Нет живописней русского наряда!Устный журнал
|
|
Тема. История развития
русского женского костюма.
Цель. Познакомить с историей развития
русского женского костюма. Совершенствовать
навыки работы со словарем и умение отбирать
наиболее важное, существенное из разных
источников. Воспитывать уважение, любовь к
народным традициям.
Методы. Рассказ, объяснения,
демонстрация, дидактическая игра.
Оборудование. Плакаты с рисунками: 1)
женский костюм XI—XIII вв.; 2) женский костюм
XV—XVII вв.; 3) XVIII в.; 4) женский купеческий
костюм XVIII в.; 5) аристократический костюм
XIX в.;
6) костюм провинциалки, купчихи, мещанки; 7) костюм
крестьянки севера и юга; 8) женский костюм XX в.
(1940-е, 1970-е, 1980-е гг.)
Оборудование игры. Репродукции картин с
изображением женщин в русских костюмах.
Подготовительная работа. Сообщить тему
урока и его задачи, направив усилия учащихся на
подготовку ключевых слов из различных
литературных источников.
Ключевые слова: кафтан, понева, запона,
убрус, повойник, душегрея, летник, кокошник,
вошвы, венец, панья, тюрнюры, веер, чалма,
редингот, корсет, кика, армяк.
ХОД УРОКА
Учитель приглашает ребят посмотреть выставку русского костюма на плакатах, развешанных в классе. Стихи, рассказывающие, как менялся русский костюм, могут читать заранее подготовленные ученики. В конце каждой рассматриваемой эпохи учитель задает вопросы, посвященные названию одежд или их деталей.
Учитель. Тема нашего урока — «История развития русского женского костюма». Я приглашаю вас на экскурсию по выставке, где можно увидеть как развивался, изменялся, совершенствовался костюм русской женщины с времен Древней Руси до наших дней.
Нам, россиянам, русского костюма
Историю полезно будет знать!
Костюм о людях призовет
подумать,
О быте, нравах может рассказать.
В себе не станем мы растить
невежду,
По
выставке пройдемся не спеша,
Рассмотрим древнерусскую одежду:
Не правда ли, проста и хороша?
Наряды древних скифов послужили,
Пожалуй, прототипом для нее.
Итак, что прежде женщины
носили?
У всех деталей имя есть свое:
Кафтан надет поверх рубахи
длинной,
Орнаментом украшенный внизу.
На голове — убрус под шапкой
чинной
Или повойник — оттенить красу.
Ну, горожанки шли в сапожках
новых,
Крестьянки чаще бегали в лаптях.
Носились и запоны, и поневы —
Детали поясню вам в двух словах.
Кафтан — это распашная верхняя одежда
женщины, ее переняли у мужчин, внеся изменения. Понева
— юбка, запахнутая поверх рубахи, состоящая
из прямого полотна, стянутая веревкой.
Запона — накладная, не сшитая по бокам
одежда из холста.
Убрус — полотняный белый платок,
сложенный треугольником и заколотый под
подбородком.
Повойник — головной убор типа чепца.
Что ж, в
Киевской Руси мы
побывали,
В Московскую войдем не впопыхах.
Что женщины, посмотрим, надевали
В пятнадцатом—семнадцатом
веках.
Поверх рубахи — красочной,
нарядной,
Как видим, русский сарафан надет.
Он облегает грудь фигуры ладной —
Красавице не нужен был корсет!
Наряд на узких лямках не стареет!
Вот, яркою украшена каймой,
На даме — распашная душегрея,
А вот и летник, ценный, расписной.
Расшиты
шелком, жемчугом и
златом
Бобровый ворот, плечи, рукава.
Уж как хозяйка летника богата,
Он заявлял и сам — к чему слова?
Убрус и здесь был кстати
для ношенья,
К лицу кокошник, ленты и венец,
Носились золотые украшенья —
В виде серег, браслетов и колец.
Был красочным и живописным очень
Руси Московской выходной наряд!
