Достопамятные орловцы

Центральный фасад с главным входом
Центральный фасад с главным входом
Литературный музей — Дом Т.Н. Грановского
Материал может быть использован при подготовке интегрированного урока по литературе и истории на тему «Общественное движение после декабристов.
Люди 1840-х годов». 8-й класс.

В 1918 г. к 100-летию со дня рождения И.С.Тургенева в Орле был открыт музей-библиотека его имени. С первых дней основания там возникла прекрасная традиция — пополнять фонды не только предметами, связанными с именем великого писателя, но и материалами о других достопамятных орловцах. Пройдут годы, и музей откроет свои филиалы, в которых представит накопленные сокровища. Так начинается история одного из орловских литературных музеев — Дома Т.Н.Грановского. По подбору представленных в нем имен, эпохе (середина ХIХ в.) — это элитарный музей. Посетителя здесь ждет не прослушивание экскурсии-лекции, а серьезное размышление о нашей истории, о людях, которые были ее цветом и гордостью.

Дом Т.Н. Грановского — один из сохранившихся «осколков» городской архитектуры старого Орла. Его внешний облик, внутренняя анфилада комнат позволяют ощутить атмосферу жизни и быта провинциального мелкопоместного дворянства уже далекой от нас, ушедшей в небытие эпохи.
История этого дома и места, где он стоит, связана с именем Тимофея Ефимовича Грановского. Когда-то он сделал блестящую служебную карьеру, добился дворянского звания, удачно женился. В 25 верстах от Орла (ныне Урицкий район Орловской области) купил имение в сельце Погорелец. В Орле обзавелся несколькими домами. Сторожилы города, губернские газетные источники утверждали, что в одном из них родился и жил первые годы его внук — Тимофей Николаевич Грановский, будущий профессор всеобщей истории Московского университета.
Сегодня в Государственном архиве Орловской области (в фонде Орловской области, в фонде палаты гражданского суда) обнаружен уникальный документ, подтверждающий, что на месте музея действительно стоял дом, принадлежавший деду нашего известного земляка. Это — дарственная, оформленная в марте 1849 г. майоршей К.А.Чернявской своей дочери, где записано: «потомственное владение благоприобретенное, обгоревшее (после пожара 1848 г. в г. Орле) дворое место, доставшееся мне по купчей крепости 22 июля 1814 г. от коллежского асессора Тимофея Ефимовича Грановского».

