«Твори добро по велению души»

Фото А.Степанова«Уважаемая редакция, вам пишет учитель обществоведческих дисциплин средней общеобразовательной школы № 35 г. Рыбинска Ярославской области Васюхина Юлия Константиновна.
Несколько лет назад в школах активно рекламировался УМК (учебно-методический комплект) «Вокруг тебя – мир». Но, как ко всякой моде, интерес к нему упал. И неоправданно. УМК предназначен в первую очередь учителям литературы, для внеклассного чтения. Но в этих брошюрах подобраны произведения, которые могут послужить и для учителя истории. Уже не первый год я использую данный материал для интегрированных уроков. Хочу поделиться своим опытом и предложить как рекомендации по проведению подобных занятий, так и план такого урока».

Интегрированный бинарный урок обществознания. 9-й класс.

Интеграция учебных предметов на уровне понятий — это межпредметные связи. Однако интеграция — это еще и общие законы, теории, проблемы, принципы.
На мой взгляд, интеграция на уроке истории и обществознания может произойти практически с любым предметом школьного курса. Но наибольшие возможности имеет интеграция истории, и в большей степени обществознания, с литературой. У нас много одинаковых проблем, понятий, целей.
Урок интеграции может проводить как один учитель, так и двое, и несколько. Что должен иметь в виду учитель?

1. Интеграция должна происходить на каждом этапе урока.
2. Учителям нужно взаимодействовать друг с другом.
3. Решение одной проблемы.

Чем привлекают меня интегрированные уроки?

  • они интересны как для учителя, так и для учащихся;
  • позволяют более глубоко, с разных сторон рассмотреть проблему;
  • используются необычные, нестандартные ситуации;
  • происходит актуализация знаний, формируется компетентность;
  • эти уроки более эмоциональны, дети более активны.

Ян Амос Каменский говорил: «Все, что находится во взаимной связи, должно преподаваться в такой же связи». Попробуйте и вы.

Моральный выбор: добро и зло

Цели. Раскрыть смысл основных моральных понятий — добра и зла; объяснить понятие морального выбора; разъяснить необходимость осознания ответственности за свой выбор, свои поступки; уяснить необходимость преодоления зла в себе; продолжить работу по сравнению норм морали и права (Международное гуманитарное право), по изучению норм МГП об отношении к раненым и больным; объяснить необходимость терпимого, гуманного поведения людей в ситуациях вооруженного конфликта; совершенствование навыков сопоставительного анализа научного и художественного текста; вызвать сильный эмоциональный отклик на нравственную проблему (проблема выбора).

Оборудование
1. Текст извлечения из Женевской конвенции от 12 августа 1949 г. (о раненых и больных).
2. Текст художественного произведения (В. Закруткин «Матерь человеческая» // УМК «Вокруг
тебя — мир». 6-й класс, с. 63).
3. Лист с подготовленными эпиграфами к уроку.
4. Подготовленный лист с определением понятия «зло».
5. Толковый словарь русского языка Ожегова.

Подготовка детей (опережающее задание к уроку)

1. Подготовить цифровой и фактологический материал, рассказывающий о проявлениях добра и зла.
2. Составить синквейн «Добро».
3. Прочитать отрывок из повести В. Закруткина «Матерь человеческая».

Примечание. Синквейн — своеобразное стихотворение-миниатюра, которое выражает эмоциональный итог работы учащихся на уроке. Подробное описание этого приема см. «Первое сентября» от 14 января 2003, статья С.Заир-Бека «Хайку по биологии, синквейны по физике…».

Алгоритм написания синквейна

1-я строка

Кто? Что?

1 существительное

2-я строка

Какой?

2 прилагательных

3-я строка

Что делает?

3 глагола

4-я строка Что автор думает
о теме  
Фраза из 4 слов
5-я строка Кто? Что?
(Новое звучание
темы)
1 существительное

ПЛАН УРОКА

I. Вводный этап

1. Погружение в тему через использование приема «телетайп» (учащиеся зачитывают по очереди подготовленные дома факты из СМИ).
2.  Отработка понятия «добро», используя домашнее задание — синквейном — и толковый словарь Ожегова; понятие «зло» — по словарю и через беседу с учащимися.
3. Постановка проблемного вопроса: «Как сделать мир добрее?»

