Между Западом и Востоком.
|
|
В курсе истории России в 10-м
классе наиболее интересной и сложной является
тема «Между Западом и Востоком. Россия в зеркале
истории» (вводный раздел).
Ее значимость: обновление общетеоретического
фундамента позволит в дальнейшем вести обучение
на более высоком проблемно-теоретическом уровне
Цели урока
1. Образовательные: привести
старшеклассников к новому уровню осмысления
проблемы «Восток — Запад» применительно к
России; рассмотреть различные точки зрения на
место России в цивилизационном процессе;
раскрыть факторы, определившие ее самобытность;
проследить исторический путь развития России;
максимально актуализировать имеющиеся у
учащихся знания.
2. Развивающие: развивать навыки работы в
парах с раздаточным материалом (карточками,
письменными источниками), навыки групповой
работы; учить анализировать полученную
информацию, развивать воображение, учить видеть
причинно-следственные связи; вести
аргументированный спор.
3. Воспитательная: способствовать
формированию того чувства Родины, без которого
невозможно стать истинным гражданином.
Тип урока. Урок изучения нового материала, интегрированный в обществознание, географию, литературу.
Вид урока. Лекция с элементами беседы, практического занятия, дискуссии.
Основные понятия. Цивилизация, «Запад», «Восток», ценности, менталитет.
Оборудование
Этапы | Приемы и средства обучения |
---|---|
Вводно-мотивационный этап | Постановка проблемы, краткая беседа с целью актуализации знаний из курсов истории, обществознания, географии, литературы |
I этап Многообразие взглядов на место России в цивилизационном процессе |
Построение схемы «Что
есть Россия?», элементы практического занятия
(работа с раздаточным материалом: карточками,
высказываниями философов, поэтов и писателей),
просмотр эпизода из видеофильма
«Барышня-крестьянка» (3 мин), беседа по вопросам к в/ф. Вывод |
II этап Факторы, определившие своеобразие развития России |
Лекция с элементами
аналитической беседы, построение схемы
«Факторы, определившие своеобразие развития России», схематические зарисовки мелом на доске при характеристике факторов. Вывод |
III этап Россия в зеркале истории |
Групповая учебная
деятельность, аналитическая беседа, построение
схемы «Россия в зеркале истории», в конце —
голосование и дискуссия по проблемному вопросу
№ 1. Вывод |
Заключительный этап | Коллективное обсуждение проблемного вопроса № 2. Учащиеся подводятся к итоговому выводу. Объясняется домашнее задание. Осуществляется оценка и самооценка работы учащихся |
Учитель. Проблема «Восток — Запад» обостряется в России в переломные эпохи, когда решаются судьбы страны; сегодня, в условиях наметившегося выхода из кризиса, в нашем обществе вновь вспыхнула дискуссия о месте России в мировом цивилизационном процессе.
Тема сегодняшнего занятия: «Между Западом и Востоком. Россия в зеркале истории».
Эпиграф на доске:
Стоя между Востоком и Западом,
Россия должна совмещать
историю всего земного шара.П.Я. Чаадаев
Нам предстоит на основе исторического анализа
выяснить место России в цивилизационном
процессе. Актуализируйте ваши знания из курсов
истории, обществознания, географии, литературы. В
конце урока вам предстоит ответить на два
проблемных вопроса (записаны на доске):
1. Какова ваша точка зрения на место России в
цивилизационном процессе?
2. По какому пути идти России сегодня?
Вводная беседа с учащимися
Учитель задает вопросы; учащиеся отвечают.
1. Где расположена Россия? (На континенте
Евразия — работа с картой.)
Обратите внимание, что географически Россия
находится в Европе и в Азии.
2. Что является условной границей между Европой и Азией? (Показ по карте.)
Цивилизационно, культурно Россия расположена между Востоком и Западом.
3. В курсе всеобщей истории мы с вами
сравнивали два главных типа локальных
цивилизаций — западный и восточный. Вспомните
основные линии сравнения:
— западные цивилизации: их исторические
корни — в античности, христианстве,
индивидуализме и демократических традициях; к
этому типу относится подавляющая часть развитых
стран;
— восточные цивилизации: их
культурно-психологические устои сформировались
под влиянием мусульманства, буддизма и других
восточных религий, азиатского способа
производства, сильной роли государства,
преобладания коллективистских и
бюрократических начал над правами личности; к
этому типу относится большинство государств
Азии, Северной Африки, Ближнего и Среднего
Востока.
4. К какому же типу отнести Россию? Над этим вопросом мы и задумаемся сегодня.