Зал П.И. Якушкина Зал Т.Н. Грановского
Зал П.И. Якушкина
Зал Т.Н. Грановского

Спустя почти столетие, в 1954 г., исполнительный комитет Орловского областного Совета депутатов трудящихся принял постановление «Об увековечении памяти славных уроженцев Орловщины, которые своими заслугами в общественной деятельности, в науке, литературе и искусстве способствовали укреплению и просвещению нашей Родины». Через три года было принято уже конкретное постановление «О передаче жилого дома № 24 по ул. 7-го Ноября в г.Орле в постоянное пользование музею И.С.Тургенева ... и использовании его для организации филиала музея И.С.Тургенева».
Тогда на бывшей Введенской улице (ныне 7 Ноября) был открыт музей писателей-орловцев, в котором нашлось место и для Т.Н. Грановского. В 1985 г. музей обрел свое второе рождение. Была открыта новая экспозиция, а сам музей получил имя хозяина дома.
Его специфика определяется представленными именами: Т.Н.Грановский, П.В.Киреевский, П.И.Якушкин, Д.И.Писарев, Марко Вовчок. Знакомые и малознакомые имена и фамилии… Каких-то 150—170 лет назад это были (да и сейчас есть!) уважаемые граждане России, кумиры молодежи. И все так или иначе оказались связанными тесными узами с Орловской губернией и Орлом. Для одних этот край был малой родиной, родовым гнездом. Для других — творческой лабораторией, местом напряженной работы.
Здесь, в самом центре России, вдали от столичного блеска именитые орловцы жили разнообразной и внутренне напряженной жизнью: с утонченным и всесторонним образованием; с периодическими поездками за границу, позволяющими по-новому увидеть свою страну; с жаждой к созерцательному наслаждению; с традициями барского гостеприимства; со стремлением к природе.
Мужицкие избы, дружба с крестьянами, народные песни, предания — все это присутствовало в их биографиях. И, возможно, именно связь с затухающей провинциальной культурой, с «народом и землей» определила в них с детства то чувство родины, которое в дальнейшем реализуется в проблематике их исследований, в их миссии по спасению и сохранению духовных основ русской нации и русской культуры, в состоянии их душ, в приложении к ним понятия «просветительство».
Но не только органическая связь мыслителей с их малой родиной стала содержанием экспозиции музея. Важная смысловая ее часть — их биографии и творческое наследие как олицетворение русской культурной мысли XIX в.
Тимофей Николаевич Грановский (1813—1855), профессор Московского университета, ученый-медиевист, был одним из лидеров русского западничества, зародившегося и развивающегося в России XIX в. как ведущее наряду со славянофильством. Сегодня экспозиция о нем размещается в двух залах музея. Здесь хранятся документы, прижизненные публикации, книги, связанные с именем ученого.
В 1849 г. Т.Н.Грановский блестяще защитил докторскую диссертацию на тему «Аббат Сугерий». Один из ее экземпляров с автографом историка, адресованным одному из учеников — Ивану Алексеевичу Головнину, представлен в экспозиции.
Вот чудом сохранившиеся визитные карточки Т.Н.Грановского и его супруги, Елизаветы Богдановны Грановской, на русском и французском языках. Они — напоминание о ХIХ в. и его традициях.

Мемориальные вещи П.В. Киреевского и книги его личной библиотеки

Анфилада залов с портретом П.В. Киреевского

Мемориальные вещи
П.В. Киреевского и книги
его личной библиотеки
Анфилада залов
с портретом
П.В. Киреевского

