Двадцать ответов на двадцать вопросов
Тематические диктанты на уроках истории
Текущий контроль успеваемости
Постоянной проблемой школьного учебного
процесса является текущий контроль успеваемости
учеников. Общепринятых форм для этого четыре:
- Ответ ученика у доски.
- Контрольная работа.
- Самостоятельная работа.
- Тестирование.
Они многократно проверены, надежны и, наверное,
были бы идеальными, но при количестве учащихся в
классе менее десяти. Тогда можно было бы
интенсивно работать с каждым учеником и легко
контролировать приобретенные им знания, умения,
навыки. Но обычно в классе более двадцати
учащихся, и текущий контроль успеваемости
затруднен.
Ответ ученика у доски —
безусловно, самый надежный метод. Но в течение
четверти можно спросить учащегося всего 2—3 раза
(и это хорошо). К тому же есть риск по неудачному
ответу негативно оценивать знание ученика в
целом.
На контрольную работу уходит весь
урок, и она требует много времени для подготовки
и длительной, напряженной проверки.
Самостоятельная работа скорее
выявляет характер ученика, его самоорганизацию и
уровень образования в общем.
Тестирование может показаться
более предпочтительным, но это процесс в
определенной степени механический. Здесь
большую роль играет угадывание, причем из того
объема информации, который ученику предоставлен.
Кроме того, тестирование по истории может
провести и физик, и электрик, и вообще — тот, кому
это поручено. (Именно в таком духе и начиналось
тестирование во Франции в XIX в.) При этом
учебный процесс как бы уплывает из рук учителя.
Между тем постоянный, текущий контроль
успеваемости для любого учителя — залог
уверенного владения учебным процессом.
Исторический диктант
Исходя из вышеизложенного, в гимназии № 1570 г.
Москвы разработана и успешно реализуется новая
методика текущего контроля успеваемости —
тематический диктант. Впервые она была применена
на уроках географии и дала положительные
результаты. В настоящее время тематические
диктанты эффективно используются на уроках
истории.
В кратком изложении методика тематических
диктантов такова:
Подготовка. Учитель истории
готовит диктант по теме. Это, как правило, 20
вопросов и 20 ответов, разделенных на два
варианта. Диктант может быть разработан
самостоятельно или взят в готовом виде.
Проведение. В конце или в иное
время урока (учитель решает в зависимости от
ситуации) объявляется диктант по теме. Ученики
пишут на отдельных листах бумаги только номера
вопросов и ответы на них. Всего на диктант
отводится 10—12 минут.
Проверка. За каждый правильный
ответ ученик получает один балл. Половинчатый
ответ можно оценить в 0,5 балла и т.п. Общая оценка
получается путем суммирования баллов, набранных
учеником. При этом учитель сначала определяет
общий уровень ответов, ориентируясь на низшее и
высшее количество баллов, набранных учениками.
Затем он пропорционально переводит баллы в
систему оценок. Как показывает практика, на
оценку «2» никто диктант не пишет, обычно оценка
находится в пределах от «3» до «5».
Обсуждение. Поскольку такой
диктант имеет соревновательный характер и
ученики живо интересуются его результатами, то
они активно реагируют на предлагаемый учителем
анализ работы.
Раздача работ. Она производится
только в конце урока, иначе даже самые примерные
ученики из листов диктанта начнут сворачивать
самолетики.
Особенности исторических диктантов
|
Первая встреча экспедиции Колумба
с индейцами в Вест-Индии.
1492 г. |
Главной методической особенностью
исторических диктантов является игровой
характер, основанный на «погружении» в изучаемый
исторический период при мысленном, образном
реконструировании исторических событий.
Разумеется, тема должна соответствовать
изучаемому материалу, а вопросы диктанта —
программе, учебнику, рассказу учителя.
В самом диктанте важную роль играет его построение.
Последовательность вопросов должна быть
логичной и одновременно исключать монотонность
восприятия. После зачитывания вопроса учителем у
ученика должна возникнуть некая бодрая эмоция: о!
это легко! ничего себе! как это? ага, перечисли, а
как? и т.п. Поэтому виды вопросов должны быть
последовательно различны. Например, за вопросом
темы «Восстание декабристов»: «Каковы были цели
восставших 14 декабря 1825 г.?» (вопрос трудный, на
умение разбираться в ситуации) — следует вопрос:
«Кто был назначен диктатором восстания?»
(простой вопрос на память).
Так как оптимальным является диктант в два
варианта, то параллельные вопросы вариантов
должны быть однотипны. Например, по теме
«Объединение Италии в XIX в.» вопрос 1 варианта 1:
«Назовите известного русского ученого, географа
и социолога, сражавшегося в рядах гарибальдийцев
в 1860 г.?» (Л.И. Мечников) — должен
подкрепляться такого же рода вопросом варианта 2:
«Назовите известного русского хирурга,
лечившего Дж. Гарибальди, раненного во время
кампании 1862 г.?» (Н.И. Пирогов). Нарушение
этого правила расстраивает весь диктант, так как
ученики справедливо полагают, что условия для
них должны быть одинаковыми.
Виды вопросов
Виды вопросов должны быть различными. Кроме
того, как бы ни строились вопросы, в них
обязательно должно присутствовать либо
вопросительное слово (когда, кто, где и т.д.), либо
указание (назовите, перечислите и т.п.).
Вопрос простой. «Когда и кем было
изобретено книгопечатание в Европе?» Здесь
необходимо всего лишь указать дату и имя. Это
вопрос на память.
