Благовест на всю РоссиюПамятник-колокол, посвященный
|
Периодизация истории РоссииРаздаточный материалВ.Н. Татищев (первая половина
XVIII в., «История российская с самых древнейших
времен»), для которого идеалом была сильная
монархическая власть, выделял следующие периоды: H.M. Kарамзин (начало XIX в.)
видел историю как процесс духовного
совершенствования человечества, в котором
действуют великие люди. Жизнь этих людей и есть
история народа. Карамзин отождествлял историю
России с историей самодержавия. Идею о том, что
«Россия основалась победами и единоначалием,
гибла от разновластья, а спасалась мудрым
самодержавием», Карамзин положил в основу
периодизации отечественной истории. Он выделил
шесть периодов: С.М. Соловьев (1820—1879) выделяет 3
этапа: В.О. Ключевский (1841—1911) считал
двигателями исторического прогресса
«умственный труд и нравственный подвиг». В
основе его периодизации географические,
хозяйственные и социальные факторы. Советская историография, используя
формационный подход, выделяла следующие периоды: Некоторые историки предлагают
выделить в отечественной истории два периода: |
М.О. Микешин |
Учитель. В конкурсе победил
Михиал Осипович Микешин, 24-летний художник,
который, однако, по образованию не был
скульптором.
Он происходил из города Рославля. Еще в самом
начале учебы в Петербургской академии художеств
Микешин написал картину маслом — конных
гренадеров. Она пришлась по вкусу самому
императору Николаю Павловичу, который купил
картину за 150 рублей.
Девятнадцати лет от роду Микешин был уже вхож в
царский дом. Он учил рисовать юных великих
княжон. Художник начал получать медали на
конкурсах (возможно, харизма царского любимца
влияла на решения жюри). И, наконец, апофеоз —
победа в конкурсе на самый главный памятник
России, которая хотя и удивила коллег —
скульпторов и живописцев, но была принята как
нечто неизбежное.
Что же представлял собой проект памятника?
Прежде чем рассмотреть идею Микешина, можно
обратиться к работе, которую ребята выполняли
дома. Что предложили бы вы, если бы выполняли
такое задание?
Выслушиваются ответы учеников.
Учитель. Что же предложил Микешин? Он
сознавал всю сложность и непривычность стоящей
перед ним творческой задачи. Изобразить надо
было не героя, а тысячелетнюю историю
государства. Но сложность не пугала, а еще более
раззадорила его. И тут Микешину помогло то, что он
не был скульптором-профессионалом, воспитанным в
классической традиции. Он не стал создавать
конную группу, колонну и т.д. В поисках образа,
который передавал бы главную мысль памятника,
Микешин подумал о колоколе. Вот та идея, которая
объединит весь замысел! Благовестный колокол,
который возвестит миру о русской старине, о
великих мужах России и их славных подвигах.
Найдя общий силуэт памятника, Микешин принялся
разрабатывать его части. Заданная конкурсом
триада: православие, самодержавие, народность —
натолкнула на мысль сделать памятник
трехъярусным. На вершине монумента появился
высокий крест, поддерживаемый двумя ангелами,
потом он заменил одного ангела
коленопреклоненной женщиной — символом России.
В своем рассказе учитель обращается к
изображению памятника и его фрагментов, которые
можно найти в книге «Памятник Тысячелетие
России». М.: Сов. Россия, 1974.
Открытие памятника в 1862 г.Рисунок с фотографии |
Учитель. Верхняя часть колокола
как бы сама собой преобразовалась сначала в
полусферу, а потом превратилась в шар — державу,
символ русской государственности. В
образовавшемся вокруг шара пространстве
разместилось шесть скульптурных групп,
олицетворяющих шесть периодов русской истории.
Нижний ярус — народ, основа государственного
бытия.
Материалом стала бронза, прекрасно передающая
игру света и тени; постамент — из гранита,
незыблемого, как сама Россия. Началась работа над
проектом, к которой присоединился скульптор
Шредер.
