Голубизна и золото, небесное и вечное

Храм «Спас на крови» –– памятник императору Александру II

Многие десятилетия таинственное молчание окутывало этот стоящий на канале Грибоедова храм, который называли «Спас на крови». Здесь можно было увидеть картину, необычную для тeх атеистических времен: по вечерам у стены храма, выходящей на канал, иногда возникала из темноты одинокая фигура человека с молитвенно склоненной головой, осеняющего себя крестным знамением. Тогда это казалось странным, чуждым, непонятным. Только теперь открылась истина: люди молились у распятия на стене храма, за которым сохранялся участок мостовой, политой кровью императора Александра II, смертельно раненного террористами из «Народной воли» 1 марта 1881 г. на этом месте.
Но пришли другие времена, и мы узнали настоящее имя этого храма, освященного в честь Воскресения Христова, и увидели его во всем великолепии.
Более всего по архитектурной композиции и убранству храм напоминает собор Василия Блаженного в Москве, который справедливо называют «энциклопедией русской архитектуры». И такая преемственность не случайна, так и было задумано его создателями. Но чтобы проникнуть в их замыслы, нам надо ознакомиться с длинной и нелегкой историей храма.
Уже на следующий день после мученической кончины императора городская Дума Петербурга приняла решение: просить позволения нового государя Александра III возвести памятник или часовню для увековечения памяти убиенного императора. Причем строить его не за счет казны, а на средства города. «Желательно бы иметь церковь, а не часовню», — ответил царь. Однако временно на месте смертельного ранения императора решили все же поставить часовню. К концу апреля она была уже возведена по проекту архитектора Л.Н. Бенуа, на средства купцов Громова и Милицина.
Сюда приходили петербуржцы почтить память покойного императора, здесь постоянно служились панихиды. Часовня простояла до 1883 г., а потом ее перенесли на расположенную рядом Конюшенную площадь, чтобы освободить место для строительства церкви.
27 апреля 1881 г. был объявлен конкурс на строительство церкви-памятника.
Проекты широко экспонировались в Москве и Петербурге, среди них нашлись победители, но император Александр III не одобрил ни один из них. Тогда же он выразил пожелание, чтобы храм напоминал о мученической смерти императора Александра II и вызывал чувства преданности царской фамилии и глубокой скорби русского народа. Стиль же храма должен был соответствовать лучшим образцам русского зодчества ХVI—XVII вв.
В марте 1883 г. приступила к работе Особая комиссия по сооружению храма. Ее председателем был назначен великий князь Владимир Александрович (сын покойного императора). В комиссии, кроме профессоров архитектуры, представителей Министерства внутренних дел, городского головы, принимали участие будущие создатели храма: архимандрит Троице-Сергиевой пустыни под Петербургом Игнатий (Малышев) и архитектор А.А. Парланд, построивший несколько церквей в помещичьих усадьбах и соорудивший храм в Троице-Сергиевой пустыни.
Троице-Сергиева пустынь была основана в 1732 г. на ведущей в Петергоф дороге настоятелем Троице-Сергиевой Лавры архимандритом Варлаамом (Высоцким), духовником императрицы Анны Иоанновны. При архимандрите Игнатии (настоятеле пустыни в 1857—1897 гг., одаренном художнике, окончившем Академию художеств) пустынь украсилась прекрасными зданиями. Альфред Александрович Парланд в 1872 г. построил здесь храм Воскресения Христова. Этот замечательный храм, выполненный в виде трехпридельной базилики византийского стиля, был снесен в 1968 г.
На первом заседании Комиссии 23 апреля 1883 г. произошло важное событие: решался вопрос о наименовании храма, и архимандрит Игнатий предложил освятить его в честь Воскресения Христова — главного события Евангельской истории.
Второй конкурс на проект храма был объявлен в апреле 1882 г. В нем приняли участие крупнейшие русские архитекторы. Комиссия по созданию храма рассмотрела 31 проект. Однако глубокого проникновения в стиль русского зодчества XVI—XVII вв. не нашли ни у одного автора.
Проекты, представленные на рассмотрение Александру III, были отклонены. Император высказал новое пожелание, чтобы то место, где покойный император был смертельно ранен, находилось внутри церкви в особом приделе.
И вот среди проектов, выставленных на конкурс и учитывающих волю царя, совершенно неожиданно для всех победил проект А.А. Парланда и архимандрита Игнатия. Последний не имел навыков профессионального архитектора, но у него появился замысел храма, отвечавшего поставленной задаче. И тогда он привлек к работе хорошо ему знакомого архитектора А.А. Парланда. Их проект представлял собой сложное архитектурное сооружение, которое включало в себя церковь, галерею для шествий, мемориальную зону и музей.