Вопрос спортивный. «Какую пищу
главным образом употребляли на Руси в
XIII—XV вв.?» Здесь к памяти необходимо
подключить воображение, да не попасть впросак,
упомянув, например, картофель.
Вопрос на эрудицию. «Что такое
пергамент?» В ответе на этот вопрос необходимо
кратко осветить технологию изготовления
пергамента, что довольно трудно, и объяснить
название, что легче.
Совокупности исторических диктантов
|
Путешествие Александра Гумбольдта
по южноамериканской гилее
1799 г. |
Диктанты могут быть использованы не только
для текущего контроля успеваемости.
Совокупность диктантов по годичному курсу,
например «Тематические диктанты по истории
Отечества XIX в.», приобретает новое качество.
По сути дела, это курс истории, но изложенный
сжато и емко и, что наиболее привлекательно,
требующий (в отличие от учебника) активной формы
восприятия. Самостоятельное усвоение материала,
содержащегося в одном историческом диктанте или
проведенного в форме диалога, мобилизует
мышление и делает это усвоение эффективным и
быстрым.
При этом надо помнить, что тематический диктант
— это не просто десять задач, ответы на которые
«см. в конце задачника». Тематический диктант
это: 20 вопросов в 2 варианта + 20 ответов в
2 варианта + + качественная их сумма. При
подаче тематического диктанта в письменном виде
и вопросы, и ответы должны располагаться на одном
развороте. Дело в том, что уже само прочтение пары
«вопрос—ответ» требует больших усилий, чем
простое чтение.
Тем же, кто хочет проверить себя, никто не
запрещает закрыть ответ или, наоборот, вопрос, с
тем, чтобы самому их сформулировать. По сути дела,
курс истории в тематических диктантах —
параллельный повествовательному — пробуждает
иные причины интереса к истории — вызывает
желание соревноваться и дискутировать.
Исторический диктант
Великие географические открытия и
колониальные захваты конца XV — начала XVI в.
Вопросы
Вариант 1
1. Какую роль в Великих географических
открытиях сыграло золото?
2. Назовите португальского мореплавателя,
впервые в 1488 г. обогнувшего Африку с юга.
3. Сколько дней продолжалось первое плавание
Христофора Колумба к берегам Америки?
4. Кто в 1519 г. возглавил первую кругосветную
экспедицию? Сколько человек было в ее составе?
5. С какой целью и представители каких слоев
населения отправлялись в колониальные
экспедиции?
6. Какую страну покорил Эрнандо Кортес во
главе отряда в 400 человек в 1519 г.?
7. Какую вредную привычку передали европейцы
американским индейцам?
8. Для какой работы понадобились рабы
испанским колонизаторам в Америке?
9. На каком американском острове к середине
XVI в. колонизаторы полностью истребили местное
население?
10. Что такое мануфактура?
Вариант 2
1. Какую роль в Великих географических
открытиях сыграли пошлины?
2. Назовите португальского мореплавателя,
впервые достигшего юга Азии морским путем в
1498 г.
3. Сколько всего плаваний к берегам Америки
совершил Христофор Колумб?
4. Кто в 1522 г. возглавил первую кругосветную
экспедицию, вернувшуюся домой? Сколько человек
осталось в ее составе?
5. С какой целью европейцы стремились достичь
мест, богатых разнообразными пряностями?
6. Какую страну в 1534 г. покорил Франсиско
Писарро во главе отряда в 200 человек?
7. Какую вредную привычку передали
американские индейцы европейцам?
8. Почему в качестве рабов в Америке
использовались негры из Африки?
9. Какой европейский город стал к середине
XVI в. центром мировой торговли?
10. Кто такие наемные рабочие?
Ответы
Вариант 1
1. Европейцам нечего было предложить
восточным купцам за товары, кроме золота (а также
серебра). Истощение запасов золота в Европе
вызвало к жизни экспедиции для его поисков.
2. Бартоломеу Диаш.
3. 70 дней.
4. Фернандо Магеллан. 265 человек.
5. С целью наживы — купцы; грабежа — солдаты;
распространения христианства — священники.
6. Империю ацтеков (на территории современной
Мексики).
7. Пьянство.
8. Для работы на плантациях, на которых
производились для Европы колониальные товары:
табак, хлопок, сахарный тростник и т.п.
9. На о. Куба.
10. Это большое предприятие, на котором применялся
главным образом ручной труд наемных рабочих.
Вариант 2
1. За восточные товары (ткани, пряности и т.д.)
европейцы платили в 8—10 раз больше
первоначальной цены, вследствие взимания с
купцов пошлин при пересечении границ. Европейцы
стали искать прямые пути в страны, производящие
эти товары.
2. Васко да Гама.
3. Три плавания.
4. Хуан Себастьян эль Кано. 18 человек.
5. Условия жизни в Европе были крайне нездоровыми,
гигиена отсутствовала. Пряности использовались
в лечебно-профилактических целях.
6. Империю инков (на территории современного
Перу).
7. Курение табака.
8. Индейцы предпочитали смерть неволе на своей
земле. Африканцы, привезенные на чужую
землю, — работали.
9. Антверпен.
10. Это лично свободные работники, которые
работали на мануфактурах по найму, выполняя не
всю работу, а каждый рабочий отдельную операцию.
В.И. ЕВДОКИМОВ,
С.П. РУБИНСКАЯ |