«Старался вернуть своему народу силы»

Финский историк Хенрик Габриель Портан
о Смуте в Московском государстве

§ 1

После смерти царя Федора Борис Годунов добился того, что стал его преемником на престоле. Уже при жизни царя он устранил своих главных противников. Кроме царевича Дмитрия, он велел тайно умертвить, заключить в монастырь и т.д. всех представителей наиболее знатных родов, кого он опасался при исполнении своих честолюбивых замыслов.
Своей щедростью, любезным обращением, умением управлять государством, а также показным благочестием и рвением к справедливости он приобрел большое уважение. Благодаря помощи его сторонников, и в том числе радениям первого русского патриарха Иова, его замыслы были активно поддержаны. В результате в феврале 1598 г. в Москве на выборах государственными сословиями (так Портан называет Земский собор) он был возведен на престол. Когда его сестра, вдовствующая царица, сразу после смерти своего супруга ушла в монастырь, то и он последовал за ней и заставил долго упрашивать себя, прежде чем принял царский титул. А в общем, он правил энергично и умело, добился мира для государства и заботился о его безопасности и престиже, продолжал приглашать нужных иноземцев и содействовал развитию торговли. Но те из знатнейших родов, которые он не считал достаточно верными себе, он ослаблял и угнетал всеми возможными способами: среди других его немилость была вынуждена сносить семья Романовых, которая породнилась с ранее царствовавшим домом, а позднее была возведена на престол. В его правление, в 1599 г., в Россию прибыл шведский принц Густав, сын короля Эрика XIV; сначала его приняли довольно хорошо, так как он приехал по царскому приглашению и должен был стать его родичем, но позднее он попал в немилость и был сослан в Углич, где все же получал содержание. Причина, по всей видимости, заключалась в том, что он не хотел принять греческую веру и не отказался от своих притязаний на Эстляндию и Финляндию в пользу царя.

Царь Федор Иванович. Гравюра Доменико Кусто. Конец XVI в.
Царь Федор Иванович

Гравюра Доменико Кусто. Конец XVI в.

Борис недолго пользовался плодами того благополучия, которого он добился своими преступлениями. Беглый монах Григорий, или Гришка Отрепьев, который во время своего пребывания в Москве тщательно ознакомился с жизненными обстоятельствами убитого царевича Дмитрия, пришел к дерзкой мысли выдать себя за этого наследника русского престола. В 1602 г. он отправился в Польшу и нанялся в Брагине на службу к князю Адаму Вишневецкому, уже дав понять на своем пути через Россию, что он царевич Дмитрий. С помощью зловредной выдумки он ввел в заблуждение вышеупомянутого князя, заставил его поверить в свое самозванство; поэтому князь стал обращаться с ним согласно его мнимому положению. Он (Отрепьев) преуспел в рыцарских упражнениях, выучился латыни, приобрел познания в истории; обручился с Мариной, дочерью воеводы из Сандомира Георгия Мнишека, и во время сейма в Кракове в 1603 г. был представлен королю Сигизмунду III, который, хотя и не желал открыто порывать с Борисом, все же дал понять, что ему не будет неприятно, если польские магнаты за свой собственный счет поддержат Дмитрия. Обманщик сочинил историю, как он был спасен от козней Бориса и вместо него был убит другой. Он принял католичество и тем самым обеспечил себе поддержку иезуитов и папы. До России не могли в скором времени не дойти слухи о пребывании царевича Дмитрия в Польше. Борису оказалось не так уж трудно выяснить, кем он был, и царь несколько раз снаряжал в Польшу посыльных, дабы осведомить об этом короля Сигизмунда и поляков, но ему не поверили. В 1604 г. Отрепьев из Киева вступил в Россию с 5000 человек, которых Мнишек завербовал и вел сам. Много народа примкнуло к обманщику. Борис выслал против него войско, но оно было разбито 21 декабря у Новгорода-Северского. Его военачальники все же одержали победу над Отрепьевым 20 января 1605 г., но самозванство последнего завоевывало в России все большее доверие, и многие именитые господа приняли его сторону; мятежный дух возобладал. Тогда Борис впал в такое отчаяние, что принял яд, отчего и скончался 23 апреля (по н.ст.) 1605 г.

