Что сделают с подростком товарищи, если он
будет хвастаться своим мобильником? Понятно… А
как поступят подруги школьницы, если та станет
превозноситься своими украшениями? Тоже понятно.
А что будет, если кто-либо будет кичиться своей
историей, своим прошлым, достижениями своего
народа? Может случиться все, вплоть до
развязывания войны.
Впрочем, та самая история, которая может
послужить яблоком раздора, дает много примеров
такого исхода событий.
Недавно я стал свидетелем одного разговора.
Высокоинтеллектуальные люди рассуждали о том,
следует ли современному образованному человеку
гордиться историей своей страны. Несколько
спорщиков утверждали, что подобные чувства –
атавизм, который нужно всячески выкорчевывать и
уничтожать. Требуется не слепая гордость, а
критическое мышление, способное различить, где
правда, а где ложь, где были подлинные герои, а где
действовали тираны и мерзавцы. И вообще, история
России дает мало примеров первых, зато последних
хоть отбавляй.
Спору нет, слепая гордость – плохой советчик в
любых ситуациях, тем более в оценках и суждениях
по поводу прошлого. Здесь действительно нужен
холодный ум, трезвое мышление и точные знания.
Недаром древнеримский историк Тацит изрек свое
знаменитое «Без гнева и пристрастия». Но вот о
том, что у нас мало героев…
У Алексея Константиновича Толстого есть баллада
о скачущем сквозь лес витязе. К нему сзади на
седло падают старые грехи России – «виґны». Вина
Смуты, деспотизма власти и народных мятежей. В
итоге на него столько наваливается, что он не
может сдвинуться с места. Этот всадник – образ
России. Но это только одна сторона правды. Другая
– и главная – состоит в том, что наше прошлое
содержит и спасительные начала. Нам были даны на
всем протяжении исторического пути России
великие откровения и прозрения, выстраданные
отечественными гениями, наиболее духовно
зрелыми и одаренными людьми. По сути, это некие
духовные лекарства, каждое из которых
предназначено для избавления от конкретного
исторического греха. Использовать эти лекарства
для нашего духовного выздоровления – это и
значит совершить работу национального
самопознания.
Может ли стоять в стороне от этой работы учитель
истории? Не гордыня, а служение своему призванию,
не мессианство, а миссия, не пристрастность, а
чувство собственного достоинства – вот путь
современного учителя, наш путь.
Алексей САВЕЛЬЕВ,
главный редактор |