Бесхитростный путь
Писатель Борис Зайцев об Афоне
Борис Константинович Зайцев (1881–1972)
занимает особое место в русской литературе XX в.
Его произведения отличает задушевное тихое
лирическое повествование, без наплыва темных
страстей, подсознательных импульсов, так
называемых «жгучих социальных вопросов». В
центре его внимания – «вечные темы» жизни,
смерти, любви, основное внимание он уделяет душе
человека в его общении с природой, с любящими и
любимыми, с созидающим Духом, разлитым повсюду в
мире.
Переломной вехой на его творческом пути стала
встреча осенью 1926 г. в Париже с молодым князем
Дмитрием Шаховским, будущим архиепископом
Сан-Францисским Иоанном. Сорок лет спустя Зайцев
вспоминал об этом так: «Особенно запомнилось
раннее утро в Сергиевом подворье, когда в
полутьме осенней только что постриженный юный
монах рассказывал мне об Афоне, переломившем его
жизнь. Если бы утра этого не было, я никогда бы,
наверное, на Афон не попал, и в жизни моей не
сохранилась бы одна из самых светлых и
возвышенных страниц».
Итогом этого паломничества 1927 г. стала книга
«Афон». В ней он раскрыл мир православного
монашества. Она не относится к жанру «хожений», в
которых подробно описываются путь паломника,
возрастание его духовного опыта от
соприкосновения с великими православными
святынями. Задача Зайцева скромнее:
«Богословского в моем писании нет. Я был на Афоне
православным человеком и русским художником… Я
пытаюсь дать ощущение Афона, как я его видел,
слышал, вдыхал».
Ощущения, чувства, мысли православного человека
и русского писателя!
Точнее, пожалуй, не определить сути и характерных
особенностей творчества Бориса Зайцева. Они
прослеживаются и в его замечательных
произведениях «Преподобный Сергий Радонежский»
(1925) и «Валаам» (1936).
Ватопед и Старый Руссик
Ватопед открылся в глубине овального, довольно
правильного залива. Невысокие, мягкие холмы
окружают его, есть нечто приветливое, покойное в
этом как бы «итальянизирующем» пейзаже. Сам
монастырь — сложная мозаика пестрых зданий,
башен, стен, зубцов, врат. У воды пристань, лодки,
даже рыбачий поселок. На недвижной в заливе
лодочке прочно расположился монах с рыболовной
снастью. О. Пинуфрий сообщил мне, что это один
из правителей монастыря — большой любитель
рыбной ловли.
Ватопед после Лавры — важнейшая обитель Афона.
Богатством он Лавре вряд ли уступит, древностью
также. Его разграбление сарацинами в IX столетии
уже исторический факт.
Это очень культурный и ученый монастырь. В XVIII в.
при нем была даже Духовная Академия, основанная
виднейшим богословом того времени. (К сожалению,
Академия эта просуществовала недолго. Дух ее был
признан слишком новаторским, и ее закрыли.) Затем,
в Ватопеде лучшая на Афоне библиотека. Монахи
считаются самыми образованными, более других
изысканы и утончены, даже изящней одеваются.
Монастырь гораздо чище и благоустроенней других.
В Ватопеде есть — и это внушает даже некоторый
трепет русским — электрическое освещение! Но вот
черта, за которую ватопедцев на Афоне осуждают:
монастырь принял новый стиль. Впрочем, частично,
не все монахи ватопедские признали его. Это вовсе
не в духе Афона. Вопрос о стиле здесь стоит остро
— Вселенский Патриарх ввел его в греческой
церкви, но Афон есть Афон, за ним вековая давность
и вековая традиция — Патриарху он не подчиняется
и живет по-старому.
— Лучше умрем, — говорили мне русские монахи, — а
нового стиля не примем. Нынче стиль, а завтра
латинство появится.
Когда в великолепной, чистой и тихой зале с
бесшумным ковром во всю комнату, светлыми окнами
и балконом на синий залив, охваченный холмами, мы
дожидались приема, что-то среднее мне показалось
между Ассизи и гостиницею в Неаполе.