Время стремительно текло. Вот уже 51 проект ждал
своего приговора. Победу оспаривали академики и
профессора, скульпторы и архитекторы. Только два
самых именитых, ректоры академии Пименов и Клодт,
отказались от участия в конкурсе, считая, что
правительственный заказ должны были получить
они.
Последние две ночи Микешин и Шредер не спали.
Шредер лепил последнюю фигуру, а Микешин делал
мелкие аксессуары: мечи, скипетры из твердого
свечного воска. Через три часа такой работы
пальцы отказались повиноваться, опухли. Среди
ночи, взглянув на уснувшего чугунным сном
Шредера и поняв, что они не успевают к сроку,
Микешин заплакал от усталости и отчаяния.
Пробудившийся натурщик Василий взял в охапку
рыдающего художника, отвел к умывальнику, вылил
на его голову кувшин холодной воды…
В окне занимался ноябрьский рассвет, когда
модель была готова. Но тут выяснилось, что она не
проходит в дверь, а чтобы расширить проем
требовалось разрешение академического
полицмейстера. Микешин уже не верил, что они
успеют к сроку, не верил, что этот огромный
глиняный макет-торт можно поднять наверх по
узкой винтовой лестнице, проект вдруг
окончательно разонравился ему, и, когда модель
все-таки вытащили, художник не чувствовал ничего,
кроме усталости и опустошения. Все было ужасно,
впору повеситься, а вот, кстати, и подходящий для
этого двухметровый мольберт. Микешин так
явственно представил эту картину, что не мог не
изобразить сначала себя, висящего на мольберте,
потом рядом Шредера, ибо несправедливо было бы
висеть одному, без соавтора, потом представил и
изобразил, как входит с чаем Осип, видит их обоих,
с испугу роняет самовар и обваривается. После
этого прилег на диван и наконец заснул.
Спал он почти сутки, а когда проснулся, то увидел
мольберт с изображением душераздирающей сцены и
прикнопленные к нему записки. Подписи на
записках были разные, а текст один: «Поздравляю!»
Как буря влетел Шредер с криком «Победа!» Они
обнялись, и Шредер рассказал все в подробностях.
Псковский князь Довмонт (слева)
|
Весть о том, что в самом нашумевшем из
когда-либо проводившихся в России конкурсов
победил безвестный молодой художник, произвела в
обществе сенсацию. Академия гудела как улей.
Студенты торжествовали, зато бледные от
негодования академики не оставили от проекта
камня на камне, доказывая, что его ни в коем
случае нельзя осуществлять. Что это против всех
законов искусства, что таких памятников в мире
нет, на что их оппоненты возражали: вот и
замечательно, что нет, — идея колокола гениальна,
а Микешин — талант и вообще молодчина.
После того как изображение модели появилось в
журналах, полемика разыгралась с новой силой.
Многим памятник понравился своей
оригинальностью и патриотической идеей, но еще
больше было тех, кто напрочь отвергал его,
отрицая какие-либо достоинства. Но все интриги,
нападки в прессе, зависть казались пустяками в
сравнении с обрушившейся на Микешина
ответственностью.
Для ускоренного выполнения скульптурной части
работ был создан временный творческий коллектив
из признанных мастеров. Практическое
осуществление проекта было поручено
главноуправляющему Министерства путей
сообщения и публичных зданий генерал-адъютанту
Чевкину. В дальнейшем в возведении памятника
участвовало великое множество людей самых
разных профессий.
С самого начала дело возведения памятника
находилось под личным контролем императора
Александра II. Он может по праву считаться одним
из создателей монумента. Это не раз помогало
выходить из ситуаций, казавшихся тупиковыми.
Перед Микешиным и Шредером возникла проблема
помещения, где должны были проводиться работы, а
единственная мастерская, подходящая по размерам,
была занята архитектором Тоном, руководившим
строительством храма Христа Спасителя в Москве.
Микешину и мечтать не приходилось об этой
мастерской, но вмешались могущественные силы, и
маститый Тон вынужден был уступить безвестному
юнцу.
