Национализм:
основа противостояния
или залог единения?

Проблема межнациональных отношений   — одна из самых деликатных. От того, насколько грамотно и взвешенно подается она учащимся, зависит не только формирование в подростках верного отношения к себе и своим сверстникам, но и будущее развитие государства. В этой связи, когда в семьях, к сожалению, далеко не всегда могут объяснить ребенку разницу между национальным самосознанием и шовинизмом, роль преподавателя возрастает многократно.
Предпринятая авторами сборника   «Старые и новые образы в современных учебниках истории»  попытка представить читателям то, как детям из республик бывшего Советского Союза предлагают относиться друг к другу, очень важна. Но она не открыла ничего нового, а лишь четко обозначила ожидаемое. Негативный образ России стал определяющим в школьных курсах истории многих государств СНГ. Все призывы к преодолению этой тенденции бессмысленны, пока не будет четко выявлена истинная причина подобного положения вещей. Она заключена в стремлении региональных  «вождей»   — баши, президентов и прочих — любыми средствами укрепить свою власть на том клочке постсоветского пространства, что оказался в их руках. В этих обстоятельствах естественно обращение к националистическим чувствам людей, воспитание комплекса обиды на  «старшего брата»  за многовековое  унижение. Следствием этого является дальнейшее разъединение: нарушение культурных, человеческих, исторических связей и, в качестве награды, беспрепятственное развитие институтов единоличной или олигархической власти.
Как реакция на подобное отношение к России в отечественной исторической и общественно-политической мысли определенного толка, в свою очередь, становится все более популярным негативное освещение исторических взаимоотношений с народами, ранее входившими в состав Российской империи и СССР. Такой рост шовинистических настроений нельзя не заметить и невозможно не осудить, так как он выгоден только тем политическим спекулянтам из региональных и отечественных групп, чья деятельность направлена на разрушение исторического единства России и окружающих ее народов.
Невнятная идеология современной российской власти, затянувшиеся безрезультатные поиски национальной идеи привели к печальным результатам. Ориентация на Запад во внешней и внутренней политике и одновременные попытки сохранить лидирующую роль среди бывших соседей по СССР развязывают руки тем представителям местных элит, которые являются сторонниками дальнейшего разъединения братских народов. Показателен в этой связи остроумный ответ г-жи Бурджанадзе на упрек Грузии в антироссийской политике. Да, современная Грузия ориентируется на Запад, да, она стремится к вступлению в НАТО. Но разве Россия не делает то же самое? Так на чем же тогда основан упрек?
Возразить, действительно, нечего.
Но геополитические интересы России существуют независимо от прозападной риторики тех, кто несколько поторопился присвоить себе звание политической и финансовой элиты. Эти интересы объективно, исходя из всего тысячелетнего хода истории, лежат совсем в иной области. Современное российское и все постсоветское общество любят ставить перед ложным выбором: коммунизм или демократия, интеграция в Европу или жизнь за  железным занавесом.
Очевидно, ни то ни другое, потому что оба пути ведут в тупик. Этот выбор выгоден определенным кругам как средство, чтобы увести Россию и ее союзников в сторону от третьего, верного пути. Пути не конфронтации или растворения в чуждой культуре, но взаимовыгодного сотрудничества, культурного и экономического взаимодействия, при условии сохранения самобытности своей нации. И здесь очень важно не поддаться чувству обиды на тех, кто всегда был и остается союзником, другом и братом российской государственности. Издатели школьных учебников антироссийской направленности проверяют на прочность межнациональные связи, складывавшиеся столетиями. Но они не могут выступать от имени своих республик, потому что интересы этих людей лежат в прямо противоположном направлении от интересов их народов.
И все же именно на России, в свое время освободившей многие земли, вошедшие затем в ее состав, отстоявшей их от посягательств чужеземных и иноверных лежит ответственность и за будущее всего региона. И дело здесь не в мистическом мессианстве.
За века, в течение которых вырастали и рушились империи, одни народы сменяли другие, вспыхивали революции и сменялись диктатурой и застоем, практически неизменным осталось одно обстоятельство: сильная Россия невыгодна и потому неприемлема для Запада. А значит, для него желательно расчленение и ослабление России. Как говорится,  это — бизнес, ничего личного.
Но тем, кого такой  «бизнес»  не устраивает, ничего не остается, как или смириться, или противостоять. Успешная защита Россией своих интересов возможна только при условии не простого взаимодействия, а прямого единения со своими соседями. И начало этого единения должно быть положено уже в школе.
Однако здесь будет разумным учесть те недостатки и ошибки в национальном воспитании, которых немало накопилось в прошлом. Необходимо осторожно, но решительно разрушать старые мифы, опутывающие русскую историю и культуру.
Как бы ни были привычны нам образы мирных пахарей, непротивленцев, пьяниц, неучей и лентяев, какими принято представлять русских и которые во множестве наплодила отечественная литература, возросшая на печально известной норманнской теории происхождения русской государственности, не следует ли воспитывать детей на реальных образах наших предков: первопроходцев и завоевателей, неукротимых воинов и созидателей великой культуры и великой страны. Ведь для этого не нужно ничего выдумывать, в отличие от псевдоисторических опусов доморощенных националистов из некоторых государств СНГ. Следует просто рассказывать о русской истории правду.
Но для того чтобы гордость за свою страну не превратилась в шовинистическую неприязнь к соседям, а, наоборот, укрепила бы в подростках сознание единства исторической судьбы, требуется талант педагога, обладающего не только необходимым объемом знаний, но и тактом, знанием психологии, а главное   — искренним желанием воспитать в своих учениках чувство гражданской ответственности и любви к своей родине.
Когда мы сами научимся уважать себя и свое прошлое, прекратим метания из одной идеологической крайности в другую, равно удаленные от национального пути России, тогда изменят свое отношение к нам и окружающие нас дружественные, и не очень, народы и государства. Так было всегда, и вряд ли изменится когда-нибудь в будущем.

Борис ТАРАСОВ

TopList