Недавно побывал я на
конференции «Старые и новые образы в современных
учебниках истории», организованной немецким
Фондом Фридриха Наумана. Спасибо этому Фонду за
то, что он дает возможность обозреть ландшафт
исторического образования многих стран —
Восточной Европы и бывших республик СССР.
Поневоле задумаешься: в своем ли уме находятся
некоторые авторы школьных учебников, если они
могут утверждать, например, такое: «С первых дней
своего существования это молодое государство (Русь.
— А.С.) проявило свои имперские амбиции,
рассматривая всю территорию Золотой Орды как
свою собственную». Или: «Подкупами, заговорами,
сговорами чужаки (т.е. русские. — А.С.) стремились
внести раздор… Это, в конце концов, привело к
жестокой братоубийственной войне…» Я намеренно
не указываю, откуда взяты цитаты. В том-то и ужас,
что почти везде, во всех странах СНГ школьные
учебники буквально переполнены идеологическими
штампами, фразами, оборотами речи, сеющими
недоверие, неприязнь, а то и откровенную
ненависть к «старшему брату» — России.
Справедливости ради замечу, что и российские
учебники истории далеки в этом смысле от
совершенства. Из всего сказанного и прочитанного
можно сделать вывод: история остается не просто
служанкой, а рабой государственной политики той
или иной страны, выполняя идеологический заказ и
обслуживая интересы политических элит,
находящихся в данное время у власти.
Но можно ли смириться с этим? Слушая доклады
участников конференции, я обратил внимание:
никто из них не уделил внимание учителю. Как
учителя истории доносят всю эту идеологическую
мешанину, изложенную в учебниках, до своих
учеников? Неужели они не понимают всю
вредоносность такой пропаганды? Ни за что не
поверю! Я убежден, что учитель может, отложив в
сторону такие учебники, рассказать детям правду.
Правду о непростых, часто трагических отношениях
между нашими народами. Правду, которая исцеляет,
а не сеет семена ненависти и вражды. Впрочем,
может быть, я неисправимый идеалист?
Алексей САВЕЛЬЕВ,
главный редактор |