§ 2

Сторонники Годунова провозгласили царем его сына, Федора Борисовича, юношу 16 лет, но вскоре все его войско изменило ему и признало Отрепьева законным наследником престола; скоро его примеру последовала вся страна. В Москве его (Отрепьева) также чествовали как царя, а Федора увели из дворца в частный дом его отца, где через некоторое время, а именно 12 июня (по ст. ст.), он вместе с матерью был тайно убит по приказу Отрепьева. Патриарх был смещен и сослан в монастырь. После этого Лжедмитрий вступил в Москву и короновался. Князь Василий Иванович Шуйский (потом он стал царем), который осмелился высказать сомнение в его праве, был осужден на казнь, но на лобном месте был помилован и вместе со своими братьями сослан в Галич. Аксинья (Ксения), дочь Бориса, была сначала обесчещена самозванцем, а затем сослана в монастырь. Вдовствующую царицу Марфу Федоровну, мать царевича Дмитрия, призвали в Москву из монастыря, где она все это время пребывала не по своей воле, и приняли с большой пышностью; она признала в Гришке своего сына или из страха, или из тщеславия и желания отомстить. Но его явная благосклонность к иезуитам и полякам, нанятая им чужеземная личная охрана, его скверное управление, склонность к роскоши и сластолюбию, выказываемое безразличие к религии скоро навлекли на него ненависть соотечественников. Несчастного шведского принца Густава он выслал пленником из Углича в Ярославль, так как (тот) склонялся более к Карлу IX, чем к Сигизмунду; после смерти Отрепьева Густав был перевезен в Кашин, где содержался до самой смерти, положившей конец его страданиям в 1607 г.

Царь Борис Годунов. Гравюра начала XVIII в.

Царь Борис Годунов

Гравюра начала XVIII в.

Свою невесту Марину Мнишек Отрепьев велел привезти из Польши в начале 1606 г. после венчания, которое состоялось в Кракове в конце 1605 г. Она въехала (в Москву) 1 мая с большой пышностью, сопровождаемая своим отцом и многими польскими господами вместе с 4000 вооруженных поляков. В день (повторной свадьбы?) он даже короновал ее. Она была коварной и ловкой женщиной. Гришка вознамерился с помощью поляков напасть на крымских татар. Но наглость поляков вызвала всеобщее недовольство уже в разгар самой свадьбы, которая продолжалась много дней и потребовала многих затрат. Князь Василий Шуйский, получивший разрешение вернуться, вовлек в заговор русских, которых всячески притесняли; были пущены слухи, что Отрепьев намеревался на празднестве, которое должно было состояться 18 мая, перебить с помощью поляков и казаков всех знатных русских и значительную часть населения Москвы, чтобы потом передать полякам ряд русских провинций. Чтобы это предотвратить, на рассвете 17 мая забили в набат, и весь город восстал, знатнейшие дворяне со своей охраной и значительная часть бюргеров во главе с князем Василием Шуйским окружили дворец и дом, где жили поляки. Гришка пытался уговорами успокоить восставших, но они от этого еще больше ожесточились, так что он вынужден был возвратиться во дворец (Кремль); восставшие ворвались внутрь; тогда он в отчаянии вместе со своими телохранителями напал на них с мечом в руке и нескольких убил; не сумев пробиться, он повернул обратно и через окно выскочил во двор частного дома, но сломал себе ногу и ударился головой, так что не смог бежать. Его обнаружили в таком состоянии и принесли обратно во дворец, где князь Василий учинил следствие, и он якобы вынужден был раскрыть свой обман перед собравшимися боярами. Вдовствующая царица, которой задали вопрос, является ли он ее сыном, ответила отрицательно. Потом его отдали на внутреннем дворцовом дворе во власть народа, который убил его. Затем тело его в течение нескольких дней было выставлено на обозрение, а после сожжено, пепел же развеян по ветру.
Во время суматохи ворвались и в покои царицы, однако ее спрятали, и она была выдана своему отцу на следующий день. Много поляков было убито и ограблено на улицах; но те, кто был сильнее, защищались в домах и, когда князю Василию наконец удалось прекратить мятеж, сдались на его милость. Дворец был разграблен; во время беспорядков примерно 2000 человек, в основном чужеземцы, были убиты, и среди них довольно много музыкантов.
Во время короткого правления этого Гришки восстали на Волге казаки, разграбили Астрахань и другие города; они объясняли это тем, что истинный наследник престола Петр, сын царя Федора Ивановича, находится с ними и они готовы защищать его права. Из-за коварства Бориса Годунова он якобы был подменен на девочку, которая была окрещена под именем принцессы Феодосии и затем умерла.

