Главное, чтоб поверил в свои силы

Работа с неуспевающими учениками
при изучении истории Средневековья
в 6-м классе

Примерное планирование предусматривает изучение в первом полугодии 6-го класса истории Средневековья. Это построение школьного курса соответствует концентрической системе преподавания истории. С момента перехода на эту систему, т.е. с начала 1990-х гг., значительные изменения произошли в содержательной и методической составляющих школьного курса Средневековья. Сочетание формационного и цивилизационного подходов, отказ от многих штампов, свойственных советской медиевистике (раздел исторической науки, изучающий Средние века), позволили заметно повысить интерес детей к этому историческому этапу. Вместе с тем значительное число шестиклассников слабо успевают по предмету. Чем это вызвано? Как повысить качество знаний?
Видный отечественный специалист по дидактике Ю.К. Бабанский (1927—1987) в своем фундаментальном исследовании «Оптимизация процесса обучения. (Аспект предупреждения неуспеваемости)» указывает много причин неуспеваемости: отрицательное влияние семьи, сильную утомляемость, низкий уровень навыков учебного труда, отрицательное отношение к учению, низкий уровень волевой воспитанности, недисциплинированность, большие пробелы в знаниях. Применительно к истории и к 6-му классу, по-видимому, неуспевающим может считаться и тот ученик, который не в состоянии выполнить задание репродуктивного характера: пересказать текст параграфа, ответить на вопрос, не требующий анализа. Конечно, неуспевающим является лишь тот ученик, у которого затруднения в изучении истории носят длительный и устойчивый характер.
Опыт показывает, что неуспеваемость по истории у шестиклассников зачастую вызвана слабой работой учителя в 5-м классе. Хотя преподавание истории Средневековья имеет качественно более высокий уровень, многие методические требования тождественны с 5-м классом. К примеру, если ребенок не научился, пользуясь текстом параграфа и иллюстрациями, рассказать о Колизее или Парфеноне, он не сможет понять значения средневековой культуры, романского и готического стилей, так как не имеет навыка работы с наглядным материалом.

Наказание школяра. Миниатюра. Начало XIV в.
Наказание школяра.

Миниатюра. Начало XIV в.

