Три страницы позапрошлого века…
Повторительно-обобщающий
урок по теме «Россия в первой половине ХIХ в.».
8-й класс. |
|
Цели. Обобщить основные
проблемы внутренней и внешней политики России
первой половины XIX в. (при правлении императоров
Александра I и Николая I); систематизировать
знания учащихся об общественно-политической,
культурной и духовной жизни России в этот период;
развивать умение учащихся по кратким
биографическим справкам узнавать выдающихся
личностей и деятелей отечественной истории;
воспитывать патриотическое отношение к истории,
духовным ценностям своего народа.
Оборудование. Портреты императора
Александра I, А.А. Аракчеева,
М.М. Сперанского, императора Николая I,
полководцев М.И. Кутузова, Барклая де Толли и
др.; планшет-книга XIX в.; тексты с документом —
суждением А.Чарторыйского об императоре
Александре I; планшет с кроссвордом; костюмы для
драматического эпизода.
ХОД УРОКА
I. Вступительное слово учителя
Учитель. XIX век для России — одна из
величайших, переломных эпох. Итоги этой эпохи
грандиозны, многогранны и противоречивы.
С одной стороны, Россия XIX в. — это, по мнению
некоторых историков, тюрьма для всех ее народов,
жандарм Европы, нищета и темнота народа, родина
трагического по последствиям движения
декабристов.
|
Император Александр I
|
С другой стороны, Россия XIX в. —
это спасительница Европы от наполеоновской
агрессии, создательница непреходящих духовных
ценностей. Один из поэтов этой эпохи, Н.А.
Некрасов, написал в 1877 г. о России пророческие
слова, которые вполне можно отнести и к нашим
дням (зачитывается эпиграф, написанный на доске).
По мнению русского историка Николая Михайловича
Карамзина, «история — это священная книга
народов». Так давайте же откроем некоторые
страницы этой книги, посвященные XIX в.
II. Основная часть урока
1 страница
«Дней Александровых
прекрасное начало…»
Учитель. Историки делят
царствование Александра I на два периода: а)
начальный — «дней Александровых прекрасное
начало», когда император Александр I проводил
либеральные преобразования; б) последующий —
когда внутренняя и внешняя политика вновь стала
консервативной.
Ребята! На конкретных фактах по
|
Граф А.А. Аракчеев
|
дтвердите или опровергните суждение
историков, используя документ «Суждения Адама
Чарторыйского об Александре I» (Адам
Чарторыйский — один из ближайших друзей юности
Александра I, впоследствии активный деятель
польского национального движения).
На столах учащихся ксерокопии с текстом
документа.
«Великие помыслы об общем благе, великодушные
чувства, желание принести им в жертву
собственные удобства и часть своей власти,
отказаться, наконец, от неограниченного
могущества, чтобы тем вернее обеспечить в
будущем счастье людей, подчиненных его воле —
все это некогда искренне занимало императора, но
это было скорее юношескими мечтами, чем твердым
решением зрелого человека. Император любил лишь
формы свободы, как любят зрелища. Ему нравилась
внешняя сторона народного представительства, и
это составляло предмет его тщеславия. Но он желал
только формы и внешнего вида, а не
действительного его осуществления. Одним словом,
он охотно согласился бы на то, чтобы весь мир был
свободен, при том условии, чтобы все добровольно
подчинились исключительно его воле».
Учитель. Как вы думаете, прав ли
польский аристократ? Если да, то какие черты
политики Александра I подтверждают его правоту?
Если нет, то какие события и решения императора
опровергают его?
Выслушиваются ответы учащихся.
Учитель. А теперь послушаем мнение
А.С. Пушкина об Александре I:
Властитель слабый и лукавый,
Плешивый щеголь, враг труда,
Нечаянно пригретый славой…
А о ком пишет А.С. Пушкин следующие стихи?
Всей России притеснитель,
Губернаторов мучитель
И совета он учитель,
А царю он — друг и брат.
Полон злобы, полон мести.
Кто ж он?
Преданный без лести…
А вот как К.Ф. Рылеев обращается к этому же
человеку в своем стихотворении:
Надменный временщик,
И подлый, и коварный,
Монарха хитрый льстец,
И друг неблагодарный,
Неистовый тиран
Родной страны своей,
Взнесенный в важный сан
Пронырствами злодей!