Давайте наши знания упрочим,
Еще раз на костюмы бросив взгляд.
Основной одеждой этого периода у женщин были: длинный
сарафан, душегрея — это
укороченный сарафан, летник — это
сильно расширенная книзу одежда с очень широкими
внизу рукавами — вошвами.
Кокошник — нарядный головной убор с
высокой передней частью.
Венец — лента, украшенная узором.
Неся культуру
русскому народу,
Царь Петр Первый ввел в своей
стране,
Как всем известно, западную моду.
Здесь юбку дамы — в пышной ширине,
На «панье» — на каркасе
небывалом —
Вы можете отметить как типаж,
И декольте, что плечи открывало,
И плотно облегающий корсаж.
Знать в париках, на каблуках
ходила,
В заморских тканях понимала толк —
Носила газ, и кружева, и шелк,
Узнала и румяна, и белила.
Вообще, костюм менялся год
от году —
Чепцы и шляпы пышные пошли,
А после «паньи» очень скоро в моду,
Тюрнюры, как на Западе, вошли
И силуэт костюма изменили,
Как видите — такой стал моден
впредь!
Наряды дамы разные носили,
Но русское в них трудно
рассмотреть.
Вопрос учителя. Что осталось от
прежнего русского костюма?
Ученики. Ничего.
Учитель. А какая же расшифровка
иностранных слов?
Панья — это нижняя юбка, обшитая
плотной тканью, на обручах и косточках из
китового уса.
Тюрнюры — юбки немного другого силуэта,
расширение боков заменяется профильной спинкой.
Веер — дополнение к костюму, шелковый
расписной, костяной или черепаховый, украшенный
легкой резьбой.
Купеческий костюм
Так лишь в
семействах знатных
одевались.
А женщины в домах, что
поскромней,
Не столь с
влияньем Запада
считались.
Вот молодая барышня, на ней
Мы русскую заметим душегрею,
И русскую рубаху — на другой.
Однако Запад с модою своею,
Как видно, повлиял на их покрой!
Рубахи декольтированней стали,
А душегрея больше прилегать,
Добавились и модные детали,
Каблук высокий стал преобладать,
Чалма у женщин модною считалась,
Обычно пестр и ярок стал наряд,
В нем русское с заморским
сочеталось,
Он был и живописен, и богат...
Чалма — головной убор из полотна, закрученный на голове.
И вот век девятнадцатый
на сцене....
Как на рисунок этот бросим взгляд —
Онегин вспоминается Евгений
Или Печорин — знать, в такой
наряд
Одеты были Ларина Татьяна
С княжною Мери... Стройный
силуэт,
На пышной юбке — кружева,
воланы,
А талия затянута в корсет.
Предельно дама плечи открывала
Повсюду — как в Париже, так
в Москве,
Ведь Франция для всей Европы стала
Законодательницей мод. И не внове
Для барышень московских шляпки
были
С бантами иль вуалью, редингот,
Они, как платье верхнее, носили,
Дружа с законодательницей мод —
К ним Франция как будто ближе
стала,
Открыв в России магазинов сеть,
Распространяя модные журналы,
Им оставалось лишь свой вкус
иметь!
Редингот — верхнее платье для
прогулок (маленький лиф, прямая узкая юбка).
Корсет — деталь нижнего белья,
предназначенная для утягивания талии, торса.
Купчиха, провинциалка,
мещанка. XIX век
А вот костюмы женщин
из народа —
Париж влиял по-своему на них.
Была уже «купеческая» мода —
Хоть одеянья пышные купчих
Нередко в модных лавках покупались
Или в самом Париже, например, —
Они богачкам скромными казались
И украшались свыше всяких мер.
Банты и перья пришивались лихо —
Наряд изящным назовешь едва ль!
Поверх же этой роскоши купчиха
Богатую набрасывала шаль.
Столичные купчихи обгоняли
Провинциалок в моде лет на пять.
Мещанки тоже в моде отставали,
Хотя ее стремились перенять.
