Достопамятные орловцы
|
Центральный фасад с главным входом
|
Литературный музей — Дом
Т.Н. Грановского
Материал
может быть использован при подготовке
интегрированного урока по литературе и истории
на тему «Общественное движение после
декабристов.
Люди 1840-х годов». 8-й класс. |
|
В 1918 г. к 100-летию со дня рождения
И.С.Тургенева в Орле был открыт музей-библиотека
его имени. С первых дней основания там возникла
прекрасная традиция — пополнять фонды не
только предметами, связанными с именем великого
писателя, но и материалами о других
достопамятных орловцах. Пройдут годы, и музей
откроет свои филиалы, в которых представит
накопленные сокровища. Так начинается история
одного из орловских литературных музеев — Дома
Т.Н.Грановского. По подбору представленных в нем
имен, эпохе (середина ХIХ в.) — это элитарный
музей. Посетителя здесь ждет не прослушивание
экскурсии-лекции, а серьезное размышление о
нашей истории, о людях, которые были ее цветом и
гордостью.
Дом Т.Н. Грановского — один из сохранившихся
«осколков» городской архитектуры старого Орла.
Его внешний облик, внутренняя анфилада комнат
позволяют ощутить атмосферу жизни и быта
провинциального мелкопоместного дворянства уже
далекой от нас, ушедшей в небытие эпохи.
История этого дома и места, где он стоит, связана
с именем Тимофея Ефимовича Грановского. Когда-то
он сделал блестящую служебную карьеру, добился
дворянского звания, удачно женился. В 25 верстах
от Орла (ныне Урицкий район Орловской области)
купил имение в сельце Погорелец. В Орле обзавелся
несколькими домами. Сторожилы города, губернские
газетные источники утверждали, что в одном из них
родился и жил первые годы его внук — Тимофей
Николаевич Грановский, будущий профессор
всеобщей истории Московского университета.
Сегодня в Государственном архиве Орловской
области (в фонде Орловской области, в фонде
палаты гражданского суда) обнаружен уникальный
документ, подтверждающий, что на месте музея
действительно стоял дом, принадлежавший деду
нашего известного земляка. Это — дарственная,
оформленная в марте 1849 г. майоршей
К.А.Чернявской своей дочери, где записано:
«потомственное владение благоприобретенное,
обгоревшее (после пожара 1848 г. в г. Орле)
дворое место, доставшееся мне по купчей крепости
22 июля 1814 г. от коллежского асессора Тимофея
Ефимовича Грановского».
|
|
Зал П.И. Якушкина
|
Зал Т.Н. Грановского
|
Спустя почти столетие, в 1954 г.,
исполнительный комитет Орловского областного
Совета депутатов трудящихся принял
постановление «Об увековечении памяти славных
уроженцев Орловщины, которые своими заслугами в
общественной деятельности, в науке, литературе и
искусстве способствовали укреплению и
просвещению нашей Родины». Через три года было
принято уже конкретное постановление «О
передаче жилого дома № 24 по ул. 7-го Ноября в
г.Орле в постоянное пользование музею
И.С.Тургенева ... и использовании его для
организации филиала музея И.С.Тургенева».
Тогда на бывшей Введенской улице (ныне 7 Ноября)
был открыт музей писателей-орловцев, в котором
нашлось место и для Т.Н. Грановского. В 1985 г. музей
обрел свое второе рождение. Была открыта новая
экспозиция, а сам музей получил имя хозяина дома.
Его специфика определяется представленными
именами: Т.Н.Грановский, П.В.Киреевский,
П.И.Якушкин, Д.И.Писарев, Марко Вовчок. Знакомые и
малознакомые имена и фамилии… Каких-то 150—170 лет
назад это были (да и сейчас есть!) уважаемые
граждане России, кумиры молодежи. И все так или
иначе оказались связанными тесными узами с
Орловской губернией и Орлом. Для одних этот край
был малой родиной, родовым гнездом. Для других —
творческой лабораторией, местом напряженной
работы.
