Петр I: pro et contra
О Петре Великом написана огромная литература.
Сам царь-реформатор оставил большое
эпистолярное наследство, изданное в 13 томах, а
также двухтомный сборник законодательных актов
и сборник оригинальных и актуальных афоризмов. О
нем существует обширная мемуарная литература.
Наиболее ценными первоисточниками являются
дневник Патрика Гордона, воспоминания видных
деятелей петровского времени: князя Б.И. Куракина,
первого русского академика А.К. Нартова, вице-канцлера
А.И. Остермана, вице-канцлера П.П. Шафирова,
генерал-фельдмаршала Б.П. Шереметева и многих
других. Среди работ апологетического
направления следует отметить фундаментальные
труды Ф. Прокоповича, В.Н. Татищева, А.Г.Брикнера, П.О.Бобровского,
Ф. Веселаго, М.П. Погодина, И.Г. Устрялова, Е.Ф.
Шмурло и других. Среди обличителей следует
назвать таких авторов, как Е.В. Анисимов, П.
Бартенев, В.О.Ключевский, Н.М. Карамзин, М.И.
Семевский, а также писатель К. Валишевский. В
современной историографии большую ценность
имеют исследования советских историков:
К.В. Базилевича, Л.Г. Бескровного, Я.Е. Водарского,
работы известных российских исследователей: Ю.В. Осянникова,
Н.И. Павленко, Е.В. Пчелова, А.В. Чунакова, а
также видных иностранных ученых: М.С. Андерсона,
И. Вольфа, В. Вокерода, Вольтера, С. Грехэма,
И. Грея, А. Йонге, Е. Карлсона, К. Керстена,
Р.К. Масси, А. Мэхена, Б. Сумнера и других.
Среди выдающихся русских историков, много
сделавших для понимания и изучения личности и
эпохи Петра I, следует прежде всего назвать
Сергея Михайловича Соловьева (1820–1879). В своей
капитальной «Истории России» он высоко оценил
государственную деятельность первого
российского императора. Для Соловьева Петр I –
революционер на троне, осуществивший в России
революцию, равную по своему значению Французской.
Историк доказывал закономерность,
взаимосвязанность и последовательность
петровских реформ, их обусловленность
жизненными потребностями России. Соловьев
решительно выступал против славянофильского
взгляда, согласно которому реформы Петра
означали насильственный разрыв с Древней Русью и
насаждение чуждых ей обычаев и нравов. Когда в 1872
г. в Москве состоялись торжества по случаю 200-летия
со дня рождения Петра I, Соловьев прочел 12 лекций,
вскоре изданных под названием «Публичные чтения
о Петре Великом». Первостепенное внимание в них
было уделено его реформаторской деятельности. В
«Чтениях» в большей мере, чем это было сделано в
«Истории России», обращалось внимание на
экономическое положение государства. Как и
прежде, Соловьев подчеркивал историческую
обусловленность петровских реформ:
«Необходимость движения на новый лад была
создана; обязанности при этом распределялись;
народ собрался и поднялся в дорогу; но кого-то
ждали; ждали вождя; вождь явился». Этим вождем и
был Петр I.
Совершенно иной взгляд на личность Петра и его
деятельность представил Иван Лукьянович
Солоневич (1891–1953), яркий публицист и глубокий
апологет монархии. Биография его была
удивительна и неординарна (даже по меркам
катастрофичного XX столетия). Он окончил
юридический факультет Петроградского
университета, работал журналистом, после начала
Гражданской войны служил в Белой армии, но не
смог вместе с ее частями покинуть Россию. На 17 лет
ему пришлось задержаться в сталинской
«совдепии». Вначале он профессионально
занимался французской борьбой (его брат даже
стал в этом виде спорта чемпионом РСФСР) и
выступал в цирках, затем работал спортивным
журналистом. В 1933 г. его вместе с женой, сыном и
братом арестовали при попытке нелегально
пересечь советско-финскую границу. Брали
беглецов, известных спортсменов, чуть ли не
взводом переодетых чекистов. Солоневич получил
восемь лет лагерей, но через год ему удалось
бежать. В эмиграции вначале он жил в Финляндии и
Болгарии, затем обосновался в Германии, где стал
основателем народно-монархического движения. С
началом Отечественной войны Солоневич вначале
делал ставку на нацистов, наивно полагая, что с
падением власти большевиков гитлеровцы дадут
возможность его движению воссоздать народную
монархию в России. Но вместо триумфального
возвращения на родину Солоневич оказался в
берлинской тюрьме, а потом жил под негласным
присмотром гестапо. После окончания войны он
поселился в Аргентине, где и умер.
Главная книга Солоневича называется «Народная
монархия», в которой целый раздел посвящен Петру
I. По своей литературной форме – это памфлет,
пожалуй, самое талантливое по публицистическому
блеску и полемической находчивости обличение
Петра Великого. Петр для Солоневича – источник
всех бед России, ибо он, порвав с почвой и
традицией Московской Руси, вместо
существовавшей ранее народной монархии создал
Петербургскую дворянскую империю. Дворянство –
это своекорыстное, эгоистичное сословие, оно
подчинило себе Церковь, согнуло в бараний рог
купечество, поработило крестьянство и
отказалось от всех общенациональных долгов,
тягот и обязанностей. В перспективе все это вело
от петровской революции к революции 1917 г. и от
Петра к Сталину. Таковы взгляды Солоневича.
Тексты С. Соловьева и И. Солоневича лучше всего
обсудить в классе на обобщающем уроке, который
завершает тему «Реформы Петра», устроив диспут.
Если у вас возникнут свои методические
соображения – как использовать при изучении
этой темы тексты Соловьева и Солоневича,
напишите нам об этом. |