nau.gif (1265 bytes)

 

Нет живописней русского наряда!

Устный журнал
«История развития русского женского костюма»

 

Вспомогательный материал для внеклассной работы по истории русской культуры. Материал прислан на фестиваль «Открытый урок».

Тема. История развития русского женского костюма.
Цель. Познакомить с историей развития русского женского костюма. Совершенствовать навыки работы со словарем и умение отбирать наиболее важное, существенное из разных источников. Воспитывать уважение, любовь к народным традициям.
Методы. Рассказ, объяснения, демонстрация, дидактическая игра.
Оборудование. Плакаты с рисунками: 1) женский костюм XI—XIII вв.; 2) женский костюм XV—XVII вв.; 3) XVIII в.; 4) женский купеческий костюм XVIII в.; 5) аристократический костюм XIX в.;
6) костюм провинциалки, купчихи, мещанки; 7) костюм крестьянки севера и юга; 8) женский костюм XX в. (1940-е, 1970-е, 1980-е гг.)
Оборудование игры. Репродукции картин с изображением женщин в русских костюмах.
Подготовительная работа. Сообщить тему урока и его задачи, направив усилия учащихся на подготовку ключевых слов из различных литературных источников.
Ключевые слова: кафтан, понева, запона, убрус, повойник, душегрея, летник, кокошник, вошвы, венец, панья, тюрнюры, веер, чалма, редингот, корсет, кика, армяк.

ХОД УРОКА

Учитель приглашает ребят посмотреть выставку русского костюма на плакатах, развешанных в классе. Стихи, рассказывающие, как менялся русский костюм, могут читать заранее подготовленные ученики. В конце каждой рассматриваемой эпохи учитель задает вопросы, посвященные названию одежд или их деталей.

Учитель. Тема нашего урока — «История развития русского женского костюма». Я приглашаю вас на экскурсию по выставке, где можно увидеть как развивался, изменялся, совершенствовался костюм русской женщины с времен Древней Руси до наших дней.

XI—XIII века

Нам, россиянам, русского костюма
Историю полезно будет знать!
Костюм о людях призовет
подумать,
О быте, нравах может рассказать.
В себе не станем мы растить
невежду,
По выставке пройдемся не спеша,
Рассмотрим древнерусскую одежду:
Не правда ли, проста и хороша?
Наряды древних скифов послужили,
Пожалуй, прототипом для нее.
Итак, что прежде женщины
носили?
У всех деталей имя есть свое:
Кафтан надет поверх рубахи
длинной,
Орнаментом украшенный внизу.
На голове — убрус под шапкой
чинной
Или повойник — оттенить красу.
Ну, горожанки шли в сапожках
новых,
Крестьянки чаще бегали в лаптях.
Носились и запоны, и поневы —
Детали поясню вам в двух словах.

Ответы учеников на вопросы учителя

Кафтан — это распашная верхняя одежда женщины, ее переняли у мужчин, внеся изменения. Понева — юбка, запахнутая поверх рубахи, состоящая из прямого полотна, стянутая веревкой.
Запона — накладная, не сшитая по бокам одежда из холста.
Убрус — полотняный белый платок, сложенный треугольником и заколотый под подбородком.
Повойник — головной убор типа чепца.

XV—XVII века

Что ж, в Киевской Руси мы
побывали,
В Московскую войдем не впопыхах.
Что женщины, посмотрим, надевали
В пятнадцатом—семнадцатом
веках.
Поверх рубахи — красочной,
нарядной,
Как видим, русский сарафан надет.
Он облегает грудь фигуры ладной —
Красавице не нужен был корсет!
Наряд на узких лямках не стареет!
Вот, яркою украшена каймой,
На даме — распашная душегрея,
А вот и летник, ценный, расписной.
Расшиты шелком, жемчугом и
златом
Бобровый ворот, плечи, рукава.
Уж как хозяйка летника богата,
Он заявлял и сам — к чему слова?
Убрус и здесь был кстати
для ношенья,
К лицу кокошник, ленты и венец,
Носились золотые украшенья —
В виде серег, браслетов и колец.
Был красочным и живописным очень
Руси Московской выходной наряд!
Давайте наши знания упрочим,
Еще раз на костюмы бросив взгляд.

