Недавно я перечитал одну повесть замечательного английского писателя, лауреата Нобелевской премии Уильяма Голдинга. Она называется «Чрезвычайный посол». Это — повесть-притча. Действие ее разворачивается в первые века новой эры. Во дворец римского Императора является ученый грек Фанокл. Он предлагает Императору, этому мудрецу на троне, прототипом которого послужил, очевидно, Марк Аврелий, создать невероятные вещи — боевой корабль, движимый силой пара, катапульту, бросающую самовзрывающиеся снаряды, которые могут уничтожать зараз целое войско… Император с видимым нежеланием соглашается.
И что же? Уже почти построенный корабль поджигает раб-гребец, который боится, что его лишат работы и кормежки, а значит, могут убить, как ненужный скот. Чудо-катапультой пытается завладеть враг Императора, метящий на римский престол, генерал Постумий. Изобретения не приносят счастья ни изобретателю, ни их обладателю.
Только в XX в. мы поняли, каким страшным и разрушительным оружием в руках человека и человечества может стать наука. И не в силу какого-то демонического характера законов природы и человеческого организма и психики, а потому, что таким «демонизмом» ее наделяет сам человек. Теперь знание часто развивается стараниями людей ограниченных, замерших в лабораторных кельях, как пчелы в ячейке. Но эти ограниченные невежды берутся судить обо всем — об истории, религии, нравственности, общественном устройстве. В результате получается что-то вроде тотальной «фоменковщины». Им невдомек, что мерка прогресса неприложима к моральным установлениям, к явлениям искусства и культуры, к религиозным прозрениям и обычаям. Конечно, среди ученых мы можем найти и другие образцы. На память приходит покойный академик Борис Раушенбах, один из создателей ракетной техники, математик, интересовавшийся историей искусства и богословием и бережно, с великим пониманием и проникновением открывавший новые горизонты познания.
Но противоядие этому ученому дикарству существует. Это — история, наука не о безличных законах общественного развития, а о человеке, находящемся в неостановимом потоке времени, наделенном свободой воли и нравственным чувством и выбирающим свой путь — к добру или злу, к красоте или безобразию, к истине или лжи. Нет, что ни говорите, а история — самая нужная наука!

Алексей САВЕЛЬЕВ,
главный редактор

TopList