«Воин, пред коим многие пали стены...»Пантеон воинской славы в центре Москвы
Фото: А.Царьков, группа военной археологии "Искатель" (www.1942.ru)
Своим благородным служением родине они дают современникам и потомкам пример готовности жертвенно защищать честь и национальное достояние народа. Великие ратные подвиги, свершенные при защите свободы и независимости Отечества, его государственных интересов, запечатлены и на просторах нашей Родины в тех местах, где был проявлен массовый героизм. Это города-герои, поля воинской славы (Куликово поле, Бородино, Прохоровское поле), здесь были устроены воинские мемориалы, братские могилы. Москва, как столица нашего государства, как город, существующий более восьми веков, не раз становилась боевым рубежом, здесь свято хранится память о защитниках нашей Родины. Всем хорошо знакомый центр Москвы — Красная и Манежная площади, Александровский сад — является поистине Пантеоном воинской славы. 1. Александровский сад.
|
…Воин, пред коим многие пали Стены, хоть меч был вражьих тупей, Блеском маневра о Ганнибале Напоминавший средь волжских степей. Кончивший дни свои глухо, в опале, как Велизарий или Помпей… |
Похоронен Г.К. Жуков на Красной площади, у Кремлевской стены. Там же похоронены военачальники, которые вместе с ним прошли всю войну, — маршалы К.К. Рокоссовский, И.С. Конев, К.А. Мерецков, Р.Я. Малиновский и другие.
Красная площадь хранит память о многих великих
событиях отечественной истории, она издревле
служила главным общественным форумом русской
столицы. Торг, Пожар, Красная — это ее названия в
разные времена… Она была центром торговли,
общественной жизни, здесь проходили крестные
ходы и народные гулянья, парады и демонстрации. В
мае 1945 г. здесь ликовал народ, празднуя победу над
фашистской Германией.
В 1941 и 1945 гг. здесь прошло два знаменательных
парада. 20 октября 1941 г. в Москве было введено
осадное положение, так как в 70—100 км от столицы
уже шли ожесточенные бои. Несмотря на это, 7
ноября на Красной площади состоялся этот
беспримерный в истории военный парад. А ведь
известно, что в этот день парад на Красной
площади мечтал устроить Гитлер… Полтора часа
под тихо падающим снегом длился парад. Часть
войск сразу отправилась на фронт.
А 24 июня 1945 г. здесь состоялся парад Победы.
Командовал парадом маршал Советского Союза
К.К. Рокоссовский. Принимал парад Г.К. Жуков.
Они вместе на конях объезжали войска на Красной
площади. Кульминацией парада, запомнившейся
многим поколениям россиян, стало низложение
фашистских знамен к подножью Мавзолея.
В память о подвиге героев Великой Отечественной
войны на Красной площади предполагалось
поставить памятник Победы. И хотя предлагались
различные варианты, ни один из них реализован не
был. В сложившийся ансамбль Красной площади
оказалось невозможным вписать еще одну
архитектурную доминанту. В итоге поиски места
для размещения памятника привели, как мы уже
знаем, в Александровский сад.
Но есть на Красной площади другие памятники
воинским победам — это два храма: Покровский и
Казанский соборы. В древности на Руси не ставили
скульптурных монументов. В память о тех или иных
событиях или героях возводились монастыри, храмы
или часовни. Как правило, храм посвящался
христианскому празднику, чудотворной иконе или
святому, в день памяти которых произошло
решающее событие военной кампании или была
одержана крупная победа. Храм-памятник несет в
себе идею молитвенного благодарения за помощь
Божью. В нем сочетаются функции церкви и
памятника, а иногда и музея, так как здесь
зачастую хранились воинские реликвии,
устанавливались доски с именами погибших.
Собор построен как храм-памятник в
ознаменование победы над Казанским ханством (1552)
и во славу павших русских воинов.
На Красной площади (тогда — на Торгу) по
повелению царя Ивана IV в 1552 г. первоначально был
сооружен каменный Троицкий храм и 7 деревянных в
память побед во время Казанского похода.
