Петр I: pro et contra

О Петре Великом написана огромная литература. Сам царь-реформатор оставил большое эпистолярное наследство, изданное в 13 томах, а также двухтомный сборник законодательных актов и сборник оригинальных и актуальных афоризмов. О нем существует обширная мемуарная литература. Наиболее ценными первоисточниками являются дневник Патрика Гордона, воспоминания видных деятелей петровского времени: князя Б.И. Куракина, первого русского академика А.К. Нартова, вице-канцлера А.И. Остермана, вице-канцлера П.П. Шафирова, генерал-фельдмаршала Б.П. Шереметева и многих других. Среди работ апологетического направления следует отметить фундаментальные труды Ф. Прокоповича, В.Н. Татищева, А.Г.Брикнера, П.О.Бобровского, Ф. Веселаго, М.П. Погодина, И.Г. Устрялова, Е.Ф. Шмурло и других. Среди обличителей следует назвать таких авторов, как Е.В. Анисимов, П. Бартенев, В.О.Ключевский, Н.М. Карамзин, М.И. Семевский, а также писатель К. Валишевский. В современной историографии большую ценность имеют исследования советских историков:
К.В. Базилевича, Л.Г. Бескровного, Я.Е. Водарского, работы известных российских исследователей: Ю.В. Осянникова, Н.И. Павленко, Е.В. Пчелова, А.В. Чунакова, а также видных иностранных ученых: М.С. Андерсона, И. Вольфа, В. Вокерода, Вольтера, С. Грехэма, И. Грея, А. Йонге, Е. Карлсона, К. Керстена, Р.К. Масси, А. Мэхена, Б. Сумнера и других.
Среди выдающихся русских историков, много сделавших для понимания и изучения личности и эпохи Петра I, следует прежде всего назвать Сергея Михайловича Соловьева (1820–1879). В своей капитальной «Истории России» он высоко оценил государственную деятельность первого российского императора. Для Соловьева Петр I – революционер на троне, осуществивший в России революцию, равную по своему значению Французской. Историк доказывал закономерность, взаимосвязанность и последовательность петровских реформ, их обусловленность жизненными потребностями России. Соловьев решительно выступал против славянофильского взгляда, согласно которому реформы Петра означали насильственный разрыв с Древней Русью и насаждение чуждых ей обычаев и нравов. Когда в 1872 г. в Москве состоялись торжества по случаю 200-летия со дня рождения Петра I, Соловьев прочел 12 лекций, вскоре изданных под названием «Публичные чтения о Петре Великом». Первостепенное внимание в них было уделено его реформаторской деятельности. В «Чтениях» в большей мере, чем это было сделано в «Истории России», обращалось внимание на экономическое положение государства. Как и прежде, Соловьев подчеркивал историческую обусловленность петровских реформ: «Необходимость движения на новый лад была создана; обязанности при этом распределялись; народ собрался и поднялся в дорогу; но кого-то ждали; ждали вождя; вождь явился». Этим вождем и был Петр I.
Совершенно иной взгляд на личность Петра и его деятельность представил Иван Лукьянович Солоневич (1891–1953), яркий публицист и глубокий апологет монархии. Биография его была удивительна и неординарна (даже по меркам катастрофичного XX столетия). Он окончил юридический факультет Петроградского университета, работал журналистом, после начала Гражданской войны служил в Белой армии, но не смог вместе с ее частями покинуть Россию. На 17 лет ему пришлось задержаться в сталинской «совдепии». Вначале он профессионально занимался французской борьбой (его брат даже стал в этом виде спорта чемпионом РСФСР) и выступал в цирках, затем работал спортивным журналистом. В 1933 г. его вместе с женой, сыном и братом арестовали при попытке нелегально пересечь советско-финскую границу. Брали беглецов, известных спортсменов, чуть ли не взводом переодетых чекистов. Солоневич получил восемь лет лагерей, но через год ему удалось бежать. В эмиграции вначале он жил в Финляндии и Болгарии, затем обосновался в Германии, где стал основателем народно-монархического движения. С началом Отечественной войны Солоневич вначале делал ставку на нацистов, наивно полагая, что с падением власти большевиков гитлеровцы дадут возможность его движению воссоздать народную монархию в России. Но вместо триумфального возвращения на родину Солоневич оказался в берлинской тюрьме, а потом жил под негласным присмотром гестапо. После окончания войны он поселился в Аргентине, где и умер.
Главная книга Солоневича называется «Народная монархия», в которой целый раздел посвящен Петру I. По своей литературной форме – это памфлет, пожалуй, самое талантливое по публицистическому блеску и полемической находчивости обличение Петра Великого. Петр для Солоневича – источник всех бед России, ибо он, порвав с почвой и традицией Московской Руси, вместо существовавшей ранее народной монархии создал Петербургскую дворянскую империю. Дворянство – это своекорыстное, эгоистичное сословие, оно подчинило себе Церковь, согнуло в бараний рог купечество, поработило крестьянство и отказалось от всех общенациональных долгов, тягот и обязанностей. В перспективе все это вело от петровской революции к революции 1917 г. и от Петра к Сталину. Таковы взгляды Солоневича.
Тексты С. Соловьева и И. Солоневича лучше всего обсудить в классе на обобщающем уроке, который завершает тему «Реформы Петра», устроив диспут. Если у вас возникнут свои методические соображения – как использовать при изучении этой темы тексты Соловьева и Солоневича, напишите нам об этом.

TopList