Учитель. Двойственное
географическое расположение и культурное
развитие вызвали философские исследования,
споры по поводу цивилизационного места России.
Впервые эту проблему поднял в знаменитых
«Философических письмах» русский мыслитель
П.Я. Чаадаев (1794—1856). Его портрет перед вами.
Небольшой рассказ учащегося о П.Я. Чаадаеве.
Учитель. Таинственность,
непознаваемость, непонятность Руси для других
народов подчеркивал А.А. Блок в поэме «Скифы» (плакат —
Приложение 1).
Действительно, что есть Россия — это Запад или
Восток? Или Россия соединяет в себе оба начала? А
может быть, Россия уникальна? (Одновременно с
этим рассуждением на доске рисуется цветными
мелками схема «Что есть российская цивилизация?».)
Посмотрим, как эту проблему осмысливали русские философы, писатели и поэты. (Работа учащихся в парах с раздаточным материалом: цветными карточками
и высказываниями философов, поэтов и писателей
— Приложение 2.)
Учитель.
Перед вами четыре группы высказываний поэтов,
писателей, философов о месте России в
цивилизационном процессе. Определите, каково
мнение каждой группы. Покажите это цветной
карточкой. Работаем активно!
Обратите внимание на герб России (демонстрируется)
— это двуглавый орел, одна голова которого
повернута на Запад, а другая — на Восток. Орел —
символ власти, зоркости, честности, жертвенности.
Просмотр эпизода из видеофильма
«Барышня-крестьянка»: помещик Муромцев
встречает в своем поместье гостей, идет игра в
крокет (3 мин).
Беседа по вопросам к в/ф
Учитель. На основе какого
литературного произведения поставлен данный
фильм? (По мотивам повести А.С. Пушкина
«Барышня-крестьянка» из «Повестей Белкина» — 1830
г.)
Какие здесь столкнулись точки зрения на место
России в цивилизационном процессе? (Муромцев —
западник, его гости — славянофилы.)
Как вы думаете, а простого русского крестьянина
волновал этот вопрос? (Нет, конечно, только
людей образованных, передовые умы. А в
сегодняшней России над ним задумываются не
только современные ученые, политики, но и мы с
вами.)
Учащиеся подводятся к выводу.
Вывод. Прав был Н.А. Бердяев: тема
«Восток — Запад» — «вечная тема русских
размышлений». (Вывод фиксируется в тетрадях.)
Вопрос излагается в виде лекции с элементами
аналитической беседы.
В ходе ее строится схема «Факторы, определившие
своеобразие развития России».
При характеристике факторов преподаватель
делает схематические зарисовки мелом на доске.
Вот, например, как будет выглядеть доска после характеристики
природно-климатического фактора (для
цивилизационного ядра) (см. схему 1).
Природно-климатический фактор (см. схему 2).
Последствия
1. Культура бедности.
2. Экстенсивный путь развития хозяйства.
3. Крепостничество.
4. Русский менталитет.
И вот на этих территориях наши предки смогли
создать мощную империю с высокой культурой!
Подобным образом характеризуются и остальные
факторы.
Учащиеся подводятся к выводу.
Вывод. На развитие российской
цивилизации повлияли все вышеперечисленные
факторы в совокупности, в их комплексе. (Вывод
фиксируется в тетрадях.)
Учащиеся разбиваются на 6 групп. Каждая группа
получает задание охарактеризовать определенный
этап в истории России по проблеме «Восток —
Запад»:
1) IX—XII вв. 4) XIX в.
2) XIII—XVI вв. 5) начало XX в.
3) XVII—XVIII вв. 6) 1914—1991 гг.
Ответ должен быть аргументирован. Около 6 мин
идет обсуждение в группах, далее разбираются
представленные версии. Преподаватель
корректирует мнения ребят.
Вот, например, как может быть охарактеризован в
ходе аналитической беседы период IX—XII вв.
в истории Руси:
Древнерусское государство Киевская Русь —
часть средневековой Европы, так как:
Все это роднит Древнюю Русь с Западом. Но присутствовали и восточные элементы:
Несмотря на эти немногочисленные элементы, Древнерусское
государство Киевская Русь — западного типа.
Подобным образом в ходе аналитической беседы
характеризуются и остальные этапы в истории
России. Преподаватель цветным мелом на доске
постепенно вырисовывает схему 3 «Россия в
зеркале истории» (см. ниже).