Своеобразным знаком уважения орловцев к памяти своего земляка стало создание его портрета. На рубеже XIX и XX вв. в Орловском дворянском собрании была открыта портретная галерея — «замечательных уроженцев Орловской губернии, составивших честь и славу своей страны» — А.Фета, А.Апухтина, Н.Лескова, И.Тургенева, Т.Грановского, П.Киреевского. Позднее архивная ученая комиссия передала их с рядом других предметов в фонды тургеневского музея. Пройдут годы, и портреты Т.Грановского и П.Киреевского украсят экспозицию Дома Т.Н.Грановского.
Вклад Петра Васильевича Киреевского (1808—1856) в развитие отечественной культуры состоит в создании грандиозного «Собрания русских народных песен», равного которому нет в мире. Кроме того, он заложил методологические основы исследования народной песенной поэзии в России, а также выступил вместе со своим старшим братом Иваном в качестве одного из основоположников славянофильского направления.
Жемчужина музея — личная библиотека фольклориста. Она поступила в Гослитмузей И.С.Тургенева в 1927 г. из Орловской губернской центральной библиотеки и насчитывает 229 томов. Немногочисленные пометы, маргиналии, владельческие знаки — свидетельства их ценности для владельца.
Особый раздел — рукописные книги. Например, «Переписка Переславзалесского монастыря игумена Питирима со старообрядами нижегородских скитов» (в кожаном переплете, обгорелая, на форзаце — запись карандашом с указанием года «7224/1718»); «Путешествие из Санкт-Петербурга в Москву» А.Н. Радищева (Список 1790 г.). Павел Иванович Якушкин (1822—1872) вместе с П.В. Киреевским стоял у истоков отечественной фольклористики. Был также этнографом, писателем. Одним из первых сумел оценить и передать в фольклорных записях подлинную душу народной поэзии. Еще при жизни Павла Ивановича зародился некий якушкинский миф, в котором он предстает не только как знаток фольклора, но и как носитель фольклорной традиции.
Всей России стала известна история, рассказанная Н.С. Лесковым о Якушкине, с которым он был хорошо знаком (кстати, единственное в XIX в. издание сочинений П.И. Якушкина и воспоминаний о нем можно увидеть только (!) в музее). Итак, Лесков вспоминал:
«...В Париже, в Пале-Рояле... продавали его фотографические карточки (копии с фотографии Берестова и Щетинина), под которыми по-французски было написано “Pougatscheff”.
...Я убеждал одного из палерояльских торговцев, что изображенное лицо совсем не Пугачев, а современный русский писатель Якушкин, но француз не поверил и сказал, что он это лучше знает. Под обозначением “Пугачев” фотографии Якушкина, разумеется, шли бойче.
Я привез в Россию и раздарил здесь несколько таких карточек с обозначением “Pougatscheff”».
Личность Дмитрия Ивановича Писарева (1840—1868) являлась воплощением западничества, наиболее полно представленного в поздний период, в 1860-е гг., радикальными демократами. Сферой его деятельности оказалась литературная критика, публицистика. Исключительный литературный талант, удивительное чувство времени, безоглядная смелость в критике любых принципов и авторитетов, высказанная с залихватским юношеским максимализмом — это все Писарев.
Об этом рассказывают немногие уцелевшие и представленные в музее экспонаты. Хрустальные бокалы, которые, по легенде, были изготовлены по заказу родителей Д.И. Писарева в Саксонии в середине XIX в. Дворянский герб рода Писаревых. Фотографии отца, Ивана Ивановича Писарева, и матери, Варвары Дмитриевны Писаревой. Свидетельство о рождении Мити Писарева. Аттестат об окончании им 3-й Петербургской классической гимназии. Первые литературные опыты, опубликованные в «Рассвете». Старые номера «Русского слова» со статьями молодого критика, посвященные самым разным проблемам современности — литературе, искусству, естествознанию, политике, международным отношениям. Письмо петербургского издателя Ф.Ф.Павленкова с предложением издать собрание сочинений популярного 26-летнего критика. Наконец, старая гравюра с изображением курортного городка Дуббельн (Дубулты) на Рижском взморье, в котором так нелепо, трагически оборвалась жизнь молодого человека.
Марко Вовчок (урожденная Мария Александровна Вилинская, в замужестве Маркович) (1833—1907) — литературный псевдоним писательницы демократического толка. Тема ее творчества — жизнь и духовное наследие русского и украинского народов. Мария Александровна была духовно близка со своим троюродным братом Д.И.Писаревым. В трудное для него время (после освобождения из тюрьмы) именно она протянула руку помощи, поддержала морально, вселила веру в будущее. Она же оказалась последней, кто видел его живым...
Вот так, через судьбы достопамятных орловцев мы можем оглянуться назад, окунуться в наше прошлое, прикоснуться к эпохе, спocoбcтвовавшей пpoявлeнию их таланта. И это не праздное любопытство. Сегодняшнему обществу необходим надлежащий фундамент — отечественная история, жизнь известных людей и такие «узелки» памяти, как родовые гнезда и музеи.
В Орле такие музеи есть. И неважно, какое количество музейных предметов в экспозиции расскажет о жизни и деятельности именитых орловцев. Главное, о них здесь помнят…...


Дом Т.Н. Грановского работает с 10 до 17 часов. В пятницу — выходной.
Тел. 76-34-65.
Адрес музея: 302028, г. Орел, ул. 7 Ноября, дом 24.
Проезд: авт. № 3, 4, 7, 11, 18, тролл. № 3, 4, 6, 7, 8 до остановки
«Музей И.С. Тургенева».

Елена СТЕПАНОВА,
старший научный сотрудник
Дома Т.Н. Грановского

TopList