Царь одобрил проект 29 июля 1887 г. с условием дальнейшей доработки. Окончательно же он был утвержден только через четыре года и претерпел значительные изменения: музейную зону ввели внутрь церкви, галерею для шествий заменили тротуаром по периметру храма, соединенным с широким мостом через канал и со специальной площадью, выложенной брусчаткой и окаймленной оградой в стиле раннего модерна.
Торжественная закладка храма состоялась в октябре 1883 г. А освятили его лишь через 24 года уже при следующем императоре, Николае II. Столь долгое время потребовалось не только на строительные работы, но и для создания уникального наружного и внутреннего декора храма, выполненного в различных художественных техниках. Здесь и резьба по камню колонок, наличников, карнизов, чеканка по металлу на дверях, и изразцы, и ювелирная эмаль главок и, наконец, — главная особенность храма — огромные мозаичные панно. Мозаика полностью покрывает внутренность храма, что делает его в новое время единственным в мире примером такого убранства. Мозаичные paботы выполняла художественная мастерская Фроловых по эскизам художников В.Васнецова, М.;Нестерова, И.Кошелева, В.Беляева, Н.Харламова, А.Рябушкина, Н.Шаховского, Н.Бодаревского, А.Новоскольцева. Иконостас собора был изготовлен в Италии из разноцветного мрамора, богатейшую утварь из чеканного серебра с эмалями и из натуральных камней создали русские мастера. Возведение храма потребовало огромных материальных затрат, основные средства были получены из казны, частично — от царской семьи, и небольшую часть составили пожертвования.
Этот храм-памятник занимал исключительное правовое положение: он не был приходским, им ведало Министерство внутренних дел. Здесь проходили службы, посвященные памяти императора Александра II, каждый день у места его смертельного ранения служилась лития.
После Октябрьского переворота этот уникальный храм разделил участь многих православных церквей. Недолгое время он был кафедральным собором епархии, а в 1930 г. его закрыли и потом сняли с государственной охраны. Ненависть богоборцев-большевиков к историческому прошлому России и царской семье вполне выказалась в судьбе этого уникального памятника. Он варварски эксплуатировался, здесь был и выставочный зал, и мастерские, и картофелехранилище, и склад. В блокадные времена один из его куполов пробил снаряд. Здание разрушалось, уникальный декор погибал. Страшный, почернелый остов угрюмо возвышался над городом... Решение о реставрации было принято в конце 1960-х гг., восстановление храма длилось около 30 лет. Весь декор, все мозаики пришлось создавать заново. Светло красующийся ныне храм — плод напряженнейшей, самоотверженной работы многих и многих искусных мастеров, коими никогда не оскудевает Русская земля.
И вот мы входим в обновленный храм... Сейчас здесь музей, работают экскурсоводы. Минуем притвор, стены которого увешаны фотографиями, запечатлевшими этапы восстановления собора, и перед нами открывается неизмеримое пространство, разделенное четырьмя квадратными столпами, уходящими ввысь. В центре — бюст императора Александра II. От мозаичных стен струится голубой, как бы небесный свет. Таков основной фон мозаик. Нас обступают действующие лица Евангелия, русские святые. Впереди — каменный резной иконостас с мозаичными иконами. Иконы у царских врат выполнены по рисункам В.Васнецова. В киотах справа и слева от алтаря работы по рисункам М. Нестерова «Благоверный князь Александр Невский» и «Воскресение Христово». От храмовой иконы Воскресения струится чистый и благородный серебристо-голубоватый свет.
Голубизна и золото, небесное и вечное — доминирующий фон мозаик и основной мыслеобраз храма. Стены алтаря, потолка храма голубеют и золотятся под лучами солнечного света.
У западной стены — величественная сень над мемориальным участком булыжной мостовой, который находится ниже уровня храма и к которому ведут ступени. Поистине этот храм поставлен на крови — на этом месте пролилась кровь смертельно раненного монарха, до конца выполнившего свой долг перед Богом и Россией... Здесь же погиб его террорист-убийца. За сенью огромное мозаичное панно «Снятие с Креста» светится золотом угасающего заката… Так к нам вернулся еще один прекрасный памятник нашего прошлого, напоминающий о жизни и кончине царя-реформатора Александра II и его эпохе.

Ольга ФЕДОРОВА

В статье использованы материалы книги Г.П. Бутикова
«Музей-памятник “Спас на крови”».

TopList