Прочувствовать атмосферу эпохи...Учебные фильмы на уроках
|
Царь Михаил Федорович |
В классе, где преобладают слабоуспевающие
учащиеся, целесообразнее совместить просмотр
фрагментов фильма с работой над текстом
учебника. В таком случае урок можно отнести к
комбинированному типу, так как в нем будут
представлены все необходимые звенья: проверка
домашнего задания, объяснение нового материала,
закрепление, разъяснение домашнего задания на
следующий урок.
При проверке домашнего задания необходимо
учитывать то, что наиболее эффективен плавный
переход к новой теме. Если работа ведется по
учебнику А.А. Данилова и Л.Г. Косулиной, то
темой предыдущего урока является Смутное время.
В учебном фильме рассказывается о причинах
Смутного времени, о негативных последствиях
этого исторического периода для экономики и
хозяйства России. Таким образом, учитель в
дополнение к уже изученному материалу может в
начале урока поставить перед учащимися вопросы,
на которые они должны письменно ответить после
просмотра фрагмента фильма. Вопросы могут быть
следующими:
1. Назовите причины Смутного времени.
2. Какие страны участвовали в захвате и разграблении России в период Смутного времени?
3. Кто возглавлял Второе ополчение?
4. Кто такая Марина Мнишек?
5. Кто такой Василий Шуйский?
Шествие по Соборной площади
|
Вопросов может быть и больше, а вот ответы на
них должны быть предельно краткими. Проверив
домашнее задание, учитель переходит к объяснению
новой темы. Кратко разъясняются причины, по
которым Земский собор 1613 г. выбрал из числа
нескольких претендентов на царский трон
шестнадцатилетнего Михаила Романова,
рассказывается о роли патриарха Филарета в
управлении государством, об ослаблении функций
Земского собора и Боярской думы. Таким образом
учитель раскрывает внутреннюю политику первого
царя из династии Романовых.
Имея первичные представления о Михаиле Романове
и его политике, учащиеся углубляют свои знания
при просмотре оставшихся частей фильма,
посвященных истории рода Романовых, его связи с
династией Рюриковичей. Ребята видят портреты
царя Михаила, его родителей: инокини Марфы и
патриарха Филарета.
Перед началом просмотра фрагментов фильма
учащимся предлагаются следующие вопросы:
1. Кто был основателем рода Романовых?
2. Каковы родственные связи Романовых с Рюриковичами?
3. Кто такая инокиня Марфа?
4. Какую роль она играла в управлении Россией?
5. Кто такой Филарет? При каких обстоятельствах он был пострижен в монашество?
6. Что можно сказать о личности царя Михаила? Почему именно его избрали правителем России на Земском соборе 1613 г.?
7. Что можно сказать о внутренней политике царя Михаила Федоровича?
Заключительным этапом урока будет закрепление изученного материала – ответы учащихся на поставленные вопросы.
В классе с преобладанием хорошо успевающих
учеников роль учителя – координирующая.
В начале урока учитель просит учащихся списать с
классной доски заранее подготовленные задания и
вопросы и предупреждает, что ответы на них должны
быть развернутыми:
1. Сравните последствия опричнины и Смутного времени для экономики и хозяйства России.
2. Каким образом к власти пришла династия Романовых?
3. В чем заключалась внутренняя и внешняя политика царя Михаила Романова?
Вопросы необходимо подобрать так, чтобы часть ответов была уже известна учащимся по предыдущему уроку, а часть – из учебного фильма. После просмотра учитель дает 10 минут на выполнение письменной работы. На этом урок заканчивается, а на следующем целесообразно провести обсуждение письменных ответов учащихся для закрепления пройденной темы.
Екатерина II,
|
При изучении истории России в 7-м классе
можно также использовать учебный фильм
«Император Павел I».
Необходимо отметить, что изучение внешней и
внутренней политики Павла I, как правило, не
создает особых проблем у учащихся. Но вместе с
тем весь материал о Павле I часто сводится лишь к
рассказу о его вражде со своей матерью-царицей, о
его непредсказуемом характере и т.д. В
предлагаемой видеоленте раскрываются
психологические мотивы трагедии «русского
Гамлета», подробно освещается внутренняя
политика императора (ограничение дворянских
прав и привилегий, отстранение от власти
сподвижников Екатерины II, изменение порядка
престолонаследия, некоторое улучшение положения
крепостных крестьян), также рассмотрены причины
заговора 11 марта 1801 г. Перед учащимися ставятся
вопросы, на которые они смогут ответить уже на
данном уроке:
1. Как сформировалась личность Павла I?
2. Почему Павел I настроил против себя дворян?
3. Каким было положение крестьян при Павле I?
Проведение уроков с применением учебных картин
способствует повышению мотивации у учащихся, что
труднее сделать при репродуктивном методе. Это
особенно важно в 7-м классе, где, как показывает
опыт, мотивация к предмету, к учебной
деятельности в целом начинает постепенно
снижаться.
Нужно отметить, что чрезмерное увлечение одними
учебными фильмами не приведет к положительному
результату. Лишь при использовании различных
видов ТСО (работе с учебником, дидактическими
карточками-заданиями, контурными картами и т.д.)
достигается положительный эффект. Еще в 1978 г.
известный методист Н.Г. Дайри говорил о том,
что «экранная наглядность прекрасна, но она
мелькнет и исчезнет. Она не заменяет наглядности
стабильной, которую можно рассматривать
многократно и заблаговременно». Важно учитывать
и общую подготовку класса к таким
самостоятельным формам работы, как просмотр и
анализ учебного фильма.
Марат САФАРОВ,
учитель истории школы № 1691,
Москва