Здесь, в самом центре России, вдали от столичного
блеска именитые орловцы жили разнообразной и
внутренне напряженной жизнью: с утонченным и
всесторонним образованием; с периодическими
поездками за границу, позволяющими по-новому
увидеть свою страну; с жаждой к созерцательному
наслаждению; с традициями барского
гостеприимства; со стремлением к природе.
Мужицкие избы, дружба с крестьянами, народные
песни, предания — все это присутствовало в их
биографиях. И, возможно, именно связь с
затухающей провинциальной культурой, с «народом
и землей» определила в них с детства то чувство
родины, которое в дальнейшем реализуется в
проблематике их исследований, в их миссии по
спасению и сохранению духовных основ русской
нации и русской культуры, в состоянии их душ, в
приложении к ним понятия «просветительство».
Но не только органическая связь мыслителей с их
малой родиной стала содержанием экспозиции
музея. Важная смысловая ее часть — их биографии и
творческое наследие как олицетворение русской
культурной мысли XIX в.
Тимофей Николаевич Грановский (1813—1855), профессор
Московского университета, ученый-медиевист, был
одним из лидеров русского западничества,
зародившегося и развивающегося в России XIX в.
как ведущее наряду со славянофильством. Сегодня
экспозиция о нем размещается в двух залах музея.
Здесь хранятся документы, прижизненные
публикации, книги, связанные с именем ученого.
В 1849 г. Т.Н.Грановский блестяще защитил
докторскую диссертацию на тему «Аббат Сугерий».
Один из ее экземпляров с автографом историка,
адресованным одному из учеников — Ивану
Алексеевичу Головнину, представлен в экспозиции.
Вот чудом сохранившиеся визитные карточки
Т.Н.Грановского и его супруги, Елизаветы
Богдановны Грановской, на русском и французском
языках. Они — напоминание о ХIХ в. и его
традициях.
|
|
Мемориальные вещи
П.В. Киреевского и книги
его личной библиотеки
|
Анфилада залов
с портретом
П.В. Киреевского
|
Своеобразным знаком уважения орловцев
к памяти своего земляка стало создание его
портрета. На рубеже XIX и XX вв. в Орловском
дворянском собрании была открыта портретная
галерея — «замечательных уроженцев Орловской
губернии, составивших честь и славу своей
страны» — А.Фета, А.Апухтина, Н.Лескова,
И.Тургенева, Т.Грановского, П.Киреевского.
Позднее архивная ученая комиссия передала их с
рядом других предметов в фонды тургеневского
музея. Пройдут годы, и портреты Т.Грановского и
П.Киреевского украсят экспозицию Дома
Т.Н.Грановского.
Вклад Петра Васильевича Киреевского (1808—1856) в
развитие отечественной культуры состоит в
создании грандиозного «Собрания русских
народных песен», равного которому нет в мире.
Кроме того, он заложил методологические основы
исследования народной песенной поэзии в России,
а также выступил вместе со своим старшим братом
Иваном в качестве одного из основоположников
славянофильского направления.
Жемчужина музея — личная библиотека
фольклориста. Она поступила в Гослитмузей
И.С.Тургенева в 1927 г. из Орловской губернской
центральной библиотеки и насчитывает 229 томов.
Немногочисленные пометы, маргиналии,
владельческие знаки — свидетельства их ценности
для владельца.
Особый раздел — рукописные книги. Например,
«Переписка Переславзалесского монастыря
игумена Питирима со старообрядами нижегородских
скитов» (в кожаном переплете, обгорелая, на
форзаце — запись карандашом с указанием года
«7224/1718»); «Путешествие из Санкт-Петербурга в
Москву» А.Н. Радищева (Список 1790 г.). Павел
Иванович Якушкин (1822—1872) вместе с П.В. Киреевским
стоял у истоков отечественной фольклористики.
Был также этнографом, писателем. Одним из первых
сумел оценить и передать в фольклорных записях
подлинную душу народной поэзии. Еще при жизни
Павла Ивановича зародился некий якушкинский миф,
в котором он предстает не только как знаток
фольклора, но и как носитель фольклорной
традиции.