§ 3

Руccкий конный воин. XVII в.
Руccкий конный воин

XVII в.

Через четыре дня народ провозгласил великим князем Василия Ивановича Шуйского, который происходил из суздальских и нижегородских удельных князей. Знатные поляки вместе с Мариной были отправлены в Ярославль в оковах; остальные — рассеяны по стране в качестве пленных. Чтобы укрепить свой трон, великий князь с большой пышностью перевез в Москву святые останки истинного царевича Дмитрия; тогда и вдовствующая царица Марфа публично покаялась в своем грехе — в том, что она признала Гришку. Но все это не помогло. Казаки и некоторые города на польской границе не покорились воле нового великого князя. Распространился слух, что во время бунта в Москве Дмитрий спасся и бежал в Польшу. Инициатором этого был некий князь Григорий Шаховской, который во время беспорядков в Москве забрал государственную печать и с двумя поляками в русском платье бежал в Путивль; (там) он обнародовал письмо от Дмитрия, который, как он говорил, находится у его тещи; к нему стекалось много людей, и вскоре он был в состоянии разбить на поле боя войска великого князя. Могущественный боярин Пашков был генералом у восставших, к которым присоединилась значительная часть казаков. Они уже двинулись на Москву, поддержанные группой поляков, руководимой неким русским по имени Иван Болотников. Но между предводителями, к счастью царя, возникли разногласия. Болотников вынудил Пашкова с 9000 человек перейти на сторону царя. Когда никакого Дмитрия не оказалось, русским надоела игра; Болотников был разбит. Правда, он получил помощь от казаков и их мнимого царя Петра Федоровича, который с 10 000 человек поддержал сторону Шаховского. Но все они были вынуждены сдаться в Туле, где царь, несмотря на капитуляцию, велел повесить и Болотникова, и Петра; Шаховской же умер в тюрьме.
Не успело это произойти, как новые и еще худшие беды начали грозить царю. Чтобы отомстить за убийство своих соотечественников и создать беспорядок в России, поляки выставили нового Дмитрия. На самом деле его звали Иваном и был он школьным учителем в Соколе, городе в Белой России. Его научили, как играть свою роль, он получил большую поддержку из Польши, и вскоре в России к нему присоединилось много людей. Киевский воевода Адам Вишневецкий, родственник Мнишека, вместе со многими польскими магнатами снарядил для него внушительное войско. Царская рать была дважды разбита, и враг подошел близко к столице. Тогда царь освободил Мнишека и его дочь, взяв слово, что они поедут в Польшу и убедят короля Сигизмунда отозвать из России поляков. Но они нарушили обещание и поехали к Лжедмитрию, который со слезами радости принял Марину как свою супругу. Она и ее отец признали его, что сильно укрепило их сторону, так что вскоре затем вся Россия отвернулась от царя Василия.

Лжедмитрий I

Царь Василий Шуйский. Изображение из «Гербовника». XVII в.

Лжедмитрий I
Царь Василий Шуйский

Изображение из «Гербовника». XVII в.

