Между Западом и Востоком.
Россия в зеркале истории

План-конспект сдвоенного урока по Новейшей истории России. 10-й класс.
Материал прислан на конкурс «Я иду на урок истории».

В курсе истории России в 10-м классе наиболее интересной и сложной является тема «Между Западом и Востоком. Россия в зеркале истории» (вводный раздел).
Ее значимость: обновление общетеоретического фундамента позволит в дальнейшем вести обучение на более высоком проблемно-теоретическом уровне

Цели урока

1. Образовательные: привести старшеклассников к новому уровню осмысления проблемы «Восток — Запад» применительно к России; рассмотреть различные точки зрения на место России в цивилизационном процессе; раскрыть факторы, определившие ее самобытность; проследить исторический путь развития России; максимально актуализировать имеющиеся у учащихся знания.
2. Развивающие: развивать навыки работы в парах с раздаточным материалом (карточками, письменными источниками), навыки групповой работы; учить анализировать полученную информацию, развивать воображение, учить видеть причинно-следственные связи; вести аргументированный спор.
3. Воспитательная: способствовать формированию того чувства Родины, без которого невозможно стать истинным гражданином.

Тип урока. Урок изучения нового материала, интегрированный в обществознание, географию, литературу.

Вид урока. Лекция с элементами беседы, практического занятия, дискуссии.

Основные понятия. Цивилизация, «Запад», «Восток», ценности, менталитет.

Оборудование

  • физическая карта «Евразия»;
  • цветные карточки для учащихся;
  • раздаточный материал с отрывками из высказываний философов, поэтов и писателей;
  • самодельный плакат «Россия-сфинкс»;
  • портрет П.Я. Чаадаева;
  • герб России (с двуглавым орлом);
  • цветные мелки;
  • выставка книг: работы П.Я. Чаадаева, Н.Я. Данилевского, Л.Н. Гумилева и др.;
  • видеофильм «Барышня-крестьянка» в постановке А. Сахарова (лирическая комедия по мотивам повести А.С. Пушкина);
  • телевизор, видеомагнитофон.
Изучение новой темы
Этапы Приемы и средства обучения
Вводно-мотивационный этап Постановка проблемы, краткая беседа с целью актуализации знаний из курсов истории, обществознания, географии, литературы
I этап
Многообразие взглядов на место России в цивилизационном процессе
Построение схемы «Что есть Россия?», элементы практического занятия (работа с раздаточным материалом: карточками, высказываниями философов, поэтов и писателей), просмотр эпизода из видеофильма «Барышня-крестьянка»
(3 мин), беседа по вопросам к в/ф. Вывод
II этап
Факторы, определившие своеобразие развития России
Лекция с элементами аналитической беседы, построение схемы   «Факторы, определившие
своеобразие развития России», схематические зарисовки мелом на доске при характеристике факторов. Вывод
III этап
Россия в зеркале истории
Групповая учебная деятельность, аналитическая беседа, построение схемы «Россия в зеркале истории», в конце — голосование и дискуссия по проблемному вопросу № 1.
Вывод
Заключительный этап Коллективное обсуждение проблемного вопроса № 2. Учащиеся подводятся к итоговому выводу. Объясняется домашнее задание. Осуществляется оценка и самооценка работы учащихся

ХОД ДВУХ СПАРЕННЫХ УРОКОВ

Вводно-мотивационный этап

Учитель. Проблема «Восток — Запад» обостряется в России в переломные эпохи, когда решаются судьбы страны; сегодня, в условиях наметившегося выхода из кризиса, в нашем обществе вновь вспыхнула дискуссия о месте России в мировом цивилизационном процессе.

Тема сегодняшнего занятия: «Между Западом и Востоком. Россия в зеркале истории».

Эпиграф на доске:

Стоя между Востоком и Западом,
Россия должна совмещать
историю всего земного шара.

П.Я. Чаадаев

Нам предстоит на основе исторического анализа выяснить место России в цивилизационном процессе. Актуализируйте ваши знания из курсов истории, обществознания, географии, литературы. В конце урока вам предстоит ответить на два проблемных вопроса (записаны на доске):
1. Какова ваша точка зрения на место России в цивилизационном процессе?
2. По какому пути идти России сегодня?

