Недавно я перечитал одну повесть
замечательного английского писателя, лауреата
Нобелевской премии Уильяма Голдинга. Она
называется «Чрезвычайный посол». Это —
повесть-притча. Действие ее разворачивается в
первые века новой эры. Во дворец римского
Императора является ученый грек Фанокл. Он
предлагает Императору, этому мудрецу на троне,
прототипом которого послужил, очевидно, Марк
Аврелий, создать невероятные вещи — боевой
корабль, движимый силой пара, катапульту,
бросающую самовзрывающиеся снаряды, которые
могут уничтожать зараз целое войско… Император
с видимым нежеланием соглашается.
И что же? Уже почти построенный корабль поджигает
раб-гребец, который боится, что его лишат работы и
кормежки, а значит, могут убить, как ненужный
скот. Чудо-катапультой пытается завладеть враг
Императора, метящий на римский престол, генерал
Постумий. Изобретения не приносят счастья ни
изобретателю, ни их обладателю.
Только в XX в. мы поняли, каким страшным и
разрушительным оружием в руках человека и
человечества может стать наука. И не в силу
какого-то демонического характера законов
природы и человеческого организма и психики, а
потому, что таким «демонизмом» ее наделяет сам
человек. Теперь знание часто развивается
стараниями людей ограниченных, замерших в
лабораторных кельях, как пчелы в ячейке. Но эти
ограниченные невежды берутся судить обо всем —
об истории, религии, нравственности,
общественном устройстве. В результате
получается что-то вроде тотальной
«фоменковщины». Им невдомек, что мерка прогресса
неприложима к моральным установлениям, к
явлениям искусства и культуры, к религиозным
прозрениям и обычаям. Конечно, среди ученых мы
можем найти и другие образцы. На память приходит
покойный академик Борис Раушенбах, один из
создателей ракетной техники, математик,
интересовавшийся историей искусства и
богословием и бережно, с великим пониманием и
проникновением открывавший новые горизонты
познания.
Но противоядие этому ученому дикарству
существует. Это — история, наука не о безличных
законах общественного развития, а о человеке,
находящемся в неостановимом потоке времени,
наделенном свободой воли и нравственным
чувством и выбирающим свой путь — к добру или
злу, к красоте или безобразию, к истине или лжи.
Нет, что ни говорите, а история — самая нужная
наука!
Алексей САВЕЛЬЕВ,
главный редактор |