Что вы знаете об этом человеке? Почему поэты так
отзываются о нем?
Выслушиваются ответы учащихся об Аракчееве.
Учитель. Однако со временем
Александра I связана одна из самых великих
страниц нашей истории. Давайте ее откроем.
|
Наполеон в Москве.
Литография по рисунку А. Адама |
2 страница
«Гроза двенадцатого года
Настала — кто тут нам
помог?
Остервенение народа,
Барклай, зима иль русский Бог?»
Учитель. Вы поняли, что речь пойдет
об Отечественной войне 1812 г. Предлагаю выполнить
следующие задания по этой теме.
КАРТОЧКА
Соотнесите даты и события
(соедините стрелками) |
1807 г.
1812 г.
1813—1814 гг.
1814 г.
1815 г. |
Отечественная война
Заграничные походы русской армии
Тильзитский мир
Договор о создании Священного союза
Венский конгресс |
Учащимся раздаются карточки с заданиями.
ВОПРОСЫ
1. Какие события объединяют
следующие имена: Д. Давыдов, А. Фигнер, В.
Кожина, Г. Курин?
2. По какому принципу образован ряд имен:
М.Б. Барклай де Толли, П.И. Багратион,
А.П. Тормасов? (Предлагается дать
характеристику полководцам.)
3. По следующим отрывкам из стихов
А.С. Пушкина определите, о каком периоде войны
идет речь:
1) Тогда гроза двенадцатого года
Еще спала. Еще Наполеон
Не испытал великого народа —
Еще грозил и колебался он…
(Накануне войны)
2) Шли племена,
Бедой России угрожая,
Не вся ль Европа тут была?
А чья звезда ее вела?
(Наполеон, переход через реку Неман)
3) И равен был неравный спор…
(Бородинская битва)
4) И вспять бежит надменный галл…
(Изгнание Наполеона из России)
|
|
Барклай де Толли
|
Въезд императора Александра I в Париж в 1814 г.
Литография |
ЗАДАНИЕ
На карте отметить флажками путь французских
завоевателей и места важнейших сражений
Наполеона с русской армией.
Учитель. Победа России над
Наполеоном, безоговорочная и блистательная,
вызвала потрясение умов во всем мире. Разгром
Наполеона — это особый урок истории.
Г.Р. Державин еще в 1807 г. предостерегающе
напоминал:
Был сей, был тот, их нет, а Русь?
Всяк, знай, мотай себе на ус!
3 страница
«Пусть смерть мне
суждена —
мне нечего жалеть…»
Учитель. Декабристы вписали яркую,
трагическую страницу в историю нашей страны. Не
все было однозначно в их движении. Декабристы
вошли в историю России как пионеры борьбы против
существующего строя. Их имена и судьбы остались в
памяти, а идеи — в арсенале следующих
поколений. Прекрасной, волнующей страницей нашей
истории является мужество, самоотверженность,
верность жен декабристов, последовавших за
мужьями в ссылку в Сибирь.
ВОПРОСЫ
1. По какому принципу образован ряд:
Московский полк; Гвардейский морской экипаж;
Лейб-гвардии гренадерский полк?
2. 29 июля 1826 г. А.С. Пушкин пишет
стихотворение «Под небом голубым страны своей
родной…». Под ним он поставил зашифрованную
запись: «Услышал о смерти Р., П., М., К., Б. — 24».
Расшифруйте эту запись.
Ученики. Услышал о смерти Рылеева,
Пестеля, Муравьева-Апостола, Каховского,
Бестужева-Рюмина — 24 июля 1826 г.
Учитель. В Иркутске и Чите одна из
городских улиц называется Дамской. Чем вы можете
объяснить подобное название?
