К участникам форума
«Старые и новые образы
в учебниках истории»

Вот уже пять лет Фонд Фридриха Науманна совместно с постоянными российскими партнерами проводит независимую экспертизу учебников истории, созданных в постсоветский период. Сравнительные исследования, проведенные в странах Центральной и Восточной Европы и странах СНГ во второй половине 1990-х гг. зафиксировали важное обстоятельство: характер, глубина и успешность проводимых реформ тесно связаны с оценкой народами этих стран своего недавнего прошлого. Позитивные оценки будущего, к примеру, в странах Балтии, Центральной и Восточной Европы оказывались существенно выше, чем оценки их настоящего или прошлого. В России же доминировали ностальгические и идеализированные представления о недавнем прошлом, что не может не осложнять процесс трансформации, в том числе движения к современному гражданскому обществу.
Понятно, что сейчас, в эпоху европейской интеграции прежние, стереотипы друг о друге значительно ослаблены, но они не исчезли из массового сознания. Не преодоленное многими людьми прошлое по-прежнему заявляет о себе. Оно, это прошлое, не всегда приятно, это не всегда богатое наследие, которое каждый охотно примет. Прошлое бывает и болезненным, полным неприятных и неприглядных событий. Нам представляется, что новое поколение учебников истории, предназначенное для миллионов школьников, как и современное историческое образование, — это своеобразный источник для понимания общественно-политической обстановки, идейных исканий и национальных идеологий, рождающихся в процессе трансформаций, индикатор массового исторического сознания. Учебники — это и хороший показатель результатов общеобразовательной реформы. Дело не только в отказе от политизированного подхода к содержанию школьных программ, но и в провозглашении социальных целей образования: воспитание уважения к разнообразию и плюрализму, толерантности и способности к позитивному восприятию «инаковости».
Приступая к подготовке форума, мы исходили из важности диалогических отношений, которые были деформированы, и это являлось последствием, с одной стороны, той политики, которая сопровождалась отрицанием у другого народа «своего» прошлого и, с другой, разрушением исторической памяти. Для нас важен диалог, сравнение, фиксация итогов десятилетнего процесса написания историй при отсутствии единого государственного учебника. Именно это мы имели в виду, когда обратились к известным историкам разных стран с вопросом о настоящих взаимопредставлениях и условиях, в которых создаются новые образы друг о друге. Целью форума является определение содержательной стороны и степени полноты того исторического знания, которое формируется у нового поколения в ходе реформы образования и интеграции в европейское образовательное пространство.

Геннадий БОРДЮГОВ,
руководитель научных проектов
и издательских программ
Ассоциации исследователей
российского общества ХХ века

TopList