Тишайший царь
и думец-монархист

8—15 февраля

8 февраля

1676  Умер русский царь Алексей Михайлович, второй из династии Романовых. Современники называли его Тишайшим, т.е., в нашем понимании, смиренным и кротким. Как же сложился этот исторический миф? Ведь Алексей Михайлович совсем не был таким. Все дело в том, что в XVII в. под тишайшим монархом подразумевали совсем иное: это – «обладатель тишины», царь, который умеет поддержать порядок. На время царствования царя Алексея пришлось много таких событий, которые предопределили дальнейшее развитие Московской Руси и революционные реформы Петра I. Отражением новых тенденций в русской жизни стало приглашение на службу в Россию иностранных специалистов, создание полков «иноземного строя». Во второй половине XVII в. начинается трансформация всей системы русской традиционной культуры, возникает светская литература, зарождается светская живопись, при дворе устраиваются первые «комедийные действа». Алексей Михайлович был достаточно образован, первым из русских царей нарушил традицию и стал собственноручно подписывать документы. Ему приписывается и ряд литературных сочинений, в т.ч. «Послание на Соловки», «Повесть о преставлении патриарха Иосифа», «Урядник сокольничья пути» и др. Что же касается умения поддерживать порядок, то здесь Алексей Михайлович явно не преуспел: недаром время его правления называют бунташным – Соляной и Медный бунты, череда городских восстаний, бунт (а по сути – гражданская война) под водительством Степана Разина. Московская Русь переживала кризис – государственный, социальный, культурный, и Алексей Михайлович был человеком этого кризисного, переходного времени. (29.01)

9 февраля

1818 Вышли в свет первые восемь томов «Истории Государства Российского» Н.М. Карамзина, имевшие огромный успех и ставшие важным событием общественной жизни. 3000 экземпляров разошлись в течение месяца, и сразу же потребовалось второе издание. Пушкин так писал об этом событии: издание книг Карамзина «произвело сильное впечатление… Все, даже светские женщины, бросились читать историю своего отечества, доселе им неизвестную. Она была для них новым открытием. Древняя Русь, казалось, найдена Карамзиным, как Америка – Коломбом». (28.01)

11 февраля

1829  В Тегеране во время разгрома русской миссии убит писатель и дипломат А.С. Грибоедов. Он был не только поэтом и драматургом, но и замечательным дипломатом, при его активном участии был подписан Туркманчайский мирный договор. По словам Н.Н. Муравьева-Карского, Грибоедов «заменял ... единым своим лицом двадцатитысячную армию». В Тегеране в числе других дел российский дипломат занимался отправкой на родину плененных подданных России. Обращение к нему за помощью двух женщин-армянок, попавших в гарем знатного персиянина, явилось поводом для расправы с деятельным и удачливым дипломатом. События жизни Грибоедова от восстания декабристов и до нападения на российское посольство легли в основу романа Ю. Тынянова «Смерть Вазир-Мухтара». (30.01)

13 февраля

1976 Во Владимире умер Василий Витальевич Шульгин, депутат II–IV Государственных дум, блестящий оратор и публицист. На политическом небосклоне дореволюционной России он был противоречивой и яркой фигурой. В Думе зарекомендовал себя одним из лидеров правых – монархической группы националистов-прогрессистов. Как оратор он выделялся корректным, но ядовито-ироничным стилем. Будучи убежденным антисемитом, выступил против процесса Бейлиса. Активно поддерживал столыпинские реформы. Шульгин вошел в состав делегации, направленной 3 марта 1917 г. в Псков для оформления отречения Николая II. Во время Гражданской войны он сотрудничал с Добровольческой армией, редактировал екатеринодарскую газету «Россия», где отстаивал с присущим ему публицистическим блеском белую идею. После окончания Гражданской войны жил в эмиграции в Югославии. В 1945 г. Шульгин был арестован и провел в СССР за решеткой 11 лет. Хрущевская оттепель принесла ему свободу и персональную пенсию.

15 февраля

Русская православная церковь отмечает праздник Сретения. Содержание этого праздника таково. У древних евреев был закон, по которому каждый первенец в сороковой день от рождения должен быть посвящен Богу. Исполняя его, Мария и Иосиф принесли Младенца Иисуса в Иерусалимский храм. Там встретил их старец Симеон, которому было открыто, что он не умрет, пока не увидит Мессию, Спасителя мира. Увидев Марию с Младенцем, Симеон узнал в Нем обещанного Спасителя и, взяв Его на руки, сказал: «Ныне отпущаеши раба Твоего, Владыко, по глаголу Твоему с миром, яко видеста очи мои спасение Твое…». Этим праздником Церковь говорит нам, что нет ничего радостнее, чем встреча с Тем, Кто несет в нашу душу любовь, мир и упование вечной жизни. (2.02)

Все даты российского календаря до 1918 г.
даны по новому и старому стилю.

TopList