Ответы учеников

Основной одеждой этого периода у женщин были: длинный сарафан, душегрея — это укороченный сарафан, летник — это сильно расширенная книзу одежда с очень широкими внизу рукавами — вошвами.
Кокошник — нарядный головной убор с высокой передней частью.
Венец — лента, украшенная узором.

XVIII век

Неся культуру русскому народу,
Царь Петр Первый ввел в своей
стране,
Как всем известно, западную моду.
Здесь юбку дамы — в пышной ширине,
На «панье» — на каркасе
небывалом —
Вы можете отметить как типаж,
И декольте, что плечи открывало,
И плотно облегающий корсаж.
Знать в париках, на каблуках
 ходила,
В заморских тканях понимала толк —
Носила газ, и кружева, и шелк,
Узнала и румяна, и белила.
Вообще, костюм менялся год
от году —
Чепцы и шляпы пышные пошли,
А после «паньи» очень скоро в моду,
Тюрнюры, как на Западе, вошли
И силуэт костюма изменили,
Как видите — такой стал моден
впредь!
Наряды дамы разные носили,
Но русское в них трудно
рассмотреть.

Вопрос учителя. Что осталось от прежнего русского костюма?
Ученики. Ничего.
Учитель. А какая же расшифровка иностранных слов?
Панья — это нижняя юбка, обшитая плотной тканью, на обручах и косточках из китового уса.
Тюрнюры — юбки немного другого силуэта, расширение боков заменяется профильной спинкой.
Веер — дополнение к костюму, шелковый расписной, костяной или черепаховый, украшенный легкой резьбой.

XVIII век

Купеческий костюм

Так лишь в семействах знатных
одевались.
А женщины в домах, что
поскромней,
Не столь с влияньем Запада
считались.
Вот молодая барышня, на ней
Мы русскую заметим душегрею,
И русскую рубаху — на другой.
Однако Запад с модою своею,
Как видно, повлиял на их покрой!
Рубахи декольтированней стали,
А душегрея больше прилегать,
Добавились и модные детали,
Каблук высокий стал преобладать,
Чалма у женщин модною считалась,
Обычно пестр и ярок стал наряд,
В нем русское с заморским
сочеталось,
Он был и живописен, и богат...

Чалма — головной убор из полотна, закрученный на голове.

XIX век

И вот век девятнадцатый
на сцене....
Как на рисунок этот бросим взгляд —
Онегин вспоминается Евгений
Или Печорин — знать, в такой
наряд
Одеты были Ларина Татьяна
С княжною Мери... Стройный
силуэт,
На пышной юбке — кружева,
воланы,
А талия затянута в корсет.
Предельно дама плечи открывала
Повсюду — как в Париже, так
в Москве,
Ведь Франция для всей Европы стала
Законодательницей мод. И не внове
Для барышень московских шляпки
были
С бантами иль вуалью, редингот,
Они, как платье верхнее, носили,
Дружа с законодательницей мод —
К ним Франция как будто ближе
стала,
Открыв в России магазинов сеть,
Распространяя модные журналы,
Им оставалось лишь свой вкус
иметь!

Редингот — верхнее платье для прогулок (маленький лиф, прямая узкая юбка).
Корсет — деталь нижнего белья, предназначенная для утягивания талии, торса.

Купчиха, провинциалка,
мещанка. XIX век

А вот костюмы женщин
из народа —
Париж влиял по-своему на них.
Была уже «купеческая» мода —
Хоть одеянья пышные купчих
Нередко в модных лавках покупались
Или в самом Париже, например, —
Они богачкам скромными казались
И украшались свыше всяких мер.
Банты и перья пришивались лихо —
Наряд изящным назовешь едва ль!
Поверх же этой роскоши купчиха
Богатую набрасывала шаль.
Столичные купчихи обгоняли
Провинциалок в моде лет на пять.
Мещанки тоже в моде отставали,
Хотя ее стремились перенять.
Приветствовались вышивки
и ленты —
Наряд незнатной женщины всегда
Включал народной моды элементы,
Заметней в деревнях, чем в городах.

