95 тезисов Лютера — начало протестантизма
Реформация — одна из ключевых тем
школьного курса Новой истории. Именно
Реформация, по мнению большинства историков, во
многом определила переход от средневекового
сознания, феодального экономического строя,
консервативного политического стиля к эпохе
Нового времени, капитализму, да и к либеральному
мышлению. Поэтому целью урока, посвященного
изучению Реформации и Крестьянской войны в
Германии, является не только знакомство учащихся
с ходом этих исторических событий, но и
выстраивание логических связей между важнейшими
явлениями Новой истории.
В нашей практике при проведении данного урока
используется материал соответствующего
параграфа учебника «Новая история зарубежных
стран», авторами которого являются В.А.Ведюшкин и
С.Н. Бурин (любое издание). Применяя
дополнительную литературу, нужно учитывать, что
знаменитые в советское время труды М.М. Смирина,
которые вышли в 1950—1960-е гг., представляют
события Реформации, фигуры М. Лютера и Т. Мюнцера
в строгом соответствии с марксистским
пониманием исторического процесса. Поэтому эти
работы вряд ли способствуют объективному
пониманию Реформации.
|
Вид на Инсбрук.
Альбрехт Дюрер |
Одной из наиболее ярких работ, посвященных
этому периоду, является книга Э.Ю.Соловьева
«Непобежденный еретик», где уже отсутствуют
крайние оценки, свойственные советской
историографии. Интересный фактический материал
собран и в книге протестантского исследователя
Э. Кернса «Дорогами христианства», вышедшей в
Москве в 1991 г.
Примерное планирование курса Новой истории
предусматривает изучение Реформации и связанных
с ней событий в 7-м классе в начале учебного года.
Поэтому учитель может опираться на знания детей,
полученные ими при изучении Средневековья.
Помимо этого на первых уроках Новой истории
учащиеся изучили причины и последствия Великих
географических открытий, обстоятельства
появления капитализма. Следовательно, задачей
учителя является выстраивание разрозненных
знаний учеников в единую систему, соединяемую
причинно-следственными связями. Безусловно,
формированию этого способствует четкое
планирование, разбивка нового материала на три
части:
1. Предпосылки Реформации.
2. Учение М. Лютера и его развитие.
3. Народная Реформация (Крестьянская война) в
Германии под предводительством Т. Мюнцера.
В связи с недостатком времени и большим объемом
информации нужно продумать оптимальную форму
проверки домашнего задания по предыдущей теме
«Рождение капитализма». Целесообразно
предыдущий урок посвятить обобщающему
повторению по темам «Великие географические
открытия» и «Рождение капитализма». При этом
можно использовать задания из известного
сборника В.С. Грибова «Тестовые задания по новой
истории (XVI — начало ХХ в.)». Желательно
освободить урок, посвященный Реформации, от
проверок домашнего задания и постараться
закрепить материал о капитализме, используя
знания учеников по этой теме при изучении
Реформации.
|
Мартин Лютер
Фрагмент картины
Лукаса Кранаха Старшего |
Урок следует начать с повторения материала,
посвященного возникновению христианства и
истории католической Церкви. При этом можно
придерживаться следующего плана:
1. Когда и где возникло христианство?
2. Кто был основателем этой религии?
3. Чему учили людей Иисус Христос и Его апостолы?
4. Что такое Библия?
5. Какие конфессии входят в христианскую Церковь?
6. Что их объединяет, каковы отличия?
Опрос должен быть фронтальным и коротким, а детей
не следует особо к нему подготавливать. Только в
таком случае учитель увидит реальную картину
усвоения этих важных знаний и сможет плодотворно
провести урок.
После опроса учитель сообщает ученикам, что на
данном уроке нам предстоит проанализировать
изменения в жизни христианства, в ходе которых
появилось еще одно направление этой религии —
протестантизм. Почему это произошло? Ответ на
этот вопрос учащиеся дадут сами в конце урока,
подводя итоги.
