95 тезисов Лютера — начало протестантизма

Реформация — одна из ключевых тем школьного курса Новой истории. Именно Реформация, по мнению большинства историков, во многом определила переход от средневекового сознания, феодального экономического строя, консервативного политического стиля к эпохе Нового времени, капитализму, да и к либеральному мышлению. Поэтому целью урока, посвященного изучению Реформации и Крестьянской войны в Германии, является не только знакомство учащихся с ходом этих исторических событий, но и выстраивание логических связей между важнейшими явлениями Новой истории.
В нашей практике при проведении данного урока используется материал соответствующего параграфа учебника «Новая история зарубежных стран», авторами которого являются В.А.Ведюшкин и С.Н. Бурин (любое издание). Применяя дополнительную литературу, нужно учитывать, что знаменитые в советское время труды М.М. Смирина, которые вышли в 1950—1960-е гг., представляют события Реформации, фигуры М. Лютера и Т. Мюнцера в строгом соответствии с марксистским пониманием исторического процесса. Поэтому эти работы вряд ли способствуют объективному пониманию Реформации.

Вид на Инсбрук. Альбрехт Дюрер
Вид на Инсбрук.

Альбрехт Дюрер

Одной из наиболее ярких работ, посвященных этому периоду, является книга Э.Ю.Соловьева «Непобежденный еретик», где уже отсутствуют крайние оценки, свойственные советской историографии. Интересный фактический материал собран и в книге протестантского исследователя Э. Кернса «Дорогами христианства», вышедшей в Москве в 1991 г.
Примерное планирование курса Новой истории предусматривает изучение Реформации и связанных с ней событий в 7-м классе в начале учебного года. Поэтому учитель может опираться на знания детей, полученные ими при изучении Средневековья. Помимо этого на первых уроках Новой истории учащиеся изучили причины и последствия Великих географических открытий, обстоятельства появления капитализма. Следовательно, задачей учителя является выстраивание разрозненных знаний учеников в единую систему, соединяемую причинно-следственными связями. Безусловно, формированию этого способствует четкое планирование, разбивка нового материала на три части:
1. Предпосылки Реформации.
2. Учение М. Лютера и его развитие.
3. Народная Реформация (Крестьянская война) в Германии под предводительством Т. Мюнцера.
В связи с недостатком времени и большим объемом информации нужно продумать оптимальную форму проверки домашнего задания по предыдущей теме «Рождение капитализма». Целесообразно предыдущий урок посвятить обобщающему повторению по темам «Великие географические открытия» и «Рождение капитализма». При этом можно использовать задания из известного сборника В.С. Грибова «Тестовые задания по новой истории (XVI — начало ХХ в.)». Желательно освободить урок, посвященный Реформации, от проверок домашнего задания и постараться закрепить материал о капитализме, используя знания учеников по этой теме при изучении Реформации.

Мартин Лютер. Фрагмент картины Лукаса Кранаха Старшего

Мартин Лютер

Фрагмент картины
Лукаса Кранаха Старшего

Урок следует начать с повторения материала, посвященного возникновению христианства и истории католической Церкви. При этом можно придерживаться следующего плана:
1. Когда и где возникло христианство?
2. Кто был основателем этой религии?
3. Чему учили людей Иисус Христос и Его апостолы?
4. Что такое Библия?
5. Какие конфессии входят в христианскую Церковь?
6. Что их объединяет, каковы отличия?
Опрос должен быть фронтальным и коротким, а детей не следует особо к нему подготавливать. Только в таком случае учитель увидит реальную картину усвоения этих важных знаний и сможет плодотворно провести урок.
После опроса учитель сообщает ученикам, что на данном уроке нам предстоит проанализировать изменения в жизни христианства, в ходе которых появилось еще одно направление этой религии — протестантизм. Почему это произошло? Ответ на этот вопрос учащиеся дадут сами в конце урока, подводя итоги.
Чтобы понять мировоззрение человека Нового времени, нужно вспомнить, что представлял собой человек Средневековья. В сильном классе характеристику средневекового человека дают сами ученики, в слабом — учитель. Подчеркивается огромное влияние на жизнь людей религиозных догматов Церкви, духовенства, а иногда и суеверий. Причем эти понятия, безусловно, разграничиваются. Подчеркивается, что человек был подавлен не только морально, но и экономически, так как вся его жизнь регулировалась законами феодального общества. Таким образом, средневековые люди зависели не только от не всегда благочестивого духовенства, но и от светской власти — феодалов. К барщине, оброку добавлялись церковная десятина и прочие налоги, характерные для европейского феодализма.
Стоит предостеречь учителей от критики католицизма, свойственной методическим работам Е.В. Агибаловой и Г.М. Донского. Изложение материала должно быть сбалансированным, и, критикуя реальные недостатки католического духовенства того времени, важно не переходить к критике католицизма как конфессии.

Крестьяне. Альбрехт Дюрер
Крестьяне.

