Советы опытного экскурсовода
Силу зрительного, чувственного
восприятия оценили давно. Уже в первой половине
XIX в. преподаватели учебных заведений «с целью
наглядности» выводили учащихся сначала на
природу, позже в музеи. Первые занятия подобного
рода были случайными, дилетантскими. Но
понимание важности подобных уроков привело к
разработке методики их проведения, которая дает
рекомендации, как построить занятие, чтобы оно
принесло наибольшую пользу учащимся. Так
сложился предмет, получивший название
«Экскурсоведение». Газетная статья не дает
возможности детально разобрать все его
положения. Мы лишь кратко остановимся на одном из
разделов — «Знакомство на натуре с
историческими памятниками».
Особенности проведения занятий на натуре
|
Фото А.Степанова |
Выходные занятия являются учебным
процессом, во время которого учащийся узнает для
себя что-то новое. Познавательное
содержание всегда неотделимо от нравственно-воспитательного
воздействия. И потому выходные занятия, как и
занятия в классе, — это одна из форм воспитания.
Для выходных занятий обязательны выявление
логики рассматриваемого объекта (так мы будем
называть исторический памятник),
последовательность, систематичность, ясность и
доступность изложения. Но есть и одна
существенная особенность работы на натуре,
которая приносит немало хлопот учителям,
привыкшим работать в классе. Она заключается в ведущей
роли зрительного ряда, который и формирует
сюжетную линию, определяет композицию и
содержание занятия. Состав зрительных объектов и
последовательность их показа часто зависят от
внешних причин. Приходится учитывать
естественное расположение объекта в среде. Но,
хотя зачастую это трудно, ведущий занятие должен
и в этих условиях находить логические связи.
Вторая особенность таких занятий — соотношение
рассказа и показа. На занятиях по
архитектурно-исторической тематике преобладает
показ. Рассказ же играет подчиненную роль.
Но поскольку преподаватель имеет возможность
изложить теоретическую часть в классе, то на
натуре он может ограничить рассказ справкой,
пояснением, демонстрацией того, что учащимся уже
известно из занятий. Рассказ на натуре всегда
должен быть полным, но минимальным, так как, стоя
на одном месте, слушатель быстро устает. Поэтому
излагаемый материал не следует перегружать
информацией. Она должна быть доступна, понятна.
Все сложные места следует тут же пояснять,
полезно задавать слушателям вопросы, но не стоит
во что бы то ни стало добиваться ответа, а
ответить самому.
Продолжительность выходного занятия
Продолжительность выходного занятия может
составлять 15—20 минут, если ставится задача
познакомить учащихся с тем или иным разделом
темы на примере исторического памятника. Если же
преподаватель намерен провести более
углубленное занятие и обойти несколько объектов,
то продолжительность занятия увеличивается, но
не должна превышать 1,5—2 часов. Объектов не
должно быть много, это утомительно для детей.
Учитывая, что детская группа легче воспринимает
материал в движении, число объектов можно
увеличить за счет сокращения рассказа.
Требования к маршруту
Маршрут — путь следования группы — состоит из
двух частей: объектов и переходов от одного
объекта к другому. Маршрут строится таким
образом, чтобы полностью раскрыть тему и
обеспечить целостность и логическую
последовательность изложения материала. Он
должен строиться поступательно, не иметь
переходов по одному и тому же месту.
Составляя детский маршрут, преподаватель обязан
предусмотреть безопасность движения группы по
городу. Число переходов через улицу должно быть
минимальным и в специально отведенных местах.
Если требуется подъезд к объекту на транспорте,
то необходимо проследить, чтобы дети вместе
вошли и вышли из него. Поэтому желательно, чтобы
группу сопровождал кто-то из родителей.
Методика проведения
выходного занятия
1. Выбор местоположения
Для знакомства с объектом преподаватель должен
выбрать такое местоположение группы, откуда
объект смотрится наиболее эффектно и
убедительно. При показе архитектурного объекта
следует его обойти, так как
объемно-пространственное решение можно оценить
лишь в движении. При обходе сделать несколько
ключевых остановок, откуда наиболее наглядно
можно показать особенности данного
архитектурного объекта и раскрыть
запланированную тему занятия. При выборе точки
показа следует помнить о важности соблюдения
наилучшего расстояния до рассматриваемого
объекта. При показе издали обращается внимание
на общее впечатление, с близкого расстояния
уместно показывать детали. При приближении,
например, к крепостной стене появляется ощущение
ее мощи, при удалении зачастую это ощущение
пропадает и проявляются какие-то другие моменты.
