К участникам форума
«Старые и новые образы
в учебниках истории»
Вот уже пять лет Фонд Фридриха Науманна
совместно с постоянными российскими партнерами
проводит независимую экспертизу учебников
истории, созданных в постсоветский период.
Сравнительные исследования, проведенные в
странах Центральной и Восточной Европы и странах
СНГ во второй половине 1990-х гг. зафиксировали
важное обстоятельство: характер, глубина и
успешность проводимых реформ тесно связаны с
оценкой народами этих стран своего недавнего
прошлого. Позитивные оценки будущего, к примеру,
в странах Балтии, Центральной и Восточной Европы
оказывались существенно выше, чем оценки их
настоящего или прошлого. В России же
доминировали ностальгические и
идеализированные представления о недавнем
прошлом, что не может не осложнять процесс
трансформации, в том числе движения к
современному гражданскому обществу.
Понятно, что сейчас, в эпоху европейской
интеграции прежние, стереотипы друг о друге
значительно ослаблены, но они не исчезли из
массового сознания. Не преодоленное многими
людьми прошлое по-прежнему заявляет о себе. Оно,
это прошлое, не всегда приятно, это не всегда
богатое наследие, которое каждый охотно примет.
Прошлое бывает и болезненным, полным неприятных
и неприглядных событий. Нам представляется, что
новое поколение учебников истории,
предназначенное для миллионов школьников, как и
современное историческое образование, — это
своеобразный источник для понимания общественно-политической
обстановки, идейных исканий и национальных
идеологий, рождающихся в процессе трансформаций,
индикатор массового исторического сознания.
Учебники — это и хороший показатель результатов
общеобразовательной реформы. Дело не только в
отказе от политизированного подхода к
содержанию школьных программ, но и в
провозглашении социальных целей образования:
воспитание уважения к разнообразию и плюрализму,
толерантности и способности к позитивному
восприятию «инаковости».
Приступая к подготовке форума, мы исходили из
важности диалогических отношений, которые были
деформированы, и это являлось последствием, с
одной стороны, той политики, которая
сопровождалась отрицанием у другого народа
«своего» прошлого и, с другой, разрушением
исторической памяти. Для нас важен диалог,
сравнение, фиксация итогов десятилетнего
процесса написания историй при отсутствии
единого государственного учебника. Именно это мы
имели в виду, когда обратились к известным
историкам разных стран с вопросом о настоящих
взаимопредставлениях и условиях, в которых
создаются новые образы друг о друге. Целью форума
является определение содержательной стороны и
степени полноты того исторического знания,
которое формируется у нового поколения в ходе
реформы образования и интеграции в европейское
образовательное пространство.
Геннадий БОРДЮГОВ,
руководитель научных проектов
и издательских программ
Ассоциации исследователей
российского общества ХХ века |