Путешествие в мир Древней Греции

Сценарий развлекательно-познавательной игры на тему «Древняя Греция»,
5-й класс. Материал прислан на конкурс «Я иду на урок истории»
в номинации «Историко-познавательные сценарии».

Цель игры. Пробудить интерес к изучению дополнительной литературы по истории.

Правила игры. Перед началом игры класс разбивается на три команды. В конце урока участие каждого члена команды в игре оценивается игроками команды. Победившая команда в полном составе получает отличные оценки. Команда, занявшая второе место, самостоятельно определяет двух участников, принесших наибольшее количество баллов. Они получают отличные оценки, остальные получают оценку «хорошо».

ХОД ИГРЫ

ЗАДАНИЕ 1

«Исторические портреты»

Каждой команде по очереди зачитывается характеристика исторической личности. Чем раньше команда определит, о каком историческом деятеле идет речь, тем больше баллов получает. Найдя правильный ответ с первой фразы, команда получит 6 баллов, со второй – 5 и т.д.

Портрет 1
1. В течение всей жизни не только не менял своих убеждений, но и самой жизнью пожертвовал, чтобы не изменять им.
2. На его долю выпали и всенародная слава, и изгнание. После его смерти афиняне воздвигли ему бронзовый памятник со словами: «Если бы сила твоя была разуму равной, нас покорить бы не смог сам македонский Арей».
3. Даже враги признавали его авторитет, считали достойным противником.
4. Рано лишился родителей и наследства. Был незнатного происхождения. Его отца звали так же, как и его.
5. Имел дурную привычку во время выступлений дергать плечом.
6. С детства задался целью овладеть искусством красноречия и упорно стремился к ее осуществлению.
(Демосфен)

Портрет 2
1. Будучи знатного происхождения, примкнул к демосу, дабы его не заподозрили в стремлении к тирании.
2. Даже противники признавали его огромный авторитет.
3. Превратив Афины в богатейший город, он ни на одну драхму не увеличил своего состояния против того, которое ему оставил отец.
4. Нарушая афинские обычаи, разрешал жене выходить к гостям и принимать участие в спорах.
5. Дабы не пресытить народ своим постоянным присутствием, выступал в Народном собрании не по всякому делу, хотя за свое красноречие получил прозвище Олимпиец.
6. Время его правления вошло в историю Греции как «золотой век».
(Перикл)

Портрет 3
1. Народу нравился тем, что был беспристрастным судьей, знал по имени каждого гражданина.
2. В молодости был несдержан и часто совершал дурные поступки. Отличался честолюбием, признавал, что «спать ему не дают лавры Мильтиада».
3. Свою судьбу сравнивал с судьбой платана: во время бури люди бегут под его защиту, а в хорошую погоду обрывают его и ломают.
4. Именно при нем Афины стали самой могучей морской державой.
5. Из Афин был изгнан и нашел приют у своих бывших врагов.
6. Одну из блестящих побед над персами греки одержали благодаря его полководческому таланту, политической прозорливости и хитрости.
(Фемистокл)

Фемистокл

Перикл

Фемистокл
Перикл

ЗАДАНИЕ 2

«Устами древних авторов»

По предложенным отрывкам из произведений древних авторов предлагается определить историческое событие. За правильный ответ начисляется 3 балла.

Отрывок 1
И ночь минула. Но нигде
не сделали
Попытки греки тайно обойти
заслон.
Когда же землю снова белоконное
Светило дня сияньем ярким
залило,
Раздался в стане греков шум
ликующий,
На песнь похожий. И ему
ответили
Гремящим отголоском скалы
острова.
И сразу страхом сбитых с толку
варваров
Прошибло. Не о бегстве греки
думали,
Торжественную песню запевая ту,
А шли на битву с беззаветным
мужеством,
И рев трубы отвагой зажигал
сердца.
Соленую пучину дружно
вспенили
Согласные удары весел греческих,
И вскоре мы воочью увидали всех.
Шло впереди, прекрасным
строем, правое
Крыло, а дальше горделиво
следовал
Весь флот. И отовсюду
одновременно
Раздался клич могучий: «Дети
эллинов,
В бой за свободу родины! Детей
и жен
Освободите, и родных богов дома,
И прадедов могилы!
Бой за все идет!»
(Эсхил. «Персы».
Речь идет о Саламинском сражении.)
 
