этого даже требуют. Чем учитель хуже? Или лучше? Ведь это не проблема оценки чужих точек зрения, а вопрос квалификации. Здесь все так же, как во взаимоотношениях родителей и детей: взрослый может (а иногда и обязан) высказаться по принципиальным вопросам и квалифицировать то, что (как он считает) требует его комментария. К примеру, назвать хамство хамством, пошлость пошлостью… Если попросят объясниться, аргументировать свое мнение, тоже не следует стесняться. Это не навязывание и авторитарность, а равноправное и неравнодушное участие в разговоре.
В конце выступления несколько уставший Мастер начал произносить общие слова: про худой мир, который лучше доброй ссоры, про поиски примирения (в чем, на какой основе?), вырвались у него слова про единение, мир, дружбу…
И сразу в памяти всплыл плакат в фойе Дома учителя, на котором изображены мирно читающие «Историю» и беседующие друг с другом Ленин и Николай II. Не просто два идейных врага, а палач и жертва! Все довольны…
И получился такой умиротворяющий, сглаживающий углы финал. То, что в музыкальном произведении называется куда. То есть этакая спокойная музыкальная концовка, не имеющая отношения к содержанию всего произведения. В конце своего мастер-класса мироощущение ведущего победило его мировоззрение, заявленное в начале и проявлявшееся на протяжении всего выступления.
А кода, кстати, в переводе с итальянского дословно обозначает «хвост». Но хвост, как известно, не может управлять собакой…

Анатолий БЕРШТЕЙН

Фото Е. Крылова

TopList