1810 Скончалась княгиня
Екатерина Романовна Дашкова. Она была одной
из самых знаменитых женщин XVIII в. Дашкова с
раннего детства принадлежала к правящей элите
русского общества и в силу родственных связей
была посвящена во многие секреты большой
политики. Чтение книг властителей дум тогдашней
просвещенной Европы — Монтескье, Вольтера, Буало
и др. — в значительной мере сформировало ее
мировоззрение и литературные вкусы. Знакомство с
великой княгиней Екатериной и личное к ней
расположение сделали Дашкову преданнейшей ее
сторонницей. Задумав государственный переворот,
Екатерина избрала главными союзниками своими
Григория Орлова и Дашкову. Наибольшего внимания
заслуживает, однако, не политическая роль
Дашковой, продолжавшаяся весьма недолго, а
деятельность ее в качестве директора
Петербургской императорской академии наук и в
литературе. По почину Дашковой был основан
журнал «Собеседник любителей российского
слова», выходивший в 1783—1784 гг. и носивший
сатирическо-публицистический характер.
1689 Родился Шарль Монтескье,
французский философ, просветитель и правовед.
Получив образование правоведа, он унаследовал от
своего бездетного дяди барона де Монтескье
вместе с титулом и именем должность президента
бордоского парламента (до 1789 г. парламентами во
Франции назывались высшие судебные инстанции).
Он сочетал в себе независимость, самолюбие,
любознательность, расчетливость. В 1716 г.
Монтескье был избран членом Академии Бордо и
написал массу докладов и речей по самым разным
разделам естественных наук. Известнейшее его
произведение «О духе законов» вышло анонимно в
Женеве в конце 1748 г. Сразу попав в список
запрещенных, в самое короткое время книга
разошлась по парижским салонам. Она поразила
современников своим стилем: в отличие от авторов
тяжеловесных и догматичных трактатов по
вопросам права Монтескье не предлагал никаких
готовых схем. Его сочинение приглашало читателя
на «прогулки» по странам и эпохам, которые
позволяли увидеть все разнообразие человеческих
обычаев и общественных установлений. Осуждение
деспотизма, утверждение принципа гражданской и
личной свободы, призыв к веротерпимости,
политической умеренности, постепенности в
проведении любых преобразований определяют
историческое значение «Духа законов» в
формировании современной политической культуры.
Русская православная церковь отмечает Богоявление,
или Крещение Господне. История его
такова. Когда Иоанн Креститель, проповедуя
покаяние, крестил жителей Иудеи в водах Иордана,
пришел к нему Господь Иисус Христос и принял от
него Крещение. Сначала Иоанн не хотел крестить
Иисуса, говоря: «Мне надобно креститься от тебя».
Когда после Крещения Иисус выходил из воды, то
отверзлись небеса и Дух Святой сошел на него. В
воспоминание Крещения Христа в реке Иордан
каждый год совершается крестный ход на реки для
освящения воды. Водоосвящение бывает и накануне
праздника во всех православных храмах.
Крещенская вода – святыня у христиан, она
исцеляет болезни и не портится многие годы.
1265 В Вестминстерском дворце
собирался первый английский парламент,
созванный Симоном де Монфором, графом
Лестерским. В 1258 г. английские бароны, стремясь
ограничить королевскую власть, выступили с
Оксфордскими кондициями. Король Генрих III,
первоначально согласившийся их принять, позже
отказался от выполнения этих требований.
Началась вооруженная борьба, приведшая в 1263 г. к
гражданской войне. 14 мая 1264 г. в битве при Льюсе
войска мятежников под предводительством Симона
де Монфора одержали победу над армией короля. В
итоге было созвано сословное представительство,
ставшее прообразом английского парламента.
1561 Родился Фрэнсис Бэкон,
родоначальник современного научного
мышления. Занимавший высокие государственные
посты, а в 1618 г. назначенный лордом-канцлером, он в
1621 г. был осужден за взяточничество и лишился
былого влияния. Бэкон был увлечен широкими
проектами преобразования науки. По словам его
личного врача, знаменитого У. Гарвея, «он
философствовал как лорд-канцлер»; в социальной
утопии «Новая Атлантида» ему удалось
предвосхитить план создания в 1760-е гг.
Лондонского королевского общества. Бэкон первым
приблизился к пониманию науки как социального
института. Он разделял теорию двойственной
истины, разграничивающую функции науки и
религии. Крылатые высказывания Бэкона о науке и
ее роли неоднократно избирались знаменитыми
философами и учеными в качестве эпиграфов для
своих произведений. Что касается представлений
Бэкона об исторической науке, он полагал, что
история – одна из трех составных частей знания,
управляется разумом.