Имеет ли гражданское образование
в России будущее?
Надо заметить, что преподаванию
граждановедения в нашей стране всегда уделялось
мало внимания. Это довольно новый предмет, здесь
нет четкой программы, да и представление о том,
что такое граждановедение и каким оно должно
быть, довольно-таки размыто.
На круглом столе выступили специалисты,
сотрудники лаборатории граждановедения НИИРО,
которой руководит профессор Евгений Вяземский,
авторы пособий и программ по предмету, а также
учителя московских школ. Главными темами были
концептуальные основы, содержание и форма
гражданского образования в российской школе
сегодня.
С докладом о теории и методологии гражданского
образования выступил ведущий научный сотрудник
НИИРО доктор исторических наук Игорь
Следзевский. В его докладе была изложена
концепция лаборатории граждановедения НИИРО по
данному вопросу. Он обрисовал ситуацию в
развитии современного гражданского образования,
показал, какие проблемы существуют в этой
области. Система гражданского образования
практически развивается «с нуля», здесь вряд ли
можно пользоваться опытом зарубежных коллег, да
и опыт, накопленный в советское время, тоже
оказывается непригодным из-за
социально-политических различий. Гражданское
образование сегодня не целостно, в нем
отсутствует система. Очень важно определить цели
гражданского воспитания сегодня, главной из
которых, по мнению специалистов НИИРО, является
формирование гражданина, ответственного за свою
семью, дом, деятельность и — в итоге — за страну.
|
12 февраля еженедельник «История»
и московский Научно-исследовательский институт
развития образования (НИИРО) провели в редакции
круглый стол на тему «Гражданское образование
в современной российской школе»
|
Что касается педагогических задач, то
здесь помимо выстраивания системы преподавания
гражданских дисциплин необходимо обратить
внимание и на качество гражданского образования.
Говоря о современном состоянии гражданского
воспитания, да и педагогической системы в целом,
надо заметить, что уровень овладения готовыми
знаниями учащимися довольно высок, однако в
школе дети не привыкли «порождать собственные
смыслы». Другими словами, и это совсем не ново, в
школе преобладает репродуктивная модель
образования (хотя, конечно же, есть и другие,
новые модели), когда учащиеся лишь воспроизводят
полученные знания, и почти отсутствует практика
развития креативного, т.е. новаторского,
творческого восприятия информации. Сейчас
поэтому очень важным является выработать компетенции
учащегося, т.е. дать ему импульс для
самостоятельного принятия решений и развить
опыт в коммуникации.
Таким образом, основной моделью развития
гражданского образования должна быть поисковая
модель, а основным способом реализации этой
модели — ориентация гражданского образования на
проектные технологии, т.е. обучение в процессе
сотрудничества. Например, учащиеся совместно
разрабатывают какой-то проект. Если действует
эта модель, то учащийся приобретает опыт, более
того, у него появляются новые мотивации учебного
процесса.
В первую очередь гражданское образование должно
быть ориентировано на потребность гражданина.
Сегодня оно несет весьма важную миссию:
формирование идеалов гражданственности,
общекультурной российской идентичности и
воспитание гражданской компетентности.
Если цели и задачи гражданского воспитания
вполне ясны, то с практической частью этого
вопроса все несколько сложнее. С рассказом о
социально-педагогических и
социально-психологических аспектах
гражданского образования выступил старший
научный сотрудник НИИРО кандидат педагогических
наук Игорь Синельников. Когда речь заходит об
определении того, что такое гражданское
образование, то часто можно столкнуться с
полярными мнениями: должно ли гражданское
образование вводить учащегося в жизнь со всеми
ее противоречиями и сложностями, в том числе и
правовым нигилизмом, или готовить
законопослушного гражданина. Сотрудники
лаборатории граждановедения пытаются
совместить эти позиции. Ими было выпущено
учебное и методическое пособие по
граждановедению для 5-го класса, а пособия для
других классов сейчас находятся в состоянии
разработки. Среди основных тем, изучаемых на
граждановедении, можно выделить нравственные,
социально-политические и юридические вопросы.