Его родственник князь Михаил Васильевич Скопин-Шуйский сумел все же удержать на стороне царя Новгород, где он был наместником, а царь попросил помощи у короля Швеции Карла IX. Она была предоставлена ему по Выборгскому трактату от 28 февраля 1609 г. Благополучие короля Карла требовало, чтобы поляки не слишком укреплялись в России с помощью своего ложного Дмитрия; а в качестве возмещения за посланную помощь он потребовал от царя Кексгольм с округой. Между тем поляки совершали много недобрых дел в России. Но когда Якоб Делагарди с 4000 шведов прибыл и соединился с войском царя, то не только спаслись Новгород и Москва, но и появилась надежда поправить дела царя. Поляки неоднократно терпели поражения. Когда Скопин вошел в Москву со шведскими и русскими победителями и был встречен народом с большой радостью и почестями и от этого возгордился и осмелился упрекать царя, то царь велел убрать его с помощью яда.
Надежды Дмитрия были полностью уничтожены тем, что король Сигизмунд в конце концов сам напал на Россию; в этом также не повезло царю. Сигизмунд осадил Смоленск (он взял этот город лишь в 1611 г. — почти через два года) и отозвал (от Лжедмитрия) своих поляков, так что большинство, внявшее уговорам своего военачальника Романа Рожинского, бросили Дмитрия, который был вынужден бежать со своей Мариной в Калугу (на самом деле — в Коломенское). Хотя тем самым царь получил передышку, но скоро все изменилось. Польское войско наступало на Москву: шведы под командованием Делагарди и русские во главе с князем Василием Шуйским, шедшие им навстречу, были разбиты 8 июля 1610 г. под Клушиным польским военачальником Станиславом Жолкевским. Это несчастье было вызвано тем, что полковник Конрад Линк с частью иноземных войск, состоящих на шведской службе, перебежал во время битвы к полякам; недовольство иноземцев объяснялось отсутствием жалованья. Поскольку русские перенесли недоверие на все шведское войско и отказались от его услуг, Делагарди пришлось отступить в Финляндию. Тогда поляки двинулись на Москву. Так как русские успели разочароваться в царе Василии, который вынужден был ввести тяжелые подати и недостаточно осторожно вел себя с могущественными (князьями), ему пришлось уйти от власти. Потом его принудили постричься в монахи и поместили в монастырь. Вскоре он был выдан полякам и умер в заточении в Гостыни от горя или яда.

Королевич Владислав, претендент на русский трон

Королевич Владислав,
претендент на русский трон

Пока поляки осаждали Москву с одной стороны, Лжедмитрий прибыл из Калуги с войском русских и польских авантюристов и осадил город с другой стороны. Но Жолкевский вскоре вынудил его бежать обратно. Тогда он собрался в Астрахань, чтобы хоть там основать свое государство, но уже в том же самом 1610 г. был убит на охоте татарским мурзой из мести за перенесенное жестокое обращение. Позднее, в 1611 г., Марина вышла замуж за поляка Яна Заруцкого, одного из самых знатных приверженцев Дмитрия; через некоторое время после смерти своего так называемого супруга она родила сына Дмитрия (в действительности сын Лжедмитрия II и Марины Мнишек был назван Иваном), которого чествовали в Калуге; позднее от его имени она и Заруцкий правили в Калуге, Рязани, Астрахани и т.д. Однако другие ставили под большое сомнение, был ли вообще этот Дмитрий ее сыном от сокольского учителя. Но известно, что после избрания царем Михаила в 1613 г. она была захвачена в плен вместе с этим Дмитрием и Заруцким, когда они намеревались бежать из Астрахани в Персию, и они по приказу царя были казнены в Москве.
Жолкевский, тайные приверженцы которого были главными инициаторами смещения царя Василия, после взятия в Москве дворца (Кремля) довел дело до того, что 17 августа 1610 г. русские избрали на определенных условиях своим царем польского принца Владислава, старшего сына короля Сигизмунда. Но Сигизмунд так долго задерживал его отъезд в Москву, что русские начали сожалеть о своем выборе. Они неоднократно восставали в Москве против поляков, которые жестоко обращались с ними; но те безжалостно их карали, убили множество народа и, наконец, 30 марта (по н. ст.) 1611 г. в ожесточении сожгли и разрушили большую часть города, при этом погибло более 100 000 человек. Затем они (поляки) опустошили дворец, забрав все драгоценности, оставили там мощный гарнизон и покинули Москву.
Между тем в Ивангороде появился еще один ложный Дмитрий, дерзкий человек, который ранее был писцом в Москве; он собрал народ, привлек к себе многих людей, с помощью манифеста призвал русских к послушанию и попросил поддержку у шведского короля Карла IX. Но шведы, устроив проверку и быстро установив, что он обманщик, вместо помощи послали против него войско, которому он не сумел противостоять. Жители Плескова (так Портан называет Псков), желавшие создать свое государство, приняли его хорошо, но вскоре из-за его дурного правления возмутились и прогнали его; наконец он был схвачен своими же собственными приверженцами и доставлен в Москву, где после избрания царем Михаила был по царскому приказу повешен.
Шведы за присланную помощь потребовали Кексгольм, согласно договору; когда в этом им было отказано, они решили заплатить себе сами. Они с боем заняли крепость и область. Делагарди с 5000 человек взял 12 июля 1611 г. Новгород и принудил всех окрестных жителей избрать и чествовать как своего царя шведского принца Карла Филиппа, младшего сына короля Карла IX. Но тем временем король Карл скончался, и король Густав Адольф, кажется, не слишком усердно споспешествовал этому предприятию, поскольку принц, прибывший наконец в 1613 г. в Выборг, (так долго) медлил со своим появлением (в Выборге). Между тем шведы продолжали брать в Карелии и Ингерманландии одно место за другим.

