От имени...
|
Ведущий рубрики
Анатолий БЕРШТЕЙН |
Моего отца ранили в первый день
войны почти на границе с Польшей, в Белостоке, где
он строил аэродромы. Может быть, это и спасло ему
жизнь. В строй он вернулся только в конце 43-го…
9 Мая я всегда заставлял его надевать орденскую
колодку, которую сам как-то заказал в мастерской
и подарил ему на день рождения. Если получалось, в
этот день мы шли гулять. На него смотрели,
молодежь здоровалась, некоторые дарили цветы, а я
шел рядом и гордился.
Именно чувство гордости наполняет наших
сограждан, когда они вспоминают об Отечественной
войне: мы выстояли, победили, освободили других. И
только потом чувство скорби — какой ценой...
Мы знаем цифры погибших: раньше называли 20
миллионов, сейчас — 26 (или 28?).
Мы в общем знаем, что были секретные
советско-германские протоколы, которые помогли
гитлеровцам развязать агрессию против Польши и
начать Вторую мировую; что СССР, несмотря на всю,
казалось бы, очевидность надвигавшейся войны,
оказался к ней не готов, и это повлекло за собой
многочисленные жертвы в ее начале; что из-за
бездарности руководства были ужасающие «котлы»
— например, киевский в 1941 г., где были окружены
650 тыс. человек; мы знаем о миллионах пленных и
угнанных в Германию, о заградотрядах, с помощью
которых удалось остановить панику; теперь мы
знаем, чего стоило самодурное решение о взятии
того же Киева к празднику Октябрьской революции,
и «политическое» взятие Берлина — до прихода
союзников (в последней военной операции погибло
более 100 тыс. человек). А затем снова были
репрессии: и для тех, кто был в плену, и для
оставшихся на оккупированной территории… Мы уже
многое знаем, о многом слышали, но война есть
война, на нее, как говорится, все спишется, тем
более, победителей не судят: в конце концов, мы
разгромили фашизм и освободили от него Европу.
Но по этой логике: при Сталине был порядок,
Беломорканал сыграл важную хозяйственную роль, а
те же секретные протоколы с Гитлером — победа
советской дипломатии, давшая нашей стране два
лишних года подготовки к войне, к началу которой,
прямо скажем, мы так и не успели…
И все же, если советский период нашей истории в
целом оценивается в обществе хотя бы
противоречиво, Отечественная война по своему
смыслу и жертвенности — дело святое, и никому
не разрешено ее ничем замарать (т.е. говорить
жестокую, неприятную правду). В российской
истории осталась, пожалуй, единственная
«священная корова», которой нельзя касаться, а
можно только поклоняться — Великая
Отечественная война.
Когда в свое время появился советско-российский
документальный сериал «Неизвестная война», мы
уже кое-что знали не только об их войне, но и
о некоторых неприглядных сторонах нашей. Мы ведь
разговаривали со своими и чужими отцами, мы
читали книги: и «Будь здоров, школяр!» Окуджавы
(хотя вскоре ее изъяли из библиотек как
пацифистскую), и «Солдатскую правду» Астафьева, и
Константина Воробьева — про молоденьких
курсантов, в один день полегших под Москвой, и
Копелева — про мародерство и изнасилования на
освобожденной территории, и «Нелюдей»
Тендрякова, где описывалось, как, поддавшись
чувству мести, враз озверевши, наши солдаты
превратили в ледяную глыбу молоденького
немецкого паренька, которого до этого приютили у
себя, сделав чуть ли не сыном полка… Все было на
этой войне. В ней не могло не быть ложки дегтя, да
она и сама не бочка меда.
Многочисленные знания о войне и о том, как она
калечит души людей, постепенно стирали ее
романтизированный ореол. Война представлялась
уже даже не тяжелой работой, а страшной
повинностью, мученической борьбой, в том числе с
самими собой за сохранение человеческого облика.
Сразу после войны, по горячим следам Юнг написал
«Психологию нацизма». В частности, он рассказал,
как происходило покаяние немцев сразу после
войны. Схема приблизительно следующая: Гитлер и
СС — это, конечно, ужасно, но вермахт —
другое дело, они выполняли приказ; конечно,
немецкое государство ответственно за
развязывание войны, но ведь многие немцы
ничего не знали о концлагерях; к тому же они
защищали Европу от коммунизма, и вообще не надо
забывать, что перед войной уменьшилась
преступность, была ликвидирована безработица,
строились автобаны… Юнг констатировал: среди
многих немцев сквозит неприкрытое сожаление, что
они все-таки проиграли войну.
|
Скульптура В. Сидура
|
Мы же ее выиграли… Но до сих пор каждый
год — пусть в День Победы или в День Скорби,
возвращаясь памятью к войне, просматривая все
новые и старые документальные кадры под музыку
Шостаковича или Вагнера, слушая воспоминания
редеющих ветеранов, ощущается какая-то
недосказанность: не про саму войну, не хватает
какого-то послесловия, какой-то другой
тональности разговора, отсутствует точка. Если
война состоялась, значит, что-то не сделано было
для мира, значит, что-то стало большей ценностью,
чем жизнь и дома собственных граждан. И тогда, как
минимум, требуются пояснения, во имя чего
пролилось столько крови и можно ли было ее
избежать или уменьшить. Война, даже
отечественная, справедливая, победоносная,
требует строгого отчета власти перед обществом,
правдивой исповеди, и всегда — извинений. Ибо
война — всегда хирургическая операция без
наркоза. Надо извиняться хотя бы за боль. И
заканчивается война не тогда, когда похоронят
всех ее героев и жертв, но после того как самые
справедливые властители, национальные герои или
их преемники покаются перед своим народом за то,
что все-таки не смогли отстоять мир. И в
обязательном порядке — за те ошибки и
преступления, которые пришлось совершить.