Мы провели в Ватопеде очень приятный, несколько
«итальянский» и ренессансный день. Конечно, как и
в Лавре, посетили собор, прикладывались к
многочисленным ватопедским святыням, слушали
литургию, но из всех осмотров этого монастыря
ярче всего осталась в памяти библиотека, а в
самой библиотеке такая «светская», но
замечательная вещь, как Птоломеевы
географические карты (если не ошибаюсь, XI в.).
Лавра св. Афанасия одно время отпала в
«латинство» (при Михаиле Палеологе). Ватопед,
напротив, претерпел даже мученичество: за
нежелание принять унию игумен Евфимий был
утоплен, а двенадцать иеромонахов повешены. В
Лавре предание указывает кладбище
монахов-отступников. Ватопед мог бы показать
могилы своих исповедников в борьбе с Западом. И
все-таки Лавра — монастырь густо-восточный,
Ватопед же несет легкий налет Запада. Даже
легенды связывают его с Западом.
Основан он будто бы на месте, где под кустом нашли
выброшенного в кораблекрушении царевича
Аркадия, будущего императора (брата Гонория),
который плыл из Рима в Константинополь и здесь
был застигнут бурей (V в.).
Далее, и сестра его, знаменитая Галла Плацидия,
имеет к монастырю отношение.
Кто бывал в Равенне, помнит удивительный ее
мавзолей с саркофагами, синею полумглою,
таинственным сиянием синефонных мозаик. В юности
с увлечением читалось об этой красавице, черные
глаза которой и сейчас смотрят с мозаичного
портрета. Бури, драмы, любовь и политика, роскошь
и бедствия, мужество и величие заполнили ее
жизнь. Радостно было открыть в Ватопеде след
героини.
Легенда о Галле Плацидии довольно загадочна. В те
времена женщинам не был еще закрыт доступ на
Афон. Она пожелала проездом из Рима в
Константинополь посетить Ватопед. Но когда
входила боковыми вратами в храм Благовещения,
таинственный голос Богоматери остановил ее, как
бы ей запретил. Императрица пала на помост и
принялась молиться, но не вошла. Позже на этом
месте она приказала изобразить лик Богоматери.
Икона существует и теперь, в нише у входа. Но что
значит рассказ? Почему запретила ей Пречистая
войти? Был ли остановлен Запад в лице ее? Или
остановлена именно женщина — яркой
выразительницей женского Плацидия была
несомненно, и тогда это как бы предвозвестие
запрещения женщин на св. Горе — или, наконец,
черта некой личной судьбы Галлы?
Кто знает. Икона же в нише сохранила название
Предвозвестительницы, а монастырь Ватопедский,
со своею библиотекою, учеными монахами,
комфортом и изяществом, хорошим столом,
григорианским календарем, элегантными рясами
монахов, великолепным винным погребом, удержал
оттенок некоего православного бенедиктинизма.
Пред закатом мы с о. Пинуфрием и молодым чешским
поэтом Мастиком гуляем за монастырем по тропинке
вдоль каменного желоба светлой горной воды, по
склону ущелья, под гигантскими каштанами,
платанами, среди кипарисов и оливок. Теплая,
местами золотящаяся тень. Кое-где скамейки.
Иногда встречаем монаха.
Тут можно именно «прогуливаться» в тишине и
благоухании, очищаясь прелестью вечера, вести
спокойные диалоги, неторопливо отвечая на
поклоны встречных каливитов, пробирающихся в
монастырь за куском хлеба или «оком» (греческая
мера) масла. Может быть, богослов Булгарис,
основатель Ватопедской Академии, и беседовал
здесь с учениками. Мы Булгариса не встретили. Но в
золотом сиянии вечерних лучей сидели на скамейке
с учтивым и воспитанным монахом-грамматиком,
немолодым и изящным, любезно обменялись
несколькими фразами по-французски.
Во всех монастырях Афона принято, что вышедшие
возвращаются до заката, в этом есть глубокая
поэзия. Солнце скроется, и кончен земной день,
нечего путать и волновать мироздание своими
выдумками. Запирают тройные врата, в наступающей
ночи лампада будет краснеть перед образом
надвходным — Спасителя ли, Богоматери, и
привратник укроется в свою ложу.