§ 4

Патриарх Филарет, отец царя Михаила Федоровича
Патриарх Филарет,
отец царя
Михаила Федоровича

В этом тяжелом положении некоторые русские патриоты, лучшие в своем отечестве, собрали народ и вынудили польский гарнизон в Кремле сдаться из-за нехватки продовольствия. Король Сигизмунд со своим сыном слишком поздно пришли на помощь. Потом все государственные сословия (Земский собор) собрались и 21 февраля 1613 г. единодушно избрали царем Михаила Федоровича Романова. Он был совсем юношей; по материнской линии он доводился родственником царю Федору Ивановичу, а по отцовской — был сыном Федора Никитича Романова, в то время ростовского митрополита, затем русского патриарха.
После многочисленных отказов царь Михаил Федорович позволил уговорить себя принять правление. Он велел покарать всех зачинщиков восстаний, которые измучили страну, и опять объединил Россию в сильное государство. В 1617 г. он заключил мир со Швецией, поскольку в войне ему не удалось добиться успеха; при этом для возвращения Новгорода и других мест ему пришлось отказаться от Кексгольма, Карелии и Ингерманландии. Во время переговоров о мире он велел все же вывезти множество жителей из Финляндии, которыми населил значительную полосу (земли) между Москвой и Тверью. Поскольку поляки также выиграли войну и принц Владислав добрался до самой Москвы, которую осадил, и бесчинствовал по всей окрестности, то по условиям перемирия, которое 2 декабря 1618 г. (точная дата — 1 декабря) было заключено с ними (с поляками) в Деулине на 14 лет и 6 месяцев, пришлось уступить им провинции Смоленск, Севера (Северская земля) и Чернигов. Однако война возобновилась до того, как это перемирие подошло к концу; сильная армия русских осадила Смоленск, но король Владислав пришел на помощь городу, окружил всю русскую армию и 13 февраля 1634 г. принудил к позорной капитуляции. Из-за этого ее военачальник, Михаил Борисович Шеин, лишился головы. Но успехи поляков и вторжения татар заставили царя 15 июня 1634 г. заключить с поляками в Вязьме вечный мир, в соответствии с которым поляки сохраняли за собой Смоленск, Северу и Чернигов, русские отказались от всех притязаний на Лифляндию, Эстляндию и Курляндию, а Владислав — на русскую корону. Позднее царь правил в условиях постоянного мира и старался вернуть своему народу силы. Он послал первое русское посольство в Китай и был набожным князем. Его отец, патриарх Филарет Никитич, принимал вплоть до своей смерти в 1633 г. большое участие в управлении и считался соправителем.

Перевел со шведского
Стен ЯКОБСЕН

TopList