Приветствовались вышивки
и ленты —
Наряд незнатной женщины всегда
Включал народной моды элементы,
Заметней в деревнях, чем в городах.
Основные элементы костюма: рубашка с пышными рукавами, суженными книзу, сарафан, душегрея с плотно прилегающими коротким лифом и сильно собранной баской, поверх сарафана фартук, который подпоясывался под грудью.
Народный костюм.
XIX век
Костюм
крестьянки — он
традиционно
Носил национальные черты.
И не касался Запад просвещенный
Его своеобразной красоты!
Всё те же сарафаны надевались,
Поневы и рубахи без затей.
А все ж наряды женщин
различались
Из северных и южных областей!
На севере носили сарафаны
Из однотонной ткани, из холста,
Из крашенины, шерсти домотканой.
И лишь отделки яркой красота
Нарядный вид костюму придавала,
А на рубахах вышивка всегда
Событиям особым отвечала —
Для свадьбы, сельских праздников,
труда...
Крестьянки юга — те предпочитали
Поверх рубах поневы надевать,
Узором по подолу украшались,
Но юбки было
принято считать
Нарядом женским. Девушки носили
Поверх рубахи фартук иль армяк,
На совершеннолетие им шили
Поневы-юбки, вот бывало как!
На Севере кокошник надевали,
Расшитые узорами венцы,
На Юге кики им предпочитали
А к юбкам пришивали бубенцы.
А фартук иль передник
повсеместно
Стремились для нарядности носить,
Узором украшали интересным,
Умели шелком, бисером расшить.
Нет живописней все ж, отметить
надо,
Национально русского наряда!
Кика — головной убор в виде
полумесяца.
Армяк — фартук, украшенный узором.
Палитра моды
красочна, богата,
Как видите, в любые времена.
В историю ушел уж век
двадцатый —
В нем потрясений, перемен страна.
Россия наша много испытала,
И мода изменялась все скорей —
Она разнообразной, гибкой стала,
Все стало в ней и проще, и сложней.
С годами юбки делались короче,
А женский гардероб все богател.
Все силуэты будто между прочим,
Двадцатый век переменить сумел.
Какие только платья ни носили,
Каких деталей ни изобрели!
Давайте вспомним основные стили
И все, что на уроках мы прошли.
Основные стили в одежде: классический,
романтический, спортивный.
Силуэт можно сравнивать с
геометрическими фигурами: прямой, трапеция,
полуприлегающий, приталенный.
По характеру одежда может быть: деловая,
нарядная, спортивная.
В гардеробе женщины кроме сарафана,
юбки, платья появились жилеты, блузки, брюки,
деловые костюмы, халаты и т.д.
Учитель. Экскурсия наша завершена, а
закрепить полученные знания нам поможет игра «Узнай
костюм».
Правила игры. В представленных репродукциях
известных художников вам надо описать элементы
костюма, сказать, к какому веку он относится и кто
его хозяйка.
Репродукции. К.П. Брюллов. Всадница
(1832); В.Л. Боровиковский. Портрет Марии
Ивановны Лопухиной (1797); К.А. Сомов. Дама в
голубом платье (1900); А.П. Рябушкин «Втерся
парень в хоровод...» (1902); А.Г. Венецианов.
Крестьянка с васильками. И.П. Аргунов. Портрет
неизвестной крестьянки в русском костюме (1784); В.А.
Бакшеев. Девушка, кормящая голубей (1887); К.А.
Коровин. У балкона (1886).
Каминская М.Н. История костюма. М.: Легкая
индустрия, 1977.
Васильченко Л.П. Быт славян. Томск: Красное
знамя, 2001.
Учебник «Технология. 7 класс» (вариант для
девочек) / Под ред. В.Д. Симоненко.
М.: Вентана-Граф, 1999.
Я познаю мир. Детск. энцикл.: Культура / Авт.-сост.
Н.В. Чудакова. М.: АСТ, 1996.
Вера ГРИШКО,
учитель технологии,
гимназия № 56,
г. Томск