Всей России стала известна история, рассказанная
Н.С. Лесковым о Якушкине, с которым он был
хорошо знаком (кстати, единственное в XIX в.
издание сочинений П.И. Якушкина и воспоминаний
о нем можно увидеть только (!) в музее). Итак,
Лесков вспоминал:
«...В Париже, в Пале-Рояле... продавали его
фотографические карточки (копии с фотографии
Берестова и Щетинина), под которыми по-французски
было написано “Pougatscheff”.
...Я убеждал одного из палерояльских торговцев,
что изображенное лицо совсем не Пугачев, а
современный русский писатель Якушкин, но француз
не поверил и сказал, что он это лучше знает. Под
обозначением “Пугачев” фотографии Якушкина,
разумеется, шли бойче.
Я привез в Россию и раздарил здесь несколько
таких карточек с обозначением “Pougatscheff”».
Личность Дмитрия Ивановича Писарева (1840—1868)
являлась воплощением западничества, наиболее
полно представленного в поздний период, в 1860-е
гг., радикальными демократами. Сферой его
деятельности оказалась литературная критика,
публицистика. Исключительный литературный
талант, удивительное чувство времени,
безоглядная смелость в критике любых принципов и
авторитетов, высказанная с залихватским
юношеским максимализмом — это все Писарев.
Об этом рассказывают немногие уцелевшие и
представленные в музее экспонаты. Хрустальные
бокалы, которые, по легенде, были изготовлены по
заказу родителей Д.И. Писарева в Саксонии в
середине XIX в. Дворянский герб рода Писаревых.
Фотографии отца, Ивана Ивановича Писарева, и
матери, Варвары Дмитриевны Писаревой.
Свидетельство о рождении Мити Писарева. Аттестат
об окончании им 3-й Петербургской классической
гимназии. Первые литературные опыты,
опубликованные в «Рассвете». Старые номера
«Русского слова» со статьями молодого критика,
посвященные самым разным проблемам
современности — литературе, искусству,
естествознанию, политике, международным
отношениям. Письмо петербургского издателя
Ф.Ф.Павленкова с предложением издать собрание
сочинений популярного 26-летнего критика.
Наконец, старая гравюра с изображением
курортного городка Дуббельн (Дубулты) на Рижском
взморье, в котором так нелепо, трагически
оборвалась жизнь молодого человека.
Марко Вовчок (урожденная Мария Александровна
Вилинская, в замужестве Маркович) (1833—1907) —
литературный псевдоним писательницы
демократического толка. Тема ее творчества —
жизнь и духовное наследие русского и украинского
народов. Мария Александровна была духовно близка
со своим троюродным братом Д.И.Писаревым. В
трудное для него время (после освобождения из
тюрьмы) именно она протянула руку помощи,
поддержала морально, вселила веру в будущее. Она
же оказалась последней, кто видел его живым...
Вот так, через судьбы достопамятных орловцев мы
можем оглянуться назад, окунуться в наше прошлое,
прикоснуться к эпохе, спocoбcтвовавшей пpoявлeнию
их таланта. И это не праздное любопытство.
Сегодняшнему обществу необходим надлежащий
фундамент — отечественная история, жизнь
известных людей и такие «узелки» памяти, как
родовые гнезда и музеи.
В Орле такие музеи есть. И неважно, какое
количество музейных предметов в экспозиции
расскажет о жизни и деятельности именитых
орловцев. Главное, о них здесь помнят…...
Дом Т.Н. Грановского работает с 10 до 17 часов. В
пятницу — выходной.
Тел. 76-34-65.
Адрес музея: 302028, г. Орел, ул. 7 Ноября, дом 24.
Проезд: авт. № 3, 4, 7, 11, 18, тролл. № 3, 4, 6, 7, 8 до
остановки
«Музей И.С. Тургенева».
Елена СТЕПАНОВА,
старший научный сотрудник
Дома Т.Н. Грановского |