КАК СТАТЬ ГЕРОЕМ?

 

Иванов О.А.
Герои ратных дел Отчизны.
М.: АНО ИЦ «Москвоведение»,
2002. — 320 с.: ил.

Что такое патриотизм в наше время? Какими должны быть патриотические идеи в современной России? Об этом сейчас принято много рассуждать. На эти, не всегда парламентские рассуждения наложила свою печать бетонированная идеологизированность этого слова в советскую эпоху, именно это обстоятельство определило подозрительное отношение к нему в постсоветское время. Получило широчайшее распространение высказывание «патриотизм — это последнее прибежище негодяя», авторство которого почему-то приписывалось Льву Толстому, хотя эту сомнительную мысль высказал в середине XVIII в. знаменитый английский писатель, лексикограф и острослов Сэмюэль Джонсон. Но горькие плоды отсутствия патриотического воспитания молодого поколения очень скоро дали себя знать. Наиболее болезненно среагировал на эту ситуацию один институт нашего общества, без которого немыслимо существование любого суверенного государства, тем более если оно имеет статус ядерной державы. Это — российская армия. Когда выражение «защитник Родины» становится бранным, тогда, по выражению Достоевского, «все позволено» — и дедовщина, и неустройство и безденежье офицерства, и расхитительные «подвиги» наших генералов. А в целом все это является свидетельством тяжелейшего духовно-нравственного кризиса общества.
В конце 2001 г. правительство России утвердило программу «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2001—2005 годы». Закономерно, что именно к истории обратились взоры государственных мужей и издателей в поисках патриотических идеалов и символов. И здесь книга Олега Иванова «Герои ратных дел отчизны» — подлинное событие на ниве возделывания современной патриотической идеи — оказалась как нельзя кстати. Как же следует писать историю, чтобы она трогала сердца и возвышала умы? Все очень просто: надо ей дать самой свидетельствовать о себе. Какое воображение не тронут стенания русского летописца о богатырях, павших под саблями Мамаева войска, какое сердце не встрепенется при чтении «воззванного слова» Кузьмы Минина к православному люду, кто не проникнется горечью и болью при описании горестной судьбы виртуоза военной стратегии Алексея Алексеевича Брусилова? Несомненно, и глубокое знание источников, и мера в их цитировании, и живой, образный язык, и удивительное легкое, связное повествование — заслуга настоящего исторического и литературного таланта автора.
О. Иванов справедливо ограничил повествование временем от рождения Древней Руси до крушения Российской империи. Ибо содержание и характер патриотизма для этого 900-летнего периода истории Отечества были тесно связаны с православной духовностью. На страницах книги герои-воины проливают свою кровь за веру и Отечество, за Бога и ближнего.
Композиционно книга строится как собрание биографических очерков, посвященных ярким личностям полководцев и военных гениев, — князю Святославу Игоревичу, Александру Невскому, князю Михаилу Воротынскому, Ермаку Тимофеевичу, графу Петру Салтыкову, адмиралу Федору Ушакову, Михаилу Кутузову, адмиралу Павлу Нахимову и др. При этом каждая глава-очерк представляет собой своеобразную ретроспективу исторических судеб, подвигов и тягот русского народа в ту или иную эпоху. Судьба героя настолько естественно вплетается в историю народа, что в какой-то момент видишь коллективную душу и облик главного героя книги — русского подвижника и страстотерпца.
Автор сознательно дает читателю возможность услышать не только триумфальный стук барабанной дроби, но и горький плач поражения. Ибо не восторг от блестящих побед, а сочувствие боли жертв учит истинному милосердию. Каким выходит из горнила поражений русский человек — озлобленным ли, жаждущим ли крови своих врагов? В памяти запечатлеваются картины: вот князь Дмитрий Пожарский, милующий в 1612 г. после освобождения Москвы сдавшихся отступников-русских и поляков; вот Петр I, в 1704 г. жалующий побежденным шведам, защитникам Дерптской крепости месячную норму съестных припасов, телеги для имущества, оставляющий офицерам шпаги, солдатам — треть оружия; вот русские солдаты, выносящие тяжелораненых противников-пруссов с поля боя, делящиеся с ними последним хлебом (битва под Пальцигом, Семилетняя война, 1759 г.); вот русские пленные, спасающие с горящего корабля своего полонителя-турка Саит-Бея (сражение близ Хаджибея, Русско-турецкая война, 1790 г.).
Хорошо быть героем, когда твой подвиг оценен по достоинству начальством и современниками. Но, к сожалению, далеко не всем защитникам Отечества довелось вкусить славу при жизни. Жестоко умучен был царем Иваном Грозным бесстрашный ратоборец князь Михаил Иванович Скопин-Шуйский. Скромно на государевой службе скончался Кузьма Минин; Петр I, возжелавший воздать ему должные почести, с трудом нашел его могилу. Незаслуженно на склоне своих лет лишен был монаршей милости величайший адмирал Южных морей Федор Федорович Ушаков. Так и не смог из-за дворцовых интриг и ошибок царя довести до завершения свои инициативы талантливый полководец Алексей Алексеевич Брусилов. Трудно быть героем, исполняющим свой долг, несмотря ни на что, не требуя ничего взамен. Но это и есть подлинный героизм.
Надо отметить, что некоторых исторических погрешностей О.Иванову не удалось избежать. Хотя не вызывает сомнения искреннее стремление автора к объективному изложению событий, в начале книги, где повествуется о полководцах Древней Руси, он почему-то пренебрегает летописными свидетельствами о скандинавском происхождении киевских князей Аскольда и Дира и, присоединяясь к мнению неведомых «современных ученых», называет их князьями славянского племени полян. Происхождение слова «Русь» до сих пор не установлено. На эту тему написана необозримая литература, но пока вопросов больше, чем ответов. В книге О. Иванова новгородские князья Рюрик и Олег почему-то однозначно именуются варягами (безо всяких пояснений значения этого слова), но когда заходит речь о происхождении слова «Русь», неожиданно образуется разрыв, так как оказывается, что понятия «варяги» и «русь» никак между собой не связаны. «Русь», по мнению автора, опять же в обход источников, — «воинственное славянское племя, селившееся по реке Рось — притоку Днепра». И читатель остается в недоумении, почему же скандинавы-варяги Рюриковичи присваивают себе и своему уделу это наименование. А все из-за того, что О. Иванов отдает предпочтение версии славянского происхождения первых русских князей. Возможно, в этом есть какое-то подспудное желание примешать к меду чистой патриотической идеи деготь национализма, ведь речь идет о русских воинах, русских полководцах.
Но не стоит заострять на этом моменте внимание, все равно история свидетельствует, что патриотизм является созидающей силой лишь тогда, когда зиждется не на идеологической, а на духовно-нравственной основе, когда он становится почвой для возрастания благородных чувств и устремлений — мужества, великодушия, жертвенности, милосердия.
Будет несправедливым пытаться как-то ограничить круг читателей, которым можно было бы порекомендовать эту книгу. Она будет интересна и юному поколению, чему весьма способствует доступный стиль изложения и великолепные цветные иллюстрации художника Юрия Богачева, и взрослой аудитории, которая найдет в ней массу любопытных подробностей, касающихся даже известных исторических тем. Несомненно одно: эта книга оставит неизгладимый след в душе читателя и станет незаменимым помощником для тех, кто захочет взяться за нелегкий труд патриотического воспитания наших детей.

Марианна ДОРОШЕНКО

TopList