…Утром два оседланных мула под пестрыми
потниками ждали нас у главного входа. При
светлом, еще нежарком солнце мы тронулись в гору
по направлению Старого Руссика.
Майское путешествие на муле по горам и
влажно-прохладным лесам Афона! Впереди широко,
слегка коряво ступает по неровным камням
проводник. Мулы следят за его движениями,
повторяют их. Мы покачиваемся в седлах. Дорога
все вверх.
Слева развалины Ватопедской Академии. Тянутся
аркады водопровода — последние знаки западной
культуры уходящего монастыря. За ними
сине-молочное море в сиянии. Острова. Вновь
кукует афонская кукушка. Мы вступаем в
непробудные леса, в гущу прохладной, нетронутой,
влажной зелени, пронизанной теплым светом. Внизу
скит Богородицы Ксилургу, где при Ярославе
поселились русские, и откуда в 1169 г. вышли в
Старый Руссик. Далее, сквозь стволы каштанов
мелькает знакомый Собор Андреевского скита,
Карея пестрым пятном. Мулы бредут теперь по
ровному. Мы на хребтовой тропе. Местами
открываются синие дали полуострова к Фракии, все
леса и леса, очертанья заливов и бухт, а потом
вновь сине-молочное, туманно-сияющее море — уже
склон западный.
Когда после трехчасового пути из-за дубов,
орехов, за вырубкою по скату выглянул Старый
Руссик, Византия окончилась.
Полянка среди диких лесов, неказистая стройка в
тени огромных дерев, недоделанный новый собор —
все глухое, запущенное, так запрятанное, что не
скоро его и разыщешь. Бедность и скромность.
Темноватая лесенка, небольшая трапезная вроде
какого-нибудь среднерусского монастырька.
Пахнет тут сладковато-кисло, щами, квасом, летают
вялые мухи. Никакие Комнены или Палеологи сюда не
заглядывали. Но это колыбель наша, русская, здесь
зародилось русское монашество на Афоне — отсюда
и распространилось.
Наше явление походило на приход марсиан: редко
кого занести в эту глушь. Скоро мы хлебали уж
монастырский суп. С любопытством и
доброжелательным удивлением глядели на нас
русские серые глаза, простые лица
полумонашеского, полукрестьянского общежития.
Пришел с огорода о. Васой с живыми и веселыми
глазами лесного духа, весь заросший седеющим
волосом, благодушный, полный и какой-то уютный.
Узнав, что я из Парижа, таинственно отвел в
сторонку и справился об общем знакомом — его
друге. Получив весть приятную, о. Васой так
просиял, так хлопал себя руками по бокам,
крестился и приседал от удовольствия, что на все
наше недолгое бытие в Руссике остался в
восторженно-размягченном состоянии.
— Ну и утешили, уж как утешили, и сказать не могу!
— говорил он мне, показывая скромные параклисы
Руссика, где нет ни жемчужных крестов, ни золотых
чаш, ни бесценных миниатюр на Псалтырях.
— Пожалуйте, сюда пожалуйте, тут вот пройдем к
пиргу св. Саввы...
Мы заглянули в залитую солнцем галерейку — вся
она занята разложенными для просушки маками,
жасминами и розами — на них о. Васой
настаивает «чаи».
— Это мое тут хозяйство, вот утешаемся...
Сладковатый и нежный запах стоял в галерейке.
Темно-красные лепестки маков, переходящие в
черное, и пунцовый пух роз, все истаивало,
истлевало под афонским солнцем, обращалось в
тончайшие как бы тени Божьих созданий, в
полубесплотные души, хранящие, однако, капли
святых благоуханий.
О. Васой вдруг опять весело засмеялся и слегка
присел, вспомнив что-то, его зеленоватые глаза
заискрились.
— Прямо как праздник для меня нынче, уж так вы
меня порадовали, прямо порадовали!
И о. Васой, цветовод и, кажется, пчеловод Руссика,
веселое простое сердце, повел меня в древнюю
башню, главную святыню монастырька, откуда
некогда царевич сербский Савва, впоследствии
прославленный святой, сбросил посланным отца
царские свои одежды, отказавшись возвратиться во
дворец, избрав бесхитростный путь о. Васоя. |