Саламинское сражение

 

Саламинское сражение

Отрывок 2
...Окончив боевое построение, после того как выпали счастливые предзнаменования, афиняне быстрым шагом по данному сигналу устремились на варваров. При виде подходящих быстрым шагом врагов персы приготовились отразить атаку. Поведение афинян персам показалось безумным и даже роковым, т.к. врагов было немного и притом они устремлялись на персов бегом без прикрытия конницы и лучников. Так думали варвары. Афиняне бросились на врагов сомкнутыми рядами врукопашную и бились мужественно. Ведь они первыми из всех эллинов ... напали на врагов бегом и не устрашились вида мидийского одеяния и воинов, одетых по-мидийски. До сих пор даже ведь одно имя мидян приводило в страх эллинов.
(Геродот. «История». Речь идет о Марафонском сражении.)

Первый бегун-марафонец

Первый бегун-марафонец

Отрывок 3
...В этой схватке варвары погибали тысячами. За рядами персов стояли начальники отрядов с бичами в руках и ударами бичей подгоняли воинов все вперед и вперед. Много врагов падало в море и там погибало, но гораздо больше было раздавлено своими. На погибающих никто не обращал внимания. Эллины знали ведь о грозящей им верной смерти от руки врага, обошедшего гору. Поэтому-то они и проявили величайшую боевую доблесть и бились с варварами отчаянно и с безумной отвагой.
(Плутарх. Речь идет о Фермопильском сражении.)

ЗАДАНИЕ 3

«Прояви сообразительность»

Командам предлагаются по очереди задания. За правильный ответ начисляется 5 баллов.

Прозвище
Знаменитого афинского государственного деятеля Перикла скульпторы изображали всегда со шлемом на голове, сдвинутым на затылок. И хотя это был мужчина с правильными чертами лица, с тщательно ухоженной короткой бородой, авторы комедий находили повод поиздеваться над его внешностью, упоминая слово «луковица». Что имели в виду авторы комедий? Почему скульпторы всегда изображали Перикла со шлемом на голове?
(Череп Перикла был необычной продолговатой формы, недостаток скульпторы скрывали под шлемом. Перикла прозвали скинокефалом – луковицеголовым.)

Наказание
Храм Артемиды Эфесской был гордостью не только города Эфеса, но и других малоазийских городов. По легенде, сама Артемида помогала строить его. Но храму суждено было просуществовать только 100 лет. В 356 г. до н.э., в тот самый день, когда родился Александр Македонский, храм сгорел. Ничем не примечательный человек пожелал обессмертить свое имя, совершив величайшее преступление. Вряд ли мы узнали бы имя Герострата, если бы не своеобразный способ наказания преступника, к которому решили прибегнуть жители Эфеса. Какое наказание для Герострата они придумали?
(Эфесцы решили предать его имя забвению. Необычный способ наказания преступника вызывал всеобщий интерес, люди интересовались, чье имя следует предать забвению, таким образом его имя все-таки вошло в историю.)

Памятник
Как-то осел забрел в виноградники и аккуратно общипал часть кустов. Хозяин разгневался: «Надо же, общипал самые лучшие, самые молодые веточки!» Прошло лето. Наступила осень. И тут греки решили поставить огромный памятник ослу. И поставили. Как вы думаете, почему греки приняли такое решение?
(Осел преподал грекам урок агротехники: после обрезки урожай винограда повышается.)

Переправа через Геллеспонт
Переправа через Геллеспонт

Выход из положения
Первое выступление Демосфена закончилось весьма плачевно: его осмеяли. Но, будучи человеком сильной воли, будущий великий оратор с удвоенным усердием взялся за усовершенствование своей речи. Он выходил на берег моря и тренировался, пытаясь привыкнуть к шуму, чтобы его не смущала толпа; набирал в рот камешки и старался говорить ясно и четко. Чтобы ему никто не мешал и не отвлекал от занятий, надолго уединялся. Что предпринял Демосфен, дабы ограничить свой выход из дома?
(Он обрил себе полголовы и не выходил, пока волосы не отросли.)