«1613 г.
|
Вскоре мастерская преобразилась. Все ее
пространство заполнили леса, канаты, драпировки,
анатомические скелеты. Всю ночь напролет в окнах
горел свет, двигались тени и звучал орган. Сонаты
Бетховена, увертюры и кантаты звучали под
сводами. В этом было что-то фантастическое: ночь,
мастерская, громадные статуи, слепки рук, ног,
маски, два скульптора с обручами на голове, в
которые были вставлены огарки свечей, — и
могучая гениальная музыка. Все это
способствовало вдохновенному творчеству. Шредер
был постоянно взволнован, отбросил все
условности, никого не желал видеть и сам сгорал,
как свечной огарок. Русская история захватила
его целиком, он скорбел, что носит немецкую
фамилию, собирался сменить ее и взять фамилию
Глина.
Дело шло, как вдруг возникло препятствие, резко
усложнившее творческую задачу, но зато
обогатившее памятник блестящей находкой.
Барельефы нижней части памятника лепил барон
Клодт. Ситуация возникла щекотливая. Ректор
Академии художеств, скульптор с европейским
именем, автор знаменитых «Коней» на Аничковом
мосту должен был работать под руководством
своего вчерашнего студента. Уязвленный барон
считал ниже своего достоинства
консультироваться с Микешиным, не показывал ему
своих эскизов.
6 июня 1860 г. мастерскую Клодта посетил царь.
Микешин сопровождал Александра II. Взглянув на
эскизы барельефов, Микешин понял: не то! Клодт
растерялся перед непривычной для него задачей
воплощать сюжеты из русской истории. Он просто
повторил на барельефах сюжеты верхних фигур.
Между тем нижний ярус по замыслу должен был нести
самостоятельную творческую нагрузку,
олицетворяя часть триады — идею народности.
Микешин задумал изобразить на нижней части
памятника вереницу людей тысячелетнего
прошлого. Эту идею поддержал царь.
Учитель. Три части памятника должны
были олицетворять собой три столпа официальной
идеологии XIX в. — православие, самодержавие,
народность.
Эту часть урока учитель может посвятить также
обсуждению роли православной Церкви в истории
нашей страны, особенностям политического строя
Российского государства; обсудить вопрос: почему
государственный строй России называется
самодержавным?
Периоды истории государства олицетворяли фигуры
верхней группы памятника — Рюрика, Владимира
Святого, Дмитрия Донского, Ивана III, Михаила
Романова, Петра I, расположенные вокруг
державы — эмблемы царской власти.
В нижней части памятника расположен пьедестал.
История создания скульптур-рельефов для него
богата драматическими эпизодами. Составление
списка лиц, которых следовало изобразить на
рельефе постамента, а затем исполнение гипсовой
модели рельефа поручили Микешину. Он привлек
известных людей России к широкому обсуждению
проекта. В его мастерскую на литейном дворе
Академии художеств приходили крупнейшие
историки, писатели, артисты.
В своих мемуарах Микешин описывает оживленные
споры, происходившие на этих собраниях, горячие
дебаты о достоинствах каждого отдельного
исторического лица и о правомерности
изображения его на памятнике. Это был поистине
захватывающий эпизод истории русской культуры!
На этом этапе урока можно организовать
обсуждение ребятами списка лиц, достойных занять
место в ряду выдающихся личностей Российского
государства. Это задание было дано на
предварительное обдумывание при подготовке
урока.
Писатели и художники.Фриз |
Учитель. В мастерской
Микешина эту же задачу решали B.C. Соловьев,
Н.И. Костомаров, Н.Г. Устрялов,
И.С. Тургенев, A.Н. Майков, Я.П. Полонский и
многие другие. Маститые писатели и профессора
стояли среди глиняных фигур и жарко, до хрипоты
спорили о достоинствах и недостатках
исторических персонажей, и глиняные колоссы
покорно, словно школьники, внимали суду потомков,
решавших, быть или не быть им увековеченными на
памятнике Тысячелетию России. Споры
продолжались допоздна. Мнения часто были
полярны. Оставаясь один, Микешин понимал, что
выбор во многом будет зависеть от него. И он
выбирал, решая не столько разумом, сколько
сердцем, руководствуясь тем чувством, которым
народ безошибочно определяет: кого надо помнить,
а кого предать забвению. Что-то подсказывало
Микешину, почему нужен на памятнике Потемкин, а
не нужен Остерман, нужна Марфа Борецкая и не
нужен Грозный, нужен Пушкин, но не нужен
Белинский. Он отдавал предпочтение людям
созидающего начала, а не разрушителям.