Основные элементы костюма: рубашка с пышными рукавами, суженными книзу, сарафан, душегрея с плотно прилегающими коротким лифом и сильно собранной баской, поверх сарафана фартук, который подпоясывался под грудью.

Народный костюм.
XIX век

Костюм крестьянки — он
традиционно
Носил национальные черты.
И не касался Запад просвещенный
Его своеобразной красоты!
Всё те же сарафаны надевались,
Поневы и рубахи без затей.
А все ж наряды женщин
различались
Из северных и южных областей!
На севере носили сарафаны
Из однотонной ткани, из холста,
Из крашенины, шерсти домотканой.
И лишь отделки яркой красота
Нарядный вид костюму придавала,
А на рубахах вышивка всегда
Событиям особым отвечала —
Для свадьбы, сельских праздников,
труда...
Крестьянки юга — те предпочитали
Поверх рубах поневы надевать,
Узором по подолу украшались,
Но юбки было принято считать
Нарядом женским. Девушки носили
Поверх рубахи фартук иль армяк,
На совершеннолетие им шили
Поневы-юбки, вот бывало как!
На Севере кокошник надевали,
Расшитые узорами венцы,
На Юге кики им предпочитали
А к юбкам пришивали бубенцы.
А фартук иль передник
повсеместно
Стремились для нарядности носить,
Узором украшали интересным,
Умели шелком, бисером расшить.
Нет живописней все ж, отметить
надо,
Национально русского наряда!

Кика — головной убор в виде полумесяца.
Армяк — фартук, украшенный узором.

XX век

Палитра моды красочна, богата,
Как видите, в любые времена.
В историю ушел уж век
двадцатый —
В нем потрясений, перемен страна.
Россия наша много испытала,
И мода изменялась все скорей —
Она разнообразной, гибкой стала,
Все стало в ней и проще, и сложней.
С годами юбки делались короче,
А женский гардероб все богател.
Все силуэты будто между прочим,
Двадцатый век переменить сумел.
Какие только платья ни носили,
Каких деталей ни изобрели!
Давайте вспомним основные стили
И все, что на уроках мы прошли.

Основные стили в одежде: классический, романтический, спортивный.
Силуэт можно сравнивать с геометрическими фигурами: прямой, трапеция, полуприлегающий, приталенный.
По характеру одежда может быть: деловая, нарядная, спортивная.
В гардеробе женщины кроме сарафана, юбки, платья появились жилеты, блузки, брюки, деловые костюмы, халаты и т.д.
Учитель. Экскурсия наша завершена, а закрепить полученные знания нам поможет игра «Узнай костюм».
Правила игры.
В представленных репродукциях известных художников вам надо описать элементы костюма, сказать, к какому веку он относится и кто его хозяйка.
Репродукции. К.П. Брюллов. Всадница (1832); В.Л. Боровиковский. Портрет Марии Ивановны Лопухиной (1797); К.А. Сомов. Дама в голубом платье (1900); А.П. Рябушкин «Втерся парень в хоровод...» (1902); А.Г. Венецианов. Крестьянка с васильками. И.П. Аргунов. Портрет
неизвестной крестьянки в русском костюме (1784); В.А. Бакшеев. Девушка, кормящая голубей (1887); К.А. Коровин. У балкона (1886).

Рекомендуемая литература

Каминская М.Н. История костюма. М.: Легкая индустрия, 1977.
Васильченко Л.П. Быт славян. Томск: Красное знамя, 2001.
Учебник «Технология. 7 класс» (вариант для девочек) / Под ред. В.Д. Симоненко.
М.: Вентана-Граф, 1999.
Я познаю мир. Детск. энцикл.: Культура / Авт.-сост. Н.В. Чудакова. М.: АСТ, 1996.

Вера ГРИШКО,
учитель технологии,
гимназия № 56,
г. Томск

TopList