В 1555—1561 гг. зодчими Бармой и Постником Яковлевым
(по некоторым предположениям, это одно и то же
лицо) был возведен каменный собор. Иван IV повелел
поставить, как отмечала летопись, восемь
«заветных» каменных престолов взамен временных
деревянных церквей. Главный престол был посвящен
Покрову Пресвятой Богородицы, так как в 1552 г. 1
октября (по старому стилю) в день этого праздника
начался штурм Казанской крепости. Следуя чувству
гармонии, зодчие создали симметричный ансамбль.
Впоследствии некоторые приделы переосвящались в
честь других святых.
В итоге на общем основании — на высоком подклете
— находятся 9 самостоятельных столпообразных
храмов-приделов собора, соединенных между собой
внутренними переходами. Между четырьмя осевыми
восьмигранными приделами (Св. Троицы, св. Николая
Чудотворца, Входа Господня в Иерусалим, свв.
Киприана и Иустины) расположены четыре меньших
по высоте (Трех Патриархов Константинопольских,
препп. Александра Свирского, Варлаама
Хутынского, священномученика Григория,
просветителя Армении). В 1588 г. к многоглавому
храму пристроили еще один придел над могилой
почитаемого московского святого Василия
Блаженного и освятили в его честь. Наименование
этого придела и дало собору второе, более
распространенное имя.
Каждый столп-престол имеет свое архитектурное
лицо, и все сооружение с красивыми «перевитыми»
главами, получившее позднее яркую раскраску,
выглядит одновременно и как воплощение
«райского града Иерусалима», и как памятник,
объединенный общей композицией и идеей
исторического мемориала.
Установлен рядом с храмом Василия Блаженного.
Козьма Минин-Сухорук и князь Дмитрий
Пожарский — герои ополчения 1612 г.,
возглавившие борьбу патриотических сил России
против польско-литовской интервенции.
Памятник им был поставлен в 1818 г. Это первый в
Москве скульптурный монумент. Средства на него
собрали по всенародной подписке.
Скульптор И.П. Мартос работал над памятником с 1804
по 1817 г. Открытие его состоялось 20 февраля 1818 г.
Первоначально памятник, представляющий собой
героическую динамическую композицию, был
установлен на Красной площади перед зданием
Торговых рядов напротив Кремля. При этом жест, с
которым Минин обращается к князю Пожарскому,
убеждая возглавить борьбу за освобождение
отчизны, обретал особый смысл. Он указывал на
Кремль — исконный центр страны. Левой рукой
Минин протягивает князю Пожарскому меч, который
тот принимает, опираясь на щит с изображением
Нерукотворного Спаса.
Постамент выполнен из гранита, барельефы
«Нижегородские граждане» и «Изгнание поляков» и
сама скульптура — из бронзы. Причем на барельефе
«Нижегородские граждане» изображен сам Мартос
(скульптор С. Гальберг) в образе крестьянина,
отдающего в ополчение двух сыновей. Эти
барельефы хранят картины и детали далекой эпохи.
Открытие памятника Минину и Пожарскому было
торжественно обставлено, оно сопровождалось
парадом войск и превратилось в настоящий
народный праздник.
Русский поэт Н.В. Станкевич в 1829 г. написал
четверостишие под названием «Надпись к
памятнику Пожарского и Минина»:
Сыны отечества, кем хищный
враг попран, Вы русский трон спасли, — вам слава достоянье! Вам лучший памятник — признательность граждан, Вам монумент — Руси святой существованье! |
На битву за «святой Руси существованье» в ополчение Минина и Пожарского была принесена копия той самой иконы, которая была обретена в Казани. Накануне решающей битвы за Кремль перед Казанской иконой отслужили молебен.
Поставлен в память окончания смуты и
избавления от поляков. Главная войсковая святыня
ополчения К. Минина и Д. Пожарского — икона
Божией Матери Казанская — дала название
главному престолу храма.
В 1579 г. в Казани произошло событие, чрезвычайно
важное для православного мира, — чудесным
образом была обретена икона Божией Матери,
которая впоследствии стала очень почитаемой. Она
получила наименование Казанской. Эта икона
связана с историей еще одной важной для Русского
государства победы, а именно победы над
польско-литовскими захватчиками в 1612 г.