Для изучения этой дисциплины в 5—7-х классах
сотрудники лаборатории предлагают систему
постепенного расширения компетенций учащегося.
Совершенно очевидно, что нельзя быть
гражданином, не будучи личностью, в связи с этим
очень важным является психологический аспект
гражданского воспитания. Учитывая этот фактор, в
5—7-х классах развитие
социально-психологического раздела учебника
будет выглядеть примерно так: осознание себя в
родственной среде — в 5-м классе, личность и
социум — в 6-м классе, личность и государство —
в 7-м классе. Помимо этого очень важны апелляции к
жизненному опыту самих учащихся (рассказы о
сверстниках, например, в форме «провокаций»).
Учебные пособия, создаваемые в лаборатории,
опираются на педагогический опыт ее сотрудников.
|
Выступает
Игорь Синельников
|
С сообщением о педагогических
технологиях гражданского образования и
воспитания выступил ведущий научный сотрудник
НИИРО кандидат педагогических наук Игорь
Сергеев. В современной школе всякая
деятельность носит индивидуальный характер: на
уроках ученики выполняют индивидуальные
задания, несут за них индивидуальную
ответственность. Таким образом, в школе не
происходит никакой социализации. Поэтому вся
деятельность должна быть ориентирована на
групповые формы работы.
Сотрудниками лаборатории разработано и
методическое пособие для классного
руководителя. Оно содержит заведомо избыточный
объем информации, что позволяет варьировать
способы проведения уроков в зависимости от
ситуации. Специалисты из НИИРО полагают, что
будущее в гражданском образовании за
компетентностным подходом. Под компетентностью
понимается ситуативная готовность учащегося
использовать полученные знания. Неотъемлемыми
элементами этого подхода является обращение к
прошлому опыту детей, открытое обсуждение новых
понятий, дискуссии, игровая деятельность,
психологические тренинги, проектная
деятельность. Здесь хотелось бы подробнее
сказать о проектной деятельности. Мини-проекты
(исследовательские или творческие работы) могут
выполняться учащимися постоянно. Проекты
помогают осознать цель обучения здесь и сейчас и
направлены против его демотивированности.
Помимо сотрудников НИИРО в круглом столе приняли
участие Яков Соколов и Александр Драхлер,
авторы пособий по граждановедению. Они затронули
проблему гражданского образования в регионах. Я.
Соколов заметил, что программа, предлагаемая
лабораторией НИИРО, применима в первую очередь в
российских мегаполисах. Граждановедение видится
им прежде всего как предмет, несущий
воспитательную функцию.
А. Драхлер отметил, что в гражданском воспитании
сегодня очень важную роль могло бы сыграть
применение новых информационных технологий.
Выход в Интернет для учителя и учеников не только
увеличил бы доступ к информации, но и позволил бы
педагогам быть в курсе новых тенденций в
преподавании граждановедения.
|
Галина Перевощикова
(«Школа сотрудничества»,
Москва)
|
Пожалуй, среди итогов круглого стола
стоит выделить то, что гражданское образование
сегодня не остается без внимания специалистов,
создаются новые программы, проводится их
апробация в школах, и скоро эти учебные пособия
станут доступными для российских учителей.
Сегодня гражданское образование ни в коем случае
не должно оказываться на втором плане, ведь это,
наверное, единственная школьная дисциплина,
которая направлена на то, чтобы воспитывать
наших детей как граждан своей страны.
В заключении главный редактор еженедельника
«История» Алексей Савельев заверил
участников круглого стола, что наше издание
будет уделять пристальное внимание всему новому,
что происходит в этой важной области педагогики.
Анастасия ГОЛОВАТЕНКО
Фото Евгения Крылова |