22 августа 1860 г. Микешин предъявил
правительству список великих людей, поделенных
на четыре группы: просветители (он открыл свой
список именно ими), государственные люди, военные
и герои, писатели и художники. Споры развернулись
с новой силой. В журналах разыгрывались
дискуссии, ведомства сражались за «своих»,
Церковь отстаивала святителей, двор соблюдал
династические интересы. Список был существенно
изменен и дополнен.
На окончательное утверждение списка Микешин был
вызван в Зимний дворец. «Государь ждал меня.
Через Чевкина он знал о всех помещенных лицах и о
некоторых изменениях, произведенных мною… В
моем списке последним был Александр I, Николая
я пропустил. Когда дошли до Александра, государь
спросил: “А батюшка?” Я встал со стула и молчал.
Он увидел мое смущение, мою муку. Я продолжал до
конца, а когда кончил, он взял меня за плечо и
приблизил к себе.
Дело с Николаем не кончилось. Меня приглашали в
разные места для объяснений, наконец потребовали
к Константину Николаевичу. Он принял меня в
Мраморном дворце в бильярдной комнате. Он вышел
из своего кабинета, сел на угол бильярда и
спросил: “Скажи причины, почему не помещаешь
покойного батюшку?” “Ваше Высочество, — отвечал
я, — личность покойного государя до того близка
нашему времени, что нельзя к ней беспристрастно
относиться. Есть множество людей, которые в его
правлении находят утеснение русской мысли, а
другие его страстно превозносят. Еще рано его
помещать на монумент. Я этого делать не буду.
Впрочем, есть люди, которые это сделают, если им
заплатят”».
Так и случилось, согласился Залеман — и Николай
сел рядом с Александром, потеснив Сперанского.
Русские полководцы и флотоводцы.Фриз |
Микешину предстояло создать сплошной
круговой фриз протяженностью 27 метров, разместив
на нем 109 фигур из разных эпох, ничем между собой
не связанных — ни родом деятельности, ни
знакомством.
Проще всего было расставить фигуры в
хронологической последовательности, придав им
позы античных героев. Но художник понимал, что
эта унылая шеренга не произведет сильного
впечатления. Поэтому он свободно перемещал
героев, расставил в группы, заставил общаться
между собой, соединил взглядом, жестом, беседой,
не смущаясь тем, что в жизни эти люди никогда не
встречались друг с другом. Что-то подсказывало
ему, что он вправе так поступить, что есть правда
искусства, которая выше правды факта. Но главное,
ему удалось соединить все фигуры как бы одним
сюжетом, получался исторический рассказ,
рассчитанный на круговой обход. Обойдя памятник
один раз, зритель должен был захотеть обойти и
другой, всматриваясь, вдумываясь, углубляя свои
ощущения. А для этого нужно было раскрыть образ
каждого персонажа, найти для него необщее
выражение, обозначить индивидуальность. И тут
Микешину пригодился его талант портретиста.
Если у учителя есть иллюстративный материал,
фотографии фрагментов памятника, можно повести
разговор об изображенных людях, вошедших в
историю России. Здесь могут пригодиться
сообщения учащихся, подготовленные дома.
Нестор-летописецФрагмент фриза |
Великая княгиня ОльгаФрагмент фриза |
Учитель. На ленте ватмана,
которую подготовил Микешин, возникали фигуры.
Легкий, «как пардус», воинственный Святослав,
скорбящая над разбитым вечевым колоколом Марфа
Борецкая, погруженный в думу Ермак, гибнущий
Сусанин, флегматичный умница Крылов, задорный,
живой Суворов, энергичный грубоватый Ломоносов,
эффектный Брюллов. Особенно удались ему Пушкин,
Лермонтов и Гоголь, которых он объединил в
группу.