II. Основной этап

1.  Закрепление знания норм Международного гуманитарного права, знакомство с новыми статьями (беседа по тексту — раздаточный материал 1).
2. Работа с текстом отрывка из повести В. Закруткина «Матерь человеческая». Разъяснить сущность морального выбора человека, причины и последствия этого выбора.
3. Прием «Перекресток»: сравнить статьи Женевской конвенции и действия героини повести Марии (работа с текстом).
4. Работа с эпиграфом (раздаточный материал 2), запись ключевых слов.
5. Индивидуальные задания: составить словарики урока.

III. Итог урока

Ответ на проблемный вопрос.

ХОД УРОКА

На доске. Алгоритм, заполняется в течение урока.

 

Твори добро
По велению души
Не позволяй
Сиюминутного суда
Постой
Остынь
Поверь
Оружье сильных — доброта.

 

 

I. Вводный этап

Урок начинается с чтения несколькими учащимися подготовленных цитат из СМИ с фактами, которые иллюстрируют понятия добра и зла.

Примерные тексты

1. В результате аварий, катастроф и стихийных бедствий в России ежегодно гибнет в среднем 105 тыс. человек.
2. В XX в. пpoизoшлo две мировые войны, человеческие потери в которых составили до 72 млн человек.
3. Россия в XX в. участвовала в 13 вооруженных конфликтах, общие потери в которых составили около 30 млн человек.
4. 27 сентября 2003 г. на Алтае произошло 12-балльное землетрясение. Материальный ущерб составил около 1 млрд рублей. В республику Алтай срочно была послана помощь из Абакана, Барнаула, Красноярска и ряда других городов Сибири. 50 млн рублей было выделено правительством, 30 млн рублей собрано для фонда помощи.

Учитель. Что вы почувствовали, услышав эти цифры и факты? О чем говорят эти факты?
Каждый день на протяжении всей жизни мы встречаемся с проявлениями добра и зла. И ежедневно нам приходится выбирать между добром и злом. Тема этого урока так и называется: «Моральный выбор: добро и зло». Дома вы обдумывали понятие «добро» и составляли синквейн. Познакомьте нас с вашим творчеством.

Выслушиваются 4—5 учащихся, выбирается лучший ответ. Хорошо, если синквейны у учащихся уже будут выполнены нa альбомных лиcтax, тoгдa лучший можно вывесить на доску.
Одновременно с данной работой двум парам учащихся дается задание найти в словаре Ожегова определения понятий «добро» и «зло».
Под синквейном записывается определение понятия «добро».

Пример записи

СИНКВЕЙН

1. Добро.
2. Справедливое, позитивное.
3. Хранить, творить, помогать.
4. Добро должно победить зло.
5. Свет души.
Добро — все полезное, хорошее,
положительное.

Учитель. Да, добро — это прекрасно, но в мире есть еще и зло. Как объясняет это понятие словарь?

Запись на доске

Зло — все отрицательное,
противоположное добру.

Учитель. Что может являться источником зла?
Ученики. Человек и природа.
Учитель. Каким может быть зло?
Ученики. Моральное, физическое.
Учитель. Какое зло более страшно для человека — моральное или физическое?

Выслушиваются ответы учеников.
Домашнее задание: синквейн «Зло» (для желающих).