Чтобы понять мировоззрение человека Нового
времени, нужно вспомнить, что представлял собой
человек Средневековья. В сильном классе
характеристику средневекового человека дают
сами ученики, в слабом — учитель. Подчеркивается
огромное влияние на жизнь людей религиозных
догматов Церкви, духовенства, а иногда и
суеверий. Причем эти понятия, безусловно,
разграничиваются. Подчеркивается, что человек
был подавлен не только морально, но и
экономически, так как вся его жизнь
регулировалась законами феодального общества.
Таким образом, средневековые люди зависели не
только от не всегда благочестивого духовенства,
но и от светской власти — феодалов. К барщине,
оброку добавлялись церковная десятина и прочие
налоги, характерные для европейского феодализма.
Стоит предостеречь учителей от критики
католицизма, свойственной методическим работам
Е.В. Агибаловой и Г.М. Донского. Изложение
материала должно быть сбалансированным, и,
критикуя реальные недостатки католического
духовенства того времени, важно не переходить к
критике католицизма как конфессии.
|
Крестьяне.
Альбрехт Дюрер |
Ребята вспоминают, что еще в Средневековье в
католическом мире неоднократно появлялись
движения, направленные против власти римских
пап, а иногда и против догматов католицизма.
Такие движения вошли в историю как еретические, а
самым известным для семиклассников является
движение гуситов. Большинство учащихся помнят,
что жизнь Яна Гуса оборвалась на костре в 1415 г.
Таким образом, ученики осознают, что выступления
против католицизма были и в Средние века, но
почти всегда быстро угасали. Почему это
происходило? Во многом это связано с тем, что все
еретические движения были стихийными, по
социальному составу крестьянскими, а значит,
слабо вооруженными. С гибелью вождей восставшие
теряли единство, рассеивались, а иногда уходили
от социальных протестов в глубокий мистицизм.
Отличие Реформации в том, что ее движущей силой
были не крестьяне, а немецкая буржуазия —
бюргеры. Как известно, католицизм крайне
неодобрительно относился к богатству, возводя в
идеал монаха-аскета. А буржуазия не всегда
ревностно исполняла строгие католические
законы, некая печать греховности на бюргерах
всегда присутствовала. Да и растущие поборы со
стороны папского престола не вызывали
энтузиазма. Если в Средние века ремесленники и
торговцы старались сочетать свою
предпринимательскую деятельность с участием в
многочисленных церковных службах и обрядах, то
буржуа Нового времени не хотели терять время и
средства, переставали доверять духовенству, во
многом дискредитировавшему себя. Особенно
авторитет католического духовенства упал в
связи с выдачей индульгенций — полного или
частичного отпущения грехов за деньги. Бюргеры
хорошо знали, куда идут средства от продажи
индульгенций. Богатство монастырей в сочетании с
проповедью церковными деятелями идей аскетизма
вызывали у людей недовольство католической
Церковью.
Знали о корыстолюбии духовенства и немецкие
дворяне. В отличие от бюргерства, желавшего
богословских обоснований своей
предпринимательской деятельности, дворяне
хотели найти предлог для захвата церковных
земель. К тому же Германия нового времени
представляла собой совокупность многочисленных
княжеств, правители которых были заинтересованы
в ликвидации влияния папы римского на светскую
власть. Европейские монархи мечтали ограничить
власть католической Церкви сугубо религиозными
функциями.
В это время начал нарастать и немецкий
национализм, входивший в противоречие с
католической идеей о единстве христианского
мира под властью папы римского. В сильном классе
можно провести параллели между Реформацией и уже
изученным в 6-м классе ранним гуманизмом. Нападки
гуманистов на Церковь за отход от евангельских
заповедей, критика схоластики — все это роднило
их с Реформацией. Любопытные факты приводятся в
знаменитом вузовском учебнике по истории
Средних веков, вышедшем под редакцией М.Л.
