КУЛЬТУРА И
ИСКУССТВО |
ДРЕВНЕГО
ЕГИПТА |
Конец октября — начало ноября по
традиционной программе курса «История Древнего
мира» — время повторительно-обобщающих уроков
по теме «Древний Египет». Может быть, именно
тогда можно попробовать впервые познакомить
школьников с полезными Интернет-ресурсами. Тем
более, что в распоряжении учителя есть
замечательный сайт: Культура и искусство
Древнего Египта (http://www.kemet.ru).
Дополнительный колорит сайту придает и то
обстоятельство, что его создатель — Владимир
Николаевич Ларченко — не профессиональный
историк, а специалист в области информационных
технологий. Что же касается Древнего Египта, то,
как пишет сам автор, история — его «давнее
увлечение». Сайт этот сделан просто потому, что
хочется поделиться той информацией, которой он
располагает, с теми людьми, которым это тоже
небезразлично. Единственная корысть
Ларченко — в ответ получить ту информацию,
которой у него пока нет.
Путешествие по сайту начнем с раздела Карта
Египта. Собственно говоря, карт в этом разделе
представлено много. Во-первых, это — Карта
Древнего Египта с обозначением территорий
страны в различные периоды развития. Несложная
легенда карты позволяет провести интересный
сравнительный анализ. Во-вторых, это — Коллекция
старинных карт, в которой представлены
картографические материалы, связанные с Египтом
и его городами. Конечно, в Интернете много
подобных карт. Но автор старался подобрать
только лучшее — с чем действительно можно
работать, а не просто смотреть на красивые
картинки с непонятными названиями... И, наконец, в
третьих, — гордость раздела — Интерактивная
карта Древнего Египта. Пользоваться такой
картой, действительно, очень просто: практически
каждая надпись на ней представляет собой ссылку
на обзор по выбранному месту и(или) подборку
ресурсов, которыми располагает данный сайт
относительно выбранной ссылки. Есть на сайте и
более точные карты, рассчитанные на довольно
серьезную исследовательскую работу.
В рубрике Хронология можно найти информацию
по периодам правления фараонов от 3000 г. до н.э.
практически до начала н.э. Также в рубрике
представлены основные исторические события,
письменные источники и памятники материальной
культуры, связанные со временем правления
определенных фараонов. Для того чтобы
ознакомиться с хронологией, используйте
навигационную шкалу времени. Кликнув в
определенном промежутке шкалы, вы попадете на
страницу, освещающую данный период...
Рубрика Книжная полка целиком посвящена
русскоязычным книгам египетской тематики. Здесь
находятся полные тексты книг, анонсы, описания...
Помимо возможности бесплатно прочитать ту или
иную книгу, есть и возможность найти
Интернет-магазин, в котором можно купить
интересующую книгу. Разделы Библиотека и Анонсы
книг позволяют определиться в предпочтениях,
после чего вы будете знать конкретно, книги каких
авторов стоит покупать, а какие не стоят
внимания... Также есть небольшой список
видеокассет и компакт-дисков. Кстати, в
«Библиотеке» наряду с классическими и регулярно
переиздаваемыми в последние годы книгами («Боги,
гробницы, ученые» К.В. Керама,
«Древнеегипетские мифы» М.Э. Матье, «Египет
Рамсесов» П. Монтэ) можно найти и поистине
раритетные («Древнейший Египет» З.A. Рогозина
— С.-Петербург, 1904; «Очерки современного Египта»
С. Самойловичъ — С.-Петербургъ, 1874; «Первые уроки
истории» П. Мельгунов — Москва, 1887).
В рубрике Статьи из газет и журналов собраны
рефераты, доклады, статьи на древнеегипетские
темы из всевозможных журналов, альманахов, газет.
Источниками для заполнения этой рубрики стали
материалы журналов «GEO», «Вестник древней
истории», «Вокруг света», «Курьер ЮНЕСКО», «Новый
Акрополь» и других.
Рубрика Новости и сплетни... является
сборником текущей информации по египтологии. Она
регулярно обновлялась до конца 2001 г., после чего
была упразднена. Дело в том, что еще одна подобная
рубрика появилась на сайте Ассоциации по
изучению Древнего Египта «MAAT», которая
публиковала новости на порядок лучше и под
присмотром специалистов-египтологов.
В разделе Переводы древних текстов даны
источники по всем основным периодам истории
Египта: надписи из гробниц вельмож Древнего
Царства, литературные памятники Среднего
Царства, восхваления богов и фараонов Нового
Царства, сообщения античных авторов, отражающие
религиозные верования египтян позднего периода
и многое другое. Здесь и «Гимн Осирису», и
древнеегипетская «Книга Мертвых», и «Надпись
Тутанхамона», и «Красноречивый поселянин».
Разобраться в литературе и источниках школьнику,
да и учителю, поможет Древнеегипетский словарь.