Вводная беседа с учащимися
Учитель задает вопросы; учащиеся отвечают.

1. Где расположена Россия? (На континенте Евразия — работа с картой.)
Обратите внимание, что географически Россия находится в Европе и в Азии.

2. Что является условной границей между Европой и Азией? (Показ по карте.)

Цивилизационно, культурно Россия расположена между Востоком и Западом.

3. В курсе всеобщей истории мы с вами сравнивали два главных типа локальных цивилизаций — западный и восточный. Вспомните основные линии сравнения:
—  западные цивилизации: их исторические корни — в античности, христианстве, индивидуализме и демократических традициях; к этому типу относится подавляющая часть развитых стран;
—  восточные цивилизации: их культурно-психологические устои сформировались под влиянием мусульманства, буддизма и других восточных религий, азиатского способа производства, сильной роли государства, преобладания коллективистских и бюрократических начал над правами личности; к этому типу относится большинство государств Азии, Северной Африки, Ближнего и Среднего Востока.

4. К какому же типу отнести Россию? Над этим вопросом мы и задумаемся сегодня.

Многообразие взглядов на место России
в цивилизационном процессе

Учитель.  Двойственное географическое расположение и культурное развитие вызвали философские исследования, споры по поводу цивилизационного места России.
Впервые эту проблему поднял в знаменитых «Философических письмах» русский мыслитель П.Я. Чаадаев (1794—1856). Его портрет перед вами.

Небольшой рассказ учащегося о П.Я. Чаадаеве.

Учитель.  Таинственность, непознаваемость, непонятность Руси для других народов подчеркивал А.А. Блок в поэме «Скифы» (плакат — Приложение 1).
Действительно, что есть Россия — это Запад или Восток? Или Россия соединяет в себе оба начала? А может быть, Россия уникальна? (Одновременно с этим рассуждением на доске рисуется цветными мелками схема «Что есть российская цивилизация?».)

Посмотрим, как эту проблему осмысливали русские философы, писатели и поэты. (Работа учащихся в парах с раздаточным материалом: цветными карточками

и высказываниями философов, поэтов и писателей — Приложение 2.)
Учитель. Перед вами четыре группы высказываний поэтов, писателей, философов о месте России в цивилизационном процессе. Определите, каково мнение каждой группы. Покажите это цветной карточкой. Работаем активно!
Обратите внимание на герб России (демонстрируется) — это двуглавый орел, одна голова которого повернута на Запад, а другая — на Восток. Орел — символ власти, зоркости, честности, жертвенности.
Просмотр эпизода из видеофильма «Барышня-крестьянка»: помещик Муромцев встречает в своем поместье гостей, идет игра в крокет (3 мин).

Беседа по вопросам к в/ф
Учитель. На основе какого литературного произведения поставлен данный фильм? (По мотивам повести А.С. Пушкина «Барышня-крестьянка» из «Повестей Белкина» — 1830 г.)
Какие здесь столкнулись точки зрения на место России в цивилизационном процессе? (Муромцев — западник, его гости — славянофилы.)
Как вы думаете, а простого русского крестьянина волновал этот вопрос? (Нет, конечно, только людей образованных, передовые умы. А в сегодняшней России над ним задумываются не только современные ученые, политики, но и мы с вами.)
Учащиеся подводятся к выводу.
Вывод. Прав был Н.А. Бердяев: тема «Восток — Запад» — «вечная тема русских размышлений». (Вывод фиксируется в тетрадях.)

Факторы, определившие
своеобразие развития России

Вопрос излагается в виде лекции с элементами аналитической беседы.
В ходе ее строится схема «Факторы, определившие своеобразие развития России».
При характеристике факторов преподаватель делает схематические зарисовки мелом на доске.
Вот, например, как будет выглядеть доска после характеристики природно-климатического фактора (для цивилизационного ядра) (см. схему 1).

Природно-климатический фактор (см. схему 2).