II. Основной этап

Учитель. Я познакомлю вас с древней китайской притчей.
«Однажды юноша обратился к мудрецу с просьбой взять его к себе в ученики с тем, чтобы наставить на путь истины.
— Умеешь ли ты лгать? — спросил мудрец.
— Конечно, нет! — ответил юноша.
— А воровать?
— Нет.
— А убивать?
— Нет...
— Так иди, — воскликнул учитель, — и познай все это. А познав, не делай!»
Подумайте над смыслом притчи и прокомментируйте ее.
Ученики. Конечно же, учитель не призывал юношу лгать, воровать и убивать, но ощутить, что это присутствует в жизни.
Дoбpo и зло переплетены в нашей жизни, они не существуют друг без друга.
Не чувствуя, не понимая зло, человек не может почувствовать и оценить добро.
Учитель. Как вы считаете, что важнее — бороться со злом или совершать добрые дела? Как сделать мир добрее?
В обычной жизни человек может показывать себя с выгодной стороны, лицемерить, скрыть плохое отношение к человеку под маской доброты. Но есть такие критические ситуации, когда это невозможно и человек должен делать свой выбор.
Такой критической ситуацией является война. Она не щадит ни тех, кто воюет, ни тех, кто находится в стороне от военных действий.
Существуют ли нормы права, регулирующие отношения между людьми во время вооруженных конфликтов?
Как называется эта отрасль права?
Ученики. Международное гуманитарное право.
Учитель. Koгo защищает МГП?
Ученики. Тех, кто непосредственно не участвует в военных действиях: раненых, больных, детей, стариков и женщин...
Учитель. Чьих интересов касаются данные главы?
Ученики. Раненых и больных.
Учитель. В каких случаях стороны обязаны защищать больных и раненых?
Ученики. При всех обстоятельствах...
Учитель. Какое обращение с ранеными и больными запрещает МГП?
Какое обращение к умершим предписывает МГП?
Как должны пресекаться злоупотребления и нарушения норм МГП?
Почему стороны должны придерживаться норм МГП?

Выслушиваются ответы учеников.

Учитель (подытоживает ответы учеников). Сама ситуация вооруженного конфликта способствует противоправному поведению его участников, война стимулирует насилие, оно становится привычным: война обесценивает нравственные ценности. Часто человеком руководят страх, ненависть, страдания близких, желание отомстить за погибших товарищей. И в этот момент на первый план выходят нормы морали, т.е. правила, рекомендующие человеку, как ему поступить в том или ином случае. Но правил много, и человек должен постоянно обдумывать и выбирать то или иное решение.
Кто же контролирует наш выбор?
Ученики. Есть такой невидимый, но могущественный и строгий контролер — наша совесть.
Учитель. Во время Великой Отечественной войны каратели дотла сжигают хутор, а жителей — одних убивают, других угоняют в неволю. И вот на пепелище остается одна Мария, мужа и сына которой повесили.
Однако новое испытание ждало Марию, вернувшуюся в сожженную деревню...

Учащиеся читают текст (отрывок из повести В. Закруткина «Матерь человеческая» в учебном пособии, с. 63, либо со слов: «...Мария сквозь слезы осмотрела двор и вспомнила: погреб!..» до слов: «Она посидела немного. Вытерла слезы, подумала о том, что жизнь берет свое, что ей надо жить...». Лучше, если детям будет задано на дом познакомиться с текстом, тогда это не займет много времени на уроке).

Вопросы и задание по тексту:

  • Какое историческое событие описывает автор?
  • Найдите описание немцев в тексте.
  • Почему описания немцев-карателей и Вернера Брахта — разные?
  • Какие чувства испытывала Мария, увидев раненого немца в погребе? Какое решение она принимает?
  • Почему Мария запомнила каждую из 9 ступенек, ведущих в погреб?
  • Какой выбор встал перед Марией?
  • Что остановило Марию? Почему?
  • О чем нам говорит название произведения?

Учитель. Домашнее задание по литературе: «Девять ступенек приближали Марию к моральному падению, но они же возвысили ее». Подтвердите строками из текста.
Проведите параллели между текстом Конвенции и текстом произведения В. Закруткина (работа по тексту).

Чтение стихотворения Т. Кузовлевой «Твори добро» (раздаточный материал 2).

Учитель. Почему это стихотворение можно назвать эпиграфом к данному уроку?
Найдите ключевые слова, словосочетания или предложения, которые раскрывают тему урока.

Учащиеся называют, а учитель записывает на доске.

Твори добро
По велению души
Не позволяй
Сиюминутного суда
Постой
Остынь
Поверь
Оружье сильных — доброта.

Учитель. Домашнее задание: на листе эпиграфов есть еще высказывания. Выберите то, которое вам больше понравилось, и объясните его в мини-сочинении.

III. Итог урока

Учитель. Когда-то в древности люди придумали вот такой знак

— знак гармонии и борьбы противоположностей. Объясните его с точки зрения нашей темы.

Выслушиваются ответы детей.
Правильный ответ: Чем больше в человеке зла, тем меньше добра и наоборот.