При этом следует учитывать, что наивысший пик мотивации к изучению истории наблюдается именно в 5—6-м классах (10—12 лет). Следовательно, если шестиклассник остается неуспевающим, то шансы повысить его знания невысоки и в дальнейшем.
Стоит учитывать и то, что многие дети с трудом запоминают понятия, термины, имена. У некоторых отсутствуют элементарные пространственные представления, умения анализировать карту, а значит, эти ребята не смогут охарактеризовать природные условия и занятия средневекового человека.
Конечно, многое зависит от умения учащихся выполнять домашние задания. Нередко большой объем домашних заданий, в том числе письменных, резко снижает мотивацию, способствует накоплению пробелов в изучении материала. Однако случается так, что и дозированное, а подчас и индивидуально подобранное задание ребенок дома не выполняет, иногда просто по лени.
Как помочь неуспевающему по истории шестикласснику? Конечно же, прежде всего обратить на него внимание, не бросить в «свободное плавание». Учитель должен искать индивидуальные пути к каждому ученику. Этот принцип индивидуализации в обучении истории можно найти в работах И.Я. Лернера, П.С. Лейбенгруба, Н.И. Запорожец, Г.И. Годера, Г.М. Донского. А практически его можно реализовать по следующему плану:
1. Определить количество неуспевающих учеников в классе.
2. Узнать конкретные причины неуспеваемости каждого из учеников. Это можно выявить в ходе индивидуальной беседы с ребенком. При этом целесообразно задать простые вопросы по материалу последних уроков.
3. Повысить мотивацию (побуждение) к учебной деятельности.
4. С учетом анализа причин неуспеваемости составить индивидуальные задания, выработать строго дифференцированные критерии оценки знаний.
5. Дозировать и дифференцировать домашние задания.
Наибольшую трудность в реализации этого плана могут вызвать повышение мотивации к учебе и принцип дифференцирования. Рассмотрим, как преодолеть эти трудности.
Для лучшей организации учета неуспевающих учащихся учитель может завести специальную тетрадь, которая будет воспроизводить классный журнал. В ней будут отмечены фамилии учеников и обозначены дни уроков истории. Представим себе, что только что был проведен урок, посвященный рыцарству. В конце параграфа (учебник М.В.Пономарева, А.В.Абрамова, С.В.Тырина, с. 119) приведены вопросы. Можно сказать, что все эти вопросы являются репродуктивными. Учитель предлагает каждому неуспевающему ученику проработать один из данных вопросов к следующему уроку. Дети могут подготовить это задание дома, но целесообразнее пригласить их на дополнительное занятие. На нем ученик читает текст всего параграфа и подчеркивает карандашом нужную ему информацию. Так, для ответа на вопрос № 5, где требуется определить функции рыцарского замка и его устройство, ученик подробно знакомится с последней частью параграфа (с. 117—118), а отвечая на вопрос о занятии рыцарей, выделяет текст на с. 116—117.
На следующем уроке учитель, строго придерживаясь этого индивидуального задания, проводит опрос ученика. При этом нельзя перебивать, ругать его. Вероятно, на первых порах ответы на подобные вопросы не смогут принести ребенку твердую оценку. Поэтому отметку в классный журнал можно поставить с учетом работы на двух-трех уроках, а текущие результаты учитывать в личной тетради учителя.
Конечно, зачастую выставляемая слабому ученику «тройка» или «четверка» может не соответствовать принятым критериям оценивания знаний по истории. На первых порах это естественно. Нужно дать ребенку почувствовать веру в собственные силы, ощутить пусть ничтожный, но прогресс в усвоении знаний. При этом важно и не завысить оценку знаний ученика.
Ответы на вопросы параграфа будут способствовать формированию у ученика очень важного умения работать с учебником, самостоятельно искать нужную информацию. А формированию пространственных исторических знаний учащихся способствует работа с заданиями контурной карты. Эффективнее проводить ее на дополнительном занятии, так как данный вид работы требует большой затраты времени. Для выполнения каждого задания используются соответствующие карты атласа или учебника. Затем учитель может попросить воспроизвести материал на настенной карте, и это явится закрепляющим этапом работы.
Для лучшего запоминания дат (особенно это важно при изучении истории России во втором полугодии 6-го класса) ученик может завести карточки одинаковой формы, сделанные из разрезанного на несколько частей альбомного листа. На одной стороне карточки отмечается дата, а на другой — краткое пояснение. К примеру, 1453 — захват Константинополя, гибель Византии.

Урок в средневековой монастырской школе.Миниатюра. Начало XIV в.

Урок в средневековой монастырской школе

Миниатюра. Начало XIV в.

На уроке принцип дифференцирования может быть реализован при использовании дидактических карточек-заданий. В начале урока, когда остальные ученики устно выполняют домашнее задание, слабым учащимся предлагается выбрать одну карточку из разных стопок. В одной из них карточки, вырезанные из цветной бумаги красного цвета, — в них задания средней сложности. В синих — достаточно простые, а в желтых — совсем простые. Учитель предлагает самостоятельно выбрать карточку, объясняя принцип их различия. Поначалу ребенок выбирает самое простое задание, но оно и оценивается всего лишь на «три». Постепенно, уверовав в свои силы и не удовлетворяясь низкой отметкой, шестиклассник начинает выбирать задания средней сложности.
Безусловно, формы работы с шестиклассниками, требу ющими особого внимания, могут быть различными. При этом не стоит забывать, что иногда применение разнообразных методических разработок нужно просто заменить добрым, дружеским отношением к ученику, его личности и проблемам.

Марат САФАРОВ,
учитель истории, г. Москва

TopList