Например, те, кто видел ансамбль Московского
Кремля с противоположной стороны, с Софийской
набережной Москвы-реки, помнят, что оттуда его
крепостные стены выглядят как нарядное
ограждение кремлевских строений.
2. Расстановка группы
На остановках оптимальным считается
расположение слушателей полукругом вокруг
ведущего так, чтобы всем был хорошо виден объект
и было слышно ведущего занятие. Последний при
этом ни в коем случае не должен стоять к группе
спиной.
3. Последовательность показа
Показ должен быть целенаправленным.
Последовательность показа должна учитывать
правила перехода от известного к
неизвестному, от близкого к далекому, от общего к
частному. Показ должен осуществляться так,
чтобы глаз постепенно перемещался по объекту,
«ощупывая» его.
Следует помнить, что наше внимание легко
рассеивается. Поэтому долго задерживать его на
одной точке не следует. Его нужно постоянно
переключать.
4. Приемы показа
Остановимся на некоторых приемах показа,
которым полезно следовать при знакомстве с
архитектурно-историческими объектами.
Предварительный осмотр
Показ всегда следует начинать с
предварительного осмотра. Его цель —
зафиксировать экскурсионный объект в его
городском или природном окружении. Объект
следует назвать и дать описание, начав с общего
эстетического восприятия, взаимодействия со
средой, привлекая к показу цвет и другие
признаки, характерные для данного типа
сооружения и одновременно броские.
Прием экскурсионного
анализа
Экскурсионный анализ применяется, чтобы выявить
сущность объекта; в архитектурной тематике —
чтобы познакомить с основными признаками и
свойствами архитектурного направления,
представителем которого он является.
Перед анализом следует представить объект
группе подобно тому, как представляют нового
человека. Помимо названия привести дату
строительства, указать имя зодчего, заказчика,
пояснить повод для строительства, упомянуть о
возможных перестройках, пока без их разбора.
Замечание. Важно, чтобы группа не уставала,
постоянно перемежать рассказ показом.
Затем перейти к анализу, начав с
объемно-пространственной структуры, для чего
группу перевести в точку, откуда эта структура
наиболее выявлена. Дать оценку композиции,
выделить композиционное ядро. Например, таким
ядром в церковном зодчестве являются церковный
объем и нередко колокольня.
Показать все составляющие объемы и дать
информацию об их назначении. Далее перейти к
анализу главных составляющих.
Затем следует перейти к рассказу об архитектуре
объекта. Дать представление о строительном
материале и его конструктивных особенностях.
Раскрыть художественную целостность сооружения,
обратив внимание на декоративное оформление,
наличие симметрии и асимметрии, центричности.
Показать, какими декоративными средствами
пользовался зодчий.
Проводя сравнительный анализ отдельных
элементов сооружения, ведущий занятие должен
помнить, что логика его разбора коренным образом
отличается от логики книжного разбора, когда
авторы статей анализируют архитектуру объекта.
Работая на объекте, ведущий разбирает
последовательно одну плоскость за другой, одну
точку за другой. Он не должен больше возвращаться
к уже оставленной точке и плоскости.
Зрительная или словесная
реконструкция
При показе объекта либо ансамбля мы часто
сталкиваемся с необходимостью дать
представление об их первоначальном облике. В
этом случае приходится обращаться к зрительной
или словесной реконструкции. В ее основе лежит
правило показа «от существующего к
несуществующему». То есть сначала следует
показать то, что существует на данный момент.
И только после этого предложить слушателям
мысленно достроить или отбросить поздние
наслоения.
Прибегать к методу реконструкции следует только
тогда, когда есть необходимость в оссоздании
объекта. Когда такой необходимости нет, уместнее
ограничиться показом современного вида.
Приемы рассказа
Рассказ играет в выходных занятиях подчиненную
роль. Он должен быть четким, логичным и
последовательным, вестись хорошим литературным
языком. В рассказе обычно применяются следующие
приемы.
Экскурсионная справка. Сообщаются основные
данные об объекте, о событиях, связанных с ним. В
рассказ может быть включена, например, справка о
зодчем, о заказчике и т.д.
Характеристика объекта. Характеристика —
это перечисление каких-либо качеств и свойств
объекта. Обычно любой анализ начинается с
характеристики. Характеристикой, подводящей
итог сказанному, можно закончить разбор объекта.
Объяснение. Это развернутый рассказ об
объекте. Объяснение на натуре может быть сжатым,
сводиться к напоминанию учебного материала.
Комментирование. К нему прибегают, чтобы
высказать, например, свое мнение об объекте.
Репортаж. Оперативное изложение материала
по ходу движения группы.
Цитирование. Цитаты должны быть краткими.
Длинные цитаты не воспринимаются.
Галина АЛЕКСАНДРОВА |