Интересны некоторые факты. Так, на памятнике нет
изображения Ивана Грозного, но есть портрет его
первой жены Анастасии Романовой. Почему? Была ли
необходимость помещать на памятник литовцев
Ольгерда и Витовта, а изображения
мучеников-страстотерпцев Бориса и Глеба, Софьи
Палеолог, поэта Кольцова из первоначального
списка были исключены. Почему?
Исторические портреты и основные сведения об
изображенных на горельефе памятника фигурах,
интереснейший материал о строительстве и
открытии памятника есть в книге В. Смирнова
«Россия в бронзе».
Учителю, который решит использовать этот
материал для своего урока, предоставляется
возможность повести разговор с ребятами о роли
личности в истории, можно подвести итог развития
Российского государства за тысячу лет в
политической, экономической, духовной жизни,
можно подвести ребят к разговору о русском
национальном характере. В этом поможет работа со
статьей Н.И. Костомарова «Тысячелетие».
Сама история создания памятника, его
художественные особенности, изобразительные
средства могут послужить переходом к разговору
на последующих уроках о культуре России второй
половины XIX в.
Учитель. Новгород был определен
местом для памятника почти без дискуссии.
Памятник Тысячелетию России поставлен в городе,
где сохранилось множество величайших творений
русского искусства, имеющих общенациональное
значение. По другую сторону Волхова в церкви
Спаса на Ильине — фрески великого Феофана Грека,
а рядом, буквально в двух шагах, — золоченые
купола Софийского собора, одного из старейших в
России, с мозаиками XI в. Город был свидетелем
истории государства, местом, где происходили
ключевые, этапные события русской истории.
Сложнее было выбрать место в самом городе. Из
трех вариантов лучше всего подходило место в
центре кремля, на нем и остановились.
Открытие памятника состоялось 8 сентября 1862 г.
Во время Великой Отечественной войны памятник
был разобран фашистами для отправки в Германию,
но они не смогли вывезти его из города: помешало
наступление советских войск. За время оккупации
Новгорода из 2532 домов было разрушено 2508. Город
лежал в руинах. Он просматривался насквозь.
Солдаты 221-й стрелковой дивизии, освобождавшей
Новгород, больше всего удивились тому, что они
увидели в кремле. В центре его торчал наполовину
демонтированный памятник, верхняя часть
шара-державы была снесена, словно напоминала о
наполовину захваченной врагом России, а вокруг,
точно воины, павшие на поле боя, валялись
полузасыпанные снегом статуи. Дмитрий Донской
грозил поднятым мечом, Владимир осенял крестом,
Михаил Романов возносил молитву, Петр I грозно
смотрел в низкое зимнее небо. Это было настолько
страшно, что даже навидавшимся всего фронтовикам
стало не по себе. Все поняли драматическую
символику этого зрелища. Оставлять в таком виде
памятник значило оставлять поруганной Россию.
Восстанавливали памятник восемь рабочих во
главе с новгородским реставратором Чернышовым
еще в военное время. В лютую стужу, под порывами
ветра, без инструментов… Заново монумент
открыли 2 ноября 1944 г.
Из статьи Николая Ивановича
Костомарова
|
Учитель. Очень разным было
отношение к памятнику на протяжении всей
последующей истории, но, несмотря на различные
оценки, даваемые памятнику его современниками и
следующими поколениями, судьба его неотделима от
судьбы России. Но что бы ни случилось, люди всегда
будут идти к нему, идти для уяснения прошлого, в
надежде на лучшее будущее…
А теперь давайте подумаем, что более всего
запомнилось, поразило в истории создания
памятника?
Ребята проводят обсуждение.
Кислицын С.А. Курс лекций по истории
Отечества. Ростов н/Д, 1997.
Смирнов В. Россия в бронзе. Новгород, 1992.
Маслова Е.Н. Памятник «Тысячелетие России».
Лениздат, 1972.
Кушнир И.И. Культура Новгорода. Л.: Стройиздат,
1991.
Матвеева С. Памятник «Тысячелетие России».
Буклет.
Костомаров Н.И. Тысячелетие. «История», №
37/2003.
Л.Б. КУДРЯВЦЕВА,
школа-лицей № 3,
Гатчина