Искусственный ген культурыКак-то Анатоль Франс
сказал, что нельзя быть полной
посредственностью, если вы воспитывались на
набережных Парижа, напротив Лувра и Тюильри,
рядом с Дворцом Мазарини и славной рекой Сеной,
которая течет между башнями, башенками и
островерхими колокольнями. Мне всегда было
странно, что многие, например, мои земляки, живя
рядом с Москвой-рекой и имея возможность
постоянно видеть Кремль, ходить мимо церквей,
памятников архитектуры, музеев, действительно
проходят мимо, скользя отсутствующим взглядом по
этой красоте и не имея ни малейшего желания
заглянуть внутрь. Спросите многих московских
детей или их родителей что-нибудь, хотя бы про
Царь-колокол или Царь-пушку, не говоря уже –
когда построен Кремль или где захоронены
московские князья – и вы не получите ответа.
Помню, был совершенно поражен невежественностью
учеников школы в Пушкинских горах, которые
практически ничего не знали о поэте, кроме пары
гейченковских «баек» про то, где и как
развлекался Александр Сергеевич, и про дуб с
котом.
А на первую воскресную экскурсию по Москве из моего первого московского класса пришли четыре человека: девочка-отличница, мальчик-ухажер и две примерные зубрилки. На вторую, по булгаковским местам, добавилось всего двое, притом на Патриарших прудах мальчиков интересовала не та скамейка, а ловится ли здесь рыба. Потом количество участников воскресных прогулок выросло до двадцати, но вскоре снова сократилось до семи-восьми человек. Но это уже была сплоченная группа. Это стал уже не просто краеведческий кружок, куда приходили любители истории Москвы расширить свой кругозор, а, по сути, клуб с небольшим, но очень ценным опытом культурного человеческого общения, опытом совместных усилий по созданию собственной внутренней атмосферы и самовоспитывающей среды.
…Передо мной сохранившийся чертеж
одного из маршрутов. Плотный белый лист бумаги в
половину обычного. На нем неровно проведенные
линии вроде проложенных рельсов, только каких-то
изломанных. И по ходу обозначенные
стоянки-полустанки: дом наполеоновского
генерал-губернатора Москвы Мортье, гетманское
подворье, нарышкинские палаты, дом Румянцева,
церковь Космы и Дамиана… Маросейка, к счастью, не
горела в 1812-м, поэтому сохранились здания еще XVIII
в. – для Москвы редкость. Здесь уместно
посплетничать о служанке пастора Глюка и ее
взаимоотношениях с Петром Великим, увидеть на
доме редкое павловское клеймо «Свободен от
постоя», показать первые московские гостиницы…
родной дом будущих фондов ленинской библиотеки…
Как-то, довольно давно, мой друг и
коллега рассказал, что вычитал у кого-то из
русских философов, что кроме тех, кто производит
культурные ценности, их потребителями являются
не более трех процентов людей на Земле. Остальным
не нужно, нет потребности. И стал тут же
вспоминать, может ли назвать кого-либо из своих
воспитанников, кто преодолел земное притяжение и
вышел на качественно новую культурную орбиту
исключительно его стараниями, а не потому, что у
кого-то был изначально ген культурной
потребности, который все равно, рано или поздно,
проявился бы. После долгих размышлений с
уверенностью назвал лишь одного. (Правда, теперь
я уже не понимаю, по какой такой методике он смог
его вычислить.) Я, признаться, сразу начал тогда
заниматься несвойственным мне делом –
арифметикой. «Пусть у тебя один с искусственным
геном, у меня… у других… Сто педагогов – сто
искусственников, но у них же будут свои дети, к
которым от родителей передастся уже
естественная склонность к культуре. Получается,
что главное – удержать баланс, пресловутые три
процента, которые, видно, очень нужны
человечеству для общей гармонии, и, как тонкий
озоновый слой, предохраняют его от деградации. Не
дай Бог – три минус один!» Анатолий БЕРШТЕЙН Фото А. и Н. Чернявских |