Учитель. Согласились бы вы с мнением русского поэта начала XX в. М. Волошина, что «в мире нет истории страшней, безумней, чем история России»? Обсуждение.
Задается проблемный вопрос № 1:
1. Какова ваша точка зрения на место России в
цивилизационном процессе?
Учащиеся высказывают свое мнение, голосуя цветными карточками.
Результаты проведенного голосования:
В ходе обсуждения возникает дискуссия между группами учащихся (культура ее ведения: «Позвольте мне с Вами не согласиться... »; «Я считаю...»; «Вы не правы, т.к...» и т.п.).
Учащиеся подводятся к выводу.
Вывод. Большинство исследователей считают Россию цивилизацией особого типа, в которой представлены элементы и восточного, и западного общества. Не только географически, цивилизационно, но и исторически Россия является Евразией.
Учащиеся фиксируют вывод в тетрадях, а рядом записывают свое мнение, возможно, отличное от данного.
Коллективное обсуждение проблемного вопроса
№ 2:
По какому пути идти России сегодня? (Что для нас
должно служить ориентиром — Запад или Восток? А
может быть, Россия должна опираться только на
собственные традиции?)
В ходе обсуждения преподаватель напоминает
учащимся, что современная мировая цивилизация в
основе своей опирается на западные ценности. Но
слепое копирование нам ни к чему. Вспомним слова
русского историка В.О. Ключевского: «Можно и
должно заимствовать изобретенный другими способ
вязать чулки; но нельзя и стыдно перенимать чужой
образ жизни, строй чувства и порядок отношений.
Каждый порядочный народ должен все это иметь
свое».
Учащиеся подводятся к итоговому выводу.
Итоговый вывод. Россия должна идти в общем русле развития мировой цивилизации, продвигаться к постиндустриальному обществу, опираясь на творчески переработанную (с учетом нашей самобытности) западную модель развития (учащиеся фиксируют вывод в тетрадях, а рядом записывают свое мнение, возможно, отличное от данного).
Приложение 1
Россия — сфинкс.
Ликуя, и скорбя, и обливаясь черной кровью, Она глядит, глядит, глядит в тебя, И с ненавистью, и с любовью.
|
Приложение 2
Раздаточный материал с высказываниямиПеред Вами четыре группы высказываний поэтов,
писателей, философов о месте России в
цивилизационном процессе. 1) Не надо несбыточных грез,
Т.Н. Грановский утверждал, что Россия и Запад имеют общие корни и общий путь развития; необходимо принять западные ценности (просвещение, разум, прогресс, право, личное достоинство). 2) Мы широко по дебрям
Стану я на восток лицом,
В историческом развитии России ... есть особенности, очень заметно отличающие его от исторического процесса всех стран европейского Запада и напоминающие процесс развития великих восточных деспотий.
3) Умом Россию не понять,
А.С. Хомяков утверждал, что у России свой особый путь развития, чтобы выйти на него, надо возродить Русь допетровскую, счастье России — в ее исключительности (в особенностях православия, специфике государственного строя и общественной жизни); необходима опора на такие ценности, как соборность, добротолюбие, простодушие, нестяжательство, кротость и т.п. 4) П.Н. Милюков: «Россия —
Самолюбие и самомнение у нас европейские, а развитие и поступки азиатские.
|
Преподаватель объясняет домашнее задание.
Осуществляется оценка и самооценка работы
учащихся.
Возможно, не будут расставлены все точки над «i»
(это в принципе нереально). Важно поддержать
интерес учащихся, как истинных граждан, к
осмыслению исторического пути России.
Захарова Е.Н. Особенности российской
цивилизации. Между Западом и Востоком: Пособие
для учащихся и учителей. — М.: АРКТИ, 2002, с. 3—12.
Методические рекомендации по курсу «Человек и
общество». В 2 ч. Ч. 2. 11 кл. /Л.Н. Боголюбов,
Л.Ф. Иванова, А.Ю. Лазебникова и др.; Под ред. Л.Н.
Боголюбова. — М.: Просвещение, 2000, с. 54—59.
Половникова А.В. Изучение темы «Цивилизация
России» в курсе обществоведения // Преподавание
истории и обществознания в школе, 2000, № 2, с. 29—36.
Семенникова Л.И. Россия в мировом сообществе
цивилизаций. — 4-е изд. — Брянск: Курсив, 2000.
Яковец Ю.В. История цивилизаций. — М.:
ВЛАДОС, 1997, с. 66—68.
Нелли ИВАНОВА,
преподаватель истории,
колледж милиции № 1 ГУВД,
г. Москва