Для увековечения этой победы в 1630 г. на вклад
князя Дмитрия Пожарского был первоначально
построен деревянный храм, но он сгорел спустя 5
лет. В 1636 г. на средства царя Михаила Федоровича
построили уже каменный собор.
Храм простоял 300 лет, но в 1936 г. был снесен. Перед
его сносом известный архитектор и реставратор
П.Д. Барановский успел произвести замеры,
которые, к счастью, сохранились. Собор
восстановили в 1989—1993 гг. в древних формах (арх.
О.Н. Журин, Г.Я. Мокеев) на средства мэрии
Москвы и пожертвования граждан.
Казанская икона Божией Матери являлась одним из
палладиумов русских войск и находилась в других
знаменитых сражениях — в Полтавской битве, на
Бородинском поле.
Память об Отечественной войне 1812 г. была отмечена на Красной площади возведением двух часовен у Никольской башни. В 1812 г. французы, отступая, устроили взрывы в Кремле. Однако, как известно, Успенский и другие соборы им взорвать не удалось. А Никольская башня все же пострадала. Ее верхняя часть обрушилась от взрыва до образа святителя Николая, который в те времена был установлен над вратами башни. Икона Николая Чудотворца осталась цела и невредима, даже стекло не разбилось. В 1821 г. с северной стороны башни была построена часовня Александра Невского. В 1884 г. ее обновили и построили с южной стороны часовню Николая Чудотворца. Здесь находились иконы некоторых святых, в день памяти которых происходили памятные события войны 1812—1814 гг. Так, там была икона апостола Филиппа — в память о дне бегства французов из Москвы, икона св. Стефана — в память изгнания французов с русской земли и другие иконы. Обе часовни разрушили в 1925—1930 гг. Заметим, что победе над Наполеоном было посвящено и оформление Александровского сада, разбитого на месте реки Неглинной, заключенной в трубу при возрождении послепожарной Москвы. Памятники Москвы, посвященные этому периоду, подробно описаны в статье А. Романова «Москва: память о войне 1812 г.» («История» № 24/2003).
Часовня была построена в память
русско-турецкой войны 1877—1878 гг., которая привела
к освобождению Болгарии от османского ига.
Тысячи русских людей были неудержимы в своем
желании поддержать братьев-болгар. Поскольку
Россия традиционно покровительствовала
славянским народам, царское правительство
приняло решение объявить Турции войну. В той
войне решающей была битва за Плевну. Русские
войска ценой огромных потерь освободили город.
Произошло это 28 ноября (10 декабря нового стиля) 1878
г.
В центре Москвы в память о той битве Обществом
поощрения трудолюбия Всероссийского
императорского человеколюбивого общества была
построена часовня Александра Невского по
проекту архитектора Д.Н. Чичагова. На ее
строительство по всероссийской подписке и
кружечным сборам собрали более 25 тысяч рублей.
Освящение состоялось 28 ноября 1883 г., в день пятой
годовщины взятия Плевны, а в 1922 г. к пятой
годовщине революции часовня была снесена. Это
было первое церковное сооружение, снесенное в
Москве.
Великая Отечественная война 1941—1945:
Энциклопедия/Под ред. М.М. Козлова. М.:
Советская энциклопедия, 1985.
Абрамов А.С. У Кремлевской стены. 7-е изд., доп.
М.: Политиздат, 1987.
Бродский Я.Е. Москва от А до Я. (Памятники
истории, зодчества, скульптуры). М.: Московский
рабочий.
Бондаренко И.А. Красная площадь Москвы:
Архитектурный ансамбль. М.: Стройиздат, 1991.
Сорок сороков/Авт.-сост. П.Г. Паламарчук. В 4 т. М.,
1992—1995. Т. 3. М., 1995.
Исакова Е.В. Храмы — памятники русской
воинской доблести. М.: Знание, 1991.
Русская Православная Церковь. Храмы Москвы:
Энциклопедический справочник. М.: Изд-во Моск.
Патриархии, 2003.
Валентина ШАРОВА