Альбрехт Дюрер

Ребята вспоминают, что еще в Средневековье в католическом мире неоднократно появлялись движения, направленные против власти римских пап, а иногда и против догматов католицизма. Такие движения вошли в историю как еретические, а самым известным для семиклассников является движение гуситов. Большинство учащихся помнят, что жизнь Яна Гуса оборвалась на костре в 1415 г. Таким образом, ученики осознают, что выступления против католицизма были и в Средние века, но почти всегда быстро угасали. Почему это происходило? Во многом это связано с тем, что все еретические движения были стихийными, по социальному составу крестьянскими, а значит, слабо вооруженными. С гибелью вождей восставшие теряли единство, рассеивались, а иногда уходили от социальных протестов в глубокий мистицизм.
Отличие Реформации в том, что ее движущей силой были не крестьяне, а немецкая буржуазия — бюргеры. Как известно, католицизм крайне неодобрительно относился к богатству, возводя в идеал монаха-аскета. А буржуазия не всегда ревностно исполняла строгие католические законы, некая печать греховности на бюргерах всегда присутствовала. Да и растущие поборы со стороны папского престола не вызывали энтузиазма. Если в Средние века ремесленники и торговцы старались сочетать свою предпринимательскую деятельность с участием в многочисленных церковных службах и обрядах, то буржуа Нового времени не хотели терять время и средства, переставали доверять духовенству, во многом дискредитировавшему себя. Особенно авторитет католического духовенства упал в связи с выдачей индульгенций — полного или частичного отпущения грехов за деньги. Бюргеры хорошо знали, куда идут средства от продажи индульгенций. Богатство монастырей в сочетании с проповедью церковными деятелями идей аскетизма вызывали у людей недовольство католической Церковью.
Знали о корыстолюбии духовенства и немецкие дворяне. В отличие от бюргерства, желавшего богословских обоснований своей предпринимательской деятельности, дворяне хотели найти предлог для захвата церковных земель. К тому же Германия нового времени представляла собой совокупность многочисленных княжеств, правители которых были заинтересованы в ликвидации влияния папы римского на светскую власть. Европейские монархи мечтали ограничить власть католической Церкви сугубо религиозными функциями.
В это время начал нарастать и немецкий национализм, входивший в противоречие с католической идеей о единстве христианского мира под властью папы римского. В сильном классе можно провести параллели между Реформацией и уже изученным в 6-м классе ранним гуманизмом. Нападки гуманистов на Церковь за отход от евангельских заповедей, критика схоластики — все это роднило их с Реформацией. Любопытные факты приводятся в знаменитом вузовском учебнике по истории Средних веков, вышедшем под редакцией М.Л. Абрамсон на взлете хрущевской оттепели в 1964 г. В XVI в. в Базеле книги издавались в 16 книгопечатнях, в Аугсбурге — в 20, в Кельне — в 21, в Нюрнберге — в 24. В начале XVI в. в Германии открылось 9 новых университетов, а система школьного образования охватила и небольшие немецкие города. Из курса истории Средних веков ученики помнят, что отцом книгопечатания был немец Иоганн Гутенберг. Благодаря печатному станку Гутенберга и переводу Лютера немцы одними из первых смогли наконец-то прочитать Библию.
Охарактеризовав причины Реформации, нужно приступить к анализу взглядов ее основателя Мартина Лютера. Недостаток времени на уроке не дает возможности подробно изложить его биографию. Учащиеся должны узнать о том, что Мартин Лютер (1483—1546) родился в семье богатого рудокопа, учился в университете, но потом неожиданно ушел в монастырь. Учитель подчеркивает, что Лютер родился в семье патриархальной и католической. Подчеркивается также, что взгляды Лютера претерпели кардинальные изменения, что он выстрадал свое учение и был искренен в своих убеждениях. Это подтверждают его современники.
Знаменитые 95 тезисов (уместно зачитать несколько тезисов, воспользовавшись хрестоматией) укрепляют в мысли, что сам Лютер не хотел создавать нового направления в христианстве, а мечтал лишь «очистить» католицизм.

Титул первого издания лютеровского перевода Нового Завета
Титул первого издания
лютеровского перевода
Нового Завета

Безусловно, подробное изучение теологических воззрений Лютера в 7-м классе вряд ли уместно. Поэтому можно ограничиться материалом учебника (с. 45—47).
Переход к завершающему этапу объяснения нового материала — изучению Крестьянской войны в Германии — можно начать с прочтения вслух последнего абзаца на с. 47 учебника, где говорится о том, что «сам Лютер оказался сторонником умеренного течения, стремясь опереться на князей и городские власти. Но были и приверженцы решительных мер, связывавшие реформу Церкви с перестройкой общества в целом». Учитель предлагает ближе познакомиться со сторонниками подобного понимания Реформации.
У всех учащихся открыта карта «Реформация в Европе в XVI в. и Крестьянская война в Германии» (с. 48 учебника). Учитель характеризует взгляды вождя восставших немецких крестьян Томаса Мюнцера, подчеркивая, что в его учении социальный мотив был преобладающим. Мюнцер считал, что божественный замысел способны понять лишь трудовые люди. Лишь они, по Мюнцеру, способны установить на земле царство справедливости и добра. При этом, конечно же, власть крестьянам и ремесленникам никто не хотел отдавать. Это и стало причиной Крестьянской войны. Ход этой войны кратко излагается в учебнике (с. 49—51). Особо отмечается, что история Крестьянской войны схожа с другими антифеодальными войнами и восстаниями Средневековья. Неорганизованность, наличие только одного яркого лидера во главе — все это привело к поражению сторонников Мюнцера. Сам Томас Мюнцер был казнен, а десятки тысяч его сторонников погибли в сражениях этой гражданской войны.
Пользуясь текстом учебника (с. 51—52), ребята знакомятся с последующим ходом Реформации. Проводится мысль о том, что данное движение проникло в соседние европейские страны.
Итоги урока подводят сами ученики. Предварительно учитель на доске отмечает, что христианство содержит не только католическую и православную конфессии, но и протестантизм. Учащиеся кратко перечисляют причины Реформации, указывают ее движущие силы.
Домашним заданием к этой теме служит чтение параграфа 4 учебника, выполнение соответствующего задания на контурной карте.

Марат САФАРОВ,
учитель истории,
Москва

Реформация и Крестьянская война в Германии на уроках Новой истории. Методический материал по теме «Реформация и контрреформация». 7-й класс.

TopList