Ученики. Эти улицы названы в честь
жен декабристов, которые последовали за своими
мужьями в ссылку.
|
|
|
Мария Николаевна Волконская,
жена декабриста
С.Г. Волконского
Портрет выполнен
Н.А. Бестужевым |
Екатерина Ивановна Трубецкая,
жена декабриста
С.П. Трубецкого
Портрет выполнен
Н.А. Бестужевым |
Александра Григорьевна Муравьева,
жена декабриста
Н.М. Муравьева
Автор портрета
П.Ф.Соколов |
Подготовленные учащиеся показывают эпизод из
поэмы Н.А.Некрасова «Русские женщины»: диалог
между иркутским губернатором и княгиней
Екатериной Трубецкой, женой декабриста Сергея
Трубецкого.
Княгиня (входит в станционный дом)
В Нерчинск! Закладывать скорей!
Губернатор. Пришел я встретить вас.
Княгиня. Велите ж дать мне
лошадей!
Губернатор. Прошу помедлить час,
Дорога наша так дурна,
Вам нужно отдохнуть!..
Княгиня. Благодарю вас! Я сильна,
Уж недалек мой путь…
Губернатор. Все ж будет верст
до восьмисот,
А главная беда —
Дорога хуже тут пойдет,
Опасная езда!..
Княгиня. Но мне не нужно ничего!
Готов ли экипаж?
Губернатор. Покуда я не прикажу,
Его не подадут…
Княгиня. Так прикажите ж!
Я прошу…
Губернатор. Позвольте-с.
Я согласен сам,
Что дорог каждый час,
Но хорошо ль известно вам,
Что ожидает вас?
Поверьте, вас не пощадят,
Не сжалится никто!
Пускай ваш муж — он виноват…
А вам терпеть за что?
Княгиня. Ужасна будет, знаю я,
Жизнь мужа моего,
Пускай же будет и моя
Не радостней его!
Губернатор. Но вы не будете там
жить:
Тот климат вас убьет!
Я вас обязан убедить,
Не ездите вперед!
Княгиня. Живут же люди в том
краю,
Привыкну я шутя…
Губернатор. Живут? Но молодость
свою
Припомните… дитя!
Княгиня. Пусть смерть мне
суждена —
Мне нечего жалеть!
Я еду! еду! Я должна
Близ мужа умереть!
Губернатор. Да, вы умрете,
но сперва
Измучите того,
Чья безвозвратно голова
Погибла. Для чего?
Прошу: не ездите туда!
Княгиня. Молчите! Боже мой!
Губернатор. Да, откровенно говорю,
Вернитесь лучше в свет.
Но он же вас не пощадил?
Подумайте, дитя.
О ком тоска? К кому любовь?
И что ж? Бежите вы за ним,
Как жалкая раба!
Княгиня. Нет! Я не жалкая раба,
Я женщина, жена!
Пускай горька моя судьба —
Я буду ей верна.
Но знаю, к родине любовь —
Соперница моя,
И если б нужно было,
Вновь ему простила я!
Учитель. Эти слова княгини
Трубецкой из поэмы стали крылатыми. Этих
замечательных женщин отличала душевная щедрость
и твердая воля, действенная любовь и умение
пострадать за любимого человека, гражданское
мужество — все это глубоко волнует нас и поныне.
|
Декабристы в кандалах
в камере Читинского острога
Акварель Н.П. Репина |
ЗАДАНИЕ
Разгадайте кроссворд «Ближайшие сподвижники
Николая I».
По горизонтали (7) должно
получиться имя царя.
По вертикали. 1. Автор Полного
собрания законов Российской империи.
2. Главнокомандующий Крымской армией. 3.
Начальник III отделения и шеф корпуса жандармов.
4. Министр просвещения, автор «теории
официальной народности». 5. Автор реформы
управления государственными крестьянами. 6.
Министр финансов, провел денежную реформу.
Ответы.
1. Сперанский. 2. Меншиков. 3. Бенкендорф. 4. Уваров. 5.
Киселев. 6. Канкрин. 7. Николай.
III. Подведение итогов
Учитель. Трудный путь в лучах славы
и во тьме унижения прошла Россия за первую
половину XIX в., переживая и внешние, и внутренние
потрясения, но оставалась могучей и влиятельной
державой.
ВОПРОСЫ
1. Чем урок понравился (не понравился)?
2. Как вы оцениваете свою работу на
уроке и работу своих товарищей?
Наталья КУЗИНА,
с. Коробейниково,
Шипуновский р-н,
Алтайский край |