Учитель. Как же сделать мир добрее?

Ученики высказывают свое мнение.

Учитель. Если добро и зло есть пopoждeния внyтpеннегo, дyxoвнoгo миpa человека, значит, борьба со злом, преодоление зла и утверждение добра могут происходить только путем внутренних усилий. Он останется «нравственно мертвым», пока сам внутренне не воспротивится злу, не попытается преодолеть его в себе.

В качестве рефлексии можно предложить учащимся заполнить «лист ответа»

 

Женевская конвенция от 12 августа 1949 г.
об улучшении участи раненых и больных
в действующих армиях
(извлечение)

Раздаточный материал 1

Глава II. Раненые и больные
Статья 12. Личный состав вооруженных сил (и другие участники военных действий. — Ред.), в случае их ранения или болезни, должны пользоваться покровительством и защитой при всех обстоятельствах.
(...) Строго запрещается любое посягательство на их жизнь и личность и, в частности, запрещается добивать или истреблять их, подвергать их пыткам, проводить над ними биологические опыты, преднамеренно оставлять их без медицинской помощи или ухода, предумышленно создавать условия для их заражения.
Только по медицинским причинам неотложного характера допускается преимущество в очередности оказания медицинской помощи. (...)
Статья 15. Во всякое время, и в особенности после боя, стороны, находящиеся в конфликте, немедленно примут все возможные меры к тому, чтобы разыскать и подобрать раненых и больных и оградить их от ограбления и дурного обращения, обеспечить им необходимый уход, а также к тому, чтобы разыскать мертвых и воспрепятствовать их ограблению. (...)
Статья 17. (...) Кроме того, стороны, находящиеся в конфликте, должны наблюдать, чтобы умершие были погребены с честью и, если возможно, согласно обрядам религии, к которой они принадлежат, чтобы могилы уважались, были сосредоточены, по возможности, согласно национальности умерших, содержались надлежащим образом и отмечались таким образом, чтобы всегда можно было их разыскать. (...)

Глава IV. Личный состав
Статья 24. Санитарный личный состав (...), а также священнослужители, состоящие при вооруженных силах, будут пользоваться уважением и покровительством при всех обстоятельствах.

Глава IX. Пресечение злоупотреблений и нарушений
Статья 49. Высокие Договаривающиеся Стороны берут на себя обязательство ввести в действие законодательство, необходимое для обеспечения эффективных уголовных наказаний для лиц, совершивших или приказавших совершить те или иные серьезные нарушения настоящей конвенции (...).
Статья 50. К серьезным нарушениям, упомянутым в предыдущей статье, относятся нарушения, связанные с одним из следующих действий, в том случае, если эти действия направлены против лиц или имущества, пользующихся покровительством настоящей конвенции: преднамеренное убийство, пытки и бесчеловечное обращение, включая биологические эксперименты, преднамеренное причинение тяжелых страданий или серьезного увечья, нанесение ущерба здоровью, незаконное, произвольное и проводимое в большом масштабе разрушение и присвоение имущества, не вызываемое военной необходимостью.

 

ТВОРИ ДОБРО

Раздаточный материал 2

Твори добро —
Нет большей радости.
И жизнью жертвуй,
И спеши
Не ради славы или сладостей,
А по велению души.
Когда кипишь, судьбой
                              униженный,
Ты от бессилья и стыда,
Не позволяй душе обиженной
Сиюминутного суда.
Постой.
Остынь.
Поверь — действительно,
Все встанет на свои места.
Ты сильный.
Сильные не мстительны.
Оружье сильных — доброта.

Т. Кузовлева

* * *

Ткань нашей жизни соткана из перепутанных нитей: добро и зло соседствуют в ней.

О. Бальзак

* * *

Доброта — язык, на котором немые могут говорить и который глухие могут слышать.

К. Боуви

* * *

Я часто думал о том, что значит «быть добрым»?
Мне кажется, добрый человек — это такой человек, который обладает воображением и понимает, каково другому, умеет почувствовать, что другой чувствует.

Я. Корчак

Юлия ВАСЮХИНА,
учитель
обществоведческих дисциплин,
г. Рыбинск

TopList