Желание
С детства у Александра Македонского было непомерное честолюбие, желание обрести славу великого полководца и завоевать весь мир. Его отца, Филиппа II, отличали те же качества, но в равной мере он гордился и ораторским талантом, и победами своих лошадей на Олимпийских играх. Когда же Александра друзья спросили, не желал бы он также принять участие в Олимпийских играх, он высокомерно ответил: «Охотно, если мне придется соревноваться с ...» С кем предпочел бы состязаться македонский царь?
(Александр Македонский был готов состязаться только с царями, т.е. признавал исключительно борьбу за власть.)

Замечательное дело
Афиняне выбирали Перикла на должность первого стратега 15 раз подряд. Вся его жизнь была посвящена государственным делам, но не всегда удача сопутствовала ему: были у Перикла и враги, которые обвиняли его в растрате денежных средств. Когда он умирал, заболев чумой, друзья, сидя у его постели, говорили о том, каким замечательным человеком был Перикл, как много славных дел совершил во благо Афин. Очнувшись, Перикл сказал: «Вы хвалите меня за то, что совершали и другие, а о самом главном, замечательном из того, что я сделал, не говорите ни слова». О каком замечательном деле всей своей жизни говорил Перикл?
(За время его правления «ни один афинский гражданин не надел черного плаща», т.е. не был казнен по его приказу.)

Приказ
Македонский царь Филипп II брал сыновей знатных соотечественников в свою свиту, чтобы приучить их к труду и воинским обязанностям, наказывая со всей суровостью за изнеженность и лесть. Например, одного юношу, самовольно покинувшего строй, он приказал высечь, а другого за неисполнение приказа – казнить. Одержав победу над греками при Херонее, Филипп был очень горд собой. Чтобы тщеславие не ослепило его, царь приказал слуге каждое утро говорить ему ... Предположите, что приказал говорить слуге Филипп II.
(«Царь, ты – человек!»)

Колосс Родосский
Колосс Родосский

Мудрый ответ
Спартанцы учили своих детей говорить четко и кратко. Однажды в присутствии спартанского царя ругали одного философа за то, что на царском обеде он не произнес ни слова. В его защиту царь заметил: «Кто умеет говорить, умеет и выбирать для этого время». Как-то Ликурга спросили: «Как сделать, чтобы соседние страны не нападали на нас?» Предположите, что посоветовал Ликург.
(«Оставайтесь бедными, ни в чем не будьте богаче соседей».)

Фаросский маяк
Фаросский маяк

Фемистокл – первый
Победу в Саламинском сражении греки одержали благодаря мужеству воинов, единению жителей различных полисов, полководческому таланту своих стратегов, их дальновидности, а также хитрости Фемистокла. После сражения стратеги греческих полисов собрались на Коринфском перешейке в храме бога Посейдона, чтобы решить, кому из них Эллада в большей степени обязана своим спасением. Вышло так, что на первое место каждый поставил самого себя. Но награды удостоился Фемистокл. С этим решением согласились даже спартанцы, не любившие Фемистокла. Как получилось, что высшей награды был удостоен именно он, хотя каждый стратег на первое место выдвинул себя?
(Вторым после себя каждый из стратегов поставил Фемистокла, и в итоге он набрал большинство голосов.)

ЗАДАНИЕ 4

«Восстанови истину»

Командам предлагаются разные по содержанию тексты с историческими ошибками, которые необходимо найти и исправить. За выявление всех допущенных в тексте ошибок команда получает 10 баллов.