Последствия

1. Культура бедности.
2. Экстенсивный путь развития хозяйства.
3. Крепостничество.
4. Русский менталитет.
И вот на этих территориях наши предки смогли создать мощную империю с высокой культурой!
Подобным образом характеризуются и остальные факторы.
Учащиеся подводятся к выводу.
Вывод. На развитие российской цивилизации повлияли все вышеперечисленные факторы в совокупности, в их комплексе. (Вывод фиксируется в тетрадях.)

Россия в зеркале истории

Учащиеся разбиваются на 6 групп. Каждая группа получает задание охарактеризовать определенный этап в истории России по проблеме «Восток — Запад»:
1) IX—XII вв. 4) XIX в.
2) XIII—XVI вв. 5) начало XX в.
3) XVII—XVIII вв. 6) 1914—1991 гг.
Ответ должен быть аргументирован. Около 6 мин идет обсуждение в группах, далее разбираются представленные версии. Преподаватель корректирует мнения ребят.
Вот, например, как может быть охарактеризован в ходе аналитической беседы период IX—XII вв. в истории Руси:
Древнерусское государство Киевская Русь — часть средневековой Европы, так как:

  • развит торговый путь «из варяг в греки»;
  • Новгород заключает договор с Ганзейским союзом;
  • письменность известна на Руси еще до принятия христианства — алфавит глаголица, а после — алфавит кириллица;
  • Русь — «страна городов»;
  • элементы самоуправления в городах, вече (цветы демократии);
  • принятие христианства; влияние византийской культуры.

Все это роднит Древнюю Русь с Западом. Но присутствовали и восточные элементы:

  • наследование княжеского престола по горизонтали — от брата к брату;
  • сильная общинная организация;
  • влияние культуры половецкой степи и мусульманской Волжской Булгарии.

Несмотря на эти немногочисленные элементы, Древнерусское государство Киевская Русь западного типа.
Подобным образом в ходе аналитической беседы характеризуются и остальные этапы в истории России. Преподаватель цветным мелом на доске постепенно вырисовывает схему 3 «Россия в зеркале истории» (см. ниже).

Учитель. Согласились бы вы с мнением русского поэта начала XX в. М. Волошина, что «в мире нет истории страшней, безумней, чем история России»? Обсуждение.

Задается проблемный вопрос № 1:
1. Какова ваша точка зрения на место России в цивилизационном процессе?

Учащиеся высказывают свое мнение, голосуя цветными карточками.

Результаты проведенного голосования:

В ходе обсуждения возникает дискуссия между группами учащихся (культура ее ведения: «Позвольте мне с Вами не согласиться... »; «Я считаю...»; «Вы не правы, т.к...» и т.п.).

Учащиеся подводятся к выводу.

Вывод. Большинство исследователей считают Россию цивилизацией особого типа, в которой представлены элементы и восточного, и западного общества. Не только географически, цивилизационно, но и исторически Россия является Евразией.

Учащиеся фиксируют вывод в тетрадях, а рядом записывают свое мнение, возможно, отличное от данного.

Заключительный этап

Коллективное обсуждение проблемного вопроса № 2:
По какому пути идти России сегодня? (Что для нас должно служить ориентиром — Запад или Восток? А может быть, Россия должна опираться только на собственные традиции?)
В ходе обсуждения преподаватель напоминает учащимся, что современная мировая цивилизация в основе своей опирается на западные ценности. Но слепое копирование нам ни к чему. Вспомним слова русского историка В.О. Ключевского: «Можно и должно заимствовать изобретенный другими способ вязать чулки; но нельзя и стыдно перенимать чужой образ жизни, строй чувства и порядок отношений. Каждый порядочный народ должен все это иметь свое».

Учащиеся подводятся к итоговому выводу.

Итоговый вывод. Россия должна идти в общем русле развития мировой цивилизации, продвигаться к постиндустриальному обществу, опираясь на творчески переработанную (с учетом нашей самобытности) западную модель развития (учащиеся фиксируют вывод в тетрадях, а рядом записывают свое мнение, возможно, отличное от данного).