Словарь основан на выписке справочных данных из
энциклопедического словаря «Древний мир» —
многолетнего труда известного писателя
В.Д.Гладко, автора многих книг, в том числе и
исторических романов. Но этим роль словаря не
ограничивается. Дальнейшая его судьба —
постоянное пополнение данными из всевозможных
источников. Все дополнительные ссылки
указываются в нижней части каждой страницы
словаря... Разнообразие в уроки смогут внести Видеоматериалы.
Каждый видеоролик представляет собой видеофайл
формата AVI или MPG, упакованный архиватором WinZIP. По
каждому представленному ролику прилагается
информация: формат (AVI или MPG), год создания, размер
архива, язык озвучания ролика (ENG или РУС) и
продолжительность демонстрации (которая редко
превышает одну минуту). Что же касается раскрытых
тем, то здесь «Вскрытие гробницы Тутанхамона
Г. Картером», «Пирамиды Гизы и Саккары»,
«Обработка и изготовление папирусов»,
«Изготовление глиняных кирпичей»,
многочисленные ролики о животных долины Нила, о
самой реке и храмовых комплексах. Здесь же и
ролик «О мумифицировании кошек и других
животных». Дополнительный эффект присутствия
дают и проекты рубрики Виртуальная экскурсия.
При помощи мыши, не выходя из дома, можно
посетить, в частности, храм в Абу-Симбеле или
побывать в знаменитой гробнице Тутанхамона. 3D
(т.е. объемные) картинки: экспонаты музеев,
панорамы египетских городов, храмов и другие
достопримечательности — можно увидеть в QuickTime
галерее. Галерея собрана по разным уголкам
всемирной паутины. Источник каждого экспоната
или панорамы указан рядом с картинкой.
Вообще сайт Kemet создает поистине уникальные
возможности для интегрированных (история + + МХК)
уроков. В первую очередь это касается рубрики Виртуальный
музей. Здесь собрано около 250 экспонатов из 9
известнейших музеев мира. Очень высокого
изобразительного качества материалы позволят
детально рассмотреть сокровища московского
Государственного музея изобразительных
искусств имени А.С. Пушкина, Государственного
Эрмитажа в Санкт-Петербурге, Египетского музея в
Каире, парижского Лувра, The Metropolitan Museum of Art, а
подробные справочные тексты еще раз напомнят о
канонах древнеегипетского искусства.
В рубрике Фотогалерея — фотографии
памятников, храмов, статуй... Они помогут кому-то
вспомнить свою поездку, кому-то получить
некоторое представление о том, как на самом деле
выглядят памятники, пирамиды, современные
египтяне и многое-многое другое. Практически все
снимки, представленные в Архиве Египетской
фотохроники, сделаны путешественниками из
Европы и Америки еще до середины XX в., до
постройки Ассуанской плотины и засилья туристов
со всего мира. По этим причинам все снимки —
черно-белые, но, поверьте, красоты и некоего
магнетизма от этого в них не стало меньше.
Египет глазами художников представлен в
галереях Д. Робертса и А. Львовой. В
первой — обзор жизни известного художника и его
знаменитые коллекции рисунков Каира, Египта и
Нубии. Всего на сайте 117 его лучших работ...
Галерея А. Львовой состоит из 28 акварелей. Все
рисунки были сделаны в Египте в 1908 г. Акварели
сканированы с репродукций, воспроизведенных
фирмой Adam & Charles Black в Лондоне в 1911 г.
И наконец, последняя рубрика Коллекция
программ, в которой представлены
разнообразные варианты обработки
иероглифических текстов, иероглифические шрифты
и даже иероглифический редактор. Здесь же —
познавательная программа, содержащая уникальную
запись звука древнеегипетской трубы, которая
была найдена в захоронении фараона Тутанхамона.
Но самый большой интерес в работе со школьниками
могут вызвать программы, имитирующие
древнеегипетские настольные игры. Исторически
точные (несмотря на утерянные египетские
названия), с полноцветной графикой и большим
количеством звуков, они не оставляют никого
равнодушным.
Представленные на сайте материалы могут найти
различное применение: на лекционном занятии с
использованием изобразительного и видеоряда в
качестве иллюстраций, на практическом занятии
(самостоятельном или групповом) по изучению
различного исторического материала с
последующим обсуждением результатов, в работе
исторического кружка или для самообразования
под руководством родителей... Вариантов,
действительно, множество. При этом следует
учитывать высокую оптимизацию сайта,
позволяющую использовать его материалы даже при
низком качестве связи.
Александр ДРАХЛЕР,
редактор Интернет-проекта
«СОМ — в помощь учителю»
http://som.fio.ru,
сетевой методист Московского центра
Интернет-образования
по общественным дисциплинам
DrakhlerAB@fio.ru |