Текст 1. «Олимпийские игры»
Путешественник, прибывший на родину после долгого отсутствия, с восторгом описывает Олимпийские игры в Элладе: «Воистину, мне повезло: ведь игры проводятся только раз в четыре года! А это зрелище достойно того, чтобы увидеть его собственными глазами!
В это время священная Олимпия, место обитания эллинских богов, привлекает к себе тысячи людей со всех концов Эллады. Все желающие могут присутствовать на играх, но ни один человек не смеет показаться с оружием в руках. Говорят, здесь обрел славу Фукидид, читавший свою “Историю” перед благодарными слушателями.
Победителей награждают лавровыми венками, в их честь ставят статуи в родном городе, они пользуются заслуженной славой и уважением сограждан. Церемония награждения проходит в храме Зевса Олимпийского, где находится величайшее творение несравненного Фидия. Да что и говорить, Перикл, прозванный Олимпийцем за победу в состязаниях по борьбе, умеет привлекать к себе выдающихся людей!
А какое захватывающее зрелище представляют собой гонки на колесницах, что устраиваются на огромном стадионе! Кони несутся, как вихрь!
В одном из заездов у поворотного столба сшиблись первые колесницы, только случай да жертвы злому духу спасли возничих от верной гибели. Зато удачливые возничие были вознаграждены за смертельный риск лаврами победителей Олимпиады».

Ошибки
1. Местом обитания богов считалась гора Олимп на северо-востоке Греции, область Олимпия расположена в Южной Греции. Олимпия не считалась священным местом.
2. На Олимпийских играх запрещалось присутствовать женщинам.
3. Автором «Истории» являлся Геродот, а не Фукидид.
4. Победители в качестве награды получали не лавровые, а оливковые венки.
5. Награждались победители не в храме, а перед ним.
6. Прозвище Олимпиец Перикл заслужил за ораторское искусство, а не за спортивные достижения.
7. Гонки на колесницах устраивали не на стадионе, а на ипподроме.
8.  За победу в гонках колесниц лавры победителей получали не возничие, а владельцы колесниц.

Текст 2. «Греко-персидская война»
Повстречались на пристани приморского города два немолодых воина. Тот, что постарше, начал рассказ о сражении, которым по праву гордились не только его товарищи по оружию, но и все эллины:
«Это было тревожное время... Полчища Ксеркса, пройдя Фермопилы, медленно приближались к Афинам, опустошая все на своем пути. Мы были в отчаянии! У варваров было огромное войско, не было никакой надежды противостоять неприятелю. Немедленно были посланы гонцы просить помощи соседей. Для командования войском избрали 10 архонтов, в том числе непримиримого врага персов, искушенного в военном деле Мильтиада. Шел горячий спор: обороняться за Длинными стенами города или выступить навстречу врагу. Мильтиад настоял на немедленном выступлении в лагерь у Истмийской долины. Ни один город, кроме воинственной Спарты, не оказал нам помощи, да и та была невелика: всего триста спартанцев.
Мы первыми начали бой. Чтобы не дать противнику обстрелять нас, а коннице атаковать, мы бегом бросились навстречу врагу без прикрытия лучников. Бой был жарким! Нам удалось прорвать центр варваров и обратить их в бегство! В беспорядке бежали они к морю, ища спасения на кораблях. Нет, никогда варвару не победить эллина!»

Ошибки
1. Первое нашествие персов на Элладу было организовано персидским царем Дарием I. С именем Ксеркса связано второе нашествие.
2. Фермопильское сражение произошло в 480 г. до н.э., во время второго похода персов против греков.
3. Персы отправились в Афины морским путем, а не по суше.
4. Командование войсками было в руках стратегов, а не архонтов.
5. Длинные стены были построены в период правления Перикла, после греко-персидских войн.
6. Сражение проходило в Марафонской долине.
7. Спартанцы не принимали участия в Марафонском сражении. Помощь оказали жители города Платеи.
8. Грекам не удалось прорвать центр противника, наоборот, персы смяли центр греческого войска, однако греки сжали персов с флангов.