Приложение 1

Россия — сфинкс. Ликуя, и скорбя, и обливаясь черной кровью, Она глядит, глядит, глядит в тебя, И с ненавистью, и с любовью. А. Блок
Россия — сфинкс. Ликуя, и скорбя,
и обливаясь черной кровью,
Она глядит, глядит, глядит в тебя,
И с ненавистью, и с любовью.

А. Блок

 

 

Приложение 2

Раздаточный материал с высказываниями

Перед Вами четыре группы высказываний поэтов, писателей, философов о месте России в цивилизационном процессе.
Определите, каково мнение каждой группы. Покажите это цветной карточкой.

1) Не надо несбыточных грез,
Не надо красивых утопий.
Мы старый решаем вопрос:
Кто мы в этой старой Европе?

В.Я. Брюсов

Т.Н. Грановский утверждал, что Россия и Запад имеют общие корни и общий путь развития; необходимо принять западные ценности (просвещение, разум, прогресс, право, личное достоинство).

2) Мы широко по дебрям
и лесам
Перед Европою пригожей
Расступимся! Мы обернемся
к вам
Своею азиатской рожей!
Да, скифы — мы! Да, азиаты —
мы.
С раскосыми и жадными очами!

А.А. Блок

Стану я на восток лицом,
На запад хребтом.

М.А. Волошин

В историческом развитии России ... есть особенности, очень заметно отличающие его от исторического процесса всех стран европейского Запада и напоминающие процесс развития великих восточных деспотий.

Г.В. Плеханов

3) Умом Россию не понять,
Аршином общим не измерить.

Ф.И. Тютчев

А.С. Хомяков утверждал, что у России свой особый путь развития, чтобы выйти на него, надо возродить Русь допетровскую, счастье России — в ее исключительности (в особенностях православия, специфике государственного строя и общественной жизни); необходима опора на такие ценности, как соборность, добротолюбие, простодушие, нестяжательство, кротость и т.п.

4) П.Н. Милюков: «Россия —
Азиопа».
Л.П. Карсавин: «Россия —
Евразия».
У нас чужая голова,
А убежденья сердца хрупки...
Мы — европейские слова
И азиатские поступки.

Н.Ф. Щербина

Самолюбие и самомнение у нас европейские, а развитие и поступки азиатские.

А.П. Чехов

Преподаватель объясняет домашнее задание.

  • с. 11—14, повторить с. 5—11 (из учебника Сахарова А.Н., Буганова В.И. История России с древнейших времен до конца XVII в.: Учеб. для 10 кл. общеобразоват. учреждений / Под ред. А.Н. Сахарова. — 6-е изд. — М.: Просвещение, 2000);
  • знать конспект;
  • придумать и нарисовать символ России, аргументировать свою позицию.

Осуществляется оценка и самооценка работы учащихся.
Возможно, не будут расставлены все точки над «i» (это в принципе нереально). Важно поддержать интерес учащихся, как истинных граждан, к осмыслению исторического пути России.

ЛИТЕРАТУРА ДЛЯ ПРЕПОДАВАТЕЛЯ

Захарова Е.Н. Особенности российской цивилизации. Между Западом и Востоком: Пособие для учащихся и учителей. — М.: АРКТИ, 2002, с. 3—12.
Методические рекомендации по курсу «Человек и общество». В 2 ч. Ч. 2. 11 кл. /Л.Н. Боголюбов, Л.Ф. Иванова, А.Ю. Лазебникова и др.; Под ред. Л.Н. Боголюбова. — М.: Просвещение, 2000, с. 54—59.
Половникова А.В. Изучение темы «Цивилизация России» в курсе обществоведения // Преподавание истории и обществознания в школе, 2000, № 2, с. 29—36.
Семенникова Л.И. Россия в мировом сообществе цивилизаций. — 4-е изд. — Брянск: Курсив, 2000.
Яковец Ю.В. История цивилизаций. — М.: ВЛАДОС, 1997, с. 66—68.

Нелли ИВАНОВА,
преподаватель истории,
колледж милиции № 1 ГУВД,
г. Москва

TopList