Вопрос: может ли, должна ли страна-победитель
извиняться перед своим народом, извиняться не за
победу, а за ее превышенную по вине руководства
цену, и может или должен ли это делать
правопреемник власти? — для меня лично
затруднений с ответом не вызывает. Я уверен, что
нравственная ценность этого поступка
значительно выше для страны, народа, его
будущего, чем любая конъюнктура, политическая
или, тем более, популистская целесообразность.
|
Скульптура В. Сидура
|
Есть покаяние личное, интимное, а есть
покаяние в форме извинения государства перед
своим или чужим народом за грехи или огрехи
власти и ее политики. Речь идет о таком покаянии…
Послевоенная история человечества отмечена
событиями прилюдного покаяния глав государств —
от имени… (пусть даже и не по поручению). Папа
Римский от имени Католической церкви покаялся за
содеянное инквизицией, за несправедливые
обвинения и гонения евреев. Конрад Аденауэр и
Вилли Брандт — за преступления нацизма перед
человечеством (кто-то сказал: когда лидеры двух
стран становились на колени перед памятниками
жертвам, Германия подымалась с колен). Борис
Ельцин от лица правопреемника СССР, России,
покаялся перед поляками за Катынь. Он же, не
сказав, к сожалению, за что, извинился и перед
согражданами, когда уходил с поста президента. А
было бы хорошо, если бы конкретно — за Чечню. Если
мы, скрепя сердце, учимся извиняться перед чужими
народами, почему боимся — перед своим? Опять не
доверяем? Я не помню, чтобы извинялись за
Афганистан — как перед коренными афганцами, так
и перед согражданами. Никто так и не покаялся за
грехи сталинизма, и последствия не заставили
себя ждать — Сталин вновь популярен. Кто не
покаялся, тот не осознал, тот повторяет ошибки.
Когда Черчилль в мае 1940 г. обещал британцам много
крови, пота и слез, он таким образом обещал победу
любой ценой, ибо на другой чаше весов было
физическое выживание нации. Черчилль был честен,
он выполнил обещание, и ни ему, ни за него не надо
извиняться. А вот его предшественнику Чемберлену
и французскому премьеру Даладье, наверное,
есть за что — за Мюнхен. И Трумэну — за
Хиросиму и Нагасаки. И уж, наверняка, Джонсону —
за Вьетнам. А тогда Бушу-младшему, возможно, не
придется взваливать на будущего президента США
обязанность покаяться за Ирак.
Притом покаяние должно быть только полное, без
всяких но, ибо, как только появляется но,
главное читается после него. Родители и учителя,
судьи и психиатры хорошо знакомы с этой смесью
покаяния и страстной мстительности, покаяния и
агрессии. А покаяние не имеет ни коллективной
обороны, ни смягчающих обстоятельств. Оно не
суицидно, наоборот — жизнедеятельно, активно:
нужно искупать грехи. В психологическом смысле
покаяние — особое состояние сознания, состояние
активной совести, острого переживания своего
несовершенства, переживание стыда. Только
покаяние может трансформировать грех в чистую
боль.
Покаяние — не отказ от содеянного, а наоборот —
полное его принятие, но при этом — абсолютный
внутренний отказ его повторить. Покаяние —
глубинный отказ от повторения греха, но
постоянная память о нем.
|
|
Б. Ельцин в Катыни
|
В. Брандт перед
памятником жертвам
Варшавского гетто
|
Я уверен, что если бы наша власть
набралась отваги покаяться — пусть даже в
день светлого праздника Победы, пусть в скорбный
день начала войны — выразить глубокое сожаление
за столь великий урон в годы Великой
Отечественной, не снимая вины с себя, но разделив
ее часть с агрессором; если бы власть смогла не
только поклониться павшим и живым, но и
извиниться, какой бы это был праздник души.
Извинения государства перед своим народом за
напрасные жертвы ничуть, на мой взгляд, не умалят
подвиг народа, а только подчеркнут уважение к
нему, его мужеству, вере и стойкости. Это создаст
прецедент подотчетности власти перед обществом,
преемственность, в первую очередь,
ответственности, а не политики или привилегий.
Это вселит надежду, что власть, в противовес
давней российской традиции, перестала считать
свой народ пушечным мясом и начинает относиться
к нему бережно.
|
Скульптура В. Сидура
|
За последние годы руководство страной
смогло не ввязаться в конфликт в Югославии, в
войну в Афганистане, в войну в Ираке. Одни
говорят, что это признак слабости, другие
усматривают в этом исключительно конъюнктурный
расчет, но есть еще и объективная сторона вопроса
— в любом варианте такая «сберегательная»
внешняя политика нравственна. Хватит с нас на
ближайшее и далекое будущее внешних войн, у нас
еще старая, чеченская рана кровоточит.
Тот же Юнг крайне эмоционально высказался в
конце своей книги: «Поймем ли мы наконец раз и
навсегда, что любое правительство горячих
патриотов, подписывающее приказ о мобилизации,
нужно казнить немедленно и в полном составе?».
Его книга была написана сразу после Второй
мировой войны. Тем не менее еще много раз и для
очень многих, по крылатому выражению известного
советского писателя, послевоенные годы плавно
перетекали и продолжают перетекать в
предвоенные.
Если Вы хотите высказать свое мнение или
поспорить с автором этой статьи, направляйте
свои письма и реплики по адресу: 121165, Москва,
Киевская ул., 24. Редакция «История», или по
электронной почте Hisred@yandex.ru |