Имеет ли гражданское образование
в России будущее?

Надо заметить, что преподаванию граждановедения в нашей стране всегда уделялось мало внимания. Это довольно новый предмет, здесь нет четкой программы, да и представление о том, что такое граждановедение и каким оно должно быть, довольно-таки размыто.
На круглом столе выступили специалисты, сотрудники лаборатории граждановедения НИИРО, которой руководит профессор Евгений Вяземский, авторы пособий и программ по предмету, а также учителя московских школ. Главными темами были концептуальные основы, содержание и форма гражданского образования в российской школе сегодня.
С докладом о теории и методологии гражданского образования выступил ведущий научный сотрудник НИИРО доктор исторических наук Игорь Следзевский. В его докладе была изложена концепция лаборатории граждановедения НИИРО по данному вопросу. Он обрисовал ситуацию в развитии современного гражданского образования, показал, какие проблемы существуют в этой области. Система гражданского образования практически развивается «с нуля», здесь вряд ли можно пользоваться опытом зарубежных коллег, да и опыт, накопленный в советское время, тоже оказывается непригодным из-за социально-политических различий. Гражданское образование сегодня не целостно, в нем отсутствует система. Очень важно определить цели гражданского воспитания сегодня, главной из которых, по мнению специалистов НИИРО, является формирование гражданина, ответственного за свою семью, дом, деятельность и — в итоге — за страну.

12 февраля еженедельник «История» и московский Научно-исследовательский институт развития образования (НИИРО) провели в редакции круглый стол на тему «Гражданское образование в современной российской школе»

12 февраля еженедельник «История»
и московский Научно-исследовательский институт
развития образования (НИИРО) провели в редакции
круглый стол на тему «Гражданское образование
в современной российской школе»

Что касается педагогических задач, то здесь помимо выстраивания системы преподавания гражданских дисциплин необходимо обратить внимание и на качество гражданского образования.
Говоря о современном состоянии гражданского воспитания, да и педагогической системы в целом, надо заметить, что уровень овладения готовыми знаниями учащимися довольно высок, однако в школе дети не привыкли «порождать собственные смыслы». Другими словами, и это совсем не ново, в школе преобладает репродуктивная модель образования (хотя, конечно же, есть и другие, новые модели), когда учащиеся лишь воспроизводят полученные знания, и почти отсутствует практика развития креативного, т.е. новаторского, творческого восприятия информации. Сейчас поэтому очень важным является выработать компетенции учащегося, т.е. дать ему импульс для самостоятельного принятия решений и развить опыт в коммуникации.
Таким образом, основной моделью развития гражданского образования должна быть поисковая модель, а основным способом реализации этой модели — ориентация гражданского образования на проектные технологии, т.е. обучение в процессе сотрудничества. Например, учащиеся совместно разрабатывают какой-то проект. Если действует эта модель, то учащийся приобретает опыт, более того, у него появляются новые мотивации учебного процесса.
В первую очередь гражданское образование должно быть ориентировано на потребность гражданина. Сегодня оно несет весьма важную миссию: формирование идеалов гражданственности, общекультурной российской идентичности и воспитание гражданской компетентности.
Если цели и задачи гражданского воспитания вполне ясны, то с практической частью этого вопроса все несколько сложнее. С рассказом о социально-педагогических и социально-психологических аспектах гражданского образования выступил старший научный сотрудник НИИРО кандидат педагогических наук Игорь Синельников. Когда речь заходит об определении того, что такое гражданское образование, то часто можно столкнуться с полярными мнениями: должно ли гражданское образование вводить учащегося в жизнь со всеми ее противоречиями и сложностями, в том числе и правовым нигилизмом, или готовить законопослушного гражданина. Сотрудники лаборатории граждановедения пытаются совместить эти позиции. Ими было выпущено учебное и методическое пособие по граждановедению для 5-го класса, а пособия для других классов сейчас находятся в состоянии разработки. Среди основных тем, изучаемых на граждановедении, можно выделить нравственные, социально-политические и юридические вопросы. Для изучения этой дисциплины в 5—7-х классах сотрудники лаборатории предлагают систему постепенного расширения компетенций учащегося. Совершенно очевидно, что нельзя быть гражданином, не будучи личностью, в связи с этим очень важным является психологический аспект гражданского воспитания. Учитывая этот фактор, в 5—7-х классах развитие социально-психологического раздела учебника будет выглядеть примерно так: осознание себя в родственной среде — в 5-м классе, личность и социум — в 6-м классе, личность и государство — в 7-м классе. Помимо этого очень важны апелляции к жизненному опыту самих учащихся (рассказы о сверстниках, например, в форме «провокаций»). Учебные пособия, создаваемые в лаборатории, опираются на педагогический опыт ее сотрудников.

Выступает Игорь Синельников
Выступает
Игорь Синельников

С сообщением о педагогических технологиях гражданского образования и воспитания выступил ведущий научный сотрудник НИИРО кандидат педагогических наук Игорь Сергеев. В современной школе всякая деятельность носит индивидуальный характер: на уроках ученики выполняют индивидуальные задания, несут за них индивидуальную ответственность. Таким образом, в школе не происходит никакой социализации. Поэтому вся деятельность должна быть ориентирована на групповые формы работы.
Сотрудниками лаборатории разработано и методическое пособие для классного руководителя. Оно содержит заведомо избыточный объем информации, что позволяет варьировать способы проведения уроков в зависимости от ситуации. Специалисты из НИИРО полагают, что будущее в гражданском образовании за компетентностным подходом. Под компетентностью понимается ситуативная готовность учащегося использовать полученные знания. Неотъемлемыми элементами этого подхода является обращение к прошлому опыту детей, открытое обсуждение новых понятий, дискуссии, игровая деятельность, психологические тренинги, проектная деятельность. Здесь хотелось бы подробнее сказать о проектной деятельности. Мини-проекты (исследовательские или творческие работы) могут выполняться учащимися постоянно. Проекты помогают осознать цель обучения здесь и сейчас и направлены против его демотивированности.
Помимо сотрудников НИИРО в круглом столе приняли участие Яков Соколов и Александр Драхлер, авторы пособий по граждановедению. Они затронули проблему гражданского образования в регионах. Я. Соколов заметил, что программа, предлагаемая лабораторией НИИРО, применима в первую очередь в российских мегаполисах. Граждановедение видится им прежде всего как предмет, несущий воспитательную функцию.
А. Драхлер отметил, что в гражданском воспитании сегодня очень важную роль могло бы сыграть применение новых информационных технологий. Выход в Интернет для учителя и учеников не только увеличил бы доступ к информации, но и позволил бы педагогам быть в курсе новых тенденций в преподавании граждановедения.

Галина Перевощикова («Школа сотрудничества», Москва)

Галина Перевощикова
(«Школа сотрудничества»,
Москва)

Пожалуй, среди итогов круглого стола стоит выделить то, что гражданское образование сегодня не остается без внимания специалистов, создаются новые программы, проводится их апробация в школах, и скоро эти учебные пособия станут доступными для российских учителей. Сегодня гражданское образование ни в коем случае не должно оказываться на втором плане, ведь это, наверное, единственная школьная дисциплина, которая направлена на то, чтобы воспитывать наших детей как граждан своей страны.
В заключении главный редактор еженедельника «История» Алексей Савельев заверил участников круглого стола, что наше издание будет уделять пристальное внимание всему новому, что происходит в этой важной области педагогики.

Анастасия ГОЛОВАТЕНКО

Фото Евгения Крылова

TopList