Текст 3. «Афины в период расцвета»
Из Афин в Лидию было отправлено послание: «Приветствую тебя, дорогой друг! Как поживает твое семейство, да хранят его боги? Как дела? Пишу редко, но не забываю ни тебя, ни родную Лидию. В Афинах я устроился неплохо: держу лавку на агоре, торгую вином, рыбой –это ходкий товар, связываться с хлебом не желаю, быстро портится, черствеет. Покупателей, слава богам, достаточно. Афины – богатый город, торговля здесь процветает.
Одно плохо: всех жителей заставляют ходить на Народное собрание, где решается множество вопросов. Жалко терять драгоценное время. Выступают много и долго. Однажды Перикл говорил почти шесть часов подряд: он так измучил всех, что его в очередной раз избрали архонтом, лишь бы поскорее разойтись по домам.
Вообще-то в Афинах порядки неплохие: выборные лица обязаны отчитываться о своей работе и не творят таких несправедливостей, как наместники персидского царя. Виновных в нарушении порядков подвергают страшной казни – остракизму: их забивают черепками при всем народе. Ужасное зрелище!
Но в целом афиняне – люди справедливые и разумные: сами живут и дают жить другим. Они много работают, но любят хорошо отдохнуть. Все – большие любители моря: пляж Керамика переполнен в такой жаркий день, как сегодня. Я, пожалуй, тоже пойду, смою грязь и пот, накопившиеся за день. До встречи, дорогой друг!»

Ошибки
1. В Афинах хлеб был дефицитным товаром и быстро раскупался.
2. На Народное собрание допускались только граждане: женщины, рабы не являлись гражданами и присутствовать на собрании не могли.
3. Автор послания, будучи приезжим, не имел права на участие в Народном собрании.
4. Перикла многократно избирали стратегом за большие заслуги перед афинскими гражданами.
5. Во времена Перикла главными выборными должностями были стратеги, архонты правили во времена Солона.
6. Остракизм – не казнь, а способ выражения недоверия известным лицам.
7. Морских пляжей в Афинах нет, порт Пирей расположен на расстоянии 6 км от Афин.
8. Керамик – не пляж, а район проживания горшечников.

ЗАДАНИЕ 5

«Семь чудес света»

Задание дается представителям команд по желанию, пока остальные члены выполняют предыдущее задание. Им предлагается отметить на карте Древней Греции места расположения «чудес света», созданных эллинами. Изображения семи «чудес света» с прикрепленными к ним номерами вывешиваются на доске. Учащиеся прикрепляют фишки разного цвета с номерками к карте. За каждый правильный ответ начисляется 1 балл.

ЗАДАНИЕ 6

«Эллинские боги»

Задание выполняется представителем команды по желанию. На доске вывешиваются аппликации с изображением греческих богов (их количество можно варьировать по желанию учителя). Учащимся предлагается соотнести имена богов с занятиями людей, качествами характера и атрибутами, присущими этим богам.

Имена богов и богинь:
1. Афина. 2. Зевс. 3. Аполлон. 4. Артемида. 5. Гера. 6. Гермес.

Атрибуты, качества, занятия:
1. Дуб. 2. Солнце. 3. Павлин. 4. Собака. 5. Бык. 6. Лавр. 7. Мудрость. 8. Брак. 9. Охота. 10. Воровство. 11. Ткачество. 12. Путешествия.

ЛИТЕРАТУРА

1. История и религия. Минск, 1995.
2. Камышанова З.А., Камышанов К.А. 300 вопросов и ответов по истории и культуре Древнего мира. Ярославль, 1998.
3. Кишенкова О.В., Короткова М.В. История для любознательных. В 2 кн. Кн. 1. М., 1996.
4. Лебедева И.М. Организация и проведение исторических олимпиад в 6—9 классах. М., 1990.
5. Литвинов А.В. История становится ближе. М., 1996.
6. Мифология. Большой энциклопедический словарь. М., 1998.
7. Плутарх. Избранные жизнеописания. В 2 т. М., 1990.
8. Смирнов С.Г. Задачник по истории Древнего мира. М., 1994.
9. Трухина Н.Н. История Древней Греции. М., 1993.
10. Уколова В. Поделки из старого сундука // История. 1996, № 14.
11. Энциклопедия для детей. Т. 1. Всемирная история. М., 1993.

Татьяна БОБЕЙКО,
учитель истории,
гимназия-лаборатория Салахова,
г. Сургут

TopList