Абрамсон на взлете хрущевской оттепели в 1964 г. В
XVI в. в Базеле книги издавались в 16 книгопечатнях,
в Аугсбурге — в 20, в Кельне — в 21, в Нюрнберге — в
24. В начале XVI в. в Германии открылось 9 новых
университетов, а система школьного образования
охватила и небольшие немецкие города. Из курса
истории Средних веков ученики помнят, что отцом
книгопечатания был немец Иоганн Гутенберг.
Благодаря печатному станку Гутенберга и
переводу Лютера немцы одними из первых смогли
наконец-то прочитать Библию.
Охарактеризовав причины Реформации, нужно
приступить к анализу взглядов ее основателя
Мартина Лютера. Недостаток времени на уроке не
дает возможности подробно изложить его
биографию. Учащиеся должны узнать о том, что
Мартин Лютер (1483—1546) родился в семье богатого
рудокопа, учился в университете, но потом
неожиданно ушел в монастырь. Учитель
подчеркивает, что Лютер родился в семье
патриархальной и католической. Подчеркивается
также, что взгляды Лютера претерпели
кардинальные изменения, что он выстрадал свое
учение и был искренен в своих убеждениях. Это
подтверждают его современники.
Знаменитые 95 тезисов (уместно зачитать несколько
тезисов, воспользовавшись хрестоматией)
укрепляют в мысли, что сам Лютер не хотел
создавать нового направления в христианстве, а
мечтал лишь «очистить» католицизм.
|
Титул первого издания
лютеровского перевода
Нового Завета
|
Безусловно, подробное изучение
теологических воззрений Лютера в 7-м классе вряд
ли уместно. Поэтому можно ограничиться
материалом учебника (с. 45—47).
Переход к завершающему этапу объяснения нового
материала — изучению Крестьянской войны в
Германии — можно начать с прочтения вслух
последнего абзаца на с. 47 учебника, где
говорится о том, что «сам Лютер оказался
сторонником умеренного течения, стремясь
опереться на князей и городские власти. Но были и
приверженцы решительных мер, связывавшие
реформу Церкви с перестройкой общества в целом».
Учитель предлагает ближе познакомиться со
сторонниками подобного понимания Реформации.
У всех учащихся открыта карта «Реформация в
Европе в XVI в. и Крестьянская война в Германии» (с.
48 учебника). Учитель характеризует взгляды вождя
восставших немецких крестьян Томаса Мюнцера,
подчеркивая, что в его учении социальный мотив
был преобладающим. Мюнцер считал, что
божественный замысел способны понять лишь
трудовые люди. Лишь они, по Мюнцеру, способны
установить на земле царство справедливости и
добра. При этом, конечно же, власть крестьянам и
ремесленникам никто не хотел отдавать. Это и
стало причиной Крестьянской войны. Ход этой
войны кратко излагается в учебнике (с. 49—51). Особо
отмечается, что история Крестьянской войны схожа
с другими антифеодальными войнами и восстаниями
Средневековья. Неорганизованность, наличие
только одного яркого лидера во главе — все это
привело к поражению сторонников Мюнцера. Сам
Томас Мюнцер был казнен, а десятки тысяч его
сторонников погибли в сражениях этой
гражданской войны.
Пользуясь текстом учебника (с. 51—52), ребята
знакомятся с последующим ходом Реформации.
Проводится мысль о том, что данное движение
проникло в соседние европейские страны.
Итоги урока подводят сами ученики.
Предварительно учитель на доске отмечает, что
христианство содержит не только католическую и
православную конфессии, но и протестантизм.
Учащиеся кратко перечисляют причины Реформации,
указывают ее движущие силы.
Домашним заданием к этой теме служит чтение
параграфа 4 учебника, выполнение
соответствующего задания на контурной карте.
Марат САФАРОВ,
учитель истории,
Москва
|