Две лествицыВасилий Ключевский о местничестве в Московской РусиБоярство было классом княжеской дружины,
состоявшей из нескольких разрядов. Рассказывая
о борьбе Михаила и Всеволода Юрьевичей с
племянниками в конце XII в., я приводил место из
летописи, где указаны две главных составных
части княжеской дружины. Дядя говорит
племяннику, Мстиславу: «Тебя при вели Ростовцы,
да бояре, а нас младшая дружина, да Володимирцы».
Итак, издавна старшее боярство отличалось от
низшей, младшей дружины. В старых памятниках
до XIII в. младшая дружина обозначалась словом гридня,
грид. В XIII и XIV вв. нет уже того слова;
является вместо него другое: двор. Один из
наших филологов производит слово гридь от
скандинавского grid = двор; значит, это был
буквальный перевод старинного названия гридня.
Люди, составлявшие двор, назывались слугами
дворными, вольными или дворянами. Несмотря на
такое различие бояр и слуг дворных или вольных, у
них были некоторые общие права: главное из общих
прав состояло в свободном выборе места службы, в
праве отъезда; далее, и бояре, и слуги вольные
одинаково действовали в администрации и
одинаково получали от князя за службу города и
волости в кормление. Мы находим, что сами князья
старались отделить резко бояр и слуг вольных от
остального населения, т.е. замыкали высший класс
снизу. Мы находим взаимное обязательство князей:
не принимать на службу людей, не принадлежавших к
низшему классу. У князя на службе находим и
невольных слуг, исправлявших разные ремесленные
обязанности при дворе. Все они управлялись княжеским
дворским и поэтому являются с обозначением слуг,
что под дворским, в отличие от вольных. В
духовной Владимира Андреевича 1410 г. читаем:
Для нас все равно, из каких побуждений князья загораживали доступ в службу невольным слугам; было ли тому причиною обилие слуг вольных, или недостаток слуг невольных; важно то, что сами князья стали рано замыкать служилый класс по отношению к низшему населению. То же стремление обнаруживали князья и по отношению к отдельным разрядам дружины. Мы сказали, что она состояла из старшей и младшей дружины; впоследствии становится сверху новый элемент и в грамотах московских князей встречаем: князи наши и бояре и слуги вольные. Но одновременно с этим или раньше в среде этого состава появляется еще новый элемент: «князи и бояре и дети боярские и слуги дворные». Мы находим указание, что эти дети боярские принадлежали к слугам дворным, значит, отличались только происхождением, на которое указывает их название. Что же следует из этого? — Из этого следует, что боярский класс не расширялся, а постоянно стремился суживаться. Бояре становились не общественным классом, а служебным чином; и дети, не достигавшие этого чина, выбрасывались из этого класса и примыкали к низшей дружине, слугам дворным. При известных общих правах, соединявших бояр и слуг дворских, было и некоторое различие между ними: боярин был преимущественно княжеский советник, с ним князь думал и гадал, он сидел в думе; а слуга дворский, или вольный, был преимущественно человек военный, он не думал и не гадал с князем, не сидел в думе. Значит, указанное разделение между боярами и детьми боярскими, не имевшими случая дослужиться до боярства, — это разграничение служит указанием на стесненный состав княжеской думы. Издали мы не можем теперь объяснить, кто старался более об этом ограничении, сами ли бояре, или князь? — Но выделение боярских детей из боярского класса показывает, что то же совершалось и по отношению к высшему классу, что по отношению к низшему населению, т.е. этот класс стремился замкнуться снизу.
Должности военные, как и места за столом во дворце, по своему относительному значению, сказали мы, представляли длинный ряд ступеней. Известно, что Московское ополчение состояло из нескольких полков: из главного, или большого, правого, левого, сторожевого (арриергард) и передового (авангард). В каждом из полков было по два воеводы или более; как воеводы равных полков, так и разные воеводы одного и того же полка не были равны между собой, представляли разные ступени служебной лествицы. В местнических делах так определяется их относительное значение: «Первый воевода в сторожевом полку больше второго воеводы в большом полку одним местом, а вторых воевод в передовом полку и сторожевом — больше двумя месты. Первый воевода в левой руке больше второго воеводы в большом полку одним местом, а второго воеводы в правой руке — больше двумя месты, а вторых воевод в передовом и сторожевом полку — больше тремя месты, а второго воеводы в левой руке четырьмя месты». Подобную же лествицу представлял и каждый боярский род; так были определены отношения по местам отца к сыну. Об Андрее Сицком говорится в местническом акте: «Он меньше своего отца 7-ю месты, потому что у отца своего он 5-й сын». О Федоре Сабурове сказано, что он выше двоюродного своего брата Замятни 7-ю местами, а другого двоюродного брата 11-ю местами. Значит, в местничестве не только знали вообще, кто кого выше, но и могли с точностью высчитать, на сколько ступеней. Для этого существовали особые счетные, или разрядные книги. Из «Лекций по русской истории, |